4/


Неправильно

Рис. 231. Рисование пирамиды: а — в прямоугольной проекции, б —в прямоуголь­ной изометрии, в — в прямоугольной диметрии

Рис. 232. Рисование цилиндра

Прабильно

Я

Неправильно

Рис. 233. Рисование конуса: а — в прямоугольной проекции, б — в прямоугольной изометрии, в — неправильный

Рисунок

Рисовании деталей с квадратным основа­нием (рис. 231, а) в прямоугольной изо­метрии (рис. 231,6) ребра совпадают с вертикальной осью предмета; кроме того, одинаковость формы боковых граней в ак­сонометрии делает рисунок недостаточно наглядным и выразительным. Более на­глядным будет рисунок, выполненный в прямоугольной диметрии (рис. 231, в).

На рис. 232 приведены изображения прямых круговых цилиндров. Основания цилиндров должны быть нарисованы точ­ными приемами построения в аксономет­рии. Большие оси эллипсов должны быть перпендикулярны оси цилиндра и соответ­ствующей аксонометрической оси, а кон­турные (очерковые) образующие — па­раллельны этой оси.

Рисуя конус (рис. 233), необходимо пра­вильно нарисовать его очерковые образу­ющие. При этом следует иметь в виду, что крайние слева и справа образующие в ак­сонометрии ие являются очерковыми. Очерковыми будут образующие, касатель­ные к эллипсу основания конуса.

| 81. Светотень и штриховка теней

Светотень. Форма предмета восприни­мается правильно, когда предмет освещен и иа его поверхности образуется свето­тень. Распределение света на поверхности предмета зависит не только от его формы, но и от направления лучей света. Различа­ют следующие элементы светотени: свет, полутень, тень.

Рис. 234. Образование теней предмета:

Собственная тень, 2 — падающая тень

Тени разделяют на собственные и пада­ющие (рис. 234). Собственная тень 1 об­разуется на неосвещенной части предмета. Линия или узкая полоса, разделяющая освещенную и неосвещенную части пред­мета, называется границей собственной тени. На поверхностях многогранников она четко обозначена, на поверхностях вращения граница собственной тени не бывает резкой, а образует плавный пере­ход от света к тени. Падающей 2 называ­ют тень, которая отбрасывается предме­том иа какую-либо поверхность, располо­женную за данным предметом, или иа плоскость основания. Граница падающей тени имеет четкое очертание.

На кривой поверхности наибольшая яр­кость получается при падении лучей света перпендикулярно поверхности (рис. 235). При этом если поверхность гладкая или блестящая, то на ней образуется блик 1. По мере отклонения участков поверхно­сти от направления лучей света ее осве­щенность постепенно уменьшается и обра-

Рис. 235. Распределение светотени на кривой

Поверхности: 1 — свет (блик), 2 — полутень, 3 — граница свето­тени, 4 — рефлекс, 5 — падающая тень; 3—1—3 — освещенная часть, 3—4—3 — собственная тень

Зуется полутень 2. Освещенность оказыва­ется наименьшей там, где лучн света скользят по поверхности, при этом образу­ется граница светотени 3 — самое темное место на поверхности.

Собственная н падающая теин предмета также имеют различную освещенность: со­бственная тень, как правило, светлее па­дающей. Это объясняется тем, что на не­освещенную часть предмета падают отра­женные лучн, которые подсвечивают ее, создавая рефлекс 4. Падающая тень 5 по мере удаления от предмета, бросающего тень, несколько высветляется.

На поверхности многогранников, кроме того, на двух соседних гранях различной освещенности образуется пограничный контраст — усиление тени затененной гра­ни к общей границе с более освещенной гранью (см. рис. 234) н высветление по­следней в сторону границы с менее осве­щенной гранью.

Для того чтобы придать техническому рисунку большую наглядность н вырази­тельность, лучше выявить форму изобра­жаемого предмета, необходимо помимо контурных линий передать на рисунке ос­вещенность предмета, нлн распределение светотени на его поверхности. При изо­бражении светотени на техническом ри­сунке принято считать, что источник света находится слева сверху.

Для того чтобы правильно нарисовать собственную и падающую теин предмета, прежде всего задают направление лучей света, изобразив вторичную (горизонталь­ную) проекцию луча света аЛ0, а затем аксонометрию луча ААц (рис. 236). Ори­ентируя направление вторичной проекции относительно основания предмета, можно определить освещенность его боковых гра­ней нлн кривой поверхности. Наклон луча а к горизонтальной плоскости берут про­извольный. Тени вершин призмы нлн ха­рактерных точек изображаемого предмета находят путем построения «лучевых треу­гольников», подобных заданному АаА0. Линии ВС и Сй, параллельные горизон­тальной плоскости, отбрасывают тени ВоСо и Со?>о, параллельные и равные им по вели­чине.

На рисунках тени на поверхности пред­метов наносят различными способами: штриховкой, шрафнровкой, тушевкой нлн отмывкой.

Рис. 236. Схема построения границ собственных и падающих теней в техническом

Рисунке:

О — направление лучей света, б…г — тени соответственно призмы, цилиндра, конуса

Штриховку выполняют тонкими прямы-

Рис. 237. Рисование геометрических тел в прямоугольной изометрнн с нанесением штри­ховки и шрафировки: а — призмы, б— цилиндра, в ~ конуса

Ми или кривыми линиями, повторяющими форму предмета, линиями различной тол­щины и плотности; шрафировку — пере­крестной штриховкой, т. е. пересекающи­мися штрихами; тушевку — частым, почти сплошным нанесением штрихов в различ­ном направлении; отмывку делают тушью или краской (см. § 90).

В техническом рисовании применяют обычно штриховку и шрафировку. При ри^

Совании гранных предметов (рис. 237, а) штрихи наносят прямыми линиями парал­лельно ребрам в двух направлениях (шра — фировка), уплотняя штрихи у погранич­ных ребер. На освещенных гранях штри­ховку наносят легкими штрихами у внеш­них контуров предмета. На поверхностях вращения (рис. 237, б, в) штриховку мож­но наносить прямыми линиями вдоль обра­зующих, кривыми — по направлению из­гиба поверхности или теми и другими вместе.

