АВС-4РС позволяет при организации и управлении строительством

— эффективно применять ее строительными организациями для целей организации и управления строительным производством;

— содержать в памяти персонального компьютера данные об объектах на всю программу работ строительной организации с распределением объемов работ по периодам и исполнителям;

— производить учет выполненных объемов работ с позиций стоимостной, объемной и ресурсной оценок;

— обрабатывать оперативную информацию о выполненных объемах работ, вести журналы учета выполненных работ (КС-6), выдавать акты и справки о стоимости выполненных работ (формы 2, 2-В и 3), вести журналы учета расхода материалов и других ресурсов (формы М-29), получать справоч­ную информацию о текущем состоянии объектов на всю программу работ строительной организации.

Решение задач организации и управления строительным производством

Осуществляется с использованием:

— подсистемы ABC «Строительно-монтажные работы»;

— нормативных баз в составе ЕРЕР-84, СНиР-91, РСН и ГЭСН;

•наго жв

Сметные

Транспортных расходов

Документы

Ресурсные показа гели

Стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов

Учетные и отчетные формы пользователей (подрядчик, заказчик)

Вед. потреби, в ресурса*

Стоимости мате­риалов

Сводка затрат

Сводный сметный расчет

Вед, потреби, а материала*

‘У:::, рники гнет пых цех

Объектный сметный расчет (смета)

Вед. объемов работ (в различ­ных номенклату­рах)

Локальный смет­ный расчет (смета)

Подсистема ГЕН

Пересчет локальных смет из цен 19Й4 г, в требуемый уровень цен

Спецификация оборудований

Сводка объемов и стоимости работ

Сбо рник сметных цен из строительные машины и механизмы

Ведомости ресурсов на эксплуатацию строительных машин

Подсистема "Каталог

Составление

Каталога еди-

Ннчных

Расценок

Информационный блок данных ИбД по стройке а целом

По объектам

Акты приемки и справ­ки стоимости выпол­ненных работ (№2, №2- в, №3)

Журнал учета расхода материальных и др. ресурсов (М-29)

Учет выполненных ра­бот (КС -6}

Справочная информа­ция о текущем состоя­нии объектов

_ по видам работ

Выдача интег, доку­ментов

Модель, системы ЛВС

Публикации научных статей

|||ЙСТ1".’. Л Г-‘:

По совершенствованию ресурсного метода

Поддержание в актуальной состоянии

Систематические контакта с пользователей

Передача последних версий программного комплекса

Но проблемам автома­тизации составления ресурсной документа — ции

Сопровождение системы и обучение пользователей.

— данных об объектах на всю программу работ строительной организации в виде сметной и ресурсной документации, полученной от проектных организаций на носителях информации в виде информационного бло­ка данных (ИБД) ABC или разработанной самостоятельно подрядными строительными организациями с применением комплекса АВС-ЗРС или АВС-4РС;

— текущей плановой и фактической информацией об объектах, форми­руемой на основе первичной информации линейных (и других служб) и фиксируемая в файле событий системы ABC;

— файла заданий, определяющего пакетный выпуск плановой, итоговой и отчетной документации по периодам, исполнителям, объектам. Систему ABC образуют четыре вида обеспечения: программное, норма­тивное, информационное и инструктивно-методическое.

Вопрос. Пожалуйста, завершите фразу: Сметная документация состав­лена:

— в ценах 2000 г.

— в ценах 2001 г.

— в базе 2001 г.

Или другой вариант

Ответ. В ценах по состоянию на 01.01.2000 г.

Вопрос. Согласно пункту 3,6 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утверж­денных постановлением Госстроя России от 12 января 2004г. №6 в расчете норм накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы», в том числе:

— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исклю­чением отчислений на единый социальный налог): налог на загрязнение окружающей среды, платежи за добычу полезных ископаемых, водный налог, транспортный налог, земельный налог, налог на уборку территорий, налог на содержание милиции, налог на рекламу;

— платежи по обязательному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком имущества строи­тельной организации, учитываемого в составе производственных средств, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов;

— расходы на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации для финан­сирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и дру­гих чрезвычайных ситуаций, а также для страхования жизни работников

И гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц;

— расходы на сертификацию продукции и услуг;

— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;

— суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации;

— взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммер­ческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обяза­тельных платежей является обязательным условием для осуществления деятельности строительных организаций и заказчиков строительства — плательщиков таких взносов (платежей) или является условием предо­ставления международной организацией услуг;

— платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сде­лок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

Расходы по указанным видам затрат в сметной документации предусмот­рены к включению в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (пункт 3.6 МДС 81-33.2004).

