272 Часть II. Архитектурная светология

Таблица 6.8. Влияние предварительной адаптации на восприятие цвета наблюдаемой поверхности

Цвет адап­тации

Белый

Красный

Цвет поверхности, на которую переводится взгляд расный ^ желтый зеленый синий фиолетовый

Кажущийся цвет поверхности вследствие адаптации

Грязно-крас­ный

Зеленый Синий

Фиолетовый

Пурпурный

Насыщенный

Красный Желтый

Красный

Оранжевый

»»

Зеленовато — желтый Серовато — желтый

Оранжевый Серовато —

Зеленый Насыщенный Желтовато золотисто — зеленый желтый

Насыщенный "

Лимонно —

Зеленый

Желтый

Синий

Фиолетовый

Серовато — синий

Насыщенный Голубой зеленый

Голубовато — Насыщенный

Голубовато — синий

Синий

Насыщенный синевато — фиолетовый Пурпурный

Я

Серовато — фиолетовый

Изумрудно —

Зеленый

Фиолетовый

Пурпурно —

Красный

Оранжевый

Зеленовато желтый

Таблица 6.9. Характер вероятных ассоциаций, возникающих при цветовом восприятии

Цвета

Ассоциации

Теплые

Холодные

Легкие

Тяжелые

Отступаю­

Высту­

Возбуж­

Успокаи­

Щие

Пающие

Дающие

Вающие

Хроматические: красный оранжевый желтый желто — зеленый зеленый зелено — голубой голубой синий

Фиолетовый пурпурный Ахроматичес­кие:

Белый светло-се­рый

+ + + +

+ + +

+ + +

+ +

+ + + + +

+ + + +

+

+

+ + +

+ +

+

Темно-се­рый черный

При восприятии такого сочетания мо­гут возникнуть и противоположные ас­социации.

Выбирая цветовые сочетания ин­терьера, надо иметь в виду, что чаще всего цвет стен служит фоном для предметов, заполняющих помещение, и поэтому он должен "отступать". От­носительная цветовая нейтральность фона подчеркивает композиционную значимость предметов обстановки, хо­тя бывает, что стены — не только фон, но и цветовой акцент, концент­рирующий внимание в нужном месте или указывающий направление в про­странстве.

Созданию композиционного един­ства светоцветовой среды внутреннего пространства смежных помещений способствует применение близких по цвету материалов для отделки элемен­тов, общих для большинства помеще­ний (пола, потолка, однотипных сто­лярных изделий), и отделочных мате­риалов с одномасштабным и одноха — рактерным рисунком.

Выразительность цветовой компо­зиции может создаваться за счет ис­пользования гармоничных цветовых сочетаний, фактурных и многоцветных материалов с учетом особенностей вос­приятия фактуры и элементов рисун­ка, доминирующего цвета, источников освещения с учетом их цветопередачи.

Свет, как было показано выше, оп­ределяет восприятие цвета, но если свет воздействует на среду, то и среда влияет на освещение. В этом заклю­чается взаимосвязь света и цвета, вследствие чего цвет и форма окра­шенного объекта могут изменяться до неузнаваемости.

Глава 6. Архитектурное цветоведение 273

Таблица 6.10. Вероятные цветовые ассоциации в зависимости от расположения окрашенной поверхности

Цвет

Расположение окрашенной поверхности

Вверху

Сбоку J

Внизу

Оранжевый

Оберегает, концентрирует

Согревает

Обжигает

Внимание

Коричневый

Прикрывает, тяжелит

Производит впечатление

Вселяет уверенность

Вещественности

Голубой

Создает впечатление

Охлаждает, отдаляет

Создает ощущение

Легкости, неба

Чистоты

Желтый

Облегчает, веселит

Возбуждает

Приподнимает

Например, одна из стен дворцового парадного зала, окрашенных в красивый цвет, именуемый ан­глийским красным, настолько отличалась от дру­гих, что возникло подозрение об ошибке, допущен­ной при окраске. Однако причина искажения за­ключалась в падении на эту стену солнечных лу­чей, отраженных от зеленых крон деревьев, растущих перед окнами. Другой пример: в поме­щении, где использовались люминесцентные лам­пы белого света, женщины жаловались на плохой цвет лица. Оказалось, что стена в помещении была выкрашена в ярко-зеленый цвет. Таким образом, пространство этой комнаты было освещено не толь­ко светом ламп, но и в значительной степени его от — ражением от зеленой поверхности, поглощавшей красное и голубое и отражавшей в основном зеле­ное. Конечно, в отраженном зеленоватом свете женские лица не могли выглядеть привлекатель­ными.