§ 82. Рисование производственных деталей и узлов строительных конструкций

Приступая к выполнению технического рисунка с натуры или по чертежу, необхо­димо прежде всего изучить форму и устройство изображаемой детали, рас­членив ее мысленно на составляющие гео­метрические формы, определить основные соотношения общих габаритных размеров

Е)

В)

Рис. 238. Последовательность (а…е) выполнения технического рисунка детали

Детали, а также соотношения отдельных ее частей. После этого рисунок выполняют в такой последовательности:

Выбирают вид аксонометрической про­екции, учитывая форму детали, н строят аксонометрические осн (рис. 238, а); на­мечают положение детали относительно осей так, чтобы ее форма была наиболее наглядной;

Определяют габаритные размеры детали (рис. 238,6), начиная с вторичной проек­ции (с плана), и затем переходят к изо­бражению вспомогательного габаритного, объемлющего всю деталь параллелепипе­да (рис. 238, в);

Расчленяют габаритный параллелепи­пед на отдельные составляющие его гео­метрические формы и рисуют их тонкими линиями (рис. 238, г) ;

Проверяют и уточняют изображения от­дельных частей н детали в целом, рисуют видимые элементы детали линиями нор­мальной толщины н плотности (рнс.

238, д);

Наносят штриховку формы детали н па­дающие тени (рис. 238, е).

В качестве примера приведены два ри­сунка, выполненные с натуры: угловое сое­динение брусков в прямоугольной нзомет — рнн в разъемном и собранном виде (рнс.

239, а) н крышка сальника во фронталь­ной диметрнн с простановкой размеров (рис. 239, б).

На рнс. 240 приведены примеры техни­ческих рисунков элементов конструкций, выполненных по чертежу: блок фундамен­та под колонну н опорный узел стропиль­ной фермы в прямоугольной нзометрни.

В случае если необходимо построить разрез и показать внутреннее устройство детали в техническом рисовании, как н в аксонометрии, делают вырез ее пере­дней четверти. При этом сначала строят полное изображение детали, затем рисуют контуры сечений, образуемые секущими плоскостями. Разрез можно построить и нарисовать независимо от того, как вы­полняют рисунок — с натуры нлн по чер­тежу.

Рассмотрим последовательность выпол­нения рисунка технической детали с раз­резом по чертежу (рис. 241, а), на кото­ром не показан разрез. Оси ох и оу внут­ренней системы координат целесообразно провести в верхней плоскости детали, со­вместив нх с осями симметрии этой части детали (рнс. 241,6). Затем, наметив вер­тикальные осн трех цилиндрических от­верстий, рисуем овалы н общую форму ос­новной цилиндрической части детали. Все эти построения делаем тонкими ли­ниями.

После этого наметим контуры сеченнн, образуемые каждой вертикальной секу­щей плоскостью в продольном и попере­чном направлениях. Убрав отсеченную часть, закончим построение контуров сече­ний выреза н прорисуем форму верхней грани детали. Кривые лннин дуг проведем так, чтобы они касались нарисованных овалов (рис. 241, о). Оставшиеся контуры детали обведем утолщенными линиями.

0

Рис. 239. Рисование с натуры: а — угловое соединение брусков в прямоугольной нзометрнн в разъемном н собранном виде, б — крышка сальника во фронтальной диметрнн

Рис. 240. Рисование по чертежу: а — блок фундамента под колонну, б — опорный узел стропильной фермы

Рис. 241. Рисование технической детали по чертежу с построением

Разреза:

А — чертеж, б…г — последовательность рисования

Штриховку каждого из сечений выполним в различном направлении, как показано на рисунке.

Когда все основные элементы детали будут нарисованы, уберем лишние линии и нанесем светотень, учитывая выбранное направление света (рис. 241, г). Штрихов­ку цилиндрических поверхностей детали делаем вдоль образующих, постепенно разряжая ее к более освещенной части поверхности.

Рисунок цилиндрического блока водоот­водной трубы с вырезом левой передней части и светотенью, выполненной в прямо­угольной димётрии (рис. 242), можно сде­лать без чертежа, задавшись основными параметрами блока (наружным и внутрен­ним диаметром и высотой) и передав н$ глаз соотношение этих размеров. Началь­ные построения понятны нз рис. 242, а. Эллипсы верхнего основания строим по восьми точкам (см. рнс. 78). Части эллип­сов нижнего основания строим по точкам, которые находим, откладывая по вертика­ли отрезки, равные высоте блока.

Штриховку цилиндрической поверхно­сти наносим и передаем светотенью следу­ющим образом (рис. 242,6). При задан­ном направлении света (слева сверху) на­ружная цилиндрическая поверхность бло­ка затеняется к правой ее части, а внут­ренняя — к левой. Проводим горизонталь­ные проекции луча касательно к основа­нию наружного и внутреннего цилиндров (а — А’) и определим границу собствен­ной тенн — самое темное место на повер­хности (А—а). Падающие тени строим путем рисования треугольников, подобных заданному на схеме, как показано на ри­сунке (треугольник АаА’). Направление луча света и его горизонтальной проекции выберем произвольно, но так, чтобы свето­тень хорошо выявила форму изображае­мого предмета.

Можно построить и нарисовать падаю­щие тени, задавая направление луча на самом изображении предмета. Например, установим, что точка А верхней кромки блока бросает тень в точку А’, тогда гори­зонтальной проекцией луча будет отрезок а — А’. Остальные точки контура падаю­щей тени строим, рисуя Подобные «свето­вые» треугольники. Все построения выпол­няем от рукн, на глаз, тонкими линиями.

В плоскостях сечений разреза штрихов­кой показывают материал блока.

Технические рисунки крупных по разме­рам строительных конструкций и фрагмен­тов зданий выполняют на основе перспек­тивы (см. § 87, рис. 260).

Контрольные вопросы

Рис. 242. Рисование блока водоотводной трубы с вырезом левой передней части и

Построением теней: а — начальное построение, б — законченный рисунок

6)

1. Что называют техническим рисунком? 2. Чем отличается технический рисунок от аксо­нометрического изображения и рисунка с на­туры? 3. Как построить от руки без применения транспортира оси прямоугольной диметрической аксонометрической проекции? 4. Что такое блик, полутень, рефлекс, пограничный контраст? 5. В чем отличие при выполнении рисунка со­бственной и падающей тени предмета?

