АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ


Из листа бумаги можно получить не только объемную, но и глубинно-прост­ранственную композицию, что можно на­глядно увидеть на заданиях по теме «Архи­тектурные сооружения».

Макет тоннеля, выполненный по образцу (ил. 34), состоит из нескольких плоских арок. Размеры этих арок последовательно уменьша­ются по высоте и ширине; в той же последо­вательности они выстраиваются одна за дру­гой и но глубине. Вертикально стоящие арки соединены между собой одинаковыми по раз­мерам горизонтальными отгибами-связями. Эти связи придают необходимую конструктив­ную жесткость всему макету. Меняя величину отгибов, можно получить разное удаление вертикальных плоскостей-кулис. Если увели­чить размер отгибов, расстояние между плос­костями с проемами увеличивается; получает­ся макет длинного, глубокого тоннеля. Этот прием можно назвать «телескопическим», он характерен для осевых, симметричных компо­зиций. Уменьшение размеров арок усиливаег перспективное сокращение, создавая впечат­ление еще большей протяженности. Сближая плоскости с проемами, параллельно уменьшая их размеры, можно получить плоскостную — фронтальную композицию с иллюзорностью глубины, какая встречается в реально сущест­вующих памятниках архитектуры, так называ­емых «перспективных» порталах. Перспек­тивный портал — это архитектурно оформ­ленный проем двери, образованный в толщи­не стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, зри­тельно увеличивающими толщину стены и глубину проемов.

ЗАДАНИЕ 9. Простое арочное сооружение (тоннель, портал).

Цель: Ознакомиться с понятиями фронталь­ной и глубинной композиции. задачи: Овладеть макетными приемами, пе­редающими пространственную глубину сооружения.

Требования: Выполнить макет арочного тоннеля по чертежу (ил. 35). Придумать и выполнить в макете арочное сооружение (ил. 36—39). методические указания: Изменяя размеры и глубину проемов, можно варьировать от тоннеля до перспективного портала. Мож­но менять конфигурацию проемов: цир­кульные, стрельчатые, треугольные, пря­моугольные, сложные (ил. 36—37).

Если раньше все макеты носили абст­рактный характер, и работа велась с таки­ми простыми объемами, как куб, пирамида, цилиндр, конус, то в этих макетах появля­ются детали, приближающие их к реальным сооружениям. В макете «Сложного арочно­го сооружения» впервые встречается такой элемент, как лестница (ил. 40). Ее размеры задают определенный масштаб, соразмер­ный человеку. Происходит знакомство с понятием масштаба и масштабности.

Все архитектурные чертежи выполняются по принципу соответствия проекций, а на чертеже этого сооружения показана возмож­ность совмещения вертикальной фасадной и горизонтальной плановой проекций. Выпол­няя последовательно все действия (прорезь, отгиб), наблюдаем превращение плоского чертежа в трехмерное сооружение, тем са­мым развивается пространственное видение.

ЗАДАНИЕ 10. Памятник архитектуры. цель: Ознакомиться с макетными приемами пластического и пространственного реше­ния фасада архитектурного сооружения. задачи: Ознакомиться с памятником архи­тектуры. Овладеть макетными приемами, позволяющими изобразить фасад архитек­турного сооружения из одного листа бума­ги без врезок и склеивания. требования: Выполнить макет сложного ар­хитектурного сооружения по образцу (ил. 41). Используя полученные ранее навыки, выполнить из листа бумаги фасад реаль­ного памятника архитектуры в виде фрон­тальной композиции. В макете необходи­мо в стилизованной, упрощенной форме передать художественный образ данного архитектурного сооружения, его объемное и пластическое решение, характер деталей (ил. 44—45).

Иллюстрация 41

Методические указания: Предлагается на выбор несколько памятников архитекту­ры. На представленных образцах (ил. 42—45) фасады изображены в виде орто­гональных проекций в определенном масштабе, без перспективного искажения пропорций. Пластика и детали фасада четко видны за счет показа теней и то­нальной градации плоскостей в зависи­мости от степени их удаления. Макет вы­полняется с соблюдением точных про­порций в масштабе чертежа.

Необходимо продумать технические приемы и конструктивные детали.

Порядок выполнения:

— Выбрать памятник архитектуры.

— Изучить особенности строения его фасада.

— Стилизовать графическое изображение фасада, сосредоточив внимание на главных и характерных деталях.

— Перевести это изображение в макет (ил. 46, 47).

Рекомендуется самим найти дополнитель­ный материал по выбранному памятнику. При выполнении этого задания происходит зна­комство с различными эпохами, архитектур­ными стилями, приемами и пластическими средствами, используемыми в архитектуре.

Иллюстрация 45



.