74 Часть 11. Архитектурная светология

Рис. 4Л. Системы естествен­ною освещения помещений и нормируемые значения КЕО

А — боковое освещение, одно­стороннее (слева) и двусто­роннее (справа); *н< *мин; б — верхнее освещение, П-об — разныи, зенитный (слева) и шедовый (справа) фонари; в — комбинированное (боковое плюс верхнее) освещение; ?н< $ еср (б, в)

Б)

/

‘рп

§сг 4_______________________ ;

Е

‘Р

\

Ен ! __

\ еср

/

\

Ч

РП

Шш

Окна вертикальные

Двустороннее освещение

| — I

А— —б—4—— &

6)

О) одностороннее

Освещение

Окна в средней зоне

ОКНА МАДРАТНЫЕ

Верхней зоне

I ДВУХЪЯРУСНЫЕ ОКНА

Окно горизонтальное (ленточное)

У е ^

Рис. <2. Классификация приемов бокового освеще­ния через окна (а) и ти­пы окон (б)

1,2 — большая и средняя не­равномерность освещения; 3 — равномерное освещение (показано кривой КЕО)

Глава 4. Архитектурное освещение 75


Расположение фонарей

Рис. 4.3. Классификация ти­пов фонарей

Тип фонаря

Прямоугольный

Направление света

Продольное

ДВУСТОРОННЕЕ

*

Двустороннее

Продольное

Трапециевидный

Поперечное

Одностороннее

Пилообразный (шедовый) с вертикальным остеклением

+

4-

Одностороннее

Поперечное

Пилообразный с наклонным остеклением (шед)

Зенитный

Зенитное

Зенитное

Зенитный

Зенитное

Шахтное

Продольное

197

КЕО, Я


Ш

1,5

1

О>5

Типы

ФОНАРЕЙ

Рис. 4Л Относительная све­товая активность фонарей при их площади, составляю­щей 10% площади пола

О

76 Часть И. Архитектурная светология


Таблица 4.1. Приемы бокового освещения и области рационального их использования

Таблица 4.3. Относительная световая актив­ность фонарей при одинаковой площади свето — проемов (без учета конструкции)

Одностороннее освеще­ние при высоте подоконника

Обычной (0,8—1,2 м)

Увеличен­ной (> 1,2 м)

Тип фонаря

Двустороннее освеще ние при обычной (0,8— 1,2 м) и увели­ченной (> 1,2 м) вы­соте подоконника

Изменение значения среднего КЕО на го­ризонтальной рабочей плоскости, %

1. При до­пустимости большой не­равномер­ности осве­щения по глубине помещения 1. При требо­вании обеспе­чить более равномерное освещение в помеще­нии

1. При требовании обеспечить равно­мерное освещение в помещении

100 160

120 130 230

Прямоугольный с дву­сторонним остеклением Трапециевидный Пилообразный (шед) с остеклением; вертикальным наклонным Зенитный

2. При необходимости обеспечить односторон­не направленный свет в помещении

3. При необходимости обеспечить защиту от ин­соляции планировоч­ными средствами (окна на север)

4. При необходимости сохранения в течение рабочего времени отно­сительного постоянства спектра света и яркости светопроема (окна на

2. При отсутствии требований к направ­ленности света или при воз м ожности изменять положение работающего по от­ношению к окну

3. При защите от ин­соляции помещения в течение рабочего времени с помощью солнцезащитных устройств

4. В помещениях, относимых по усло­виям зрительной ра­боты к I—VI разря­дам, с большой глу­биной заложения

Таблица 4.4. Изменение среднего КЕО в зависимости от высоты помещения

Отношение

Значения

Среднего

Тип

Высоты

КЕО, %

Фонаря

Помеще­

Ния к

При

При трех

Ширине

Одном

И более

Пролета

Пролете

Пролетах

Дву стор онний

0,4

100

110

С вертикаль­

0,7

65

100

Ным остекле­

1,0

50

80

Нием

Трапециевид­

0,4

100

НО

Ный

0,7

75

100

1,0

65

90

Север)

5. При совмещенном (естественном + искус­ственном) освещении многоэтажных зданий, характеризующихся большой глубиной поме­щений при небольшой их высоте

Таблица 4.2. Относительная световая актив­ность окон, имеющих одинаковую площадь, при различном их расположении по высоте помещения

Расположение окон от — Изменение значения

Носительно рабочей минимального КЕО

Горизонтальной плос — на горизонтальной

Кости в зоне стены рабочей плоскости, %

TOC \o "1-3" \h \z Верхней 125

Средней 100

Нижней 55

Примечания: 1. За 100% принято среднее значение КЕО в трехпролетном помещении при отношении высоты помещения к ширине про­лета 0,7. 2. При двух пролетах среднее значение КЕО берется по интерполяции.

