278 Часть II. Архитектурная светология

Это особенно актуально для совре­менных городов, где зачастую наблю­даются крайности: либо монотонность, ахроматичность, либо излишняя пест­рота. Если монотонность застроек, сходных по объемно-планировочному решению, характерна для быстро рас­тущих новых жилых районов многих городов мира, то в ряде городов, на­оборот, наблюдаются хаотичность, пе­строта цвета. Беспорядочное распреде­ление цвета высокой насыщенности и в больших количествах, калейдоскоп разрозненных цветовых пятен в про­странстве, дезинформирующих наблю­дателя, разрушающих представления о реальной структуре, подобны загряз­нению воздуха и свидетельствуют об экологической "цветовой загрязненно­сти", создают агрессивные "зрительные поля".

В Москве применение цвета в практике стро­ительства, особенно жилищного, до последнего времени носило случайный характер. Нередко ок­рашивались отдельные детали дома или вводились в застройку отдельные дома, решенные в цвете, но колористическая идея, необходимая для создания светоцветового гармоничного образа застройки, как правило, отсутствовала. В ряде случаев такое введение в существующую застройку нового или реставрированного здания разрушало пространст­венную и световую композицию ансамбля.

В последнее время цвет начали использовать более широко как наиболее доступный в условиях заводского домостроения способ придать отдель­ным домам и комплексам зданий индивидуальный облик. Для цветовой отделки стали смелее приме­нять новые отделочные материалы — керамиче­ские фасадные плитки, различные лакокрасочные покрытия, цветной бетон, цветное стекло и др. В практике строительства начал преобладать прин­цип цветового акцентирования, роторый основан на выделении как высотных доминант, так и мало­этажных распластанных объемов.

Своеобразно цветовое решение жилого райо­на Ясенево. На его периферии расположены высот­ные дома с активным применением цвета фасадов: белый сочетается с синим, красным, бирюзово-зе­леным. Каждый дом имеет свой цвет и расположен в пространстве таким образом, что завершает груп­пу протяженных жилых зданий, выполненных в цветовом тоне основного цвета меньшей насыщен­ности и светлоты. Таким образом, за синим здани­ем расположена жилая группа голубоватого цвета, за красным — розоватого, за зеленым — светло-зе­леного. Подобное решение интересно рассматри­вать именно с позиций условий восприятия цвета. По мере продвижения по трассам жилого района раскрываются цветовые композиции, построенные по законам гармонии: от контрастной цветовой гар­монии к нюансной (активные цвета высотных зда­ний на границе района — приглушенные цвета де­вятиэтажных жилых домов в глубине застройки). Чередование цветов (красный, синий, зеленый) создает необходимую смену зрительных впечатле­ний, особенно важных в изменяющихся условиях освещения и окружения в различные времена года (зима, лето, весна). В результате предварительного эксперимёнта по выявлению влияния температуры окружающей среды (-10, +10, +25°С) и природного окружения (снег, зеленая листва и др.) отмечено достоверное влияние этих факторов на выбор цве­товою решения жилой застройки Ясенева. Иссле­дования в этом направлении следует продолжить.

Пример Ясенева убедительно показывает, что при применении в цветовом решении "растяжки" цвета по одной из его характеристик — цветовому тону, насыщенности или светлоте — создается наибольший эффект сохранения цельности градо­строительного ансамбля, обеспечивается смена цветовых впечатлений в зависимости от точки об —

Глава 6. Архитектурное цветоведение 279


Зора, времени наблюдения, температурных и дру­гих условий.

Интересна работа с цветом в масштабе жилого района Тропарева. Вопросы использования цвета решаются здесь и в градостроительном аспекте в целом, и с позиций создания цветовых композиций отдельных зданий с особым вниманием к их коло­ристическому образу. Сочетания цветов основаны, как правило, на излюбленном в русской архитекту­ре светлотном контрасте, который превосходно воспринимается в условиях светового климата средней полосы. В итоге эта жилая застройка при­обрела особую живописность, стала одной из инте­реснейших среди новых районов города. Цветовые решения в некоторых случаях основаны на контр­астных сочетаниях в одном здании (белый цвет на хроматическом фоне или насыщенный цвет на ах­роматическом). В других случаях насыщенность цвета нарастает по фасаду сверху вниз благодаря по­степенному увеличению площади цветного пятна.

