3.6. МОДЕРН И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Непосредственно перед началом нынешнего столетия заявило о себе новое направление в искусстве. Молодые художники, желая отделиться от стиля прошлой эпохи, стали разрабатывать в живописи и других видах искусств направление, в котором преобладали размашиечыг как правило, асимметричные линии. Появилась новая орнаментировка, мотив которой был взят Целиком из мира растений. Мюнхенская газета «Юность» стала рупором этих художников, и очень скоро новое направ­ление стиля получило наименование «Югенд стиль», что поло­жило начало так называемому стилю модерн.

Архитекторы этого направления также считали окна сущест-

Венной деталью фасадов зданий. Особым признаком нового стиля во внешнем облике как средних и больших окон, так и балконных дверей стали окна с фрамугами, имеющими мелкое членение горбыльками в то время, как нижние створки члене­ния не имели (рис 56- 56), Некоторые мастера хотели приме­нить дополнительно к вертикальным горбылькам в верхних створках горизонтальные, которые при трехстворчатых окнах проходили бы сквозь импосты. Однако эта не совсем еще ясная форма не получила общего признания и, следовательно, разви­тия. И сегодня во многих домах этого периода строительства можно найти в трехстворчатых окнах закругленный импост под перемычкой в виде коробчатой арки и гнутые стойки, служа-

Рис. Гербыльки во фраиу|е иипйст-

Щие для вертикального членения произвольной сетки горбыль — ков. Оптимальным решением в трехстворчатых окнах и балкон­ных дверях стал прямой ступенчатый импост. Обычным же решением была более широкая средняя створка с большими нижними поворотными и маленькими верхними нижне — или сред — неподвескыми переплетами Боковые переплеты выполнялись, как правило, глухими.

3.6.1. Стиль модерн н окнах характеризуют горбыльки во фрамуге

(рис. 59)

Если планируется замена старых окон стиля модерн, имеющих изогнутые импосты, сквозные стойки и пересекающиеся гор­быльки во фрамуге, то вначале нужно определить, какие сред­ства могут быть выделены на изготовление новых окон, учи­тывая своеобразие заменяемых. Особенно трудоемким является изготовление изогнутых импостов, так как это требует соот­ветствующей обработки деревянных брусков и фигурной вырез­ки изолирующего стекла (рис. 60). Весьма дорогостоящим Является при обычном способе изготовления и устройство г°рбыльков. особенно пересекающихся, а также выдвинутых вперед коробок с ребрами. Поэтому, как правило, приходится

^ иг,45

Принимать компромиссное решение,-которое, однако, не должно восприниматься как нарушение стиля.

Приемлемой можно считать установку прямого импоста в сочетании с двумя сквозными стойками. При этом во фрамуге образуются три поля, которые, чтобы точно соответствовать стилю, должны быть разделены вертикальными горбыльками.

При хорошо сохранившемся старом окне с прямым импостом, который отделяет фрамугу с пересекающимися горбыльками от целых, без горбыльков нижних створок, целесообразным (по расходам) решением можно считать установку внутреннего окна. И хотя внутреннее окно по вертикальным членениям должно соответствовать старому и иметь аналогичный импост, получается, что, имея одинарное остекление, вместе с дополни­тельно уплотненным наружным окном, такое окно обеспечи­вает очень хорошую тепло — и звукоизоляцию. При смещенном импосте в старых окнах такое решение утрачивает, однако, преимущества, поскольку второе окно требует устройства доро­гостоящего импоста.

В окнах стиля модерн, балконных дверях, так же, как и в окнах нескольких минувших десятилетий, внутренняя обли­цовка откосов, богато профилированная поверхность которых требовала квалифицированной ручной работы, должна быть сохранена. Окна встраивались, как правило, в проем с внешней четвертью и снаружи оштукатуривались. Подрезка старых профилированных оконных коробок затруднительна, однако мо­жет быть выполнена с помощью ручных дисковых пил. При этом облицовка откоса, а вместе с ней и подоконник нз массив­ной древесины остаются нетронутыми, поэтому после установки коробок новых окон ни снаружи, ни изнутри никаких видимых отличий от старого решения не возникает



.