7,28*100

Просим рассмотреть данный вопрос и дать рекомендации по расчету за­трат на замену шин строительной техники на автомобильном ходу.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12.08.2004 года №6-164, при нормативном пробеге шин, превышающем нормативный пробег строительных машин и механизмов на автомобильном ходу в период их полезного использо­вания, затраты на замену шин в стоимости 1 маш.-ч эксплуатации машин не предусматриваются, т. к. 1 комплект шин обеспечивает работу данной группы машин и механизмов на предусмотренный период.

Одновременно сообщается, при расчете стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов на автомобильном ходу норматив затрат на замену шин при нормативном пробеге 80000 км принимается в размере 1,25%.

Вопрос. Каким образом происходит компенсация затрат подрядных орга­низаций по страхованию автотранспортных средств?

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 27.02.2004 года №10-117,при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ средства на покрытие расходов, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, учитываются в сметных ценах на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, а также в сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования (в составе транспортных затрат) в текущем уровне цен, на основе которых формируются индексы изменения стоимости строительства.

Затраты на уплату указанных расходов по служебному легковому транс­порту возмещаются за счет накладных расходов.

Вопрос. При перевозке грунта а/транспортом в расценках, говорят, учтены накладные расходы и плановая прибыль. Так ли это?

Ответ. При разработке ценников сметных цен на работу 1 маш.-часа стро­ительных машин и автотранспортных средств, в соответствии с МДС 81-3.99 должны начисляться накладные расходы и сметная прибыль, в таких случаях и стоимость автоперевозок строительных грузов, в том числе и грунта, будет учитывать в своем составе затраты по накладным расходам и сметной при­были. Но, поскольку такое делается не везде и не всегда, в соответствии с п. 5.4 Указаний по применению Федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) МДС 81 -36.2004 (последний абзац), в тех случаях, когда при разработке ТЕР (ОЕР) накладные расходы и сметная прибыль не были включены в сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в Указаниях по применению ТЕР (ОЕР) должен быть включен пункт о том, что эти затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы.

Вопрос. Сметная документация составлена ресурсным методом на основе ГЭСН-2001, цены на ресурсы в актах выполненных работ подтверждаются документально.

Для производства СМР Подрядчик использует арендованную строительную технику (бульдозеры, экскаваторы, а/мобили и т. д.). В планово-расчетной цене маш/часа учтены накладные расходы и плановые накопления машинистов организации-Арендодателя.

В актах выполненных работ, предоставляемых Заказчику Подрядчиком стоимость машино-часа эксплуатации машин включена в таком же размере (т. е. с учетом НР и ПН), т. к. эти деньги Подрядчик выплачивает за аренду Арендодателю и Заказчик должен возместить эти затраты Подрядчику.

Базой исчисления НР и ПН Подрядчика является ФОТ, т. е. сумма зарплаты рабочих-строителей и машинистов. Нормы НР и ПН используются согласно МДС 81-3.99 и МДС 81-25.2001 по видам работ.

Прав ли Заказчик, предлагая один из вариантов расчетов:

1. Либо принять в актах выполненных работ стоимость маш./часа не по планово-расчетным ценам, а только прямые затраты (без учета НР и ПН), хотя Подрядчик оплачивает аренду Арендодателю по планово-расчетной цене, и базой исчисления НР и ПН Подрядчика принять ФОТ (сумму з/пл основных рабочих и машинистов);

2. Либо принять в актах стоимость маш./часа по планово-расчетным ценам, т. е. возместить эти затраты Подрядчика, но базой начисления НР и ПН

Подрядчика считать не ФОТ, а только сумму зарплаты основных рабочих, т. к. Заказчик считает, что оплачивает HP и ПН, исчисленные от з/платы машинистов дважды: в стоимости маш./часа и отдельной строкой в акте выполненных работ.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 19.08.2004 года №6-168, при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы учитываются сметные цены на эксплуатацию строительных машин.

Планово-расчетные цены в сметной стоимости не применяются и могут быть использованы при расчетах между подрядными строительными органи­зациями и управлениями строймеханизации (арендодателями).

Порядок формирования сметных цен на эксплуатацию строительных машин приведен в п. 1.5 «Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» мДс 81-3.99.

Указанные сметные цены содержат прямые затраты, в состав которых по­мимо эксплуатационных затрат включаются накладные расходы и прибыль, начисленные на показатели оплаты труда рабочих, занятых на ремонте и техническом обслуживании, замене быстроизнашивающихся частей и пере­базировке машин.

Накладные расходы и сметная прибыль на показатели оплаты труда маши­нистов начисляются дополнительно в локальных сметах на строительство.

