3.3. СИСТЕМА СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Традиционно основные сметные нормы были представлены в СНиП IV. Сметные нормы и правила. Наиболее полно и системно сметно-норма — тивная база разработана в составе СНиП 1У-84.

В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоя­тельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН—84), сметные цены на ресур­сы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР-84), расценки на монтаж оборудования (РМО—84), нормы лими­тированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV—84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специали­стов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организа­ций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

Указанные недостатки пытались устранить при разработке СНиП4—91; предполагалось, что принципиальной особенностью новых норм будет отказ от чрезмерной централизации и жесткой регламентации сметного нормирования. Однако распад СССР и кризисная ситуация начала 90-х годов не позволили в полной мере решить эту задачу.

В 90-е годы развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей сто­имости в нормах и ценах 1991 г. В 1993—95 гг., были разработаны сбор­ники ресурсных сметных норм на монтажные и специальные строи­тельные работы, которые были востребованы в связи с распростране­нием ресурсного метода составления смет, выпущен ряд укрупненных сметных нормативов.

Относительная стабилизация цен в строительстве, достигнутая к 1997 г., позволила поставить вопрос о переходе на новую сметно-нор — мативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определе­ны Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.

Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой форми­рования новой сметно-нормативной базы были созданы государствен­ные элементные сметные нормы (ГЭСН—2001) и федеральные единич­ные расценки (ФЕР—2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных и прочих затрат (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.). На базе единой методологии и государ­ственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР—2001). При необходимос­ти могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Структура действующей сметно-нормативной базы представлена на рис. 3.1. В ее составе могут быть выделены три блока: элементные смет­ные нормативы, сметные нормативы, выраженные в процентах, укруп­ненные сметные нормативы.

В первом блоке основополагающими нормативами являются госу­дарственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН—2001), на монтаж оборудования (ГЭСНм—2001), на ремонтно — строительные работы (ГЭСНр—2001), на пусконаладочные работы (ГЭСНп—2001).

Сметные цены на ресурсы приняты по состоянию на 01.01.2000 г. Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территори­альные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранс­портных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для усло­вий базового района— Московской области в ценах на 01.01.2000г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновле­нием ежемесячно или раз в квартал). Рекомендуется на территориаль­ном и отраслевом уровнях иметь Сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства.

Сборники федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы состав­лены в ценах на 01.01.2000 г. для условий Московской области; в боль­шинстве регионов страны разработаны территориальные единичные расценки.

Таким образом, первый блок содержит систему сметных нормати­вов для определения прямых затрат при составлении локальных смет на все виды работ в строительстве как ресурсным, так и базисно-ин — дексным методами.

Сметные нормативы, представленные во втором блоке, позволяют рассчитать затраты, определяемые косвенным методом — в процентах от принятой базы исчисления: накладные расходы, сметную прибыль, затраты на возведение временных зданий и сооружений, зимнее удоро­жание при производстве работ.

В настоящее время только начинается разработка укрупненных смет­ных нормативов 2001 г., входящих в третий блок. На рис. 3.1 показаны укрупненные сметные нормативы, разработанные в нормативных базах 1991 г. (шифры 6-8) и 1984 г. (шифр 9).

Наибольшее распространение в сметном ценообразовании получи­ли укрупненные сметные нормативы, представленные в нормативной базе 1984 г. Они разрабатывались, начиная с 1957—58 гг., постепенно совершенствовались, расширялся их состав. Их появление и развитие было обусловлено унификацией объемно-планировочных и конструк­тивных решений зданий и сооружений, массовым переходом на типо­вое проектирование. Особенно широкое применение получили Укруп­ненные сметные нормы (УСН) и Прейскурантные цены на здания и сооружения (ПРЗС).

УСН разработаны двух видов: на здания и сооружения; на конст­руктивные элементы и виды работ. В сборниках УСН на здания и соору­жения показаны эскизы зданий и сооружений, их конструктивная ха­рактеристика, сметная стоимость строительно-монтажных работ или прямые затраты и расход ресурсов на здание или принятый измеритель.

Элементные сметные нормативы

Элементные сметные нормы и цены на виды ресурсов

Шифр 1

Элементные сметные нормы и единичные расценки на виды работ

Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции

Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства

Сборники федеральных

(территориальных, отраслевых) единичных

Расценок на строительные работы ФЕР (ТЕР, ОЕР)-2001 Шифр 2

Сборники федеральных

(территориальных, отраслевых) единичных расценок на монтаж оборудования ФЕРМ (ТЕРМ, ОЕРм)-2001

Шифр 3

Сборники федеральных

(территориальных) единичных расценок на ремонтно-строительные работы ФЕРр (ТЕРр)-2001

Шифр 4

Сборники федеральных

(территориальных, отраслевых) единичных

Расценок на пусконаладочные работы ФЕРп-2001

Шифр 4

Государственные элементные сметные нормы на строительные работы ГЭСН-2001

Шифр 2

Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования ГЭСНм-2001

Шифр 3

Государственные элементные сметные нормы на ремонтно — строительные работы ГЭСНр-2001

Шифр 4

Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы ГЭСНп-2001

Шифр 4

Рис. 3.1. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Продолжение рис. 3.1.

Укрупнение сметных норм на виды работ и конструктивные элементы достигается за счет расширения состава работ или усреднения в от­дельные группы различных разновидностей конструкций. При состав­лении смет УСН привязываются к местным условиям строительства по уровню оплаты труда, ценам на материалы и эксплуатацию строитель­ных машин.

Прейскурантные цены на здания и сооружения стали разрабаты­ваться с начала 60-х годов в связи с переходом на массовое жилищно — гражданское строительство по типовым проектам. Их разрабатывали преимущественно в городах на применяемые в них серии типовых проектов жилых и общественных зданий. Прейскуранты цен на объек­ты производственного назначения вошли в СНиП IV-15—84. Обычно в прейскурантах приводится полная стоимость строительно-монтажных работ, включая лимитированные и прочие затраты. Использование прей­скурантов на здания и сооружения значительно сокращает состав смет­ной документации, упрощает процесс составления и проверки смет при обеспечении достаточной точности сметной стоимости.

В нормативной базе 2001 г. также предусматривается разработать укрупненные сметные нормативы. В Санкт-Петербурге Территориальные укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-граж — данского строительства (УР-2001 СПб) и Прейскуранты на наружные сети водопровода и канализации введены в действие в 2003 г.



.