Г-г’/Ос’ + +

Поскольку х + у + г — 1, обычно ограничивают­ся для характеристики цветности двумя координа­тами цветности х и у, которые и указываются в ат­ласах цветов, альбомах, стандартах и т. д. Тогда от объемного представления цветового тела можно пе­рейти к плоскостному графическому изображению поля цветов, получив таким способом цветовой тре­угольник, цветовую диаграмму или локус цветов1 (рис. 6.8). Замкнутая линия, проведенная на гра­фике, ограничивает все множество существующих

*В литературе встречаются разные названия диаграммы цветности.

400

Цветов, причем точки, лежащие на ее кривой, со­ответствуют чистым спектральным цветам, харак­теризующимся определенной длиной волны, а точ­ки прямой, соединяющей красный с фиолето­вым, — пурпурным цветам, отсутствующим в спектре и образующимся при смешении синего и красного спектральных цветов.

Глава б — Архитектурное цветоеедение 257

Рис. 6*9. Относительное спектральное распределение энергии стандартных белых излучений Д В, С и Е

200

Х

О

К

0

ЕГ

«

3

Н

И

1 100

Между чистотой цвета (концент­рические кривые на диаграмме) и цве­товым тоном, определяющими цвет­ность, и координатами цветности есть взаимосвязь. Проведя на диаграмме цветности прямую через точку белого и точку заданной цветности ФНх, у) до пересечения с кривой монохрома­тических излучений, получим точ­ку М. В соответствии с правилом ад­дитивного смешения цветов эта точка определяет цветность некоторого мо­нохроматического излучения с длиной волны нм, смесь которого с белым одинакова по цветности — с заданным Ф10с, у). Таким образом, пользуясь диаграммой цветности, легко перейти от цветности х, у к цветовому то­ну ^ и чистоте цвета Р, %. По кон­центрическим кривым равной чистоты, нанесенным на график, определяем ис­комую чистоту. Цветовой тон и чис­тота цвета будут различны в зависи­мости от того, для какого "белого" они определены. В колориметрии стандар­тизировано несколько источников бе­лого света. В качестве стандартных приняты излучения абсолютно черного

500 600 700 Л, нм

Тела (АЧТ) при различных темпера­турах и дневное излучение в разных фазах.

Стандартное излучение А пред­ставляет собой излучение АЧТ при температуре 2856 К, спектр и цвет­ность которого соответствуют излуче­нию лампы накаливания.

Стандартные излучения В и С вос­производят дневное излучение в види­мой области спектра. Излучение В вос­производит прямой солнечный свет при высоте солнцестояния меньше 30° с цветовой температурой 4870 К. Из­лучение С воспроизводит свет дневно­го неба, затянутого облаками, при вы­соте стояния солнца менее 30° с цве­товой температурой 6770 К.

Стандартное излучение Е — это излучение, спектральная плотность ко­торого постоянна для всех длин волн видимой области спектра; оно является идеально белым (равноэнергетиче — ский).

Спектральный состав стандартных источников белого света приведен на рис. 6.9. Диаграммы цветности по­строены для стандартизированных бе­лых излучений; определяя цветовой тон, чистоту и дополнительные цвета излучений, следует указывать, по от­ношению к какому белому они опре­делялись.

258 Часть //. Архитектурная светология


* ш

I

5

Ф шрт

Рис. 6.10. Графическая иллю­страция к расчету коорди­нат цвета

1.8

Г)

Щ)

1

Ш

О

.1 I

780

780

380

Л Ш)

380

780

380

1____ I

780

О

О

§ *

50

50

3

И

Ф ШрМШ)

ФШрШуШ

Ш

X) Ф (Л)рМШ)

3)

А)

< 700

100 г

100

Расчет координат цвета и цветности представ­лен на рис. 6.10, где приведена кривая спектраль­ного отражения некоторой цветной поверхно­сти А (^ ) (а), кривая спектрального состава из­лучения Ф (^ ) (б) и отраженного света от этой по­верхности Ф( ? ) А ( ^ ) (в). Для нахождения координат цвета необходимо умножить ординаты кривой в на ординаты кривых сложения г, д, е— ), у( ^ ), ? ). Результаты представлены кри­выми ж, з, и.

6.3. Воспроизведение цвета

Обычно все способы получе­ния цветов подразделяют на два ос­новных: аддитивный и субтрактивный. Изучение способов получения цветов дает представление об их многообра­зии, позволяет выяснить закономерно­сти и пути воспроизведения цветов и научить архитекторов, дизайнеров и других специалистов получать любой желаемый цвет.

Аддитивный синтез (от лат. айсШю — сложение) происходит при смешении (суммировании) цветных световых потоков, субтрактивный (от лат. soubtragere — вычитать) — при наложении окрашенных прозрач­ных слоев или смешении красок. Эти способы дают совершенно различные результаты.