Кроме того, согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 8.1-35.2004), ут­вержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. №15/1 (приложение №8) не включены в состав главы 9 «Прочие работы и за­траты» сводного сметного расчета на строительство (ремонт) следующие затраты:

1. Затраты на транспортные расходы, сверх расстояний учтенных в ФЕР или ТЕР и в индексах пересчета.

2. Затраты на временное отопление сооружений вне пределов отопительного периода.

3. Затраты по снегоборьбе в районах Крайнего Севера и местностях, прирав­ненных к ним, а также в сельских местностях, расположенных в пределах IV, V, VI зоны.

4. Разница в затратах на электроэнергию при получении ее стройками от передвижных электростанций по ценам, отличающимся от принятых в ФЕР или ТЕР.

5. Компенсация затрат, связанных с отклонениями фактических отпускных цен и тарифов перевозок строительных материалов, изделий и конс­трукций от их стоимости, предусмотренной в ФЕР или ТЕР и индексах пересчета в текущие цены.

6. Затраты по аренде воздушных, морских или речных судов для производс­тва строительно-монтажных работ.

7. Затраты на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

8. Затраты на очистку и мойку колес автотранспорта на строительных пло­щадках.

9. Затраты на проведение пуско-наладочных работ по объектам Минобо­роны России, дальнейшее содержание которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

10. Затраты, связанные с оплатой услуг региональных центров по ценообра­зованию в строительстве.

В целях своевременного внесения установленных налогов, сборов и платежей в бюджеты всех уровней, осуществлению всех других указанных расходов, исключению образования в строительных организациях всевозмож­ных кредиторских задолженностей просим разъяснить порядок включения в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), соответствующих лимитов средств для возмещения перечисленных расходов.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 24.09.2004 г. №ЮТ-4734/06, рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, приведенный в приложении №8 к «Методике определения стоимости строительной продукции на террито­рии Российской Федерации» МДС 81-35.2004, содержит основные наиболее распространенные виды указанных затрат и может быть дополнен другими видами прочих затрат, исходя из специфических конкретных условий и особен­ностей строительства по согласованию с заказчиком и при соответствующем обосновании.

Если проектом организации строительства (ПОС) или проектом произ­водства работ (ППР), согласованным с заказчиком, предусматривается, например, аренда воздушных, морских или речных судов для производства строительно-монтажных работ, необходимость перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов или требуется сушка здания вне зимнего периода, то указанные затраты определяются расчетом и включаются в главу 9 сводного сметного расчета.

В связи с этим включение в главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства объекта полной номенклатуры прочих затрат является нецелесообразным.

При рассмотрении вопросов, связанных с отнесением затрат к прочим работам и затратам, необходимо учитывать следующее.

В главу «Прочие работы и затраты» могут быть включены средства на возмещение отдельных налогов и платежей, относящихся на себестоимость строительной продукции.

В частности, к числу таких налогов можно отнести платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, а также за пользование недрами, не связанными с добычей полезных ископа­емых, в том числе для строительства объекта при использовании дорожно — строительных материалов.

Средства на выплату земельного налога в период строительства вклю­чаются в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета.

Затраты, связанные с уплатой транспортного налога, учитываются в сметных ценах на эксплуатацию строительных машин и автотранспор­тных средств, а также в сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования (в составе транспортных затрат) в текущем уровне цен, на основе которых формируются индексы изменения сметной стоимости строительства.

Затраты на очистку (мойку) колес автотранспорта на строительных площад­ках могут быть учтены в прочих затратах в тех случаях, когда распоряжениями администраций в регионах устанавливаются требования об организации пунктов очистки (мойки) колес.

Возмещение отклонений фактической стоимости использованных стро­ительных материалов, включая транспортные расходы по их доставке, от величины, учтенной при расчете индексов, может производиться при согласии заказчика (инвестора) на основании обоснованных расчетов, представленных подрядчиком.

При этом в указанный расчет наряду с материальными ресурсами, стои­мость которых выше стоимости, учтенной индексом, включаются все мате­риалы, в т. ч. и те, стоимость которых ниже стоимости, учтенной при расчете индекса.

