184 Часть II. Архитектурная светология

Как отмечалось выше, результат решения архитектурной задачи осве­щения — световая композиция — ха­рактеризуется распределением видимо­го излучения в пространстве, по спек­тру и во времени. Для оценки свето — пространственной композиции можно принять три наиболее общих крите­рия, которые достаточно полно харак­теризуют ее: светлота освещаемого пространства, доминирующая цвет­ность освещения и размер создаваемо­го светопространства. Это специфиче­ские критерии, применимые лишь при проектировании и оценке искусствен­ной световой среды. В каждом конк­ретном случае они могут дополняться профессиональными критериями, ис­пользуемыми в отношении архитек­турной среды в обычных (дневных) ус­ловиях.

Светлота пространства, являющаяся усред­ненной величиной светлоты поля зрения в преде­лах конкретного архитектурного ансамбля, зависит от интенсивности освещения (мощности и эффек­тивности осветительных установок, числа и распо­ложения осветительных приборов), отражатель­ных характеристик объектов, особенностей суме­речного и ночного зрения. Светлота поля зрения, определяющая уровень зрительного восприятия его яркости, в нормах косвенно оценивается тремя диапазонами средней яркости адаптации или рас­четной яркости фона (более 5, 1—5 и менее 1 кд/м2, см. выше).

Доминирующая цветность освещения опреде­ляется спектральными характеристиками источ­ников света, применяемых в осветительных уста­новках архитектурного ансамбля. В нередких на практике случаях использования разноспектраль — ных ламп доминирующая цветность освещения в пределах одного архитектурного пространства со­здается обычно наиболее мощной установкой. Ча­ще всего ею является установка общего освещения территории. Удобными для регламентации цветно­сти освещения показателями служат цветовая тем­пература Гцв К, и общий индекс цветопередачи Да источников света.

Цветность освещения представляет собой зри­тельно активный и эмоциональный фактор свето­вой композиции, который сегодня еще мало иссле­дован и недостаточно используется в наружном ос­вещении. Взаимодействие цветного освещения (диапазон спектральных характеристик источни­ков электрического света весьма широк) и поли — хромной среды играет важную роль в построении художественного образа объектов и создании пси­хологического климата в вечернем городе. Поэтому целенаправленное использование цветного света как художественного фактора повышает качество световой среды города.

Третий критерий непосредственно связан с иллюзорно-формообразующим действием света в архитектурном пространстве, размеры, форма и другие качества которого воспринимаются зрением в пределах освещаемой зоны. В этой зоне должны быть созданы такие интенсивность и равномер­ность освещения, которые обеспечивают зритель­ную цельность и заметное отличие ее от окруже­ния. Поскольку освещаемая зона не обязательно совпадает с физическими габаритами пространства

По одному, двум или всем трем его измерениям, правильнее назвать его светопространством.

Структура городских светопространств вече­ром имеет прерывный характер, так как она обра­зована множеством точечных источников света, расположенных в городском пространстве нерав­номерно, выборочно, для освещения лишь функци­онально загруженных участков и путей движения, чем она принципиально отличается от дневной, од­нородной и непрерывной световой структуры про­странства города. Выборочность освещения город­ских территорий и объектов объясняется прежде всего технико-экономическими возможностями. Связанные с ними ограничения целесообразно ис­пользовать в художественных целях для формиро­вания необходимых качеств световой среды, в час­тности, ее масштабных характеристик, учитываю­щих архитектурно-градостроительные факторы и особенности психофизиологии восприятия, напри­мер дистанционный масштаб зрения человека, оп­тические иллюзии и т. п.

Проектирование световой среды по третьему критерию сводится, таким образом, к программи­рованию размерных и светотехнических характе­ристик в каждом конкретном светопространстве. С этим критерием непосредственно связан выбор си­стем и приемов освещения пространств и объек­тов — высоты и расположения осветительных при­боров на опорах, подвесах или сооружениях и ха­рактера их светораспределения.

Методика архитектурного проекти­рования световой среды, разработанная Н. И. Щепетковым (МАрхИ), на ста­дии выполнения градостроительных проектов предусматривает последова­тельное решение ряда задач, в част­ности таких, как структурная диффе­ренциация городского пространства на основные типы; иерархическая диффе­ренциация каждого типа пространства на категории; масштабная светомоду — лировка пространств с учетом их типа и категории; формирование системы архитектурно-световых ансамблей с учетом масштаба восприятия.

Целью структурной дифференциа­ции может быть зрительное выявление трех основных структуроформирую — щих систем, которые служат простран­ственным оформлением функций дви­жения, общения и отдыха в городе.

Структурная дифференциация го­родского пространства на три основных типа осуществляется с использованием

Двух критериев — интенсивности и цветности освещения.

Градостроительная и функциональ­ная специфика каждого из этих типов различна. В пространствах транспорт­ного движения необходимо обеспечить требуемые технологией (скорость, без­опасность, ориентация) количествен­ные и качественные параметры осве­щения и информации. Общественные зоны являются узловыми элементами городской структуры. Их целесообраз­но выделить средствами света и цвета, разнообразием приемов освещения, ак­тивностью визуальной информации. Пространства для отдыха требуют зри­тельной изоляции от движения и шу­ма, сравнительно меньшего количества света, ненавязчивости эстетической по характеру информации.

Из этого выявляется принципиаль­ная схема соподчинения разнотипных светопространств, позволяющая зримо выразить планировочную структуру города, т. е. решить задачу светофун — кционального зонирования через ха­рактерное освещение объединяющих его структурных систем.

Цветность освещения пространств — основ­ной отличительный признак этого зонирования. В общественных пространствах может быть выбран, например, белый "солнечный" свет с хорошей цве­топередачей, который придает им определенную парадность и позволяет без заметных искажений показать колористическое решение ансамбля, цвет лиц и одежды людей. В пространствах для отдыха предпочтительно полихромное освещение с преоб­ладанием теплых тонов в зонах нахождения людей и холодных тонов в зонах зеленых насаждений, что способствует созданию декоративных эффектов и определенной психологической атмосферы. Маги­страли по контрасту с зелеными зонами отдыха и общественными зонами могут быть освещены мо­нохромным желто-оранжевым светом.



.