План города Джайпура — XVIII век*

ООТЦЕСТВЛЕЯИОГО ПО ПЛАНУ ДРЕВНЕГО ГОР. АИОАХИЯ

Планировочные схемы городов и поселений, рекомендуемые в древних текстах

Шильпашастра

Радиально-кольцевая система в планах городов Индии не встречается, но, как видно, рекомендуется в теоретических работах.

Тип небольшого населенного пункта, подходящего для отдельной резиденции, или же для местожительства людей престарелого возраста, или людей, ищущих уединения[26], называется «Дандака». Для этого вида поселений рекомендуется прямоугольный план с наиболее распростра­ненным соотношением сторон — 1 : 2. В таких пропорциях был выдер­жан древнейший город Дварха (X в. до н. э.), город Айодхия был более вытянут в длину, превышающую ширину в 4 раза.

Планировочная схема «Нандиварта» предназначалась для столицы. О численности населения подобного города можно судить по числу проживающих в нем браминов. Оно колебалось от 50 до 4 тыс. чело­век. Прямоугольный план поселения этого типа принципиально отли­чается от типа «Дандака». Если по последнему в центре поселения предполагалось сосредоточить ремесленные и торговые предприятия вместе с жильем, а на периферии разместить жилые резиденции и пар­ки, то в городе типа «Нандиварта» создается обратная картина — вся деловая жизнь рассредоточивается по окраинам города, а к центру приближаются менее населенные кварталы с жилыми зданиями, рези­денциями. Центральное же пространство города остается свободным от застройки и обычно занято садами и парками. В данном случае ин­дийские зодчие исходили из практических соображений, учитывая, что небольшой населенный пункт типа «Дандака» лишен экономических предпосылок будущего расширения, в то время как в планировке крупного города типа «Нандиварта» такие возможности должны быть обязательно учтены, но так, чтобы жители терпели наименьшие не­удобства и материальный ущерб.

Для преуспевания города считалось благоприятным его расшире­ние в восточном или южном направлении.

Мало чем отличаются от типа «Нандиварта» планировочные схемы «Сарватобхадра» и «Свастика». Число участков, на которые делится территория, составляет в «Нандиварта» 81, в других — 64 или 49. Каж­дый участок выдержан в пропорциях 1 : 2. В селении типа «Свастика», предназначенном для правительственной резиденции, улицы должны образовать в плане форму мистического креста — свастики.

Во всех этих случаях рекомендуется культовые и общественные здания: храмы, гостиницы, игорные и публичные дома размещать не в центре, а по окраинам города.

«Манасара» приводит 8 типов укрепленных городов и 8 типов кре­постей. Так, например, городской тип «Патана» рассчитан на крупный портовый город, хорошо защищенный оборонными стенами и рвами, способный принять заморских купцов, имеющий большой торговый центр с крытыми рынками и складами для ценных товаров (как шелк, камфора), торговыми рядами, постоялыми дворами и гостиницами и другими зданиями общественного назначения.

«Раджахания-нагара» — крупный столичный город с царской или императорской резиденцией, обязательно располагался на берегу реки или моря.

«Кевала-нагара» — обычный город без правительственных учреж­дений. Город окружен стенами с главными воротами, ориентированны­ми по четырем странам света, с надвратными башнями — гопурам и сторожевыми будками. В городе много рынков, торговых рядов, хра­мов.

«Пура» — город с торговым центром и множеством храмоз, насе­ленный разного рода людьми, имеющий цветущие сады, парки и ого­роды.

«Кхарвата» — город окруженный пастбищами. «Кхета» — поселок для рабочих и слуг, расположенный поблизости реки или гор, защищен­ный высокими стенами. Город, размещенный между городами типа «кхарвата» и «кхета», называется Кубжака.

