4.9. Совмещенное освещение помещений

Совмещенное освещение по­мещений является разновидностью ес­тественного освещения: при его при­менении сохраняется доминирующая роль естественного света в интерьере. Оно используется как в многоэтаж­ных, так и в одноэтажных промыш­ленных и общественных зданиях, име­ющих широкие корпуса и глубокие по­мещения, и характеризуется постоян­ным (в течение всего рабочего времени) дополнительным искусствен­ным освещением, которое создается в зонах помещений с недостаточным ес­тественным светом.

Особенность совмещенного освеще­ния состоит в том, что создаваемое в помещениях постоянное дополнитель­ное освещение обеспечивается, как правило, светящими поверхностями (панелями, полосами, нишами и др.), имитирующими окна и фонари есте­ственного света. Яркость этих повер­хностей, равно как и спектр, а в наи­более удачных решениях и динамика излучаемого ими света, близки к ха­рактеристикам рассеянного света неба, поэтому при совмещенном освещении необходимо применять люминесцент­ные лампы типа ЛДЦ, ЛД, ЛЕ, ЛЕЦ и т. п., спектральный состав которых близок к спектру естественного света. В некоторых случаях это могут быть маломощные металлогалогенные лам­пы, а также лампы ДРЛ делюкс в со —

Рис. 4.68. Схема к опреде­лению в помещении зоны

Четании с лампами накаливания. В ка­честве светорассеивающего материала применяется, как правило, молочное оргстекло.

Постоянное дополнительное искус­ственное освещение создается в зоне Вг помещения (рис. 4.68). При совме­щенном освещении глубоких помеще­ний видимость рабочей поверхности в зоне Вг в большой степени зависит от уровня яркости поля адаптации по сравнению с яркостью рабочей повер­хности Ьр.

ЕГП1П,%

С недостаточным ест ест венньш освещением

174 Часть II. Архитектурная светология

На рабочих поверхностях, распо­ложенных в глубине помещений с бо­ковым светом, будет ощущаться недо­статочность освещения при попадании в поле зрения человека ярких повер­хностей окон из-за их ослепляющего или дискомфортного действия и высо­ких яркостных контрастов.

(4.35)

Дополнительное искусственное ос­вещение в зоне Вг должно функцио­нировать в течение всего рабочего вре­мени, т. е. и днем. В общем случае дополнительная освещенность, созда­ваемая источниками искусственного света, определяется по формуле

?д = 0,12/юб>СрГ1,

Где и — яркость участка неба, видимого через ос­текление из данной точки помещения; еср — сред­нее значение КЕО в зоне Вг помещения; это значе­ние КЕО при выбранной отделке интерьера опре­деляет яркость окружающих рабочих поверхно —

Рис. 4.69. Зависимость уровня постоянного допол­

Стей в этой зоне помещения; — коэффициент светопропускания стекла.

Зависимость уровня постоянной дополнительной освещенности ?д от яркости окна приведена на рис. 4.69. Эта прямая зависимость позволяет уменьшить уровень Ед путем приме­нения средств, улучшающих условия адаптации в помещении. К таким средствам относятся светлая отделка потолка, стен и пола, применение вы­соких подоконников и тонированного светозащитного стекла для заполнения светопроема, а также использование различного вида солнцезащитных уст­ройств мобильного или стационарного типа (жалюзи, экраны и др.). Не ме­нее важны при применении совмещен­ного освещения расположение и архи­тектурное решение электроосветитель­ной установки. При боковом освеще­нии светящие панели можно располагать на потолке в удаленной и примыкающей к окну зонах на раз­личных расстояниях друг от друга

(рис. 4.70).

Опт

ЧХ’.V»> О. »."«ЛОЛ ^11111

1000

Допускаемые пределы-1

70*

ЯРКОСТЬ, кд/м2

Ю

Нительного освещения от яркости окна

В некоторых случаях целесообраз­но применять искусственные окна или

Рис. 4.70. Кривые КЕО со­вмещенного освещения при использовании светя­щей панели, расположен­ной в удаленной зоне по­толка (а) и светящей

Ниши на противоположной окнам сте­не или в простенках между окнами. Внешнее оформление, яркость, спект­ральный состав и динамика излучае­мого такими окнами света должны имитировать окна, обеспечивающие доступ естественного света.

Искусственное освещение при со­вмещенном освещении целесообразно применять в виде двух раздельных си­стем: первая, существующая в виде постоянного дополнительного освеще­ния, работает непрерывно целый ра­бочий день и освещает зону Вг поме­щения; вторая освещает зону В\ по­мещения и включается с наступлением сумерек. Граница между ними может меняться в зависимости от колебаний уровня естественного освещения.

