2.1. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Ценообразование является важнейшим направлением экономичес­кой работы на предприятии. Перед всеми предприятиями, коммерчес­кими и некоммерческими организациями встает задача определения цен на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависят объем реализации продукции, рентабельность про­изводства, другие показатели деятельности и, как следствие, конкуренто­способность предприятия.

Ценообразование — сложнейший механизм конъюнктуры товарно­го рынка. В цене отражается вся система ценообразующих факторов: динамика затрат, показателей результатов труда, инфляции, соотноше­ние спроса и предложения, монополизация рынка и пр.

В хозяйственной практике используются различные виды цен в зависимости от способа их государственного регулирования, метода формирования, отраслевых особенностей, условий контракта, поставки и других факторов.

В зависимости от способа государственного регулирования цены подразделяются на регулируемые и договорные. В настоящее время при­меняется административное регулирование цен только на продукцию так называемых естественных монополий (энергетика, железнодорож­ный транспорт, связь, газ), а также на услуги жилищно-коммунального хозяйства. На остальные товары (работы и услуги) действуют свобод­ные (договорные) цены.

Исходя из условий поставки, применяются оптовые (для крупных партий товаров) и розничные цены (для продажи товаров отдельным покупателям мелкими партиями).

В зависимости от условий контрактов могут устанавливаться: • фиксированные цены на товары, работы и услуги, в т. ч. поэтап­но корректируемые в соответствии с изменением издержек по контракту;

• цены с возмещением издержек производства с обеспечением или без обеспечения прибыльности;

• цены по поставкам стандартных товаров, устанавливаемые по итогам торгов и конкурсов.

При определении цен на продукцию (работы, услуги) необходимо обоснованно выбрать метод ценообразования. С позиций производите­ля наиболее простой и выгодный подход к определению цены (Ц) — установить ее на уровне средних (базовых) затрат производства (С6аэ) плюс норматив (расчетный) прибыли (Пнорм). Это так называемый за­тратный метод

Ц = С, + П. (2.1)

^ баз норм 4 ‘

Более сложными являются методы определения цен на основе потре­бительских свойств товара, характерные для рынка машин и оборудова­ния, недвижимости. Наиболее распространенными из этих методов явля­ются параметрические, основанные на сравнении параметров данного товара с базисным. В простейшем виде параметрический метод определе­ния цены товара может быть выражен формулой:

‘=ЧР»> ), (2.2)

Где

Ц,— базисная цена, р.;

Р. и Р0|— параметры, соответственно оцениваемого и базисного товара;

1 (1, 2, …, п) — число учитываемых параметров;

А — весомость ?-го параметра в цене товара.

При любом методе ценообразования цена продукции должна учиты­вать возможности сбыта, т. е. быть конкурентоспособной на рынке дан­ных товаров. Это требует постоянного изучения конъюнктуры товарного рынка и выработки соответствующей ценовой политики.

Таким образом, формирование обоснованной цены продукции яв­ляется сложным процессом, требующим знаний, опыта и интуиции специалиста; этапы этого процесса представлены на рис. 2.1.

При едином методическом подходе формирование цен в различ­ных отраслях имеет существенные особенности. В соответствии с от­раслевыми особенностями ценообразования различают:

• отпускные цены на промышленную продукцию;

• закупочные цены в сельском хозяйстве;

• сметные цены в строительстве;

• тарифы на перевозки грузов и услуги связи;

• тарифы на электроэнергию;

• тарифы и цены на жилищно-коммунальные, бытовые и иные платные услуги.

Рис. 2.1. Этапы формирования цены продукции

Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спе­цификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат.

Ценообразование в строительстве имеет индивидуальный характер: цена каждого вида строительной продукции определяется на основе сметы (калькуляции). В цене учитывается влияние природно-климати — ческих факторов, региональных различий в экономических условиях, особенности конкретных видов строительной продукции.

Цены на строительную продукцию определяются на основе проект­ных материалов: чертежей, спецификаций и т. д. Сметная документация является составной частью проекта.

Уровень сметной стоимости регулируется сметными нормами, ко­торые учитывают усредненные условия и методы производства работ. Сметное нормирование является самостоятельным важным направле­нием ценообразования в строительстве.

