3000 ШО 6000 Тц, К

Рис. 6.18. Зависимость оиф — щения комфорта от уров­ня освещенности и цветно­

Более поздние исследования оценки комфор­тности освещения показали, что граница зоны ком­фортности смещена в сторону более высоких цве­товых температур (см. рис. 6.18, кривая 2), чем это установил Крюйтгофф. По этой кривой нижний уровень освещенности при применении ламп ЛБ снижается до 100 лк.

Результаты данных исследований нашли свое отражение в действующем СНиПе по искусствен­ному и естественному освещению [19] (см. табл. 6.11).

Недооценка значения этих факторов может исказить задуманный образ, изменить характер ко­лористического решения композиции, разрушить ее цветовое единство. Напротив, соответствие меж­ду цветностью и интенсивностью освещения обес­печивает правильное восприятие цветов, эмоцио­нальность и целостность впечатления.

Рассмотрим на примерах задачи проектировщика в процессе проекти­рования светоцветового решения ин­терьеров, в которых осуществляются различные по характеру зрительные работы.

20000 10000

2000

Сти излучения источников света по Крюйтгоффу (1) и по Лебедковой (2)

Пример 1. Выставочный зал, где необходимо сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличению. В помещении должны быть пре­дусмотрены необходимый уровень освещенности 300 лк и источники искусственного света, обеспе­чивающие вышеуказанные требования. Это могут

Быть, например, люминесцентные лампы естест­венной цветопередачи типа ЛЕЦ. Для отделки сле­дует использовать только ахроматические или близкие к ним цвета, поскольку в выставочном зале могут демонстрироваться самые разные экспонаты, в том числе живописные полотна, предметы при­кладного характера и т. п., что не допускает приме­нения для фона насыщенных хроматических цве­тов. Поэтому гармоничность композиционно-про- странственного цветового решения должна быть со­здана только за счет яркостных соотношений.

Пример 2. Особый вид зрительной работы связан с наблюдением за обликом интерьера и лю­дей в местах их интенсивного общения (зрелищные учреждения, залы заседаний и др.). При выборе цветовой отделки и освещения основное требова­ние по эстетизации среды определяется, в частно­сти, гармоничностью цветовых сочетаний и пра­вильным выбором цветности излучения источни­ков освещения. Это могут быть люминесцентные лампы типа ЛТБЦ, галогенные лампы накалива­ния, смешанные источники (люминесцентные хо­лодные лампы с лампами накаливания), зарубеж­ные лампы "делюкс" и "Неодим". При подобном ис­кусственном освещении сохраняется естественный цвет кожи и лица человека, цвет привычных для человека объектов (пищевые продукты, отделоч­ные породы дерева) и все цветовое окружение.

В табл. 6.12 в качестве примера даны рекомендуемые диапазоны цве­товых характеристик интерьеров жи­лых зданий. Градации цветового контраста представлены в табл. 6.13.

При фиксации взгляда на каком — либо объекте все остальные элементы поля зрения воспринимаются как фон данного объекта. Объектами восприя­тия могут быть любые поверхности ин­терьера; и сложная фактура цвета фа­сада, рассматриваемая вблизи, и эле­менты объемов зданий, вид на которые раскрывается на некотором отдалении, и, наконец, панорама колористической композиции, воспринимаемой с даль­них точек обзора. При поворотах го­ловы, даже если туловище неподвиж­но, зона обзора расширяется до 210° в вертикальной плоскости и до 240° в горизонтальной.