Вопрос. Наша организация занимается многопрофильной деятельнос­тью: вывозом, утилизацией и захоронением твердых бытовых отходов, уборкой городских территорий; текущим содержанием объектов внешнего благоустройства и т. д. При этом используемые машины и механизмы имеют большую степень износа и соответственно велики затраты предприятия на ремонт и техническое обслуживание. Срок эксплуатации машин и механизмов предприятия: до 3 лет — 7%, до 5 лет — 15%, до 8 лет — 15%, до 10 лет — 16%, более 10 лет 47%.

Таким образом, расчет стоимости эксплуатации машин и механизмов на основе балансовой стоимости, на чем настаивает Заказчик, обернется для предприятия катастрофой.

Убедительно просим разъяснить: правомерно ли требование Заказчика производить расчет стоимости эксплуатации машин, механизмов и автотран­спортных средств исходя из их балансовой стоимости, как это оговорено в МДС 81-35.2004 и Методических рекомендациях института экономики 2003 года? Или, все же, расчет следует производить в соответствии с МДС 81.1.99 с учетом НЗ-189/10 исходя из рыночной стоимости механизмов.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.04.2005 года №6-306(57) при расчете сметных цен 1 — го машино-часа строительных машин и механизмов, определение размера амортизационных отчислений, затрат на ремонт и тех­ническое обслуживание машин следует принимать как для новых машин, вне зависимости от того какая терминология принята в нормативных документах (рыночная стоимость или балансовая стоимость) поскольку как рыночная, так и балансовая стоимость может быть на новую машину, а может быть на машину, бывшую в эксплуатации. Следует принимать данные о стоимости новой машины и в соответствии с этим определить размер амортизационных отчислений, а также размеры затрат по ремонту машин и их техническому обслуживанию.

Определение размера амортизационных отчислений, затрат на ремонт и техническое обслуживание машин исходя из фактического состояния машин, — если машина новая, как для новой, если машина бывшая в употреблении, как для бывшей в употреблении, допускается только при определении пла­ново-расчетных цен.

Естественно, что при расчете планово-расчетных цен на машину, бывшую в употреблении, размер амортизационных отчислений будет намного меньше, чем для новых машин, однако намного выше будут затраты на ремонт и тех­ническое обслуживание, быстроизнашиваемые части, смазочные материалы и гидравлическую жидкость, где следует принимать их фактический расход, а не нормативный, установленный для новой машины.

Также для машин, бывших в употреблении, следует устанавливать на осно­ве фактических данных (а не нормативов) годовой режим работы, поскольку фактический годовой режим работы новой машины и машины, бывшей в употреблении, резко отличаются.

Вопрос. Прошу дать разъяснение по вопросу определения размера по­стоянных эксплуатационных затрат, амортизационных отчислений на полное восстановление машин.

В п.4.1.1 МДС 81-3.99 с учетом изменений по письму Государственного Комитета РФ по строительству и ЖКХ №НЗ-189/10 от 16.01.01 г., «аморти­зационные отчисления на полное восстановление определяются на основе рыночных цен на машины…».

В п. Приложения №3 МДС 81-35.2004, «амортизационные отчисления на полное восстановление определяются на основе балансовой стоимости машин. МДС 81-3.99 не отменена МДС 81 — 35.2004.

Каким документом руководствоваться при формировании стоимости 1 маш-часа механизмов?

Ответ. Смотри ответ на предыдущий вопрос — письмо Федерального агент­ства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.04.2005 года №6-306(57).

Вопрос. При строительстве объектов транспорта имеют место допол­нительные затраты подрядных организаций, связанные с работой авто­транспорта в тяжелых дорожных условиях (работа в карьерах, движение по грунтовым дорогам и временным подъездным путям и т. п.). Для учета указанных условий при определении затрат на автомобильные перевоз­ки, в соответствии с «Едиными нормами амортизационных отчислений», утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990г. №1072 (раздел «Подвижной состав автомобильного транспорта», примечание 26), к нормам амортизационных отчислений применяется коэф­фициент 1,3, а согласно «Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 18 февраля 1997 года Р 3112194-0366-97, нормы расхода топлива для автотранспорта повышаются до 20% (в случае наличия условий, указанных в пункте 11 данных норм) и до 35% (для усло­вий, указанных в пункте 12).

Прошу дать разъяснение, о правомерности применения перечисленных коэффициентов и норм для определения затрат на автомобильные перевозки при строительстве объектов транспорта.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 14.07.2000 года №10- 285(58) при определении сметной стоимости эксплуатации автотранспортных средств следует пользоваться положениями, приведенными в «Методических указаниях по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строи­тельных машин и автотранспортных средств» (МДС 81-3.99).

Пункт 4.1. МДС 81-3.99 предусматривает применение коэффициента интенсивности (Ка) к норме амортизационных отчислений в порядке, ус­тановленном «Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержден­ными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. №1072, действие которых подтверждено письмом Минэкономики России от 6 января 2000года№МВ-66-17.