Интересны варианты зданий с цветовой ком­позицией, в которой крупный масштаб цветовых пятен, способствующий акцентированию здания в градостроительном окружении, сочетается с масш­табными членениями формы для восприятия на близких расстояниях, что достигается тщательной деталировкой, наличием пластических элементов, цветофактурной поверхностью.

Случайным, на наш взгляд, можно назвать цветовое решение улицы Большая Ордынка, тем не менее оно позволило придать этому участку города своеобразие: упорядоченность цвета зрительно "выпрямляет" улицу. Что касается розовых и жел­тых цветовых пятен в общем цветовом решении улицы, то они не гармонируют с цветом крыш. По­ложение, вероятно, можно исправить, окрасив, на­пример, крыши в один объединяющий цвет. Так как почти все дома на этой улице имеют биполяр­ную окраску, то их архитектурные детали (пило­ны, фронтоны, наличники) целесообразно окра­шивать также в один цвет, например в белый или близкий к белому. Индивидуальная окраска каж­дого дома требует ненасыщенных цветовых сочета­ний.

Цветовое решение фасадов зданий является основной темой колоризации окружающей среды. Не навязывая же­стких рецептов цветового формообра­зования, вполне допустимо привести некоторые рекомендации:

Необходимо учитывать ориентацию фасадов зданий по сторонам горизонта (см. этап I методики проектирования светоцветового решения). Для фаса­дов, ориентированных на юг, возмож­но применение более насыщенных цве­тов, чем для северных;

Нужно помнить, что игра светотени на рельефных текстурах выражается наиболее полно на фасадах, выполнен­ных в светлых тонах;

Следует иметь в виду, что грубая поверхность выглядит более темной, нежели гладкая;

Насыщенный цвет рекомендуется применять при покраске сравнительно малых поверхностей (например, деко­ра);

Цветовое решение здания должно соответствовать его тектонике. Так, архитектурно "тяжелый" цоколь реко­мендуете? подчеркнуть и более "тяже­лым" цветом. Тонкий несущий каркас требует "легкой" окраски.

Для создания выразительного ху — дожественно-композиционного реше­ния в темное время суток необходимо особое внимание уделять выбору ис­точников света и осветительных при­боров. В настоящее время в установках наружного архитектурного освещения применяется относительно широкий ассортимент отечественных источников света: лампы накаливания различных типов, в том числе галогенные, газо­разрядные — ртутные типа ДРЛ, ДРИ, натриевые, металлогалогенные и ксеноновые.

При выборе источников света в ус­тановках наружного архитектурного освещения рекомендуется придержи­ваться следующих положений:

Для цветного освещения лучше ис­пользовать источники света различно­го спектрального состава с учетом цве­та облицовочных материалов. Цветные светофильтры в светильниках и про­жекторах целесообразно применять только при декоративном и празднич­ном освещении;

При выборе источника света сле­дует принимать во внимание зритель­ное изменение цвета облицовочного материала;

Соответствующим подбором источ­ников света можно создать цветовое решение, принципиально отличное от дневного. Для этого нужно выбирать такие сочетания материала и источни­ка, при которых цветовые изменения максимальны;

Заколонные пространства, ниши, порталы, лоджии, смежные фасады и т. п. допускается освещать источниками света, отличными по цветности от ис­точников для освещения основного фа­сада, например, лампами ЛН при ос­вещении фасада лампами ДРЛ;

При частичной реставрации цвет­ных облицовочных материалов фасада здания рекомендуется цвет новых ма­териалов проверять визуально при тех же источниках света, которые установ­лены в осветительных приборах архи­тектурного освещения;

Разные лампы ДРИ могут сущест­венно различаться по спектральному составу излучения и, следовательно, по цветности светового потока, поэто­му необходимо проверять лампы, предназначенные для освещения фаса­да большой площади.