Г Л А В А XIX РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

§ 83. Общие сведения о рисовании с натуры

Рисунок — это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях. В этом за­ключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проек­ции.

В рисунке с натуры изображают види­мую форму предмета, которая передает и действительную его форму. В перспек­тивном рисунке крупного по размерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и дей­ствительная величина объекта.

Между действительной и видимой фор­мой предмета имеется различие. Действи­тельная форма предмета неизменна, види­мая же его форма многообразна, она по­стоянно меняется в зависимости от ракур­са или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисова­нии с натуры большое значение приобре­тает выбор такой точки зрения, при кото­рой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемо­го предмета. Например, если рассматри­вать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боко­вая поверхность цилиндра не видна. До­статочно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовки уста­навливают в таком повороте, чтобы его форма хорошо выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, пре­жде всего необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на со­ставляющие элементы.

Окружающие нас предметы, строитель­ные детали и конструкции обладают раз­личными внешними признаками: физиче­скими (материал, цвет, фактура, освещен­ность) и геометрическими (форма, соотно­шение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

Основная задача рисования с натуры, особенно на начальном этапе,— верная передача в рисунке геометрических признаков предмета. В дальнейшем в за­висимости от поставленной задачи на ри­сунке передают и физические признаки предмета.

Рнс. 243. Перспективные сокращения равных по величине элементов объекта по мере их удаления от наблюдателя в глубину и персгективная сходимость параллельных прямых в точке схода; Р — точка схода, И — И — линия горизонта

Рисунок с натуры может быть длитель­ным по времени исполнения и закончен­ным или выполняться быстро, с передачей формы предмета в общих чертах. В по­следнем случае рисунок называют набро­ском или эскизом. Помимо своего самосто­ятельного назначения эскиз бывает необ­ходим в тех случаях, когда требуется, перед тем как приступить к длительному основному рисунку, решить некоторые композиционные задачи — проверить вы­бор точки зрения, установить общую ком­позицию рисунка и размещение изображе­ния на листе.

По технике выполнения и характеру графики рисунок с натуры бывает тоновый и линейный. На тоновом рисунке средства­ми штриха и тушевки подробно передают светотеневые отношения и форму предме­та, а на линейном — линией одного тона очертания предмета и отдельных его частей.

Изображение предмета в перспективном рисунке с натуры значительно нагляднее аксонометрического изображения, по­скольку на рисунке отражаются перспек­тивные сокращения, т. е. уменьшение предмета по мере его удаления от наблю­дателя (рис. 243).

Проектирование зданий и сооружений, конструирование машин и различных ме­ханизмов начинается с рисунка. Прежде чем выразить свои замыслы в чертежах, проектировщик выполняет рисунки и эски­зы, с помощью которых уточняет и со­вершенствует первоначальное проектное решение.

§ 84. Наблюдательная перспектива и перспективные построения

Наблюдательная перспектива. Рисова­ние с натуры объединяет два процесса: во- первых, зрительное восприятие предмета, правильную оценку его формы и пропор­ций и, во-вторых, изображение видимой формы предмета на плоскости. Большую помощь при этом оказывает знание правил наблюдательной перспективы, полученное в результате непосредственного изуче­ния окружающих нас предметов в нату­ре.

Различают две части общей перспекти­вы: линейную — изображение очертаний предметов и воздушную — изображение светотеневых и цветовых изменений пред­метов в пространстве в зависимости от их удаления от наблюдателя.

Основная особенность наблюдательной перспективы — перспективное сокращение, т. е. кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Сте­пень этого уменьшения пропорциональна расстоянию от предмета. Чем ближе пред­мет расположен к наблюдателю, тем он вопринимается в перспективе ббльшим по сравнению с одинаковым с ним, но более удаленным предметом, например размеры колонн на рис. 243. В результате парал­лельные прямые воспринимаются сходящи­мися в одной точке — точке схода F. Для горизонтальных прямых точка схода рас­положена на линии горизонта h—h. Вер­тикальные прямые в перспективе остаются параллельными одна другой (вертикаль­ные ребра зданий).

От положения точки зрения наблюдате­ля зависит характер перспективного изо­бражения предмета. Видимая форма пред­мета заметно изменяется при перемеще­нии наблюдателя вправо и влево относи­тельно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма предмета зависит так­же от дистанции наблюдения (рис. 244). Сходимость прямых линий, или перспек­тивный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюдатель находится близко к объекту (точка / — горизонталь­ный угол зрения 45°), сходимость гори­зонтальных прямых в перспективе стано­вится значительной, при этом точки схода F\ и Fi прямых приближены к изображе­нию предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 — углы зрения 30 и 15°) перспективный ракурс уменьша­ется, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно. оказываются за пределами листа. Перспективное изобра­жение предмета в этих случаях выглядит по-разному.

При близкой точке зрения (изображе­ние I) перспектива предмета приобретает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид. При дальней точке и небольшом угле зрения (изображение III) перспектива изображаемого объекта становится «вялой» и невыразительной. Наиболее выразительное и естественное — перспективное изображение // (угол зре­ния 30°). Таким образом, на перспектив­ном изображении отражаются не только форма и положение предмета в простран­стве, но ‘И точка зрения, т. е. положение рисующего относительно предмета. Поэто­му правильный выбор точки зрения (наи­лучший угол зрения 20…40е) и расстояние до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.

При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фрагментов и различных сооружений знание некото­рых основных закономерностей перспекти­вы дает возможность правильно выпол­нить необходимые перспективные построе­ния на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта Н— Л и точки схода /Г1 и параллельных прямых, если они помещаются на листе, или проводят в пределах листа вспомога­тельные прямые, идущие в точки схода. Буквенное обозначение при этом наносить не следует.

Wc. 244. Влияние дистанции наблюдения на перспективное изображение

Предмета:

I…3 — точки зрения; I…III — изображение предмета из соответствующих точек

Существуют точные геометрические ме­тоды построения перспективных изобра­жений, в основе которых лежит централь­ное проецирование предмета на плоскость (см. § 15). Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предме­та в перспективе или пользуясь так на­зываемым визированием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну вообража­емую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.

Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необ­ходимо иметь две прямоугольные проек­ции предмета — план и фасад (рис. 245, а). На плане здания определим поло­жение центра проецирования или точки зрения 5 (положение наблюдателя) и по­ложение плоскости проекций или картин­ной плоскости К• На фасаде наметим вы­соту линии горизонта h — Л. Из точки зре­ния 5 проведем через характерные точки плана здания 11, III проецирующие пря­мые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых про­дольного Ft и поперечного F2 направле­ний, проведя из точки зрения 5 прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоско­стью К¦ Полученные точки затем перене­сем на перспективу (рис. 245, б). Перспек­тива здания построена с увеличением ис­ходных данных в 2 раза.

На плане в точке 1, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проециру­ется в натуральную величину. Размер реб­ра 1 также перенесем на перспективу, уве­личив его, как и все измерения, в 2 раза. Остальные вертикальные ребра проециру­ются сокращенными. Из концевых точек ребра / проведем прямые в точки схода /г| и /•’г, которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 2 и 3, по­скольку горизонтальные прямые в пер­спективе изображаются сходящимися в точках схода.

При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его пла­ном и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (последняя за­дана положением рисующего), а выпол­няет перспективные построения аналогич­но описанным ранее (см. рис. 245,6).

Рнс. 245. Схема построения перспективы здания: а—исходные элементы построения перспективы на плане и фасаде здания, б— перспектива здания, построенная с увеличением исходных данных в 2 раза; 1 …3 — проекции ребер объекта, 5 — наблюдатель,

А — угол зрения. К— картинная плоскость

Перспектива интерьера. На рис. 246 приведено построение перспективы ин­терьера (внутреннего вида) здания прямо­угольного в плане очертания. На плане определяется положение точки зрения 5. При построении перспективы интерьера, как и при рисовании с натуры, допускает­ся увеличивать углы зрения до 50°, чтобы в поле зрения и на изображении оказалась большая часть внутреннего пространства.

Рис. 246. Схема построения фронтальной пер­спективы интерьера здания

Картинная плоскость К расположена параллельно задней, фронтальной стене помещения (в данном примере картинная плоскость совпадает с нею). Перспекти­ва, построенная при таком положении кар­тины, называется фронтальной в отличие от угловой перспективы (см. рис. 245), когда картинная плоскость не параллель­на ни одной из вертикальных плоскостей объекта.

При построении фронтальной перспек­тивы интерьера определяют только одну точку схода F для горизонтальных прямых продольного направления, перпендикуляр­ных картине. Горизонтальные прямые по­перечного направления, параллельного картине, не будут иметь точки схода; они и иа перспективе изображаются горизон­тальными.

Через точки / и IV плана (рис. 246) проведем проецирующие лучи до пересече­ния с картинной плоскостью К в точках /о и 4а. Эти точки, а также точки // и III, которые совпадают с картинной плоско­стью, перенесем на линию горизонта Л — Л. Поскольку вертикальные ребра // и /// интерьера совпадают с картинной плоско­стью, они должны проецироваться в дей­ствительную величину. Проведя на пер­спективе прямые из точки схода F че­рез верхние и нижние концы ребер 2 и 3 до пересечения с вертикальными прямыми, проведенными через точки I и 4, получим перспективу всех четырех вертикальных ребер помещения, а также перспективу продольных горизонтальных прямых, иду­щих в точку схода F. Далее проведем горизонтальные прямые, соединяющие по­парно ближние и дальние вертикальные ребра интерьера.

Рис. 247. Восприятие светотеневого контраста в пространстве: ослабление контраста по мере удаления, б — пограничный светотенеаой контраст

Воздушная перспектива. При рисовании с натуры следует правильно передавать воздушную перспективу, т. е. светотеневые изменения на поверхности предмета, кото­рые зависят не только от формы предмета и его положения относительно источника света (см. § 81), но и от того, на каком расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.

Воздушная перспектива — часть наблю­дательной перспективы; ее закономерно­сти выявлены в результате натурных на­блюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на воспринимаемую яркость освещенных мест н силу светоте­ни. Чем дальше находится предмет от на­блюдателя, тем различие между освещен­ной и затененной частями предмета, так называемый светотеневой контраст, пога­шается и становится менее резким (рис. 247, а). И, наоборот, чем ближе располо­жен предмет к наблюдателю, тем освещен­ные поверхности становятся светлее и яр­че, а затененные — темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 247,6).

В процессе рисования с натуры учиты­вают и передают на рисунке воздушную перспективу даже при относительно не­большой глубине изображаемого про­странства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространствен — ность изображаемой композиции.

§ 85. Организация рабочего места и приемы рисования

Начиная работу над рисунком с натуры, принимают во внимание освещение не только модели, но и самого рисунка. Источник света должен находиться слева сверху. Бумагу прикалывают кнопками к гладкой доске, которую устанавливают почти вертикально. Доску с бумагой рас­полагают прямо перед рисующим, на ли­нии между глазом и натурой так, чтобы не заслонять последнюю. Сесть надо на та­ком расстоянии, чтобы модель и часть окружающего пространства легко охваты­вались взглядом без поворота головы. Это расстояние, если модель небольшого раз­мера, около 2…3 м.

Для рисования с натуры применяют подставки (рис. 248) или мольберты. Под­ставку с рисунком можно оставить в за­данном положении и отойти от иее, чтобы рассмотреть свою работу с некоторого расстояния. На горизонтальной планке подставки размещают запасные и заточен­ные карандаши, мягкую резинку (жесткая непригодна, поскольку она портит повер­хность бумаги) и др.

Рис. 248. Подставка для рисования

Для рисования нужно подготовить мяг­кие графитные карандаши М или 2М, ко­торые должны быть заточены остро, чтобы можно было наносить тонкие линии кон­цом графита карандаша, а широкие штри­хи — положив графит почти плашмя. За­тачивают карандаш на длину 20…30 мм со стороны, противоположной маркировке на нем (рис. 249, а). Карандаш держат свободно, примерно по середине его дли­ны, чтобы не стеснять движение руки (рис. 249,6). Бумаги может касаться только мизинец, что облегчает проведение плав­ных и длинных линий в начальной стадии работы и дает возможность держать плоскость рисунка дальше от глаз. При уточнении деталей на рисунке карандаш берут ближе к острию (рис. 249, в).