В тексте «Манасара» нет четкого разграничения между крепостью и укрепленным городом. Так, например, к типу крепости «Самзидха» принадлежит укрепленный поселок с резиденцией для браминов, на­ходящийся недалеко от большой деревни с прилегающими к ней ма­ленькими деревушками Крепость типа «Самвидха» с резиденцией ма­хараджи (князя) в центре называется колака. «Стхания» — это целая си­стема укреплений и оборонных стен, имеющая стратегическое значение. Она охватывает целую область или район, в которую входит постоян­ное место правительственной резиденции. Крепость «Сибира» — это город лагерного типа, в котором размещаются не меньше 10 тыс. «сильных солдат», мобилизованных правителем для выполнения трудо­вых обязанностей. Крепость «Дрона» должна быть расположена в оживленном месте торговли на берегу реки, впадающей в море. «Скандхвара» — крепость с дворцами и резиденциями для военных (кшатриев), окруженная садами, спускающимися к реке террасами. Тот же тип крепости с населением, включающим браминов и вайсия, будет называться Кхери.

Крепости в строгом значении этого слова разделяются по роду укреплений и месту расположения. «Горная» крепость — это та, что рас­положена на вершине горы, или поблизости, или в долине, окружен­ной горами. «Водная» крепость — это та, что занимает островное по-

Джодхпур. Штат Раджастхан. Дворцово-крепостной ансамбль XI—XVI вв.

Лсжение. «Глиняная» крепость должна быть недоступна для врага и соединена с пещерами, высеченными в скалах. «Лесная крепость» имеет подземное водное сообщение и высоко расположенные входы. «Пе­редвижная» [27] крепость — это место заключенных, изолированное от деревни, расположенное вдали от реки и леса. «Божественная» кре-

Буквально в переводе крепость — колесница.

Пость — это та, с которой можно сбрасывать камни в наступающего врага со смертельной силой. Крепость «Мисра» принадлежит к смешан­ному типу. Все крепости должны быть окружены рвами, земляными валами и оборонными стенами с хорошо защищенными воротами. Сте­ны могут быть построены из кирпича, камня и других материалов и иметь высоту не меньше 5 м.

Расположение храмов1 в населенных пунктах и их количество уста­навливались в зависимости от характера и размеров города, а также соответственно тому, каким богам посвящались храмы. На главных ули­цах сооружались храмы, посвященные главным богам, например Шиве и Вишну, храм богини науки и искусства Сарасвати размещался побли­зости от научного центра и учебных заведений. Храм кровожадной бо­гини Кали, которой приносились иногда человеческие жертвы, рекомен­довалось выносить за пределы города. С течением времени с измене­нием социально-экономических отношений в эпоху феодализма значе­ние храма и его положение в городе меняется. Постепенно храм из отдельного объема превращается в целый комплекс сооружений раз­личного назначения, окружается крепостными стенами, имеющими оборонное значение, и становится в городе в период расцвета феодализ­ма центром общественной жизни. Подобным примером в градострои­тельстве может служить Канчипурам, унаследованный ранним средне­вековьем от древности, один из семи священных городов, упоминаемых индусами в ежедневных молитвах. Этот древнейший религиозный центр, бывший в первых веках до н. э. оплотом буддизма, не сохранил памят­ников, связанных с этой религией, также не уцелели какие-либо свет­ские постройки от того времени, когда Канчипурам был столицей Пал — лавского государства. Канчипурам — это город храмов. В течение VI— XVII вв. город развивался в результате вновь сооружавшихся оборонных стен вокруг старых храмовых комплексов с возраставшими каждый раз по величине новыми надвратными башнями—гопурам. Внутри за стенами строились торговые ряды, мастерские, склады и все другие необходимые в жизни обычного города предприятия и здания, но цент­ром прдолжали оставаться храмовые сооружения. Вся городская жизнь не выходила из-под контроля брахманских жрецов и главного владыки — феодала.

1 В тексте «Манасара» говорится о храмах и божествах брахманской религии, в первую очередь, буддийской и джайнской — в последнюю. Главным богом признается Шива. Этим самым как бы подтверждается предположение, что текст «Манасара» был составлен в Южной Индии, после того как утвердился там индуизм.

Глава III



.