При формировании цен на строительную продукцию применяют затратные методы — путем последовательного калькулирования затрат определяются сметные цены на производственные ресурсы, виды ра­бот, объекты и на стройку в целом.

Применительно к сметной документации используются два вида понятий: смета и сметный расчет. Смета составляется на основе объе­мов работ, которые определены в составе рабочей документации (РД) или рабочих чертежей (РЧ). Сметные расчеты составляются в тех слу­чаях, когда объемы работ и размеры затрат еще окончательно не оп­ределились и подлежат уточнению на основании РД или в ходе стро­ительства.

Оценка строительной продукции осуществляется инвестором (за­казчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда (контракта) на строительство. По заказу инвесторов разраба­тываются инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек, стар­товые цены). Они предназначены для предварительной оценки заказ­чиком стоимости строительства на различных этапах его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной про­дукции подрядная организация составляет расчеты (сметы, калькуля­ции издержек производства) подрядчика.

Сметная стоимость строительства — сумма денежных средств, не­обходимых для осуществления строительства (реконструкции, капи­тального ремонта), определяемая в соответствии с проектными мате­риалами.

Сметная стоимость строительства является основой для опреде­ления размера инвестиций, финансирования строительства, форми­рования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за вы­полненные подрядные строительно-монтажные работы, ремонтно — строительные работы и др., оплаты расходов по приобретению оборудования и доставки его до стройки, а также возмещения других затрат, связанных со строительством. Исходя из сметной стоимости и договорных цен на строительную продукцию, ведется учет и отчет­ность, производится оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков, формируется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов. .

Методические основы ценообразования в строительстве складыва­лись на протяжении длительного периода. В условиях плановой советской экономики последовательно развивалась система централизованного го­сударственного регулирования сметного ценообразования, осуществляе­мого Госстроем СССР.

Принципы ее определились в середине 50-х годов прошлого века, когда в состав Строительных норм и правил (СНиП) вошли сметные нормы и правила (СНиП IV).

СНиП неоднократно пересматривались, совершенствовались и в наиболее системном виде правила определения сметной стоимости строительства были представлены в СНиП 1У-84.

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жест­кому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, форми­руемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым под­ходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и систе­мы сметных нормативов.

Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов: Свода правил (СП), руководящих и методических доку­ментов в строительстве (РДС, МДС).

После ликвидации Госстроя России в 2004 г. эти функции пе­решли к Министерству регионального развития Российской Феде­рации.

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федера­ции осуществляют Региональные центры по ценообразованию в стро­ительстве (РЦЦС).

Новые подходы к ценообразованию в строительстве в условиях реформирования экономики страны нашли отражение в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (1993 г.), на основе которых был разработан Свод правил по определению сто­имости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81—01—94. Он явился основополагающим методи­ческим документом по ценообразованию в строительстве, определяю­щим его цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению сто­имости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81—1.99), в которых устанавливался порядок разработки смет­ной документации и определения сметных цен на ресурсы.

В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на терри­тории Российской Федерации (МДС 81—35.2004). Методика содержит как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методи­ческие указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строитель­стве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию на­кладных расходов и сметной прибыли и др. (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Нормативно-методическая литература по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве

Шифр издания

Наименование

МДС 81-2.99

Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений

МДС 81-3.99

Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

МДС 81-25.2001

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве

МДС 81-26.01

Методические указания по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования

МДС 81-27.01*)

Указания по применению Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001)

МДС 81-28.01′)

Указания по применению Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001)

МДС 81-29.01′)

Указания по применению Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001)

МДС 81-30.2002*)

Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог

МДС 81-32.03

Методические рекомендации по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации

МДС 81-33.2004

Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве

Окончание табл. 2.1

Шифр издания

Наименование

МДС 81-34.2004

Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

МДС 81-35.2004

Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации

МДС 81-36.2003

Указания по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001)

МДС 81-37.2003

Указания по применению Федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм-2001)

МДС 81-38.2003

Указания по применению Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)

МДС 83-1.99

Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно — монтажных и ремонтно-строительных организаций

Примечание: * — рекомендуется их использовать в части, не противоре­чащей МДС 81-35.2004.



.