Включение искусственного освеще­ния во второй зоне рекомендуется осу­ществлять с помощью автоматических регуляторов в зависимости от харак­тера изменения наружной освещенно­сти и выбранного уровня критической освещенности.

Ниши в стене против окна (б)

1 — естественное освеще­ние; 2 — искусственное осве щение; 3 — совмещенное ос вещение

Применение совмещенного освеще­ния оказывается экономически выгод­ным и в одноэтажных производствен­ных зданиях большой протяженности с верхним освещением при тех же тре­бованиях к его качеству, и в помеще­ниях с окнами. При определении ос­вещенности, создаваемой естественным светом, исходят из среднего значения КЕО, обеспечивающего гигиенический (а не светотехнический, выбираемый из условия видимости) минимум осве­щенности. Численное значение гигие­нически необходимого среднего КЕО для центральных районов страны (Ш светоклиматический пояс, см. рис. 4.18) принимается равным от 2 до 3% в зависимости от требуемой точности зрительной работы в поме­щении.

Одним из рациональных решений верхнего освещения при совмещенном освещении является использование зе­нитных фонарей в виде отдельных све — топроемов, перекрытых оболочками из органического прозрачного или свето — рассеивающего стекла. При сочетании фонарей со светящими панелями ис­кусственного света создается возмож­ность их взаимозаменяемости и сво­бодного расположения на потолке ин­терьера.

Глава 4. Архитектурное освещение ?75

В последние годы значительно воз­росли требования к качеству световой среды в интерьерах, особенно в зда­ниях с большой глубиной заложе — ния(ЗА и более, h — высота перемыч­ки окна над полом). В таких поме­щениях невозможно создать комфорт­ную световую среду без верхнего естественного света только за счет бо­ковых светопроемов. Более того, при инсоляции таких помещений создается резкий дискомфорт, который можно ограничить с помощью рациональных солнцезащитных устройств (СЗУ) в сочетании с системой совмещенного освещения, что позволяет достигнуть единства функциональных и эстетиче­ских качеств световой среды в интерь­ере. При исследовании показателей дискомфорта и неравномерности осве­щения (Н. В.Оболенский, А. И.Пану —

176 Часть II. Архитектурная светология


Таблица 4.44. Показатели светового дискомфорта в помещениях при применении СЗУ в светопроемах (А) и при их отсутствии (Б)

Процент

Защита

Показатели дис­

Остекле­

От

Комфорта при раз­

Ния

Солнца

Мерах помещений,

М

6x6x3,б|

6x9x3,6

40

А

18,3

18,3

Б

30,5

30,5

50

А

17,0

17,0

Б

28,3

28,3

60

А

16,5

13,8

Б

25,8

23,0

40

А

19,0

17,0

Б

25,0

22,0

50

А

17,0

16,0

Б

24,0

20,0

60

А

16,0

13,0

Б

23,0

18,0

16,0

17,4

Вид

Освеще­ния

Венное

Щенное

Ственное

Ров) была создана универсальная трансформирующаяся модель интерье­ра в 1/6 натуральной величины, в ко­торой глубина помещений изменялась от 6 до 9 м, а в светопроемах меня­лись 12 типов заполнений.

Наиболее близкие к рекомендуе­мым значения яркостей в интерьере были получены лишь при совмещен­ном освещении и использовании СЗУ, выравнивающих его неравномерность (Кр). Для всех вариантов освещения был определен показатель дискомфор­та. Данные табл. 4.44 показывают, что увеличение площади светопроемов не устраняет дискомфорт, в то время как применение СЗУ и совмещенного освещения способствует значительно­му его снижению.

Кроме того, установлено, что вос­приятие пропорций помещений зави­сит от неравномерности освещения, а следовательно от СЗУ, которые зна­чительно ее снижают (или повышают). При снижении неравномерности осве­щения пропорции помещений улучша­ются: высота воспринимается большей, а глубина — меньшей.

Таблица 4.45. Нормированные (допустимые) значения КЕО при совмещенном освещении производственных помещений

Зрительная

Разряд

Наименьший

Р

Наименьшее нормированное значение КЕО

Работа

Зритель­

Размер

Ной работы

Объекта раз­

Личения, мм

При верхнем

При боковом освещении

Или комби­

———————- — — — -—- -— ———————— — —

Нированном

В зоне с ус­

На остальной

1 !

1 1

1

Освещении

Тойчивым снеж­ным покровом

Территории страны

Наивысшей

I

< 0,15

3,0

1,0

1,2

Точности

Очень высокой П

0,15-0,3

2,5

0,8

1,0

Точности

Высокой

Ш

0,3-0,5

2,0

0,6

0,7

Точности

Средней точ­

ТУ.