Порядок отнесения затрат на выполнение пусконаладочных работ ус­тановлен в письме Госстроя России от 27.10.03 №НК-6848/10.

Затраты на пусконаладочные работы «вхолостую» подлежат включению в главу 9 Сводного сметного расчета стоимости строительства.

Пусконаладочные работы «под нагрузкой», как расходы некапитального характера, производимые после того, как первоначальная стоимость объ­ектов сформирована, финансируются за счет основной деятельности эксплуа­тирующей организации.

При отсутствии средств основной деятельности затраты на выполнение пусконаладочных работ предусматриваются вышестоящей организацией в размере, определенном сводной сметой на ввод в эксплуатацию предприятия, здания, сооружения в финансовом плане организации, на балансе которой будут приняты строящиеся объекты.

Вопрос. В связи с переходом на новую сметно-нормативную базу, просим разъяснить следующее:

В договорах субподряда предусматривается оплата услуг предоставляемых генеральным подрядчиком.

Размер оплаты, в зависимости от вида работ, составляет от 1 до 4 про­центов от сметной стоимости выполненных субподрядчиком СМР (включая стоимость материалов).

Этот размер оплаты установлен «Положением о взаимоотношениях ор­ганизаций — генподрядчиков с субподрядными организациями». Положение утверждено Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3.07.87 г. №132/109.

Используется также, при определении размера услуг генерального подряд­чика «Рекомендации о порядке определения стоимости услуг», разработанные ВНИПИ труда в строительстве. (Письмо от 16.08.90 г. №3-178).

Затраты субподрядной организации по оплате услуг генподрядчику включены в статью «Накладные расходы». Накладные расходы в базе 1984 года определяются от прямых затрат (на внутренние сантехработы — 13,3%, включая стоимость материалов).

В базе 2001 года накладные расходы определяются от ФОТ основных ра­бочих и зарплаты механизаторов, т. е. стоимость материалов на получаемую сумму накладных расходов не влияют.

Если учесть, что доля материалов в объеме СМР очень высока (на монтаж сантехсистем до 80%), а от стоимости материалов в накладные расходы никаких поступлений нет, вправе ли генеральный подрядчик требовать оплаты услуг с пол­ной стоимости выполненных субподрядчиком СМР со стоимостью материалов?

Можно ли оставить те же размеры оплаты услуг, но без стоимости мате­риалов?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.05.2004г. №АП-272/06, в соответствии со статьей 747 Гражданского Кодекса Российской Федерации в договоре подряда могут быть предусмотрены обязанности генподрядчика по предоставлению субподрядчику в пользование необходимых зданий и сооружений для осуществления строительных работ, оказанию услуг по транс­портировке грузов, временной подводке сетей энергоснабжения, водопровода и других услуг, к которым относится:

— административно-хозяйственные расходы генподрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выпол­няемых субподрядчиком, приемкой от субподрядчика и сдачей заказчику работ, разрешением вопросов материально-технического снабжения;

— затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, благоустройству строительной площадки и др.

Порядок предоставления услуг генподрядчиком, их состав и стоимость устанавливаются по согласованию сторон в договоре подряда.

«Положение о взаимоотношениях организаций генподрядчиков с субпод­рядными организациями», утвержденное постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 03.07.87 №132/109 может применяться в части, не проти­воречащей действующему законодательству.

Размер оплаты услуг, установленный указанным Положением, был опре­делен применительно к структуре накладных расходов, введенных в действие с 01.01.84.

Учитывая произошедшие изменения в определении величины накладных расходов в условиях рыночных отношений, стоимость услуг генподрядчика целесообразно определять по расчету.

Вопрос. В связи с изменением налогового законодательства РФ в части нало­га на добавленную стоимость, при котором налогообложение с 01.01.2004 г. про­изводится по налоговой ставке 18%. (В ред. Федерального закона от 07.07.2003 года №117-ФЗ), просим дать разъяснение по следующим вопросам:

Подлежит ли пересчету утвержденная до 01.01.2004 г. и прошедшая Глав — госэкспертизу проектно-сметная документация по переходящим объектам строительства на 2004г. и последующие годы, суммой налога на добавлен­ную стоимость рассчитанной в размере 20% (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. №166-ФЗ)?

Если подлежит, то каков механизм пересчета, согласования и переут­верждения?