280 Часть Л. Архитектурная светология

До сих пор мы рассматривали воп­росы искусственного "белого" освеще­ния, не затрагивая цветное. Пределы использования цветного освещения оп­ределяются особенностями восприятия цветовой композиции, разрабатывае­мой по законам цветовой гармонии. Понятие о гармоничных цветовых со­четаниях, достаточно изученное ху­дожниками и архитекторами, тем не менее представляет значительные трудности при его колориметрической формализации. Действительно, рецеп­ты гармоничных цветовых сочетаний, в основу которых, как правило, поло­жено двухмерное представление цвета, в значительной мере усложняют по­иски закономерностей и затрудняют формулирование каких-либо количест­венных соотношений при гармониче­ских цветовых сочетаниях. Исследова­ния гармонических цветовых сочета­ний, проведенные в МЭИ, позволили установить ряд общих закономерно­стей. К числу закономерностей, суще­ственных для цветного декоративного освещения архитектуры города, отно­сят следующие:

Гармоничное сочетание цветов за­висит не только от цвета поверхности, но и от угловых размеров и характера границ между ними;

Понятие гармоничного сочетания может быть применено только для цве­та как трехмерной величины. Поэтому яркость цветов, составляющих гармо­ничное сочетание, и яркостные контр­асты играют существенную роль в формировании цветовой гармонии;

Наиболее распространенные цвето­вые гармонии представляют собой классические сочетания контрастных цветов.

Все более актуальным в условиях развития градостроительства становит­ся использование газосветных цветных установок. Это всевозможные светящи­еся рекламные надписи и панно, вы­вески, рисунки и фигуры, размещен­ные на крышах зданий, на их фасадах и специальных конструкциях. Для это­го применяются лампы накаливания как в прозрачных, так и в окрашенных колбах, разноцветные газосветные трубки. В зависимости от наполнения и используемого люминофора можно получить следующие цвета свечения газосветных ламп: красный, красно- оранжевый, желто-зеленый, малиново — розовый, сиреневый, розовый, темно- зеленый, светло-зеленый, бледно-си­ний, голубой, бледно-желтый, белый, бледно-розовый.

Эффектное зрелище представляют собой освещенные цветным светом фонтаны, причем эффект усиливается динамикой освещения водяных струй. Для этого используют осветительные приборы или зеркальные лампы с цветными светофильтрами.

Разнообразие в вечернюю картину города вносит освещенная зелень пар­ков и скверов, для чего в первую оче­редь применяются лампы ДРЛ, при-

Глава 6. Архитектурное цветоведение 281


Дающие зелени яркую окраску и све­жесть.

Для декоративной подсветки по­верхностей, нуждающихся в теплых тонах, целесообразны осветительные приборы с натриевыми лампами низ­кого давления, обладающими ярко- оранжевой цветностью излучения.

Не менее важно остановиться на учете светоклиматических условий при выборе цветов. Как известно, для рай­онов с более холодным климатом пред­почтительнее в архитектуре использо­вать теплую гамму цветов, а для юж­ных — холодные оттенки, что связано прежде всего с психофизическим воз­действием цвета на человека и пред­почтением цветов у северных и юж­ных народов.

Наиболее наглядно можно рас­смотреть этот вопрос на примере ис­пользования цвета в архитектуре Средней Азии, которая ассоциируется зачастую с чем-то ярким, насыщен­ным. Природа Средней Азии достаточ­но монотонна, монохромна, под паля­щим солнцем она порой кажется се — ребристо-серой: почва, выгоревшая на солнце, белесоватая зелень, покрытая слоем пыли, бесцветное бледно-серо — голубое небо. Характер освещения в Средней Азии не позволяет четко вос­принимать округлые формы: полутень, как правило, сливается с собственной тенью. Это прекрасно понимали ста­рые народные мастера, стремясь заме­нить округлые формы гранеными. Вос­полняя то, чем обделила природа Среднюю Азию, старые мастера умело использовали яркие сочные краски в среднеазиатской древней архитектуре. Сегодняшняя среднеазиатская архи­тектура во многих отношениях выгля­дит беднее по сравнению с прошлой: серость, однообразие современной за­стройки невыгодно отличают ее от древней архитектуры. Правда, спра­ведливость требует отметить некото­рые попытки более активного исполь­зования полихромии в последние годы.