Качество бумаги имеет большое значе­ние при работе карандашом. Рекомендует­ся использовать чертежную бумагу с ше­роховатой поверхностью: глянцевая бума­га для рисования непригодна. Для рисова­ния выбирают более шероховатую сторону бумаги.

Приступая к рисованию с натуры, вы­полняют предварительную работу в такой последовательности: анализируют форму предмета, а также взаимосвязь между от­дельными ее элементами; находят выгод­ную точку зрения, с которой форма и объемность предмета выявляются наи­лучшим образом; определяют положение предмета относительно линии горизонта, величину перспективных сокращений и примерное местоположение в перспекти­ве точек схода прямых; определяют компо­зицию рисуика и его размещение на листе; выявляют основные пропорции модели и соотношения ее частей; находят наибо­лее простой способ построения рисуика; учитывают характер распределения свето­тени иа поверхности модели.

Начинают рисунок тонкими слабо за­метными линиями. Прежде чем провести линию, надо ясно представить себе, как она должна пройти, проследить взглядом ее путь, а затем провести ее широким движением на всю длину. Если первая линия выполнена неверно, проводят дру­гую, не стирая первую. Злоупотреблять резинкой ие следует. Когда рисунок будет в основном построен, выделяются основ­ные линии, определяющие форму предме­та. При передаче светотени эти линии еще больше закрепятся, но вместе с тем они постепенно исчезнут и заменятся тоновым разграничением света и тени.

Для выражения формы предмета и пе­редачи светотени пользуются штрихами. В отличие от линии, которая передает гра­ницы и форму предмета, штрих выявляет форму поверхности. Штрихи наносят ие острием графита карандаша, а графитом, положенным плашмя. Если штрихи рас­положены иа близком расстоянии один от другого, создается однородная тоновая поверхность. Так поступают в начальной стадии работы до окончательной передачи всех деталей предмета. В дальнейшем штрихи можно делать более четкими, с не­значительным увеличением расстояния между ними.

Своим направлением штрих должен ха­рактеризовать форму предмета и его по­верхности (см. рис. 237). Если нужно вы­полнить тень иа изображении плоскости, например грани тела, штрихи наносят в виде параллельных прямых линий. Если же изображают кривую поверхность, то штрихи, следуя за ее формой, также на­носят кривыми линиями, расположенными рядом одна с другой. Плотность и направ­ление штриха принимают такими, чтобы вернее передать форму предмета, его ма­териальность и фактуру.

§ 86. Рисование геометрических тел

Рисование с натуры начинают с неслож­ных работ, выбирая для этого модели про­стой геометрической формы — куб, при­зму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем присту­пить к работе, внимательно изучают фор­му модели и ее строение. Необходимо так­же рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный пово­рот и ракурс.

Рисование куба. Перспективный рису­нок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способа­ми: сравнением и визированием. Как уже говорилось ранее, для правильной переда­чи иа рисунке пропорций и формы пред­мета важны не действительные размеры объекта и его частей, а видимые, перспек­тивно-измененные их соотношения.

На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже установ­ленной иа рисунке высоты переднего вер­тикального ребра, пользуются приемом визирования карандашом. Карандаш дер­жат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя поло­жения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок ка­рандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами.

Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и пере­дать на рисунке величину наклона в пер­спективе уходящих в глубину горизон­тальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование каранда­шом (рис. 251, а). Карандаш держат гори­зонтально, а на рисунке в соответствую­щем месте проводят вспомогательную го­ризонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и р с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.

Рис. 250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием: — поперечник грани принят за единицу измерения, б— визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба

Неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б)

При рисовании с натуры следует пра­вильно передать не только видимые со­отношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в пер­спективе горизонтальных прямых. На рис.

251,6, так же как и на рис. 251, а, пра­вильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной гори­зонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепи­пед. Таким образом, чем больше сокраща­ется в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся. на­клон ее горизонтальных ребер.

Визированием пользуются лишь на на­чальной стадии обучения рисованию с на­туры, поскольку оно задерживает разви­тие глазомера. Визирование не предше­ствует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и про­верки уже выполненных на рисунке по­строений.

Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Пре­жде всего тонкими линиями наметим гра­ницы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок — положение сред­него ребра, разграничивающего две види­мые вертикальные грани, и засечкой свер­ху отметим его высоту. Кажущуюся ши­рину этих граней проверим визирова­нием карандашом, как было указано ра­нее.

После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, опреде­лим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствую­щие отрезки (рис. 252,6).

Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее верти­кальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальне­го, невидимого вертикального ребра. Че­рез полученные путем засечек вершины куба проведем наклонные прямые — изо­бражения горизонтальных ребер куба, идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба). Эти ли­нии продолжим до границ листа, что об­легчит проверку степени их сходимости. Все эти построения выполним тонкими ли­ниями, они могут быть проверены визиро­ванием.

После уточнения всех соотношений часть вспомогательных прямых убираем, прорисуем построенные линии контуров граней куба (рис. 252, в), одновременно слегка нанесем светотень, которая выявит объемность формы куба. На рис. 252, г показан законченный рисунок куба.

Рисование цилиндра и призмы. При ри­совании тел вращения сначала определя­ют основные пропорции, а затем намечают ось вращения и центр основания (рис. 253, а). Определив габариты цилиндра, через концы оси вращения проводят гори­зонтальные отрезки — большую ось эл­липсов оснований, отмечают размеры ма­лых осей и по четырем точкам прорисовы­вают эллипсы оснований цилиндра (рис. 253,6). Большие оси эллипсов всегда пер­пендикулярны оси цилиндра. При этом чем дальше расположены горизонтальный круг или окружность от линии горизонта, тем более широким кажется эллипс. Что­бы избежать ошибок, нижнее основание цилиндра надо прорисовывать полностью.

После того как будут изображены оба эллипса оснований цилиндра, прорисовы­вают крайние (очерковые или контурные) образующие, касательные к эллипсам. За­тем проверяют рисунок и штриховкой слегка оттеняют его поверхность (рис. 253, в).

