3.3. Функциональные основы проектирования

Здания любого типа должны в максимальной степени удовлетворять функцио­нальным, гигиеническим, экономическим и художественным требованиям. Для дости­жения этого необходим согласованный и целенаправленный труд коллектива архитекторов, инженеров, специалистов, по инженерному оборудованию, экономистов, гигиенистов и технологов.

Требование функциональной целесообразности проектного решения подразу­мевает максимальное соответствие помещений здания протекающим в них функцио­нальным процессам. Проект должен обеспечивать оптимальную среду для человека в

Процессе осуществления им функций, для которых здание предназначено.

Философский постулат — «человек мера всех вещей» в архитектуре реализуется буквально. В течении веков эмпирически оттачивались параметры проектирования, увя­занные с психо-физиологическими потребностями человека — от ориентации жилища по странам света до размеров дверных проемов, высот ступеней и уклона лестниц.

Только с XX века в вопросах проектирования возобладал научный подход, осно­ванный на скрупулезном исследовании всех параметров внутренней среды зданий от размеров помещений и оптимизации связей между ними до величин длительности их инсоляции, качества воздушной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха), в помещении и т. п.

Научной базой в назначении размеров помещений служат антропометрия* и эр­гономика*’1′, а в назначении связей между ними — функционально-технологические зако­номерности процессов, протекающих в здании.

Исходными для проектировщика служат среднестатистические антропометриче­ские параметры фигуры человека соответствующие полу и возрасту (рис. 3.5).

Для обеспечения удовлетворительного психологического состояния человека в трудовом процессе помимо антропологических данных должны учитываться габариты, которые человек занимает в движении. Дело в том, что человек (даже в состоянии отно­сительного покоя) занимает пространство больше габаритов его тела.

НИИ и музея антропологии

* Антропометрия — в антропологии система измерений человека, человеческого тела и его чаете». ** Эргономика — дисциплина, изучающая человека и его параметры в условиях трудовой деятельности

В процессе труда и отдыха человек непрерывно меняет положение тела, чтобы снять утомление и мышечное напряжение. Для того, чтобы выяснить габариты челове­ка в движении при выполнении отдельных процессов пользуются атропометрическими эскизами (рис, 3.6). Назначение размеров помещений осуществляют с учетом антропо-

+

Границы удобного захвата руками в горизонтальной и вертикальной плоскости

Рабочее пространство

Зона удобного размещения устройств, пбп т-^сивасммх руками

Оптималь­ное рабочее

Вещи, употребляемые наиболее часто, располагаются между уровнем локтя

Между центрами пространства

>—1И__ ^

Рис. 3.6. Антропометрические эскизы: а — для определения габаритов зон квартиры (обеденной отдыха, спальни); б, в — для определения габаритов мебели и оборудования кухни (по Е. С. Раевой)

Метрических эскизов, размеров предметов мебели или оборудования и устройства удоб­ных проходов между ними. Окончательно величины размеров уточняют в соответствии с международными требованиями модульной координации и унификации размеров в строительстве (гл. 4).

Базой для компоновки объемно-планировочного решения здания служит предва­рительный анализ его рационального функционирования, выбор соответствующий его назначению объемно-планировочной схемы (рис. 3.7).

5

?ПС

4

?ПС

Ж"

Рис. 3.7. Функциональные схемы детского дошкольного учреждения: а — обобщенная схема здания: 1 — административно — хозяйственный блок; 2 — группа яслей; 3 — группа сада; б — схема группы; 1 — раздевальная; 2 — фупповая; 3 — спальня — веранда; 4 — туалетная: в — схема административно — хозяйственного блока: 1 — вестибюль; 2 — кабинет заведующего; 3 — медицинская комната; 4 — кух­ня; 5 — кладовая; 6 — стиральная; 7 — гладильная; 8 — бельевая; 9 — подсобное помещение

Предварительный анализ целесообразной и удобной эксплуатации проектируе­мого здания осуществляют, строя его функциональную схему. Она предусматривает удобные связи между всеми группами помещений. Функциональную схему разрабаты­вают графически при этом отдельные помещения (или их родственные группы) обозна­чают прямоугольниками, а необходимые связи между ними — прямыми линиями и стрел­ками.

К разработке функциональных схем зданий со сложными технологическими про­цессами архитектор-проектировщик привлекает специалистов-технологов (например, при проектировании зданий театра или машиностроительного завода).

На рис. 3.7 представлены примеры обобщенной функциональной схемы детско­го дошкольного учреждения и детальные функциональные схемы фрагментов здания: блока помещений для отдельной группы детского сада и блока административно-хозяй­ственных помещений. На схеме отражены требования по устройству связей (или изоля­ции) отдельных групп помещений. Например, из схем очевидна обязательность изоля­ции входов в помещения ясельных групп и допустимость общих входов в две группы детского сада. На функциональной схеме блока помещений отдельной группы демонст­рируется необходимость непосредственной (анфиладной) связи всех помещений груп­пы. На рис. 3.8 дан пример интерпретации функциональной схемы в конкретном проек­те двухэтажного детского дошкольного учреждения.

Группируя помещения, определяют целесообразность функциональных связей между ними не только по горизонтали, но и по вертикали в соответствии с этажностью здания. При этом фиксируют единое расположение (без смещения) по высоте эвакуаци­онных лестниц, санитарных узлов и вертикальных несущих конструкций. Компоновка функциональных схем служит исходным материалом для выбора этажности здания и его планировочной схемы.

Выбор этажности здания.

По признаку этажности здания классифицируют на малоэтажные высотой в 1 — 3 этажа, средней этажности 4-5 этажей, повышенной этажности 6-10 этажей, и много­этажные. Многоэтажные здания в свою очередь делят на следующие три категории в за­висимости от высоты здания в целом: 11 — 16 этажей (высотой до 50 м) — 1 категории; 17-25 этажей (до 75 м) — 2 категории; 26 — 35 этажей (до 100 м) — 3 категории. Здания выше 100 м относятся к высотным.

Для ряда зданий выбор этажности предопределен их назначением. Так, напри­мер, детский сад — ясли проектируют малоэтажным, чтобы упростить связь детей с при­родным окружением. Малая этажность функционально обусловлена также для зрелищ­ных и демонстрационных спортивных залов, так как способствует быстроте и безопас­ности входа и эвакуации многочисленных зрителей.

Однако для значительного числа типов зданий функциональное назначение не предопределяет этажности — его требования с равным успехом удовлетворяются при различной этажности. К таким зданиям относятся гостиницы, административные зда­ния, больницы, жилые дома, общежития и др. Выбор этажности в таких случаях осуще­ствляют с учетом композиционных, градостроительных и экономических требований. Высота проектируемых зданий должна находиться в гармоничной взаимосвязи с этаж­ностью застройки района и не вызывать дополнительного удорожания строительства.



М'які меблі недорого https://eco-mebli.net/g11567396-myak-mebl. http://peony.ua/platya/ женские платья в розницу больших размеров..