Ответ. В соответствии с письмом Управления ценообразования и смет­ного нормирования Госстроя России, в связи с изменением с 01.01.2004 г. ставки налога на добавленную стоимость НДС) остатки сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2004 г. и последующие годы объектам уточнению не подлежат.

При расчетах за выполненные в 2004 году работы — сумма средств по уплате НДС определяется применением налоговой ставки в размере 18%.

Вопрос. В целях обеспечения экологической безопасности в отдельных регионах приняты решения по санитарно-экологическому сопровождению линейных объектов и составлению санитарно-экологических паспортов на вводимое жилье.

Учитывая большие объемы выполняемых работ в транспортном строи­тельстве, подрядные организации несут значительные расходы, связанные с проведением санитарно-экологического сопровождения и составлением санитарно-экологических паспортов.

В отдельных случаях эти расходы компенсируются заказчиками. Напри­мер в г. Москве затраты по составлению санитарно-экологического паспорта включаются в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Мос­квы от 23.01.97 г. №62-РП в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.

В связи с изложенным и в целях правильного определения сметной стои­мости строительства, прошу дать разъяснение порядку учета и компенсации затрат подрядных организаций, связанных с санитарно-экологическим сопро­вождением строительства объектов и составлением санитарно-экологических паспортов на вводимое жилье.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 03.11.99 г. №10- 397(150), в действующей сметно-нормативной базе затраты по составлению санитарно-экологических паспортов объектов не предусмотрены.

Принятию решения об учете подобных затрат должны предшествовать: обоснованность их применения, методология разработки и целесообразность обязательного экологического сопровождения объектов в строительстве и составления санитарно-экологического паспорта на вводимое жилье.

Вопрос. При строительстве транспортных объектов имеют место случаи обнаружения боеприпасов, сохранившихся со времен Великой Отечествен­ной войны и других боевых действий. В таких обстоятельствах подрядная организация несет убытки, связанные с разминированием боеприпасов, вынужденным простоем людских и технических ресурсов, смещением сро­ков строительства и выполнением дополнительных работ по обеспечению безопасности людей, объекта и прилегающих территорий.

Прошу Вашего разъяснения по учету и компенсации затрат, связанных с проведением мероприятий по разминированию боеприпасов, и вызванных этим обстоятельством убытков.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 11.08.99 г. №10- 301(151), при выполнении строительных работ случаи обнаружения боепри­пасов, сохранившихся со времен Великой Отечественной войны и других боевых действий относятся к форс-мажорным обстоятельствам.

Комплекс затрат, связанных с их ликвидацией, подлежит компенсации заказчиком на основании соответствующих оформленных материалов и расчетов.

Вопрос. При строительстве городских автодорожных тоннелей у подрядных организаций возникают разногласия с заказчиками и экспертными организа­циями в части отнесения этих тоннелей к объектам производственного или непроизводственного назначения.

В связи с этим прошу дать разъяснение, к каким объектам относить го­родские автодорожные тоннели в случае финансирования их строительства за счет средств территориальных дорожных фондов.

Ответ. В соответствии с письмом Госкомстата России от 23.03.99 г. №МС — 1-22/1198(152), в статистической практике строящиеся объекты относятся к отраслям экономики исходя из назначения основных фондов, т. е. той сферы деятельности, в которой они будут функционировать. В соответствии с Клас­сификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) эксплуатация городских дорог, мостов, путепроводов, автодорожных тоннелей и других сооружений, рас­положенных в черте города относится к отрасли «Коммунальное хозяйство».

Вопрос. Просим дать разъяснение по вопросу правильности применения индексов удорожания в разрезе конкретной ситуации:

Договор подряда заключен в январе 2004 года на основании выигранных торгов. Стоимость работ определялась сметой, составленной в базе 2001 г. после рекомендации вневедомственной экспертизы к утверждению.

Некоторые расценки были применены по типу открытых расценок. Стои­мость материалов, наименований которых нет в ТССЦ на материалы 2001 г., для включения в смету были приведены к базе 2001 г. путем деления факти­ческой цены на средний индекс удорожания материалов соответствующего периода К=2,307.

Далее полный итог СМР по смете в текущие цены был переведен через средний индекс удорожания СМР того же периода К=2,55.

