180 Часть П. Архитектурная светология

Примерами могут служить светопанорамы набережных Петербурга и Будапешта, Лондона и Риги, световые перспективы Невского проспекта и Елисейских полей, наблюдаемые пешеходом, или

Световые планы Тбилиси, Москвы, Парижа, Афин, Кейптауна с высоты птичьего полета — с горы или с высотного сооружения.

Ансамблевый масштаб, являющийся проме­жуточным между ландшафтным и камерным, оп­ределяет условия восприятия архитектурных ком­плексов со средних дистанций наблюдения при движении с небольшой скоростью в автомобиле или пешком, когда контакты человека с этими ком­плексами все еще опосредованы, а оценка их свя­зана с прочтением особенностей объемно-про­странственного построения светового ансамбля, с выявлением наиболее существенных объектов, ха­рактерных композиционных и стилевых призна­ков. При этом могут быть использованы раскрытия местных перспектив, построенные на эффекте не­ожиданности, контраста или подготовленные зако­номерным развитием световой композиции.

Так раскрываются с Невского проспекта ан­самбли К. И. Росси на площадях Островского, Ис­кусств и Дворцовой в Петербурге. Ансамбли Крем­ля и Красной площади в Москве, Александерплац в Берлине, Прагерштрассе в Дрездене, площадей Св. Петра в Риме и в Барселоне раскрываются при подходе к ним с примыкающих проспектов и набе­режных (рис. XV).

Камерный масштаб — это масштаб восприя­тия пешехода, перемещающегося в соизмеримом с ним пространстве (жилой группы, двора, улицы, площади, сада), непосредственно контактирующе­го, непроизвольно или целенаправленно, с окруже­нием и людьми, которые являются активным ком­понентом среды. Внимание человека обращено на ближнюю зону, воспринимаемую фрагментарно, в ракурсах, поэтому приемы создания человеческого масштаба освещаемой среды основаны на разнооб­разии впечатлений и акцентов в пределах этого пространства, на выявлении пластических и тек­стурных качеств окружения, на детальной разра­ботке нюансных светоцветовых сочетаний.

Подобным богатством впечатлений характе­ризуются многие освещенные улицы и площади старых кварталов, пространства пешеходно-обще — ственных центров Каунаса и Кракова, Эрфурта и Лейпцига, Праги и Варшавы, ансамбли Сан-Марко в Венеции и Капитолия в Риме, фонтаны Баку и виллы Д’Эсте в Тиволи (рис. XVI).

Вместе с решением задач светоцве — тового зонирования и светокомпозици — онной организации пространства зод­чему приходится заниматься вопроса­ми освещения объемных объектов: зда­ний, сооружений-монументов, зеленых насаждений. Среди них такие задачи, как выявление характерных особенно­стей объемно-пространственной компо­зиции (тектоники, ритма, пропорций, статичности или динамичности, легко —

Глава 4. Архитектурное освещение 181


Сти или монументальности), пластиче­ского и цветового решения, поэтажно­го или иного зонирования.

При разработке светового образа объекта возможны два принципиаль­ных способа его решения: ассоциатив­ное подобие его дневному образу или создание специфически вечернего "контробраза".

Первый способ весьма традиционен и во многом исчерпал свои вырази­тельные возможности. Он применяется в основном для памятников архитек­туры и существующих сооружений, обычно освещаемых заливающим све­том прожекторов, которые создают на фасаде распределение яркостей, напо­минающее дневное: светлые стены, темные окна (рис. XVII). Однако о полном соответствии говорить не при­ходится, так как окружение объекта (фон, небо) вечером всегда остается темным, контрасты светотени из-за от­сутствия рассеянного света неба более резкие, а интенсивность, цветность и направление света от множества то­чечных источников иные, чем днем.

Второй способ всецело основан на учете специфики световой среды и зрительного восприятия ночью и на использовании широких технических возможностей искусственного освеще­ния для создания новых эмоциональ­но-образных эффектов (рис. XVIII). Поэтому творчески он более продук­тивен, в особенности при разработке световой архитектуры новых объектов.

Чтобы решать поставленные зада­чи, необходимо владеть всей палитрой композиционных и технических средств, в первую очередь приемами освещения пространств и объектов.

В пространствах транспортного движения — на улицах, дорогах и площадях применяются системы обще­го, регламентированно равномерного освещения дорожного покрытия. Эти системы подразделяются на обычную (светильники на опорах, подвесах или кронштейнах с шагом 20—40 м и вы­сотой установки 8—12 м), продольно- подвесную (светильники на тросах между опорами, установленными на разделительной полосе автострад с ша­гом 50—100 м), высокомачтовую (мощные светильники на мачтах вы­сотой 30—60 м для освещения боль­ших площадей, многоуровневых транс­портных развязок, паркингов), пара­петную (светильники в ограждениях путепроводов, мостов, развязок).

Освещение тротуаров на улицах и площадях, пешеходных дорог, аллей и площадок осуществляется общими с проезжей частью или автономными ос­ветительными установками — кон­сольными или венчающими светильни­ками высотой 4—8 м. На улицах, на­сыщенных световой рекламой, инфор­мацией и витринами, тротуары получают дополнительное освещение.