А) Ю ‘)

Рнс. 253. Последовательность (а…в) рисования цилиндра

Рис. 254. Построение на рисунке геометрических тел, расположенных горизонтально: а — цилиндра, б — шестигранной призмы

На рис. 254, а изображен цилиндр, рас­положенный горизонтально и повернутый произвольно относительно наблюдателя. Построения в этом случае аналогичны предыдущему рисунку цилиндра; отличие состоит в следующем. Эллипс, располо­женный ближе к зрителю, будет более узкий, поскольку это основание цилиндра находится в большем ракурсе. Большая ось дальнего эллипса будет короче, по­скольку основание цилиндра расположено дальше. Точка схода очерковых образую­щих цилиндра расположена на горизонте.

Образующие цилиндра в перспективе бу­дут слегка сближаться к точке схода, оставаясь симметричными относительно оси цилиндра.

На рис. 254, б приведена шестигранная призма, расположенная горизонтально. Изучая форму призмы, обнаруживаем че­тыре группы взаимно параллельных пря­мых ребер. Каждая из этих групп прямых имеет в перспективе свою точку схода. У горизонтальных ребер призмы (боковых и по паре сторон оснований) точки схода /ч и /^2 расположены на линии горизонта. У остальных взаимно параллельных ребер оснований точками схода будут: точка /V, — для восходящих прямых и точка

— для нисходящих. Все четыре точки схода обычно находятся за пределами листа.

8 Черчение для строителей

В процессе рисования с натуры граииых фигур точки схода прямых, как правило, ие используют, однако четкое представле­ние об их местоположении способствует правильному построению перспективного рисунка.

Рисование группы геометрических тел.

После рисования простых геометрических тел можно перейти к рисованию группы геометрических тел. Прежде чем присту­пить к такому рисунку, из нескольких гео­метрических тел оставляют выразитель­ную группу так, чтобы между предметами, входящими в иее, было композиционное согласование. Кроме того, учитывают так­же освещение группы предметов. Необхо­димо, чтобы светотень выявляла ие только форму отдельных геометрических тел, ио и простраиствеииость композиции. При этом можно использовать падающие теин от одного предмета на другой и на гори­зонтальное основание группы (рис. 255).

Начинают работу с размещения рисунка группы тел иа листе. Учитывая характер композиции предметов, лист бумаги распо­лагают вертикально или горизонтально (рис. 255, а).

Рис. 255. Рисование с натуры группы геометрических тел: а — выбор композиции рисунка на листе, б…г — последовательность рисования

Б) г)

225

При выборке композиции рисунка поль­зуются эскизом, который выполняют иа небольшом листе бумаги. Эскиз дает воз­можность проверить ие только размеры изображения относительно границ листа, ио и композицию предметов — сочетание отдельных предметов, ракурс — поворот в сторону рисующего. Рисунок ие должен быть настолько крупным, чтобы его кон­туры приближались к краям листа, ио ои и ие должен быть мелким. Рисунок обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.

При выполнении рисунка нельзя рисо­вать предметы, составляющие группу, по — очереди, одни за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, ие отвле­каясь иа детали и подробности. Работу иад рисунком ведут в строгой последова­тельности, решая на кажом ее этапе опре­деленные изобразительные задачи.

Рис. 256. Рисование группы геометрических форм: а — эскизы, б — законченный рисунок

Первый этап — нанесение обобщенной формы предметов (рис. 255, б). После того как иа эскизе определят общие размеры рисунка, иа листе наносят границы группы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел — вертикаль­ные ребра куба. Засечками с четырех сто­рон наносят габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее намечают горизонтальные ребра куба. Сте­пень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми (см. рис. 252, б).

Второй этап — перспективное построе­ние объемных форм предметов и уточнение их пропорций, (рис. 255, в). На этом эта­пе — наиболее ответственном и длитель­ном — окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные. По­строения легко проверить, если прорисо­вать и невидимые элементы предметов. Полезно провести несколько вспомога­тельных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление парал­лельных прямых, идущих в точки схода на горизонте — горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка наносят светотень.

Третий этап — нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка (рис. 255, г). На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали: передают неровности поверхно­сти и ее фактуру. При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют его на дальнем, что способ­ствует передаче на рисунке простраи — ственности композиции.

Наносят фон, выделяя тем самым осве­щенную часть поверхности цилиндра и верхнюю горизонтальную грань куба. При передаче светотени штриховкой рису­нок постепенно прорабатывают по всей его площади и все время следят за правильно­стью тоновых соотношений. При этом не­обходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета.

В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисун­ка и рассмотреть его как бы со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими широкими штрихами обобщают мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы предмета. В результате рисунок выигрывает в целом.

Деление процесса рисования с натуры на три этапа — условное. Все этапы пред­ставляют собой единый непрерывный про­цесс, оии взаимосвязаны, а форму и про­порции уточняют на всех этапах работы.

На рис. 256, а показаны предварительно выполненные эскизы группы геометриче­ских тел, напоминающих по форме архи­тектурно-строительную композицию, а иа рис. 256, б — законченный рисунок этой группы. Для того чтобы выбрать наиболее удачную точку зрения и показать модель в более выразительном ракурсе, модель поворачивают, меняя тем самым характер освещенности, или совершают обход во­круг нее и выполняют два-три эскиза не­большого размера. Один из эскизов при­нимают за основу и после этого приступа­ют к выполнению рисунка.

§ 87. Рисование орнамента, строительных и архитектурных деталей

Архитектурно-строительные детали и элементы зданий, в том числе классиче­ские архитектурные формы — карнизы, капители, фризы, орнаменты, различные лепные украшения, встречаются как при реставрационных работах по восстановле­нию памятников архитектуры, так и в про­цессе строительства и отделки современ­ных зданий.

Рисование орнамента. Моделями при рисовании орнамента служат рельефные гипсовые слепки, как правило, раститель­ного содержания. Формы листьев и цвет­ков стилизованы и благодаря четкой структуре и рельефности представляют со­бой хорошую модель для рисования с на­туры. Различают симметричные и несим­метричные орнаменты. Рисование следует начинать с орнаментов, расположенных во фронтальном положении.