В результате проверки, проведенной через 4 месяца после выполнения условий договора, ревизор утверждает, что материалы нужно было приво­дить к базе 2001 г. через К=2,55 — средний индекс к СМР, а не через средний индекс по материалам К=2,307, и соответственно наметил суммы к снятию с подрядчика. Просим дать разъяснение по данному вопросу.

Ответ. Управление строительства Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству письмом от 24.03.2005г. №6-203 разъяснило, что в соответствии с п. 6.4 «Указаний по применению ФЕР-2001» МДС 81 -36.2004, при отсутствии данных о стоимости материальных ресурсов неучтенных в расценках (открытые расценки) по состоянию на 01.01.2000г., допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000 г.

Вопрос. Имеются ли в настоящее время типовые рекомендации по пла­нированию и учету себестоимости строительно-монтажных работ, которые находятся в соответствии с гл. 25 Налогового Кодекса РФ?

Ответ. По данному вопросу следует обратиться в Министерство Финансов Российской Федерации.

Вопрос. При расчетах за выполненные работы по сборникам ГЭСН заказ­чик исключает из расценок ресурсы на материалы и механизмы, мотивируя это тем, что эти материалы и механизмы не использовались при производстве работ. Имеет ли он на это право?

Подрядчик оформляет акты выполненных работ на основании сметной доку­ментации, прошедшей государственную ведомственную экспертизу, утвержден­ной заказчиком и переданной подрядчику в производство работ. Однако, после представления актов на выполненные работы заказчик практически полностью производит корректировку единичных расценок, мотивируя это тем, что проек­тировщики допустили ошибку. Правомерно ли это и на основании какого доку­мента заказчик производит такую корректировку после прохождения экспертизы и утверждения сметной документации? Какова в этом случае роль экспертных органов, уполномоченных контролировать правильность применения сметных нормативов, если заказчик исправляет то, что прошло их проверку?

Ответ. В соответствии с п.4.2. Указаний по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) — МДС 81.36-2004 и п.4.2. Указаний по применению Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001) — МДС 81.38-2004, Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в т. ч. в случаях, когда: — используются типоразмерные группы машин и механизмов, не предус­мотренные ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и орга­низационные схемы производства строительно-монтажных работ;

— применяются иные типы и виды машин и механизмов, по сравнению с машинами и механизмами, предусмотренными в сборниках ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ;

— используются импортные строительные машины, при этом допускается корректировка ФЕР, когда применяемые импортные машины не имеют аналогов отечественного производства, а применение импортных машин предусмотрено проектом;

— предусматривается применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации;

— используются иные типы и виды строительных материалов, изделий или конструкций, в том числе импортные, по сравнению с предусмотренны­ми в сборниках ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта (за исключе­нием случаев, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика).

Следовательно, действия заказчика в таких случаях неправомерны. Если же заказчик действительно выявил ошибки в сметной документации, ведущие к удорожанию стоимости строительно-монтажных работ, он должен обратиться в проектную организацию с требованием выпуска откорректированной сметной документации с исправлением ошибок, по получению такой откорректиро­ванной сметной документации заказчик обязан сначала откорректированную сметную документацию, выпущенную проектной организацией, представить на согласование подрядчику и после получения согласования руководствоваться этой откорректированной документацией. При этом подрядчик, при согласо­вании откорректированной сметной документации, вправе предъявить свои замечания по тем или иным позициям локальной сметы, как по основной, так и по откорректированной смете, согласовывая тем самым не отдельные пози­ции по смете, а сметную стоимость тех или иных работ или объекта в целом. Самовольные действия заказчика по корректировке тех или иных позиций по локальной смете возможны только при выявлении арифметических ошибок.

Вопрос. Наша организация работает по строительству и реконструкции автомобильных дорог в Москве. Как подготовительные, часто возникают ра­боты по разборке асфальтобетонных покрытий, в результате чего получается асфальтобетонный лом, который загрязнен (примеси грунта, бетона, кирпича и пр.) и не принимается заводами для переработки.

В сборнике (раздел 44 — Автомобильные дороги) общегородских расценок для г. Москвы 1984 г., расценкой 44-М 310 предусмотрена возвратная стои­мость асфальтобетонного лома по цене 4,23 руб. за 1 м3.

Прошу дать разъяснение по применению к данной позиции индекса пере­счета в текущие цены возвратной стоимости лома, или, что будет правильно, отменить возвратную стоимость вообще, т. к. лом по сути своей есть мусор, и вывозится с объекта на свалку.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 31.03.2005 г. №6-227 разъяснило, что в возвратные суммы включаются материальные ресурсы пригодные для повторного приме­нения. Стоимость таких материалов в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации.