Поэтому проектирование светоцве — тового решения объекта следует рас­сматривать как единую задачу, вклю­чающую выбор цветов окружения и цветности и цветопередачи ламп. Обычно архитектор разрабатывает в эскизе цветовое решение при естест­венном освещении. Реальная светоцве — товая среда в значительной степени определяется распределением энергии излучения естественных и искусствен­ных источников света. Определение спектрального состава естественного света в реальных условиях представ­ляет определенную сложность, по­скольку он изменяется в широких пре­делах в зависимости от светоклимати — ческих условий, времени суток, облач­ности и др.

Солнцезащитные устройства из-за селективного светопропуекания также могут изменять цветовые и спектраль­ные характеристики естественного све­та. На рис. 6.17 представлены кривые спектральных коэффициентов свето — пропускания Чг^ , из которые показы­вают, что многие типы солнцезащит­ных устройств искажают свет, прони­кающий в комнату. В то же время,

274 Часть //. Архитектурная светология


400 450 500 550 600 650 )}нм

Тис. 6.17. Спектральное пропускание солнцезащит­ных материалов

1 — металлизированная пленка ПЭТФ-ОА; 2 — ме

Например, используя пленки У, 2, можно при невысоких уровнях осве­щенности "утеплить" освещение, сде­лав его более комфортным. Однако при проектировании естественного ос­вещения помещений с различными ви­дами солнцезащиты необходимо учи­тывать тип зрительной работы, связан­ной с цветоразличением.

Аналогичным образом светотехни­ческие материалы, из которых выпол­нены отражатели, рассеиватели, аба­журы светильников, решетки (аноди­рованные золотистые, серебряные и др.), перекрывающие световой поток при искусственном освещении, точно так же могут оказывать заметное вли­яние на цветность излучения. Это мо­гут быть как материалы, пропускаю­щие свет — молочное стекло, цветные стекла, пластмассы, ткани, светорассе — ивающие пленки, так и отражающие его — металлические поверхности, эмали, лакокрасочные покрытия.

Таллизированная пленка "Fassalar"; 3 — теплопоглоща ющее стекло "Autisun"

При разработке цветового решения встает задача рационального выбора источников искусственного света. К цветовым характеристикам источников света предъявляются эргономические требования — обеспечение благопри­ятных условий зрительной работы и положительного психоэмоционального

Воздействия на человека. Одним из критериев оценки целесообразности обеспечения требований гигиеническо­го и психоэстетического характера с помощью различных источников света является экономический фактор. При этом экономичность определяется не только световой отдачей ламп и сто­имостью осветительной установки, но и работоспособностью и степенью утомляемости работающих. Выбор ламп производится по табл. 6.11.

Удачное взаимодействие света и цвета приво­дит к ощущению комфортности окружающей сре­ды. Это явление известно как эффект Крюйтгоф — фа — явление восприятия, обусловливающее зону комфортных сочетаний уровней освещенности и цветности излучений. Дискомфортны условия, при которых в осветительных установках применя­ются либо лампы "холодного" света, создающие низкие значения освещенности, что вызывает не­приятное ощущение "сумеречности, пасмурно­сти", либо лампы "теплого" света, используемые в помещениях с очень высоким уровнем освещенно­сти, что приводит к ощущению неестественной оживленности и болезненного возбуждения.