Мы выделим две зоны из каждой точки в зависимости от расстояния на­блюдения: зону ближнего и зону даль­него обзора. Понятно, что восприятие

Глава 6. Архитектурное цветоведение 217

Таблица 6.12. Цветовое решение интерьеров жилых зданий массового строительства

Помещение

Поверх­ность

Цветовой тон (X, нм) при различной ориентации

Допускаемые

Север

Восток — запад

Юг

Количест­во цвета <2, лор

Коэффи­циент отра­жения р, %

Цветовой контраст

Ае

Комнаты

Кухня

Комнаты

Кухня

Комнаты

Кухня

Пол

565-

590

565-590 565-590

С1

20-40

С2

Стены

575-

600

520-600 490-540

М1

55-70

Потолок

Ахроматический

70-80

M2

Пол

520-

-605

520-605 520-605

С2

20-40

Б2

Стены

540-

-600

490-510 490-510

M1

Потолок

Ахроматический

—•

70-80

М2

Районы южнее 45° с. ш.

Пол

500-

¦600

500-600 500-600

С1

20-40

Б1

Стены

540-

600

470-600 470-500

M2

50-70

.

Потолок

Ахроматический

60-80

Мз

Пол

500—600

500-600 500-600

С2

20-40

Б2

Стены

500-

-600

470-500 470-500

М2

50-70

Потолок

Ахроматический

<—

70-80

Мз

Пол

Районы севернее 6(Р

С. ш.

565-

-590

565-590 565-590

Мз

30-40

С2

Стены

575-

-590

540-600 540-600

М1

60-75

^^^^

Потолок

Ахроматический

—.

70-80

M2

Пол

520-

-605

520-605 520-605

С2

25-40

Б2

Стены

560-

-590

550-600 500-600

M1

60—75

Потолок

Ахроматический

70-80

M2

Цвета человеком может сильно менять­ся в зависимости от того, какие цвета в данный момент попадают в его поле зрения. Совершенно очевидно, что чем ближе наблюдатель находится к рас­сматриваемому объекту, тем большую часть сетчатки, в соответствии с за­конами перспективы, закрывает изо­бражение этой поверхности, а следо­вательно, тем большую роль играют цветовые характеристики именно этой поверхности. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы задачи выбора цвета ре­шались с учетом и ближайшего окру­жения, и дальнего обзора — общего плана. При этом можно выделить не­сколько этапов восприятия.

Первый — когда вся композиция застройки занимает все поле зрения наблюдателя и воспринимается вместе с природным окружением — фоном (например, для микрорайона при рас­стояниях наблюдений от 500 до 1500 м); второй — когда отдельные сооружения воспринимаются в основ-

Таблица 6.13. Градации цветового контраста

Цветовой

Группа

Цветовой конт­

Контраст’

Раст’, пор.

Малый

M1

0-10

М2

11-20

МЗ

21-30

Средний

С1

31-40

С2

41-50

С3

51-60

Большой

Б1

61-75

Б2

76-85

Б3

86 и более

Ном на фоне застройки (на расстоя­ниях от 200 до 500 м), третий — ког­да отдельная деталь воспринимается на фоне здания (до 200 м). Как из­вестно, поле зрения человека имеет вполне определенные границы. На каждом этапе восприятия меняется степень влияния окружающей среды, т. е. озеленения, городской застройки, небосвода и др. Здание выглядит, на­пример, темным на фоне светлого неба

И ярко освещенным на темном фоне; облик фасада внезапно меняется, когда на выступающие части ложится снег; красный тон кирпича воспринимается зимой иначе, чем летом, когда крас­ный цвет "усиливается" зеленью лис­твы окружающих деревьев вследствие одновременного цветового контраста.

Современный город — это огром­ный комплекс сооружений различного назначения. "Целенаправленно созда­ваемая колористика города выделяет цветовым единством его общественные центры,, сообщает красочное своеобра­зие жилым районам, промышленным комплексам и способна зрительно при­вести к гармоничному единству даже разнохарактерную и несложившуюся застройку". Эта совершенно справед­ливая точка зрения, высказанная ар — хит. А. Ефимовым, формулирует об­щую цветовую концепцйю архитекту­ры города. Вопрос создания колористи­ческой городской среды сводится к управлению цветовым решением, цве­товой тканью города, т. е. к выработке стратегии и тактики формирования цветовой среды.



.