В соответствии с положениями Методики определения стоимости строитель­ной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), при­нятой и введенной в действие постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1, в случае невозможности использования или реализации материалов от разборки, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

Вопрос. Просим дать разъяснение по вопросу правильности применения индексов удорожания в разрезе конкретной ситуации:

Договор подряда заключен в январе 2004 года на основании выигранных торгов. Стоимость работ определялась сметой, составленной в базе 2001 г. после рекомендации вневедомственной экспертизы к утверждению.

Некоторые расценки были применены по типу открытых расценок. Стои­мость материалов, наименований которых нет в ТССЦ на материалы 2001 г., для включения в смету были приведены к базе 2001 г. путем деления факти­ческой цены на средний индекс удорожания материалов соответствующего периода К=2,307 (информационный сборник по Вологодской области 1 кв. 2004 г.). Далее полный СМР по смете в текущие цены был переведен через средний индекс удорожания СМР того же периода К=2,55 (информационный сборник по Вологодской области 1 кв. 2004 г.).

В результате проверки, проведенной через 4 месяца выполнения условий договора, ревизор утверждает, что материалы нужно было приводить к базе 2001 г. через К=2,55 — средний индекс к СМР, а не через средний индекс по материалам К=2,307, и соответственно, наметил суммы к снятию с подряд­чика. Просим дать ответ по нашему вопросу.

Ответ. Управление строительства Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству письмом от 24.03.2005 г. №6-203 разъяснило, что в соответствии с п. 6.4 «Указаний по применению ФЕР-2001» МДС 81 -36.2004, при отсутствии данных о стоимости материальных ресурсов неучтенных в расценках (открытые расценки) по состоянию на 01.01.2000 г., допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000 г.

Вопрос. За счет каких средств сметного лимита компенсируются затраты под­рядных организаций связанные с заказом и, соответственно, оплатой разработки проектов производства работ (ППР) силами специализированных организаций.

Ответ. В соответствии с действующими нормативами затраты на разра­ботку ППР (вне зависимости от того кто эти ППР разрабатывает, — подряд­ная организация самостоятельно либо силами привлеченных организаций) относятся к накладным расходам.

Однако при строительстве сложных и уникальных объектов и объектов со сложными техническими решениями возможно включение затрат на разра­ботку ППР в главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой.

Госстрой России письмом от 25.01.2002 г. №НЗ-366/10 (153) разъяснил, что затраты на разработку ППР при строительстве сложных объектов, в связи с недостаточностью средств, предусмотренных в составе накладных расхо­дов, следует учитывать дополнительно в главе 12 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой.

Перечень объектов, относящихся к категории сложных, и видов работ со сложными техническими решениями приведен в приложении.

Лимит средств на разработку ППР для указанных объектов устанавливается в размере до 20% от стоимости разработки рабочей документации и уточняется подрядной строительной организацией по согласованию с заказчиком.

В целях обеспечения качественного выполнения строительных работ при возведении объектов, относящихся к указанной категории, и их безопасной эксплуатации разработка проекта производства работ должна осуществляться специализированными проектными организациями.

Ответственность за своевременную разработку и обеспечение строи­тельства указанных объектов проектами производства работ возлагается на руководителей подрядных строительных организаций.

Положения данного письма действительны по 31 декабря 2002 г. В приложении к указанному письму приведен перечень объектов, отно­сящихся к категории сложных, и видов работ со сложными техническими решениями:

1. Внеклассные мосты длиной более 500 м или пролетом в свету больше 120 м.

2. Мосты и путепроводы с опорами высотой более 25 м или при глубине водных преград более 5 м.

3. Мосты и путепроводы арочных, вантовых, подвесных и других сложных систем.

4. Искусственные сооружения с опытным внедрением новых конструкций и технологий.

5. Сооружение железобетонных или металлических (в том числе сталеже — лезобетонных) пролетных строений способом навесного и полунавесного монтажа, навесным бетонированием, продольной и поперечной передвиж­кой, перевозкой наплаву.

6. Сооружение фундаментов всех видов в сложных геологических условиях.