Симметричный орнамент, изображаю­щий на рис. 257 стилизованный цветок лотоса, расположен не четырехугольной плите. Сначала намечают среднюю ли­нию — ось симметрии, затем границы изо­бражения сверху, снизу и с боков. С по­мощью вспомогательных линий уточняют

Положение лепестков и форму отдельных частей цветка (рис. 257, а). На этой на­чальной стадии рисования важно правиль­но передать основные пропорции орнамен­та и его крупных частей, проверить их и лишь после этого переходить к рисова­нию более мелких деталей. Такой метод обобщения форм, когда вспомогательными прямыми линиями сложная форма как бы упрощенно очерчивается, помогает точнее передать основные пропорции модели.

После проверки построений прорисовы­вают форму лепестков, наносят светотень, выявляя характер кривых линий и рель­ефность орнамента (рис. 257,6). Прори­совку деталей сопровождают нанесением тона. В результате линейные контуры ри­сунка должны исчезнуть и стать граница­ми света и тени. При нанесении теней имеют в виду, что падающие тени, как правило, темнее собственных и контуры падающих теней более четкого и резкого очертания.

Рисование врубки. Натурой для рисо­вания служит деревянная модель узла строительной конструкции (рис. 258). В этом случае появляется новая зада­ча — передать на рисунке материал мо­дели — дерево.

Рис. 257. Рисование фронтально расположен­ного гипсового орнамента: а—схема построений, б—законченный рисунок

6)

После определения общих размеров ри­сунка на листе основную форму модели (врубки) передают на бумаге в обобщен­ном виде (рис. 258, а). Легкими линиями намечают общие формы — горизонталь­ный и наклонный брусья врубки. Чтобы проверить правильность построения на­клона верхнего бруса, по вертикали откла-

Дывают высоту горизонтального бруса. Степень перспективного ракурса нижнего бруса проверяют визированием с по­мощью вспомогательной горизонтальной линии, проведенной на рисунке через вер­шину переднего ребра.

Затем намечают крупные членения врубки (рис. 258,6). Наклонный брус де­лят на две части по длине, а затем оба бруса (наклонный и горизонтальный) де­лят на три составные части. Процесс уточ­нения основной формы сопровождается легкой штриховкой.

В завершающей стадии работы (рис. 258, в) отдельным элементам врубки при­дают волнистый профиль, уточняют грани­цы составных частей и места их сопряже­ний. Одновременно передают фактуру и материальность модели — штрихами подчеркивают направление волокон древе­сины. На торце врубки штрихи подчерки­вают ее волнистый профиль. Сильнее вы­деляют более темные по тону элементы — боковые накладки у наклонного бруса. Наносят падающие тени на нижнем брусе и на горизонтальной плоскости.

Рисование капители. Капитель — верх­няя венчающая часть колонны, которая осуществляет конструктивный переход от колонны к горизонтальной балке — антаб­лементу. Форма капителей довольно раз­нообразна. На рис. 259 моделью служит капитель полуколонны тосканского орде­ра. Ордером называют архитектурное оформление стоечно-балочной конструк­тивной системы.

Капитель состоит из трех основных частей: верхней, квадратной в плане пли­ты — абака, круглой переходной к колон­не части с профилем четвертного вала — эхина и шейки, которая служит продолже­нием ствола колонны и отделяется от него астрагалом.

В противоположность орнаментам в ка-

О)

В)

В) г)

Рис. 259. Рисование капители полуколонны: а — построение общей формы, б — прорисовка отдельных элементов капители, в — построение и проверка основных соотношений и деталей, г — законченный рисунок капители (1…6 — изображение элементов

Капители)

Пители формы правильные, геометриче­ские, в основном это поверхности враще­ния с общей вертикальной осью. Сочета­ние этих поверхностей образует в целом довольно сложную форму.

При рисовании капители сначала строят ее обобщенную форму, в которую затем вписывают мелкие детали. В начальной стадии работы все элементы капители, в том числе и невидимые, строят полно­стью («насквозь»), что способствует точ­ности конструктивного построения.

После размещения рисунка на листе на­мечают полуквадратную часть плиты (рис. 259, а) и на нижней ее плоскости наносят среднюю линию и полудиагонали. Точка их пересечения служит осью полуколоны. На оси намечают положение верхнего и нижнего оснований полуколонны и про­рисовывают полуэллипсы оснований. В ос­нование полуквадрата плиты вписывают полуэллипс так, чтобы он касался сторон полуквадрата в трех его точках. При этом чем ближе к линии горизонта расположен на рисунке полуэллипс, тем он изобража­ется более узким.

В процессе уточнения общей формы ка­пители ее расчленяют на более мелкие детали и затем прорисовывают их (схемы этих построений показаны на рис. 259,6). Абака завершается полочкой с выкружкой (схема /). Профиль выкружки у среднего вертикального ребра абаки выступает в левую сторону, где перспективный ра­курс вертикальной грани абаки больше. Построение изображения эхина показано на схемах 2 и 3. После нанесения двух полуэллипсов эхина (большего и меньше­го) слева прорисовывают его очерк с по­мощью кривой, которая касается этих по­луэллипсов. Основание эхина — полочку с выкружкой и астрагал — изображают, как показано на схемах 5 и 6.

Рис. 260. Рисунок железобетонных конструкций покрытия производственного здания

В процессе уточнения на рисунке общей формы капители и прорисовки деталей на­носят контуры падающих теней и слегка прокладывают собственные тени (рис. 259, а).

В завершающей стадии работы (рис. 259, г) передают более точно градации светотени на деталях, смягчают рефлек­сы и обобщают рисунок, приводя тональ­ные отношения его отдельных частей к единству.

Рисование железобетонной фермы. При рисовании фрагментов зданий и сооруже­ний важно правильно передать перспек­тивные сокращения.

При рисовании железобетонных кон­струкций покрытия производственного здания (рис. 260) предварительно делают один-два быстрых перспективных набро­ска из различных точек зрения, а затем выбирают лучший из них, наметив на нем границы поля изображения.

Перспективные точки схода горизон­тальных прямых, как правило, оказывают­ся за пределами рисунка. В этом случае на рисунке намечают перспективу прямых ли­ний продольного и поперечного направле­ний, проводя их легкими линиями почти до краев листа. Это дает возможность верно передать перспективную сходимость пря­мых к точкам схода.