Полихромия — одна из характер­нейших черт новой западной архитек­туры. Активное использование цвета во многих странах имеет свои тради­ции. Достаточно вспомнить творчество Ле Корбюзье, Андре Сива и других а рхитекторов, понявших роль, кото­рую может играть цвет в архитектуре. В настоящее время в городах Фран­ции, Германии, Италии и других стран цвет используется в масштабе целых районов. Колористическое решение от­дельных домов и кварталов часто осу­ществляется совместно архитекторами, колористами, дизайнерами (рис. XXIII, ХХ1У). Среди примеров вклю­чения полихромии в современные ур­банистические образования следует от­метить кварталы Парижа (Дефанс, рис. ХХУ), небольшие города Париж­ского района (Сержи Понтуаз, Ля Гранд Борн, Эври) и др. В большин­стве случаев цвет играет формообра­зующую роль, способствует созданию архитектурного образа, раскрывающе­го функцию сооружений. Во многих случаях цвет панелей жилых домов дополняется суперграфикой (рис. ХХУ1), которая в данном случае не­редко играет двойную роль — чисто функциональную, помогая ориентиро­ваться в сложной системе переходов и галерей, и декоративную.

Архитекторам необходимо сформи­ровать единую концепцию оптималь­ной светоцветовой среды (будь то ин­терьер, город или микрорайон) и вы­работать модель светоцветовой среды как результат анализа требований оп­тимальной колористической и световой среды. На основе такой модели с ис­пользованием современной методики проектирования архитектор должен со­здавать проекты светоцветового реше­ния отдельных архитектурных комп­лексов с учетом всех вышеперечислен­ных факторов и с ориентацией на кон­кретные строительные и отделочные материалы и осветительные средства. Необходима целенаправленная разра-

282 Часть II. Архитектурная светология


Рис. XXIII. Банк в Триесте

Рис. XXIV. Холл. Курорт Наантали

Ботка светоцветовой среды проектиру­емого объекта с предварительным ана­лизом традиций архитектурной поли­хромии исторически ценной застройки, климатических особенностей, новых функций архитектурных объектов.

Современные знания о цвете да­леко не всегда могут в полной мере гарантировать архитектору высокое качество проектируемой светоцветовой среды. Архитектору нередко приходит­ся заботиться о том, чтобы запроек-

Рис. XXV’. Жилой район Дефанс в Париже. Ар — хит. 3. Айо

Тированное решение соответствовало реализованному во избежание ошибок, связанных с искажением авторского замысла при переходе от проекта к натуре, в особенности при воспроиз­ведении задуманной цветовой компо­зиции. Архитектору необходимо "ви­деть" результат его деятельности, если речь идет о восприятии цвета. Только аналитическим и расчетным путем в его практике обойтись, как правило, невозможно, необходимо еще образное мышление. Основой для решения мно­гих задач архитектурного цветоведе — ния может быть моделирование. С этой целью в МАрхИ создана лабора­тория, где есть экспериментальные ус­тановки, позволяющие моделировать различные условия зрительного восп­риятия. Студенты собственноручно мо­гут изготовлять простые по технике исполнения макеты из белой и цвет­ной бумаги, картона и другого легко — обрабатываемого материала. Еще при склеивании макета студенты исполь­зуют различные светопрозрачные (хроматические и ахроматические) ма-

Рис. XXVI. Геометриче — ская суперграфика. Жи­лой дом в Париже

Териалы, необходимые для моделиро­вания, а также лампы, различные по размеру, мощности и цветности, кото­рые искусно вводятся в макет.