В скверах, садах, парках и жилых дворах нередко применяются установ­ки комбинированного или местного де­коративного освещения парковыми светильниками разнообразной формы высотой 0,4—1,2 м.

Архитектурное освещение объектов может осуществляться несколькими способами. Наиболее распространен в нашей практике прием общего (рав­номерного или локализованного) зали­вающего освещения фасадов прожек­торами, которые устанавливают так, чтобы они не слепили водителей и пе­шеходов, а также жителей домов через окна.

Прием локального или местного освещения архитектурных элементов реализуется с помощью небольших светильников и применяется как для исторических, так и для современных сооружений (см. рис. XVI—XVII). В первом случае осветительные приборы скрываются от наблюдателей за вы­ступающими частями фасадов, во вто­ром целесообразно проектировать их встроенными.

Широкое применение стекла в ар­хитектуре привело к функционально

182 Часть II. Архитектурная светология

Рис. XV. Освещение комп­лекса Международной яр­марки в Барселоне. Эффек­тный световой образ стал символом города

— ^

• яежгрзк.—.: . —

Рис. XVII. Заливающее ос­вещение зданий в сочета­нии с локальной подсвет­

Кой деталей. Церковь Св. Карла в Вене и Три­умфальная арка в Париже

Самбль Капитолия в Ри­ме и фонтаны виллы Д’Эсте в Тиволи)

Рис. XVI" Прием локально­го освещения элементов зданий и сооружений (ан­

Глава 4. Архитектурное освещение 183


Рис. XVIII. Световой ан­самбль ул. Гинза в То­кио (‘световая графика" рекламы)

Рис. XIX. Спектакль "Звук и Свет" в афин­ском Акрополе

Оправданному и художественно убеди­тельному использованию проходящего через него из интерьеров света и фор­мированию приема светящихся фаса­дов, с которыми в большой мере свя­заны представления о современной ар­хитектуре как "архитектуре света" и рождение термина "световая архитек­тура". Прием придает новые визуаль­ные качества тектоническому облику сооружения за счет выявления неви­димых днем внутренней структуры и происходящих в здании процессов. Не­гативное преображение фасадов и из­менение воспринимаемых размеров и

Пропорций их элементов также суще­ственно трансформирует облик здания. Поэтому форма, размер и расположе­ние светящихся поверхностей остекле­ния зависят от программирования внутреннего освещения, от наличия специальных затеняющих устройств (жалюзи, шторы, цветное или зер­кальное стекло), способных автомати­чески или по команде создавать на фа­саде определенный рисунок.

Прием "световой графики" можно отнести как к системам освещения зданий, так и к световой информации (см. рис. XVIII). Этот прием включает, например, контурное освещение, изве­стное как вид праздничного оформле­ния городов, или современные способы группировки светильников, образую­щих тот или иной светографический рисунок в виде сплошных линий, штрихов, точек и т. п. Сюда относятся и рекламно-информационные установ­ки на зданиях в виде светящих панно, надписей, знаков и символов, а также знаки сигнализации движения, т. е. си­стемы визуальных коммуникаций.

Прием "световой живописи" — это светоцветовые проекции, применяемые пока лишь в системах зрелищного ос­вещения, например для театрализован­ных представлений "Звук и Свет" (рис. XIX). Относительная простота и эффективность этого приема не пре­пятствуют его применению и в мас­совом строительстве. К "световой жи­вописи" можно отнести игру света и цвета на фасадах, облицованных по принципу светящего потолка светорас- сеивающими панелями или пленками, за которыми спрятаны источники све­та, способные работать в цветодина — мическом режиме.

Нередко для освещения объектов применяется комбинация нескольких приемов.

Объектами архитектурного освеще­ния в городе являются также малые архитектурные формы и зеленые на­саждения.

Малые формы могут быть или объ­ектами освещения, или его средствами. Любой фонарь, по существу, есть ма­лая форма. Киоски, газетные стенды, выносные витрины, информационные установки, телефоны-автоматы, произ­ведения монументального искусства, фонтаны, парковые скамьи и урны мо­гут совмещать свою первичную фун­кцию с функцией носителя света, если в них предусмотреть установку соот­ветствующих осветительных устройств. Такие примеры реализованы в парке Ла Виллет и в районе Дефанс в Па­риже.

При всех способах освещения мо­жет быть применен статический или динамический, одноцветный или поли — хромный свет, что еще более расши­ряет творческие возможности зодчего или дизайнера.

Выбор приема архитектурного ос­вещения зависит от градостроительной ситуации, характера архитектуры объ­екта, его назначения, возможности расположения осветительных прибо­ров, условий адаптации наблюдателей, творческого замысла автора, технико- экономических возможностей.

Естественно, что приемы освеще­ния не исчерпывают всех композици­онных средств световой архитектуры. В реальных условиях их палитра включает и все традиционные средства гармонизации архитектурно-простран­ственной формы — симметрию и асимметрию, пропорции и ритм, контраст и нюансы, единство и сопод — чиненность светоформ и т. п.



.