Обеспечения нормированной неравно­мерности освещения в помещении, а также о зависимости среднего значе­ния КЕО от высоты помещения. Дан­ные о световой активности светопрое — мов приведены в табл. 4.2 и 4.3.

Рекомендуемое отношение ширины двусторонних П-образных фонарей с вертикальным остеклением к ширине пролета помещения колеблется в пре­делах 0,4—0,6; это же отношение ре­комендуется и для трапециевидных фонарей (принимая ширину фонарей по средней линии трапеции). Рекомен-

Глава 4, Архитектурное освещение 77


Рис. 4.5. Классификация приемов естественного осве­щения по характеру свето — распределения

Дуется принимать следующие наиболь­шие расстояния между осями смежных фонарей: для П-образных — 4Лф, для трапециевидных — ЗЛф, для зенит­ных — 2,5Лф, где Лф — высота фо­наря от уровня кровли до карниза фо­наря.

Для устранения затенения от со­седних фонарей расстояние между ос­теклением смежных П-образных фо­нарей должно составлять не менее полуторной суммы высот этих фона­рей, а при трапециевидных и зенит­ных фонарях — не менее суммы их высот.

Зависимость среднего КЕО в по­мещении от высоты помещения при­ведена в табл. 4.4. Из данных таблицы видно, что в многопролетных зданиях высота помещения оказывает незначи­тельное влияние на значение среднего КЕО в пролете.

Среди архитектурно-строительных приемов естественного освещения ин­терьеров важную роль играют солнце­защитные архитектурно-планировоч­ные и конструктивные решения, сущ­ность которых изложена в гл. 5.

При выборе типов окон и фонарей и их расположения в пространстве це­ха необходимо учитывать большую ар­хитектурную роль этих деталей ин­терьера, которые вносят свой ритм в членение пространства, способствуют выявлению его глубины, а также во многом определяют художественную тектонику помещений.

По характеру распределения про­шедшего в помещение светового пото­ка окна и фонари подразделяются на три вида (рис. 4.5):

Первый вид (рис. 4.5,а) характе­ризуется отчетливо выраженной на­правленностью светового потока, кото­рый четко выделяет формы рассмат­риваемой детали благодаря образую­щимся собственной и падающей теням, т. е. обладает наилучшим светомодели — рующим эффектом;

Световые проемы второго вида (рис. 4.5,6) создают в помещениях так называемое бестеневое освещение бла­годаря двустороннему или многосто­роннему освещению объектов в ин­терьере или применению в светопро — емах светорассеивающих материалов

(стекла, пленки, решетки и т. п.; обоз­начены штриховыми линиями);

Для третьего вида естественного ос­вещения (рис. 4.5,в) характерно ис­пользование отраженного света, кото­рый создается скрытыми от наблюда­теля окнами; этот прием освещения создает иллюзию открытого проема и зрительно увеличивает глубину про­странства.

Проектирование системы верхнего освещения в современных зданиях — задача большой сложности; ее надо ре­шать комплексно, с учетом климати­ческих условий района строительства и особенностей технологии производ­ства. Большую помощь при решении этой задачи может оказать приведен­ная на рис. 4.6 зональная типизация фонарей, где указаны рекомендуемые типы фонарей для различных сочета­ний внешней среды и микроклимата помещений.

78 Часть II. Архитектурная светология

Ф

Задачи проектирования естествен­ного освещения зданий определяются их художественным образом и назна-

Рис. 4.6. Зональная типи­зация фонарей

А — рекомендуемые обла­сти применения различных типов фонарей в разных районах страны: А — холод­но, многоснежно; Б — уме­ренно, снежно; В — умерен­

Чением. Классификация зданий в за­висимости от требований к световой среде приведена в табл. 4.5.

Естественное освещение зданий, относящихся к I группе, целесообразно решать так, чтобы свет подчеркивал архитектурное значение центральных (главных) помещений, акцентировал оси и членение пространства, служил своеобразным гидом при движении по­сетителей от вестибюля к центру зда­ния.

Но, многоснежно; Г — жар­ко, малоснежно; б — реко­мендуемые типы фонарей для разных климатических условий с учетом качества внутренней среды

Приемы естественного освещения зданий, относящихся к группе I, мож­но проследить на архитектурных па­мятниках прошлого. Используя свет и цвет для акцентирования идейного и х удож ественного замысла, зодчие



Работа в спб свободный график работа со свободным графиком девушке glamour-models.ru..