Глава 6. Архитектурное цветоведение 283

Изготовленные макеты помещают в различные установки в зависимости от поставленной задачи: это демонст­рационные кабины цветопередачи (рис. 6.19), позволяющие моделиро­вать различные условия разноспект — рального освещения (в зависимости от типов ламп, уровней яркости, направ­ления световых потоков) и наблюде­ния (в зависимости от цвета фона) и производить оценку влияния освеще­ния на восприятие цвета. Для моде­лирования цветносгей излучений раз­личного спектрального состава служит лабораторная установка, позволяющая устанавливать яркостные соотношения разноцветных стимулов, уравненных по светлоте (рис. 6.20). Для демонст­рации аддитивного смешения цветов используется установка, показанная на рис. 6.11. Проиллюстрировать возмож­ности изменяющегося по цветности ес­тественного света (прямого света сол-

Рис. 6.19. Кабина демонст­рации цветопередачи

Макет

1 — крышка с люминесцент ными лампами; 2,3 — лам­пы накаливания редко необходимо проведение совмест­ных объективных и субъективных ис­следований на моделях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С., Теплое Б. М., Шева — ревП. А. Пветоведение для архитекторов. — М.; Л.: ГОНТИ, 1938.

2. Бахарев Д. В. Оптическая теория естествен — ногосветовогополя//Светотехника. 1990.10:1991. 4, 8; 1992. 2, 4.

3. Гигиенические критерии состояния окру­жающей среды. Вып. 14. Ультрафиолетовое излу­чение/Пер. с англ. Н. В. Оболенского. — Женева: изд-воВОЗ, 1984.

4. ГусевН. М. Архитектурная светотехни­ка. — М., 1949.

5. Гусев Н. М. Основы строительной физи­ки. — М.: Стройиздат, 1975.

Kqpoe

Поля сравнения

¦ ‘ « »

¦ *¦ ¦ ‘

1

I

/1Н

ЛИ


Рис. 6.20. Схема установки глаз наблюдателя для моделирования цветностей

Цветное стекло

Световых стимулов

Нца, света солнца на закате) и цвет­ного освещения можно на установке, схема которой показана на рис. 6.19.

Физико-геометрическое моделиро­вание (с помощью форэскизов, графи­ческого моделирования и др.) предус­матривает объективные методы и сред­ства решения экспериментальных ко­лориметрических задач, а физико — психологическое моделирование бази­руется на методах субъективных зри­тельных оценок и результатах прове­дения экспериментальных исследова­ний восприятия цвета на моделях. Не-

6. Гусев Н. М., Киреев H. H. Освещение про­мышленных зданий. — М.: Стройиздат, 1968.

7. Гусев Н. М., Макаревич В. Г. Световая ар­хитектура. — М.: Стройиздат, 1973.

8. Дашкевич Л. Л. Методы расчета инсоляции при проектировании промышленных зданий. —

М., 1939.

9. Ефимов A. B. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990.

10. Иванова Н. С., Мигалина И. В. Основы ар­хитектурного цветоведения: Учеб. пособие для ву­зов. — M., 1981.

11. Каменская Г. В., Петрова Л. И. и др. Мето­дические рекомендации по проектированию на­ружного архитектурного освещения зданий и соо­ружений/ /ЦНИИЭП инженерного оборудова­ния. — М., 1977.

12. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитекту­ре. — М., 1961.

13. Короев Ю. И., Федоров М. В. Архитекту­ра и особенности зрительного восприятия. — М., 1954.

14. Кравец В. И. Колористическое формооб­разование в архитектуре. — Харьков: Высшая школа, 1987.

15. Мешков В. В., Матвеев А. Б. Основы све­тотехники. — М.: Энергоиздат. Ч. I, 1979; ч. II, 1989.

16. Оболенский Н. В. Архитектура и солн­це. — М.: Стройиздат, 1988.

17. Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. — Минск: Высшая школа, 1984.

18. Степанов H. H. Цвет в интерьере. — Киев: Высшая школа, 1985.

19. Строительные нормы и правила. СНиП Н-4-79 "Естественное и искусственное осве­щение".

20. Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий про­мышленных предприятий. СН 181-70. — М.: Стройиздат, 1972.

21. Устинов А. Цвет в производственной сре­де. — М.: ВНИИТЭ, 1967.

22. Физиология сенсорных систем. 4. I. Фи­зиология зрения. — Л.: Наука, 1971.

23. Харкнесс Е., Мехта М. Регулирование солнечной радиации в зданиях. — М.: Стройиздат, 1984.



На Новый год вам необходим харизматичный ведущий в Харькове..