192 Часть II. Архитектурная светология

Опробованы в праздничном освещении городов за рубежом — в Париже, Лондоне, Эйндховене, Фло­ренции, Касселе, Мюнхене. Выдвинутая в начале 70-х г. идея — заменить ценнейшие скульптуры, подвергающиеся губительному воздействию город­ской атмосферы, их голографическими копия­ми — может быть интерпретирована более широко: устраивать постоянные или временные экспозиции голографических изображений мировых шедевров скульптуры и современных оригинальных произ­ведений в городских пространствах. Электролюми­несцентные панели или светящиеся (при облуче­нии лампами "черного света" или послесвечением за счет аккумулированного природного ультрафи­олета) люминофоры, введенные в состав эмалей, водоотталкивающих красок, облицовочных плиток для отделки фасадов объектов, могут существенно расширить и качественно изменить палитру средств световой архитектуры зданий.

Другое направление в развитии способов на­ружного освещения приобретает важное значение в связи с ростом крупных городов, развитием "про­странственного градостроительства" и освоением труднодоступных районов, в первую очередь Запо­лярья. Это, во-первых, использование сверхмощ­ных (20, 50, 100 кВт) источников электрического света, поднятых на большую высоту на мачте или с помощью специальных средств. В СССР, напри­мер, еще в 70-х был разработан проект дирижаб­ля для Крайнего Севера, который может стать вет­ровой электростанцией и осветительной установ­кой, предназначенной для освещения не только го­рода, но и открытых разработок полезных ископаемых, участков заготовки леса и т. д. Во-вто­рых, это использование отраженного солнечного света с помощью искусственных спутников Земли, выведенных на специальную орбиту и снабженных пленочными зеркальными отражателями. У нас и за рубежом существуют проекты таких "искусст­венных лун", способных освещать территорию до 80—90 тыс. км2 и создавать на земле освещенность до 20 лк. Первый эксперимент вывода на орбиту подобного спутника проведен Россией в начале 1993 г. В нашей стране был предложен также про­ект искусственного "северного сияния", создавае­мого путем ионизации атмосферы в требуемых районах для их освещения.

Можно лишь приблизительно предполагать, какое впечатление произведет на человека косми­ческий масштаб подобных осветительных устано­вок, как изменит он восприятие пространства и об­щее представление о нем. "Ночью появится ощути­мая зрительная связь между городами: в ясную по­году снопы света откроют перед взором небывалую перспективу, которую еще никогда не приходилось видеть человеку на земле" [7].

Многие из перечисленных художе­ственных задач и приемов воплоща­ются в Моспроекте-2 под научным ру­ководством авторов в процессе широ­комасштабной реализации концепции архитектурного освещения Москвы к ее 850-летию в 1997 г. (около 600 объектов — памятников архитек­туры, истории и культуры, крупных общественных и инженерно-транспор — тных сооружений, городских ансамб­лей и произведений монументального и ландшафтного искусства) .

Применение современных техниче­ских средств и решений позволит осу­ществлять программирование и управ­ление комплексом светоцветовых, зву­ковых и других параметров создавае­мой среды в городе, сделать ее более экологичной и "одушевленной", реаги­рующей на внешние фоновые измене­ния и раздражители, и в определенной мере нейтрализовать их негативное влияние.

Предвидение перспективного раз­вития техники и световой архитекту­ры, теоретическое конструирование ее уже сегодня в какой-то степени пред­определяет функциональные и эмоци­ональные качества городской среды бу­дущего и является актуальной задачей архитектурной науки.

В архитектурно-проектной практи­ке для решения подобных задач, как правило, используют графическое изо­бражение световой панорамы, осве­щенного фасада или перспективы объ­екта, которое можно рассматривать как яркостную композицию, основу светотехнического расчета осветитель­ной установки. Уже на стадии эскиз­ного проекта можно определить упро­щенным способом (или более точно — на компьютере) распределение и со­отношения яркостей на элементах ос­вещаемого объекта или ансамбля — на фасадах и деталях зданий, соору­жений, памятников, на земле, на зе­леных насаждениях.

Задача такого расчета, позволяю­щего перейти с языка графического

Ф

См. также "Руководство".

Изображения, которым владеет архи­тектор, нк язык математических фор­мул, которым оперирует светотехник, заключается в том, чтобы получить в натуре световую композицию, близ­кую по зрительному впечатлению представленной автором в проекте. Для этого нужно светотехническими средствами обеспечить в натуре про­ектные яркостные соотношения эле­ментов световой композиции. При этом условно принимается равным единице масштаб преобразования све­тотехнических характеристик из про­екта в натуру, яркостная композиция приравнивается к светлотной, не учи­тываются дискомфортное влияние сле­пящих источников света, их цветопе­редача и особенности сумеречного зре­ния.

Работа производится в следующем порядке.

1. На перспективе (фасаде) ансам­бля (объекта) с помощью "светлотного клина" (шкала ахроматических или цветных выкрасок с известными коэф­фициентами отражения) определяют средние коэффициенты отражения ft^-fоn основных (укрупненных) эле­ментов световой композиции, учиты­вая, что яркость первых двух элемен­тов регламентируется СНиП (дорож­ного покрытия J>\ и главного освеща­емого объекта J0 2) ; коэффициенты отражения других объектов, важных деталей и зелени определяются соот­ветственно как joз… j3n — Коэффи­циенты Ьтражения характеризуют про­ектную яркость этих элементов на перспективном (фасадном) изображе­нии. Светящие элементы (фонари, витрины, газосветная реклама и т. п.) в расчете не учитываются.

2. Определяют проектные соотно­шения этих коэффициентов отраже­ния, а следовательно, проектных ярко­стей элементов ансамбля J>\: jO2:



.