3.1. КАЖДЫЙ СТИЛЬ ТРЕБУЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ ОКОН

Широко распространенным термином «стнпь» издавна обозиа чают характерный для определенной эпохи вид творческой деятельности в различных областях искусства.

Уже древние рнмляне говорили о стиле и подразумевали под этим стиль письма своих поэтов и ученых, своеобразный метод, используемый в изобразительных искусствах и особенно соответствие формы и содержания. С давннх пор форма пред­ставления считается соответствующей стнлю, если она отвечает существу предметов, и наоборот, не представляет стнль, если ему противоречит.

Каждый стиль, в том числе в строительстве, является про­дуктом своего времени, но в то же время он развивается на основе опыта прошлого. Строительное искусство, как никакое другое, связано с конструкциями, функциями и назначением здания или сооружения и материалом. Задачей архитектора является, таким образом, употребить отдельные конструкции при возведении здания с учетом его внешнего облика, чтобы было достигнуто соответствие между формой здания и его функ­циональным назначением. Прн этом следует помнить, что соот­ветствие вида здания функциональному назначению еще не га­рантирует его высоких эстетических качеств, с другой сторо­ны, эстетическая форма остается определяющей, пока она не противоречит функциональному назначению и конструктивным особенностям здания.

Стили, связанные с определенной эпохой, следует рассмат­ривать в контексте общего исторического процесса. Именно поэтому любое развитие связано с прошлым, в развитии вопло­щены прежние представления о форме и современные представ­ления о содержании.

Во все времена архитекторы при проектировании зданий придавали большое значение окнам и уделяли созданию этого конструктивного элемента особое внимание. Издавна известно, что окна сильно влияют на вид фасада здания и, кроме того, решающим образом воздействуют на качество интерьера и удобство эксплуатации дома.

Размещение окон на поверхности стен, величины проемов, образование перемычек и членение окон всегда оставались главными задачами архитектора в процессе проектирования. Так создавались фасады, которые благодаря общему гармонич­ному впечатлению отражали вкус времени, а в наших сегодняш­них понятиях представляют определенный стиль.

Специалист, ставящий в наши дни перед собой задачу модернизировать окна старых зданий, должен знать, что потеря оригинальности почти всегда становится также потерей качества здания. 30

Рис. 37. Примеры окон различных сталей двух последних столетий

1 фахверковое строительство до 180(1 г.: 2 классицизм, 1710 1870 гг.; Л — "«»ренессанс, 1870—1400 гг ; 4 модерн. 1900—1914 гг.. 5 так называемый отечественный стиль. 1920 1939 гг.; 6 функционализм, 1910 г и пи настоящее время

Поскольку к работе по модернизации окон архитектор, как правило, не привлекается, роль консультанта-заказчика обычно ложится на изготовителя окон. В этом случае наряду с общими Действующими правилами модернизации фасадов следует об­судить также указания, действующие в различных районах страны. При появлении у домовладельца сомнений его следует "знакомить с негативными примерами. Усилия будут вознаграж­дены тем, что приведут к правильному решению. Прн этом, чтобы согласовать желание заказчика и требования специаль-

Ных служб, необходимо обсудить следующие вопросы: 1) тип окна и его внешний облик; 2) материал н окраска: 3) чле­нение на створки, наличие стоек и перекладин; 4) способ мон­тажа и примыкание к другим конструкциям здания 5) приборы, остекление и вентиляция.

Для выбора правильного решения этих вопросов ответст венный изготовитель окон должен осмыслить свой опыт, изу­чить многочисленные ошибки, из-за которых в течение последних лет был испорчен облик многих фасадов Кроме того изготови­тель должен владеть знаниями о строительных стилях послед них столетий и особенно стилях окон, соответствующих эпохе и стилю зданий (рис. 37).

Фахверковое строительство преобладало примерно до 1800 г. Оконные створки разделялись горбыльками или поперечинами которые вначале примыкали непосредственно к стойкам каркаса; с начала последнего столетия раздельные рамы начинают применяться также в фахверковом строительстве.

Классицизм был распространен в строительстве примерно до 1870 г. Он характеризуется изысканными формами. Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятся крестообразные окна с большой нижней и маленькой верхней парой переплетов.

В стиле неоренессанса строят после 1872 г. и до начала настоящего столетня. Окна остаются вертикально удлиненными, однако верхняя фрамуга почти всегда выполняется в виде цельного стекла, не разделенного стойками.