Затем намечают основные пропорции фрагмента, передают его расчленение на более мелкие части, проверяют эти постро­ения и переходят к передаче светотени. Перспективный рисунок железобетонных конструкций дополнен изображениями элементов примыкания к колонне и эскиз­ным чертежом всей конструкции с про­становкой размеров. Таким образом, этот рисунок — технический, выполненный с натуры на основе перспективы (см. § 78).

§ 88. Рисование архитектурных сооружений н внутреннего вида зданий

Рис. 261. Выбор точки зрения при рисовании интерьера: а — план и положение точек зрения, б, в — эскизы к основному рисунку

При рисовании крупных пространствен­ных объектов — архитектурных сооруже­ний и интерьеров зданий — большое зна­чение имеет выбор точки зрения н при­менение перспективных построений. Глу­бинность пространства на рисунке вы­ражают графическими средствами: пра­вильной передачей перспективных сокра­щений и воздушной перспективы; пере­дний план прорисовывают в деталях обстоятельно и четко, дальние планы — более обобщенно. Эффект глубинности композиции достигается также ослаблени­ем светотеневого контраста по мере увели­чения пространственных расстояний.

Рисование интерьера. Рисунок внутрен­него вида помещения, или интерьера, на­чинают с выбора точки зрения, учитывая возможность свободного охвата взглядом изображаемого внутреннего пространства. Угол зрения при этом не должен превы­шать 50…60°. Если требуется изобразить, например, мозаичный пол, точку зрения надо выбрать по возможности выше. Если элементом оформления помещения служит декоративное панно, то, перемещаясь вправо и влево, выбирают такое положе­ние, чтобы одна из стен интерьера, на которой помещено панно, оказалась в не­большом перспективном ракурсе.

Прежде чем приступить к основному ри­сунку интерьера, рекомендуется выпол­нить несколько эскизов. На рис. 261, а показан план помещения — вестибюля клуба, а на рис. 261, б, а — два эскиза.

Первый эскиз (рис. 261, б) выполнен из точки А, когда главный луч / направлен в угол помещения. Горизонтальные пря­мые разных направлений имеют две точки схода /м и ^г (угловая перспектива). На этом эскизе хорошо просматривается со­седнее пространство вестибюля, ио рису­нок в целом недостаточно выразителен: перспективные ракурсы стен одинаковы, перспектива рисунка оказалась «вялой», глубинность внутреннего пространства вы­является недостаточно.

Второй эскиз (рис. 261, а) выполнен из точки В, когда главный луч зрения 2 на­правлен перпендикулярно фронтальной стене помещения. На рисунке изображена одна точка Р для горизонтальных прямых продольного направления, прямые попере­чного направления изображаются парал­лельными (фронтальная перспектива). Внутреннее пространство достаточно хо­рошо представлено. Однако точка зрения выбрана неудачно, поскольку в результате сильного перспективного сокращения пра­вой стороны помещения исчезли просветы между столбами и не видно пространства вестибюля. Поэтому следует выбрать дру­гую точку зрения, переместившись влево.

На рис. 262 показан рисунок, выпол­ненный из точки А, когда главный луч 3 направлен перпендикулярно фронталь­ной стеие помещения. В этом рисунке устранены оба недостатка предыдущих двух эскизов.

При рисовании интерьера вестибюля клуба (рис. 262, а) сначала намечают ли­нию горизонта Н—Л и точку схода про­дольных прямых линий; затем легкими ли­ниями намечают основные линии стен, по­ла, потолка. Далее рисуют крупные фор­мы, не отвлекаясь на детали.

Рис. 262. Рисунок интерьера вестибюля клуба: а—построение рисунка интерьера, б—законченный рисунок

Разбивку перспективной сетки мозаич­ных плит пола удобно производить, про­водя сначала продольные линии плит, иду — щне в точку схода /\ а затем прямую линию диагоналей квадратов и всего по­ла — в точку И на линии горизонта спра­ва. Для этого на глаз выделяют на ри­сунке равные соотношения ширины и глу­бины помещения (пропорции квадрата) на полу (АВЕС) или в плоскости потолка, проводят диагональ квадрата н продолжа­ют ее до точки ?) на линнн горнзонта. Через точки пересечения прямой АИ с про­дольными линиями проводят поперечные линнн пола.

В дальнейшем (рис. 262, б) уделяют внимание глубине пространства, учитыва­ют воздушную перспективу, выявляют ее. Линии заднего плана и штриховку све­тотени выполняют легче н тоньше, чем на переднем плане, где светотеневой контраст должен быть сильнее.

В завершающей стадии подробно про­рабатывают элементы внутренней отделки интерьера, например рисунок мозаичного пола. Этн части интерьера могут быть так­же представлены дополнительным рисун­ком в увеличенном масштабе с указанием размеров, формы и цветовых соотноше­ний.

Рисование экстерьера. При рисовании внешнего вида, илн экстерьера, здания необходимо правильно передать на изо­бражении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фаса­дов здания.

Внешний внд здания в общем виде пред­ставляет собой объем прямоугольных в плане очертаний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объе­мов.

Сначала на рисунке наносят общую форму здания, намечают лннню горизонта и точки схода горизонтальных прямых (рис. 263, а), проверяют правильность пе­редачи перспективных сокращений, а за­тем переходят к рисованию деталей: окон, дверей н других архитектурных элемен­тов. В процессе рисования следят за пра­вильностью построений н выразительно­стью основных форм здания, не уделяя большого внимания прорисовке мелких де­талей.

Поскольку фасад здания симметричен, его середину на рисунке определяют пере­сечением вспомогательных диагоналей, прямоугольной плоскости фасада. Далее намечают лннни окон первого и второго этажей, идущие к точке схода, а после этого наносят вдоль фасада разбивку окон н простенков, учитывая перспективные со­кращения их поперечников.

После того как все основные построения на рисунке выполнены н проверены, пере­ходят к более подробной прорисовке де­талей н нанесению светотени (рис. 263, б). При этом следует учитывать воздушную перспективу.



http://asp37.ru/ оборудование для производства стеклопластиковой арматуры.. Элком-электро www.tdsevcable.ru/elkom-elektro.html..