7&quot


10

Ч/ЧЛ/чЛ

II

Рис. 61. Примеры решения каменных труб: 1—2 — с. Бокшаны, 3 — с. Фурчены, 4 — с. Бокшаны,

5—?—7 — с. Фурчены, 8 — с. Моровая,

9 — с. Бокшаны.

10 — с. Лунга, 11 — с. Бокшаны (рисунки автора по материалам б. Управления по делам архитектуры при Совете Министров МССР и А. Захарова).

Рис. 62. Ажурная тень на стене от резной доски свеса крыши.

ЛJ^JПЛnJЛJПJ-LГLГL

Аяхгояххп

О о о о О о о о о О

А /Р>\ А аРа & жОА А. ^О* Л

3

Рис. 63. Примеры резьбы досок свеса крыши: 1— резьба, характерная для южных районов, 2 — резьба, характерная для северных районов (ста рое жилище),

3 — пример сквозной порезки горизонтальной доски (рисунки автора с частичным использованием ма­териалов Госстроя МССР).

Цы балок и стропил от дождя, — в ближай­шие годы (до внедрения в сельское жилищ­ное строительство железобетонных изделий) применение деревянного подзора с пропила­ми вполне целесообразно.

Галереи. Развитый свес кровли необхо­дим не только для защиты дома от атмос­ферных осадков и перегрева помещений, но и для защиты возле дома места, используе­мого в бытовых целях. Конструктивно та­кой свес должен быть поддержан специаль­ными столбиками, которые образуют свое­образную галерейку. Поэтому галерея стала наиболее распространенным элементом мол­давского жилого дома. Ее архитектурному решению уделяется особое внимание. В за­висимости от применяемых строительных материалов галерейки получают различное архитектурно-художественное выражение.

Наиболее старые решения галерей — это галереи из дерева, широко распространенные и в современном строительстве. Галерейки имели декоративно обработанные столбики, поддерживающие прогон, на который опира­лась крыша. Как правило, столбики делали резными, с четкой порезкой, красиво читаю­щейся на фоне гладкой стены (рис. 64, 65).

В общем решении резьбы деревянных ко­лонок сохранялся ордерный принцип по­строения. Низ колонки всегда был утолщен­ным, не тронутым резьбой на высоту 60—70 см, и являлся своего рода пьедеста­лом для верхней части. Верхняя часть — фус колонки — имела самую разнообразную порезку. В старых приемах наблюдается обычно сложная резьба в виде чередующих­ся ромбов, прямоугольников, валиков и т. д. (рис. 64). В современных жилых домах порезка несколько упрощена, и наиболее рас­пространенным приемом является срезка пря­мых углов колонки в виде неглубоких вые­мок (рис. 64).

Определенный интерес представляют де­коративные резные капители деревянных га­лерей дома. Возникнув как функционально необходимый элемент в виде подкоса для под­вешивания винограда с целью создания тени на галерее летом, простой подкос декоратив­но обогатился творческой фантазией молдав­ских народных мастеров (см. рис. 64, 65).

В резных деревянных капителях, так же как и в других элементах декора, использо­ваны мотивы животного и растительного мира. Интересно решение деревянной капи­тели в виде стилизованной птицы в с. Столь — ничены (рис. 64). Но обычно в решениях ка­пителей преобладают растительные мотивы. Причем то обстоятельство; что капители слу­жат для подвешивания винограда, повлияло и на их художественную форму. Рисунок капителей стал очень походить на сплетение виноградных листьев. Иногда трудно опре­делить, где кончается рисунок капители и начинаются живые виноградные лозы. ,

Для многих районов Молдавии харак­терно решение верхней части колонки в ви­де конструктивной подбалки, переходящей к низу уступами (рис. 65).

Обилие орнаментальных мотивов капи­телей в сочетании с различной их окраской создает большое разнообразие архитектур­но-художественной выразительности сель­ских жилых домов при однотипных реше­ниях планов и композиционной схемы.

В деревянных галереях часто устраи­ваются ограждения, зашитые досками верти­кально на всю длину галереи. Такая обшивка, как правило, имеет сквозную прорезку до­сок самого затейливого рисунка (рис, 65). В целом дом с различными резными деталями выглядит очень нарядным (рис. 66).