7. Строительство искусственных сооружений в условиях сложившейся за­стройки (в том числе производство работ вблизи действующих сооружений

И коммуникаций, приближение к которым регламентируется нормами и специальными требованиями эксплуатирующих организаций) или на вто­рых железнодорожных путях без перерыва движения поездов. Письмом от 28.02.2003 г. №НЗ-1140/10 (154) Госстрой России продлил дейс­твие письма от 25.01.2002 г. №НЗ-366/10 (153) до 31 декабря 2003 г., несколько изменив текст 4 абзаца. Вместо «Лимит средств на разработку ППР для ука­занных объектов устанавливается в размере до 20% от стоимости разработки рабочей документации и уточняется подрядной организацией по согласованию с заказчиком», отредактированный текст приведен так: «Лимит средств на разра­ботку ППР для объектов, относящихся к категории сложных, устанавливается в размере до 20%от стоимости той части (раздела) рабочей документации, разра­ботка которой усложняется, и уточняется подрядной строительной организацией в соответствии с трудоемкостью работ по согласованию с заказчиком».

Кроме того, в последнем абзаце письма Госстроя России от 28.02.2003 г. №НЗ-1140/10 (154) было указано, что для решения вопроса о внесении новых объектов и видов работ в перечень объектов, относящихся к катего­рии сложных, и видов работ со сложными техническими решениями следует представить в Госстрой России соответствующие расчетные обоснования.

Письмом от 01.09.2003 г. №10-436 (155) Госстрой России распространил действие указанного письма при реконструкции объектов, относящихся к сложным, в случае применения при реконструкции новых конструкций и тех­нологий, одновременно указав, что на капитальный ремонт объектов действие данного письма не распространяется.

Письмом от 13.01.2004 г. №НЗ-192/10 (156) Госстрой России продлил дейс­твие письма от 25.01.2002 г. №НЗ-366/10 (153) до 31 декабря 2004 г., с учетом изменений, изложенных в письме от 28.02.2003 г. №НЗ-1140/10 (154).

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хо­зяйству письмом от 03.12.2004 г. №АП-5750/06 (157) продлило действие пись­ма Госстроя России от 25.01.2002 г. №НЗ-366/10 (153) до 31 декабря 2005 г. с учетом изменений, изложенных в письме от 28.02.2003 г. №НЗ-1140/10 (154).

Думается, что данный порядок и дальше будет продлеваться, но наверное правильнее было бы устанавливать его не на какой-то год, а раз и навсегда, оговорив его в Методике определения стоимости строительства на территории Российской Федерации либо в другом методическом документе. Кроме того, вряд ли следует ограничивать перечень объектов, относящихся к категории сложных, объектами транспортного строительства. Ну, постарались работ­ники ОАО «Корпорация «Трансстрой», молодцы, но ведь перечень объектов, относящихся к категории сложных, на самом деле значительно шире. Это и участки метрополитенов, проходящие в сложных гидрогеологических усло­виях, например, в плывунных грунтах. Это и главные корпуса атомных элек­тростанций, и плотины гидроэлектростанций, это и высотные сооружения, в Москве, к примеру, всерьез обсуждается строительство зданий 40-60 этажей, в то время как действующие нормативы рассчитаны на 25 этажей. И т. д….

ПРИЛОЖЕНИЯ ТОМ 2

Государственный комитет российской федерации по строительству и жилищно — коммунальному КОМПЛЕКСУ

Первый заместитель председателя

11 Строителей, лом Я. кори 2, Москва. ГСП. ! 1999!

Государственный головной про­ектный институт ВЛАДИМИРГРАЖДАНПРОЕКТ

Октябрьский просп., д. 9, г. Владимир, 600025

Х2.Щ»02 & СК-5277/Ю

Т 691 от 08 07.2002

О расценках на установку антенн коллективного пользования

Госстрой России по поставленному вопросу сообщает.

В соответствии с постановлением Госстроя России от 08.04.02 № 16 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разреша­ется, до введения в действие ГЭСН-2001 на отдельные виды работ, разра­ботка и применение соответствующих индивидуальных сметных норм, со­ставленных на основе данных хронометражных наблюдений, технического нормирования или расчетов на основе технологических карт трудовых про­цессов.

В течение 6 месяцев с даты их утверждения администрацией субъекта Российской Федерации допускается их использование в качестве территори­альных при условии их одновременного представления в Госстрой России

С. И. Круглик

Государственный комитет российской федерации по

№ 16

Строительству и жилищно-коммунальному комплексу



.