В соответствии с п.4.5. МДС 81 -3.99 расход дизельного топлива допускается принимать по фактически сложившемуся среднему уровню.

Вопрос. В настоящее время при определении сметной стоимости и расче­тах за выполненные работы между заказчиками и подрядными организациями, входящими в систему Корпорации «Трансстрой», имеют место разногласия о порядке учета повышенного расхода горюче-смазочных материалов в зим­нее время при определении стоимости эксплуатации строительных машин ресурсным методом.

Заказчики считают, что нормами «Сборников сметных норм дополнитель­ных затрат при производстве работ строительно-монтажных работ в зимнее время» (СНиП М-07-82 (НДЗ-84) или СНиП 4.07-91 (НДЗ-91)), учтены все затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, в том числе дополнительные затраты, связанные с повышенным расходом горюче-смазочных материалов для строительных машин. И, следовательно, они учитываются в дополнительных затратах при производстве строительно — монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время, определяемых по нормам указанных сборников, и включаемых в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета.

Корпорация «Трансстрой» не может согласиться с подобным подходом, так как в соответствии с п. п. 2.20, 2.21 и 2.25 «Методических рекомендаций по разработке планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных ма­шин и их применению для взаиморасчетов и определения сметных затрат на эксплуатацию машин ресурсным методом», разработанных ЦНИИЭУС Минстроя России, для учета в расчетах повышенного расхода горюче-смазоч­ных материалов в зимнее время, при определении стоимости эксплуатации строительных машин ресурсным методом, должны применяться следующие поправочные коэффициенты.

1. Среднегодовые или среднезимние (при раздельном учете в сметах зимних условий) коэффициенты, учитывающие повышенные расходы бензина и дизельного топлива, дифференцированные по температурным зонам и установленные в соответствии с таблицей 1 указанных «Методических рекомендаций».

2. Коэффициенты, учитывающие расход бензина на работу пусковых дви­гателей (если они имеются), применяемые при определении затрат на эксплуатацию машин с дизельным двигателем. Данные коэффициенты устанавливаются на основе рекомендаций завода изготовителя или, при их отсутствии, по фактическим данным.

Прошу дать разъяснение.

Ответ. Госстрой России письмом от 14.04.2000 года №10-157(59) разъяс­нил, что в соответствии с «Методическими указаниями по определению стои­мости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81 -1.99), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются от стоимости строительно-монтажных работ (по итогу глав 1-8) в текущем уровне цен на основе норм, предусмо­тренных СНиП 4.07-91. При этом имеется в виду, что затраты, связанные с повышенным расходом строительных материалов, а также горюче-смазочных материалов при эксплуатации строительных машин в зимнее время, учтены в составе этих дополнительных затрат.

Аналогичный порядок учета затрат, связанных с повышенным расходом горюче-смазочных материалов при работе машин в зимнее время, предусмот­рен и «Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81-3.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 №81.

«Методические рекомендации по разработке планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин и их применению для взаиморасчетов и определения сметных затрат на эксплуатацию машин ресурсным методом», разработанные ЦНИИЭУС, Госстроем (Минстроем) России не были согласо­ваны и соответственно не могут быть рекомендованы к применению.

Вопрос. Согласно пункту 1.3.5 Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин и автотранспортных средств (2001 год), затраты на перебазировку строительных машин приводятся в графе 13 вы­ходных таблиц сборника. В тех случаях, когда фактические затраты на пере­базирование строительных машин отличаются от нормативных показателей, приведенных в сборнике более, чем на 10%, нормативные показатели коррек­тируются отдельной строкой и учитываются в сметной документации.

Чтобы рассчитать дополнительные затраты с учетом разницы по переба­зированию, просим разъяснить, на какое расстояние были рассчитаны нор­мативные затраты перебазирования строительных машин и механизмов, и в каком размере учитывать нормы накладных расходов и сметной прибыли.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 28.07.05г. №6-602(60) разъяснило, что в соответствии с п.1.3.5 общих положений технической части Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств «в тех случаях, когда фактические затраты на перебазировку стро­ительных машин отличаются от нормативных показателей, приведенных в Сборнике более, чем на 10 процентов, нормативные показатели корректиру­ются в локальных сметах отдельной строкой».

В данном случае имеется неточность в тексте.

Речь идет не о корректировке нормативных показателей, а об учете допол­нительных затрат в локальной смете отдельной строкой, поэтому суть вопроса следует понимать как «в случаях, если фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приведенных в Сборнике более, чем на 10 процентов, дополнительные затраты учитываются непосредственно в локальной смете отдельной строкой».

При корректировке Сборника либо при выпуске дополнений и изменений к нему, в текст п. 1.3.5 будут внесены изменения.