Голландский ученый А. Крюйтгофф построил графики, характеризующие зону благоприятных сочетаний уровней освещенности — от 0,5 до 50000 лк — и цветовой температуры — от 1800 до 10000 К (рис. 6.18). На основании его исследова­ний, имеющих принципиальное значение для ре­шения практических задач, можно сделать следу­ющие выводы: если в двух одинаковых помещени­ях имеются одинаковые уровни освещенности, на­пример 200 лк, и в одном из них освещение производится лампами накаливания (Гцв"

— 2854 К), а в другом — люминесцентными лампа­ми дневного света (ТцВ — 6500 К), то в последнем не может быть создано ощущение комфортного осве­щения. Из графика видно, что нижний дискомфор­тный уровень освещенности для ламп накаливания не превышает 100 лк, в то время как для люминес­центных ламп ЛБ (Уцв — 3500 К) и ЛЕ (Тцв —

— 4000 К) он составляет 200 лк, а для ламп ЛДЦ (Гцв — 6000 К) и ЛД (Хцв — 6500 К) повышается до 500 лк.

Красноватая теплая

Тепло-белая холодно-белая

Между цветностью излучения и уровнем осве­щенности существует следующая взаимосвязь:

Цветность

Уровень освещенности, л к

Относительно низкий (до 150)

Средний (500-1000) высокий (более 1000)

Таблица 6.11. Рекомендуемые цветовые характеристики искусственных источниковдля освещения интерьеров в зависимости от характера зрительной работы

Характеристика зрительной работы

Уровень ос­вещенности в системе об­щего освеще­ния Я, лк

Минимальный общий индекс цветопередачи источников све­та для зданий Яа

Диапазон температуры источников света Г, , К, для зданий

Рекомендуемые типы источников свста для зданий

 

Производст­венных

Обществен­ных

Производст­венных

Обществен­ных

Производств венных

Общественных

Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению (контроль готовой продукции на швейных фабриках, на текстиль­ных фабриках, сортировка кожи, изготовление красок, подбор кра­сок для цветной печати кабинеты врачей и т. п.)

Сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличению (контроль сырья на заводах, ткицие фабрики, раскрой и по­шив на швейных фабриках, ок­раска машин, выставочные залы, специализированные магазины и т. п.)

Различение цветовых объектов без контроля и сопоставления (сборка радиоаппаратуры, прядение, намотка проводов, переплетные цехи, столовые и т. п.)

Работа с ахроматическими объектами (механическая обработка металлов и пласт­масс, сборка машин и инст­рументов и т. п.)

Общее восприятие интерьера (фойе, вестибюли, залы театров и кинотеатров и т. п.)

90

90

85

85

50 50 45

50

55 55 55

55

55

55 45

300 и более

300 и более

300 и более От 150 до 300 Менее 150

30 25

55

55

500 и более

От 300 до 500 40

От 150 до 300 Менее 150

150 и более 35000-6500 3500-6000

3000-4500 3000-4500

2700- 35 00 2 700- 3500

3500-6500 3500-6500

3500-6500 3500-6000

3000-4500 3000-4500

2100-3500 2700-3500

2700-4000 2700-4000

ЛБ, ДРИ, ЛХБ, НЛВД+ДРИ ЛБ, ЛХБ. ДРИ, НЛВД+ДРИ ЛБ, ЛИ, КГ, ДРИ, НЛВД+ДРИ, ДРЛ

ЛБ, ЛХБ, ДРИ

НЛВД+ДРЛ

(ДРИ)

5000—6500 5000-6500 ЛДЦ, ЛДЦ УФ,

ЛХЕ

4000—6500 4000-6500 ЛДД, ЛДЦ УФ,

ЛХЕ, ЛЕ, ДРИ

ЛБ, ЛХБ, ДРИ, ДРЛ, НЛВД+ДРИ ЛБ, ЛХБ, ДРЛ ЛБ, ЛТБ, ЛН КГ, ДРИ, ДНаТ, НЛВД+ДРИ (ДРЛ) ЛБ, ЛЕ, ЛТБЦ, ЛН, ЛН+ЛДЦ (ЛХБ)

ЛХЕ, ЛДЦ, ЛДЦ УФ

ЛЕ, ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ

ЛБ, ЛХБ, ЛЕ ЛБ, ЛХБ, ЛЕ ЛБ, ЛН

ЛБ, ДРИ, ЛХБ,

ЛЕ

ЛБ, ДРИ, ЛХБ, ЛЕ

ЛБ, ЛХБ, ЛЕ ЛБ, ЛТБЦ, ЛН

ЛБ, ЛЕ, ЛТБЦ, ЛН, ЛН+ЛДЦ (ЛЕ, ЛХБ)



.