Начиная с 1900 г. вид фасадов жилых зданий определяет стиль модерн. Окна приобретают дополнительные перекладины в верхних фрамугах в сочетании с прямым или даже закруг­ленным импостом.

Первые тенденции так называемого отечественного стиля становятся заметны уже с 1910 г. После 1920 г. этот стиль становится преобладающим в жилищном строительстве Гер маннн. При устройстве окон на первых порах отдается пред­почтение двух — и трехстворчатым оконным переплетам, разде­ленным горбыльками.

Примерно с 1910 г. в строительстве появляется функ­ционализм. Это направление стиля называли тогда также «новое строительство». В этом стиле в первую очередь принималась во внимание функция здания. Функциональное назначение проявлялось в устройстве несимметричных окон с большой н маленькой створками, в дальнейшем—ленточного остекления и остекленных поверхностей большой площади. Как направление архитектурного стиля функционализм распростра­нен до настоящего времени. Лишь в последние годы заметно стремление в производстве окон снова в большей степени исходить из эстетических качеств. Так называемый постмодернизм явля ется подчеркнутым отказом от принципов функционализма

3.2. ГОРБЫЛЬКИ КАК СРЕДСТВО ПРИДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ФАСАДУ ЗДАНИЯ

«Для масштабного восприятия дома особое значение имеет членение окон­ных переплетов. Фасадная поверхность здания с темными оконными проемами может быть таким образом покрыта сеткой светлых горбыльков. в частности, при мелком членении переплетов, что снаружи она начинает восприниматься как цельная, а изнутри создавать ощущение замкнутости пространства. Такое воздействие создают и в неожиданно большой мере уже небольшие поперечные горбыльки, и это проистекает больше из стремления к целостному восприятию фасада снаружи, чем к улучшению восприятия изнутри, которое некоторые специалисты по интерьеру не отделают еще даже сегодня от чле­нения окна, хотя на цельные окна без членения переплетов есть мода».

Такое мнение о функции членения оконных переплетов было высказано Вальтером Викопом, который в 1935 г. в ка­честве профессора кафедры строительного искусства преподавал в Высшей технической школе в Ганновере и составил спра­вочник «Окна, двери, ворота». Прием сознательного членения оконных переплетов с целью создать впечатление от внешнего облика здания известен так же давно, как известы и горбыльки. В прошлые столетия причиной мелкого членения поверхности окон были ограниченные возможности кустарной технологии изготовления стекла. Однако очень скоро элементы членения окон стали существенной составной частью оконной архитек­туры и, несмотря на то, что с середины прошлого столетия началось промышленное изготовление оконного стекла боль­шого размера и оно стало поступать на рынок по невысоким ценам, элементы членения оконных переплетов сохранили свое значение. Вскоре после начала нового столетия они украсили фрамуги окон стиля модерн н долгое время сохраняли значе­ние характерного архитектурного элемента.

Когда в 20-е годы утвердился так называемый отечест­венный стиль, а вместе с ним почти плоские, маленькие, с тщательно продуманным членением окна, горизонтальное попе­речное членение оконных переплетов стало почти само собой разумеющимся. Еще сегодня встречаются кирпичные фасады со светлыми элементами членения переплетов, которые являются выразительным признаком этого стиля.

Позднее горбыльки в значительной мере потеряли свое значение. Функционализм после 1950 г. проникает и в жилищное строительство. Любой элемент членения окон, который не был безусловно необходим, исключался. Горбыльки окоиных пере­плетов почти канули в прошлое.

Рис. 38. Окна фахверковых зданий с дав­них пор характеризуются вертикальным членением и поперечными горбыльками. Точно так же можно и нужно конструи­ровать окна для фасадов старых фах­верковых зданий сегодня. Слева — ококные створки вставлены между элементами каркаса; справа — в оконные коробки

Такая тенденция к применению цельных оконных перепле­тов большой площади до последних лет проявлялась и при модернизации старых зданий. Наконец, критические высказы­вания многих архитекторов и квалифицированных экспертов были услышаны. В этих высказываниях применение больших "ереплетов в старых зданиях было названо безобразным н нарушаЮщцМ стиль зданий. И сегодня многие владельцы 4 »»и 14(4 33 — старых зданий знают, что новые окна должны выглядеть, как старые, н что горбылькн оконных переплетов, безусловно, следует рассматривать как составную часть старой архитектуры.



.