Вопрос. Прошу Вашего разъяснения — имеет ли право Заказчик исключать из прямых затрат калькуляции сметной стоимости эксплуатации ТПК «LOWAT» годовые затраты (амортизационные отчисления) при предъявлении акта Ф-2 фактически выполненных СМР по причине отсутствия в настоящее время его балансовой принадлежности.

Руководствуясь региональными сборниками консультаций Госстроя по вопросам ценообразования в строительстве, Заказчик может снять стои­мость этих затрат (годовых) только при предъявлении справки формы КС 3 стоимости СМР.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 07.06.2005 года №6-454 разъяснило, что при со­ставлении сметной документации в ее состав включается полная стоимость материальных ресурсов независимо от того, кто их приобрел — заказчик или подрядчик и эксплуатации машин, независимо от их балансовой принадлеж­ности.

При оплате выполненных работ их общая стоимость в текущем уровне цен уменьшается на фактическую стоимость переданных заказчиком под­рядчику материалов и на величину амортизационных отчислений, учтенных в стоимости 1 маш.-ч. эксплуатации машин в случае отсутствия балансовой принадлежности используемой строительной техники без уменьшения объема строительно-монтажных работ.

Прошу Вас рассмотреть и разъяснить вопросы по ценообразованию, возникшие при определении стоимости строительной продукции на тер­ритории РФ.

Вопрос. Нашей организацией был приобретен тоннелепроходческий ком­плекс LOVAT RME 242 SE. При определении нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание, по причине отсутствия фактических данных по этим затратам, применили годовую норму 20% с коэффициентом корректировки для импортных машин 0,6 (табл. 1 МДС 81-3.99 — группа «Са­моходные машины с двигателями внутреннего сгорания: буровая и сваебой­ная техника, автогудронаторы, автотранспортные средства и т. д.»). Заказчик считает процент не обоснованным, т. к. ТПК LOVAT по своему назначению и техническим характеристикам на соответствует данной группе строительных машин.

Просим разъяснить, к какой группе отнести тоннелепроходческий комплекс LOVAT, учитывая, что в МДС 81-3.99 отсутствуют нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание для горнопроходческих машин.

Ответ. В соответствии с разъяснением, приведенным Госстроем России в письме от 03.11.2003 года №10-712(61), специальное оборудование для под­земных проходческих работ и опробования (код ОКОФ142924262) в соответс­твии с постановлением правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в редакции постановления правительства Российской Федерации от 09.07.2003 №415) относятся ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет.

При вышеуказанном сроке полезного использования тоннелепроходческого комплекса размер затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностиро­вание и техническое обслуживание в размере 12 процентов от восстанови­тельной стоимости комплекса, принятый по таблице 1 МДС 81-3.99, является оправданным.

При этом нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, приведенные в таблице 1 МДС 81 -3.99, носят справочный характер и при дальнейшем использовании техники уточняются по фактическим данным подразделений строймеханизации.

Вопрос. Расчет за выполненные работы производится в ценах 1984 года. При подготовке расчета компенсации по эксплуатации машин и механизмов возникает проблема, связанная с тем, что норма времени по отдельным видам работ приведена в рублях. Можно ли для определения времени на эксплуата­цию машин и механизмов в натуральных показателях использовать сборники ГЭСН-2001 на аналогичные работы?

Ответ. Распространение порядка, применяемого в сборниках ГЭСН смет — но-нормативной базы 2001 года на сборнике ГЭСН сметно-нормативной базы 1984 года не допускается.

Вопрос. К каким затратам (материалы или механизмы) относить затраты по вывозке излишнего грунта, разработанного в траншеях и котлованах, в базисной стоимости 1984 и 2001 года? Заказчик утверждает, что эти затраты относятся на стоимость материалов и при представлении расчета компенса­ции по стоимости материалов увеличивает сметную стоимость материалов, учтенную индексами.

Ответ. Затраты по вывозке грунта, разработанного на стройке и подле­жащего вывозке следует относить к затратам по эксплуатации строительных машин.

Вопрос. В таблице ГЭСН Пи ТЕР-2001 -27-03-009 сборника №27 «Автомо­бильные дороги» (стр.37) — на срезку поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезирования учтен следующий состав работ:

1. Приведение фрезы в рабочее состояние.

2. Фрезирование асфальтобетонных покрытий.

3. Замена резцов.

4. Приведение фрезы в транспортное положение.

Но материальными ресурсами предусмотрена только вода. Просим разъяснить, как учитывать норму расхода и стоимость резцов. Ответ. Затраты на замену резцов нормами сборника №27 ГЭСН-2001 «Ав­томобильные дороги» учитываться не должны.

Резцы являются быстроизнашивающимися частями и затраты по их замене учитываются в стоимости механизма, в котором они применяются, в статье «Затраты на быстроизнашиваемые части».



.