1.3. ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Обоснование инвестиций является предпроектным и предплановым документом, подлежит экспертизе и утверждению в установленном по­рядке, материалы его направляются в органы исполнительной власти для оформления акта выбора земельного участка. Он может использо­ваться также для опросов общественного мнения о возможности стро­ительства объекта, для разработки бизнес-планов на получение бан­ковских кредитов и других целей. В соответствии с действующими нормативными документами обоснование инвестиций содержит следу­ющие разделы:

1. Исходные данные: цель инвестирования, характеристика объек­та, имеющиеся материалы инженерных и экономических изысканий, сведения о необходимых ресурсах.

2. Мощность предприятия, номенклатура продукции: номенклатура и объемы производства основной и попутной продукции, обоснование производственной мощности исходя из анализа перспективной потреб­ности в продукции предприятия и возможности ее сбыта на внутрен­нем или внешнем рынках.

3. Основные технологические решения: выбор технологии производ­ства, ее краткая характеристика, источники и порядок приобретения технологического оборудования, производственно-технологическая струк­тура и состав предприятия.

4. Обеспечение предприятия ресурсами: годовая потребность пред­приятия в необходимых ресурсах (сырье, материалах, воде, топливе, энергии, полуфабрикатах, комплектующих и др.), обоснование источ­ников и условий получения ресурсов, затрат на их приобретение.

5. Место размещения предприятия: обоснование выбора места раз­мещения с учетом экономических, социальных и экологических фак­торов, характеристика места размещения, схемы ситуационного и ге­нерального планов предприятия.

6. Основные строительные решения: принципиальные объемно — планировочные решения, параметры основных зданий и сооружений, сроки и очередность строительства, потребность в строительных ма­териалах, решения по энергосбережению, тепло-, водоснабжению, ка­нализации и др.;

7. Оценка воздействия на окружающую среду.

8. Кадры и социальное развитие: потребность в трудовых ресурсах по категориям работников, источники ее удовлетворения, предложения по обеспечению работников жильем, по созданию социально-бытовых условий.

9. Эффективность инвестиций: рассчитываются две группы пока­зателей, характеризующих ожидаемую эффективность проекта с точки зрения интересов предпринимателя (коммерческая эффективность) и с позиций национальной экономики (общественная социально-экономи­ческая эффективность).

10. Выводы и предложения: общие выводы о технической возмож­ности и экономической целесообразности инвестиций, основные тех — нико-экономические и финансовые показатели объекта, рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации объекта, проведе­нию необходимых исследований и изысканий, план-график осуществ­ления инвестиционного проекта.

На основе обоснования инвестиций может составляться бизнес — план инвестиционного проекта. Содержание его соответствует обосно­ванию инвестиций, но усиливается внимание к финансовой стороне, к разработке инвестиционной политики, обеспечивающей максимальную коммерческую эффективность проекта. При отсутствии единого нор­мативного документа, регламентирующего состав и порядок разработ­ки бизнес-планов, в экономической литературе имеется большое число методических разработок как отечественных, так и зарубежных, опре­деляющих подходы к подготовке и представлению бизнес-планов ин­вестиционных проектов различной направленности в разных отраслях экономики. Несмотря на некоторые различия, структура бизнес-пла­нов в целом и отдельных их разделов в основном однотипна и может быть представлена в следующем виде:

1. Титульный лист: название и адрес предприятия, сведения о ру­ководителях и учредителях, суть проекта, его стоимость, источники средств.

2. Меморандум о конфиденциальности.

3. Резюме: доказательства выгодности проекта, его реклама.

4. Анализ рынка сбыта: динамика продаж товара, аналоги продук­та, потенциальные конкуренты.

5. Существо предлагаемого проекта: описание продукции или ус­луг, их преимуществ, аргументы успеха проекта.

6. Производственный план: технология производства, потребность в оборудовании, сырье и материалах, условия их поставки и цена, се­бестоимость продукции, обеспечение экологической и технической безопасности.

7. План маркетинга: конечные потребители, характер спроса, осо­бенности сегмента рынка сбыта, стратегия конкуренции и цен, органи­зация сбыта, рекламная кампания;

8. Организационный план: форма собственности, организационно — правовая форма, организационная схема управления предприятием;

9. Финансовый план: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат за период реализации проекта, балансовый план, источники средств, стратегия (схема) финансирования.

Основное назначение бизнес-плана на стадии проектирования за­ключается в выработке реалистической концепции осуществления ин­вестиционных проектов на основе тщательного анализа всех сторон предстоящей деятельности и обоснования ее реализуемости соответ­ствующими расчетами.



.