В южных районах Молдавии (районы Кагульский, Вулканештский) галереи име­ют свою отличительную черту — они закры­ты с торцов. Объясняется это в одних слу­чаях размещением жилого дома торцом к улице, в других — необходимостью защиты от ветров. Соединение стен из камня или глины, которые закрывают торцы галерей, и легких стройных деревянных столбиков придает галерее оригинальные черты с асим­метричным решением плоскости торцевого фасада.

В некоторых домах Молдавии, но очень редко, галерея устраивается в виде дере­вянной или каменной аркады, что свиде-

Резные капители колонок

Сел Кирсово, Стольничены, Яловены.

Рис. 64. Примеры решения деревянных колонок (рисунки автора с частичным использованием материалов Госстроя МССР).

Рис. 65. Примеры резьбы по дереву колонок капителей и ограждений галерей.

Тельствует о влиянии румынской народной архитектуры (Трансильвания), где этот при­ем достаточно широко распространен.

В районах, имеющих разрабатываемые месторождения камня-ракушечника, так на­зываемого « котельца », широко применяет­ся устройство галерей из блоков котельца, обработанных резьбой по камню. Истинной жемчужиной народного мастерства резьбы по камню элементов галерей является Орге — евский район и особенно села в долине реки Реут. Наличие прекрасного материала, лег­ко поддающегося обработке, тонкий вкус и художественное чутье народных мастеров способствовали созданию народной архитек­туры, характерной для данного района. Га­лерея — основной бытовой элемент жило­го дома центральной Молдавии — получила здесь особое архитектурное выражение. Уме­ние превратить утилитарную часть жилища в главный элемент композиции является большим достижением народных зодчих.

Сооружают галереи из определенного чис­ла архитектурных элементов, располагае­мых в определенном порядке: на цоколь (приспэ) устанавливаются пьедесталы, на которые опираются каменные колонки с ба­зами, капителями. Колонки поддерживают развитый свес кровли. Между колонками на приспэ устанавливается парапет из камен­ных плит с профилированным каменным поручнем. Порядок размещения каменных деталей галерей заимствован из ордерной системы народного деревянного зодчества и каменной архитектуры города.

В каменных галереях молдавского жи­лища наблюдается необычайное разнообра­зие и богатство архитектурных деталей. Вместе с тем ордера каменных галерей мож­но классифицировать по трем принципиаль­но отличным друг от друга группам1.

К первой группе А. Захаров отнес вари­анты ордера с колонками, опирающимися на приспу, которая не имеет парапета.

Ко второй группе — наиболее распрост­раненные примеры ордера, в которых ко­лонки ставятся на приспу с каменным па­рапетом.

К третьей группе, встречающейся реже, относятся случаи решения ордера галереи без приспы, когда колонки ставятся прямо на землю. Но во всех трех группах решения галерей можно проследить один доминирую­щий принцип: учет двух видов восприятия каменного декора. Первое — крупная скульптурная пластика всей галереи, пара­пета, колонки, капители — рассчитана на восприятие издали, в перспективе. А отдель­ные детали ордера, как декор капители, пьедесталы, резьба колонок и парапета, от­личающиеся неглубоким рельефом, рассчи­таны на восприятие с близкого расстояния, при подходе к дому.

Несмотря на бесконечное разнообразие вариантов обработки галерей в ее архитек­турных деталях все же можно проследить некоторые характерные черты, присущие только решениям галерей определенных сел.

Наибольшим разнообразием форм (по данным А. Захарова) отличаются села Бра — нешты, Фурчены и Желобок. «Здесь возник своеобразный каменный декор, здесь он по­лучил свое развитие и отсюда распростра­нился на весь приреутский район. Не слу­чайно, что в этих селах можно наблюдать простые по декору и массивные по пропор­циям квадратные колонны, а также самые изысканные, богато насыщенные резьбой и удивительные по формам каменные де­тали*2.

В галереях домов в селах Жеврены и Ракулешты ранее отсутствовали приспа и парапет, колонки ставили прямо на землю, поэтому пьедесталы их достигали 1,2—1,3 м высоты. В последние годы, очевидно под влиянием соседних районов, галереи стали сооружать на приспах.