0,5-1,0

1*5

0,4

0,5

Ности

Малой точ­

X

1,0-5,0

1,0

0,2

0,3

Ности

>5

Грубая

За

0,7

0,2

0,2

Работа со

Ш

>0,5

1,0

0,2

0,3

Светящимися

По нормам [19] совмещенное ос­вещение допускается предусматривать в производственных помещениях I—II разрядов зрительной работы и в слу­чаях, когда по условиям технологии,

Организации производства или клима­та сложно обеспечить нормированные значения КЕО системами естественно­го освещения. В общественных и вспо­могательных зданиях совмещенное ос­вещение применяют тогда, когда это диктуется объемно-планировочным ре­шением. Запрещается использовать со­вмещенное освещение в жилых ком­натах, кухнях, детских помещениях, классах и учебных кабинетах школ, в палатах и кабинетах врачей в лечеб­но-профилактических учреждениях, в спальных помещениях санаториев и домов отдыха.

Расчетные значения КЕО при со­вмещенном освещении помещений об­щественных зданий должны состав­лять, как правило, 60% значений, указанных в табл. 4.14, а в производ­ственных помещениях они должны со­ответствовать табл. 4.45.

4.10. Нормирован ие и проектирование освещения городов

Современный город, как и интерьер, сегодня не мыслится без ис­кусственного освещения. В развитых странах не только все города, но и населенные пункты и многие загород­ные магистрали имеют стационарное электрическое освещение.

История развития искусственного освещения города насчитывает не одно столетие. Еще улицы античных городов освещались масляными светиль­никами. Масляные фонари вывешивались на фаса­дах зданий Парижа и Лондона в XV—XVI вв. В XVII в. в Париже была создана уже постоянная служба городского освещения, в Версале устраива­лись музыкально-сценические постановки на от­крытом воздухе с применением большого числа масляных ламп, установленных на сцене, во дворе, на балюстрадах и карнизах дворца, в боскетах и фонтанах. В 1718 г. первые четыре фонаря были установлены у Зимнего дворца Петра I в Петербур­ге. В Москве слюдяные фонари были зажжены осенью 1730 г. В начале XIX в. улицы крупных го­родов Европы осветились газовыми фонарями.

После изобретения электрических источни­ков света первую установку уличного освещения с

Лампами накаливания осуществил Лодыгин в 1874 г. в Петербурге. Установки с дуговыми лампа — ми Яблочкова, получившие название "русский" или "северный" свет, начали использоваться в 1877 г. в Париже, в 1878 г. в Петербурге, затем в Лондоне, Мадриде, Гамбурге и т. д. Однако еще и в начале XX в. многие города преимущественно ос­вещались газовыми и керосиновыми фонарями из — за нехватки электроэнергии.

В 1904—1910 гг. в США и Франции были ус­тановлены первые образцы световой рекламы из га­зосветных ламп; в 30-е гг. в Западной Европе, а за­тем в США появились первые установки наружно­го освещения с газоразрядными лампами.

Необходимость освещения город­ских пространств и объектов вызвана прежде всего функциональными по­требностями. Жизнь города с наступ­лением темноты не прекращается. Ча­сы пик со все более интенсивным транспортным движением и свободное время для большинства горожан при­ходятся на вечер, который в осенне- зимний период наступает тем раньше, чем севернее расположен город, а в районах Крайнего Севера люди живут зимой в условиях полярной ночи.

Из всех физических параметров среды совер­шенно изменяется при переходе от дня к ночи лишь один — световой, т. е. тот, который воспринимается глазом. Из-за главенствующей роли зрения во вза­имоотношениях человека с окружением первой по­требностью в темное время суток является создание в городе необходимых условий освещения для обес­печения безопасности движения транспорта и пе­шеходов, а второй — обеспечение свободной ори­ентации в пространстве.

Этим функции освещения не ограничивают­ся: оно должно быть экологически и эстетически полноценным, способствовать формированию в го­роде благоприятной психологической атмосферы. По существу, речь идет о создании по законам гар­монии и красоты особого типа организации архи­тектурной среды, обладающей ярко выраженной спецификой. Последняя проявляется в том, что в отличие от дневного времени материально-про­странственные и светоцветовые параметры этой среды проектируются и управляются человеком и оцениваются им через зрительное восприятие и по­ведение в условиях низких уровней адаптации. Психофизиология зрения в этих случаях, как пока­зано в п. 3.1, иная, чем днем.



.