148 Часть II. Архитектурная свегпология

Рис. 4.52. Одноламповые консольные закрытые улич* ные светильники

А — с НЛВД; б — с лампой ДРЛ или МГЛ; в — разрез све­тильника; г — светильник с натриевой лампой низкого давления (НЛНД); д — кривая распределения силы света в двух плоскостях (Л—В и С— I)); / — зеркальный отража­тель из алюминия; 2 — пуско- регулирующая аппаратура (ПРА); 3 — узел крепления светильника к консоли; 4 — прозрачный или рифленый колпак (светопреломлятель)

Г)

Д)

270

300

А

И

В


Глава 4. Архитектурное освещение 149

Ж


Рис. 4.53. Закрытый улич~ ный светильник с ИЛНД. Полосатая желто — черная маска устанавлива­ется в светильниках на пешеходных переходах

ФЛ. Райт. Сложились целые школы, определившие на десятилетия стиль светильников и освещения, например Баухауз (20—30-е гг.) или современ­ная скандинавская школа, развиваю­щая эстетику функционализма. В на­ши дни на мировом рынке светильни­ков лидируют итальянские дизайнеры. На примере освещения станций мос­ковского метро можно проследить по­лувековую эволюцию формы и стиля светильников с лампами накаливания, люминесцентными и ДРЛ и с не всегда удачными попытками замены одних типов ламп другими.

1 — корпус с отражателем;

2 — светопреломлятель; 3 — узел крепления к консоли

При проектировании осветитель­ных установок выбор средств и при­емов освещения по архитектурным со­ображениям подчиняется одному из следующих принципов:

Скрытое расположение осветитель­ных приборов и возможно более ней­тральное по отношению к окружению решение конструктивных элементов осветительной установки в целях кон­центрации внимания человека на ос­вещаемых объектах;

Открытое расположение освети­тельных устройств, когда они стано­вятся необходимыми, полноправными элементами архитектурного ансамбля,, при этом их конструктивное решение получает соответствующую художест­венную трактовку.

В связи с этим можно выделить четыре группы осветительных уст­ройств по их функционально-компози­ционной роли в ансамбле:

Серийные светильники для общего освещения пространств и объектов, не претендующие на заметную компози­ционную роль в ансамбле;

150 Часть II. Архитектурная светология


А)



Киев дома из сип панелей.