Основание галереи — приспа — устраи­валось наиболее просто. Его ширина почти всегда, за редкими исключениями, равня-

1 Классификация принята по А. Захарову. На­родная архитектура Молдавии. М., 1960, стр. 37, 38.

2 А. И. Захаров. Народная архитектура Мол­давии. Гос. изд-во литературы по строительству, ар­хитектуре и строительным материалам. М., 1960, стр. 39.

Лась ширине свеса. А высота зависела от рельефа двора и композиционного за дум а фасада.

В старом жилище приспа выполнялась из самана или плитняка, оштукатуривалась глиняным раствором и ничем не отличалась от стен дома. В последние годы стенки прис- пы стали облицовывать плитами ракушеч­ника или выкладывать ее из блоков. Пол га­лереи выстилают большими каменными плитами толщиной 10 см с напуском над стенками приспы. Не остается без внима­ния й архитектурная обработка приспы. Прежде всего н^ выпусках плит пола гале­реи появились простые профили в виде по­лочки с четвертью вала. Затем плоскость стенки приспы начали украшать филенка­ми, ромбовидными рельефами, розетками различного рисунка. Декоративные орна­менты на плоскости приспы всегда распола­гаются свободно, не согласуясь с шагом ко­лонок. Но это не вносит дисгармонии в де­коративно-художественное решение галерей, а напротив, придает дому живописность, на­рушая строгую симметрию.

Декор колонки, ее пропорции и взаимо­отношение отдельных частей свидетельству­ют о наличии у народных зодчих природного чувства гармоничного построения архитек­турной композиции как жилого дома, так и его отдельных элементов.

По трактовке отдельных элементов ко­лонок галерей можно определить, что ордер каменных колонок наследует решения де­ревянных колонок. А. И. Захаров в своей книге «Народная архитектура Молдавии» приводит сравнительную таблицу деревян­ных и каменных колонок, в которой пока­зываются аналогичные примеры резьбы де­ревянных и каменных колонок. В сущест­вующих ныне самых старых жилых домах с каменными галереями колонки по сравне­нию с деревянными очень массивные, что объясняется определенной робостью обра­щения с новым материалом, обладающим хрупкостью.

По мере накопления профессиональных навыков и строительного опыта в обработ-

Рис. 66. Общий вид старого дома с применением резьбы (с, Каючены).

8 3. Моисеенко ке камня, пропорции колонок приобретают стройность и легкость, появляется декор сначала простого, затем более усложненного рисунка (рис. 67).

Несмотря на большое разнообразие, как отмечает А. Захаров, «вырабатываются от­носительно общие, как бы стандартные раз­меры для отдельных частей ордера. Так, например, толщина плиты пола галереи де­лается в 10 см, ширина пьедестала — 24— 25 см, диаметр фуста — 16—18 см, высота кронштейна 22—24 см и т. д.»1.

Обычно колонки делаются круглого се­чения или восьмигранные с утоныпением кверху. Высота их вместе с пьедесталом и капителью равна высоте помещений дома и составляет в среднем 2,5 м. Стволы коло­нок решаются самым разнообразным спо­собом — перехватами от гладко отесанных плоскостей до богато декорированных вали­ками, спиральными витками различного про­филя и рисунка. Пьедесталы колонок обыч­но делаются прямоугольными, но встреча­ются и шестигранные. Они украшаются мелкой резьбой только с лицевой стороны. Следует отметить, что декор на пьедестале значительно скромнее, чем на парапете, этим подчеркивается конструктивная сущ­ность пьедестала, который несет колонку в отличие от парапета. Как и в классических образцах, переход от прямоугольного сече­ния пьедестала к круглой или восьмигран­ной колонке осуществляется при помощи базы, состоящей из квадратной плиты со срезанными углами, благодаря которым осуществляется плавный переход к колонке.

Наибольшее разнообразие по форме и ри­сунку получают завершения колонок — ка­пители. Они являются как бы главным ак­центом внимания зрителя, и потому народ­ные мастера не скупились на выдумку в ре­шении завершений колонок. Удивительно многообразны очертания капителей коло­нок (см. рис. 67): одни капители напомина-

1 А. И. Захаров. Народная архитектура Молдавии. Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. М., 1960.

XXX

Ш!

&

Щ

П

7



деревянный платяной шкаф.