Аддитивный способ получения цветов. Направим световой пучок (на­пример, от лампы накаливания) так, чтобы он создавал освещенный участок на белом экране, а на соседний уча­сток экрана направим три световых потока, например красный, зеленый и синий, как показано на рис. 6.11. В результате отражения спектра излуче­ния лампы накаливания от белого эк­рана в глаз наблюдателя попадает от­раженный свет, спектральный состав которого близок к спектру света, па­дающего на экран. Наблюдатель таким образом видит экран белым с желто­вато-оранжевым оттенком. Соседний участок белого экрана также диффуз — но отражает энергию излучения из трех потоков. Световой поток, попа­дающий в глаз наблюдателя в этом случае, представляет собой сумму по­токов, которые воздействовали бы на глаз от каждого из трех перечислен­ных источников, если бы источники двух других были отключены. При этом спектральный состав суммарного света есть результат простого сложе­ния.

В зависимости от интенсивности потоков от источников красного, зеле­ного и синего цветов наблюдатель мо­жет воспроизвести любые цвета. Крас­ный, зеленый и синий, таким образом, являются основными цветами при ад­дитивном смешении. Подбирая в оп­ределенных количествах, например, красный и зеленый, можно получить желтый; в зависимости от соотноше­ний красного, зеленого и синего можно получить тепло-белый либо холодно — белый. Для получения белого доста­точно и двух потоков дополнительных цветов, т. е. любых двух цветов, кото­рые при аддитивном смешении в оп­ределенных пропорциях дают стандар­тный белый свет (стандартные А. В, С). Примеры дополнительных цветов, дающих в сумме белый: синий + жел­тый, зеленый + пурпурный, красный + голубовато-зеленый.

Рис. 6Л1, Схема демонстра­ции аддитивного смешения цветов

1 — диафрагма, ограничиваю­щая наблюдаемый круглый участок с двумя полями срав­нения

Чем больше смешивается разных цветных све­товых потоков, тем ярче и тем менее насыщенным получается результирующий цвет. Отключая в на­шем эксперименте, например, синий и меняя соот­ношения красного и зеленого в смеси, можно восп­роизвести последовательность цветов, включаю­щую желтый и оранжевые оттенки. Отключая зе­леный и меняя соотношения красного и синего, мы подобным же образом получим последовательность пурпурных цветов. И, наконец, отключая красный, можно воспроизвести гамму сине-зеленых цветов.

Аддитивное смешение широко встречается в архитектурной среде: сложение цветных световых потоков от разноспектральных ламп и в резуль­тате многократных отражений на по­верхностях помещений (стены, пол, потолок, мебель, оборудование и т. д.), на театральной сцене, в декоративном освещении скульптуры, памятников, архитектурных ансамблей.

Глава 6. Архитектурное цветоведение 259

При обзоре панорамы города или рассматривании удаленного цветового панно в интерьере или экстерьере либо цветущего сада мы сталкиваемся с раз­новидностью аддитивного смешения — с пространственным смешением. Дере­во, расположенное слишком далеко, чтобы можно было различать каждый его отдельный лист, воспринимается как совокупность некоторого числа разноцветных участков: цвет листьев, освещенных солнцем, цвет листьев в тени и т. д. Поскольку глаз не разли-

260 Часть II. Архитектурная светология


Х КРЛСИ0? Щ р ЗЕЛЕНОЕ

И >>

Л § СИНЕЕ X

ЦВЕТА

КРАСКИ

БЕЛАЯ БУМАГА

Ж,/ Ж/, го? ГгШЛ Шг1 Шп Шп таг

Рис. 6.12. Освещение бе­лым светом разноокрашен ных поверхностен

Чает составляющие сложных излуче­ний, мы воспринимаем действие раз­ных цветов как единый цвет. На каж­дую колбочку сетчатки воздействует последовательность различных цвето­вых стимулов, и колбочка реагирует восприятием цвета, усредненного во времени. На этом принципе основано пространственное смешение цветов на диске Максвелла. Подобное смешение цветов используют художники-пуанти­листы.

Пуантилизм основан на том, что глаз не раз­личает по отдельности близко стоящие друг к другу мелкие цветные штрихи, а воспринимает их слитно как одно целое. В среднем глаз может различить две точки как раздельные, если они при наблюдении с расстояния 2 км отстоят друг от друга не менее чем на 1 м. Для наблюдения с расстояния 25 см этому соотношению соответствует расстояние, между точ­ками примерно 0,125 мм.

Субтрактивное смешение цветов. Субтрактивное воспроизведение цвета основано на последовательном "вычи­тании" из падающего исходного света монохроматических излучений, кото­рые поглощаются цветными стеклами или частицами смешиваемых красок. Прошедший через эти слои свет из­меняет свой спектральный состав, в результате чего образуется новый цвет. В субтрактивном смешении ос­новными цветами, с помощью которых можно получить все другие цвета, яв­ляются желтый, пурпурный и голубой.

На рис. 6.12 представлена схема общих закономерностей получения цветов субтрактивным способом из прозрачных красочных слоев, нанесен­ных на белую бумагу. Для того чтобы вычитание цвета было осуществимо, необходимо, чтобы исходный цвет со­стоял из совокупности тех цветов, ко­торые последовательно из него вычи­тают, и содержал в своем спектре из­лучения тех длин волн, которые по­глощаются при каждом последующем вычитании. Это условие заставляет выбирать в качестве исходного цвета белый со сплошным заполненным спектром излучения. С помощью из­бирательно поглощающих слоев трех красок — желтой, пурпурной и голу­бой — в нашем случае производится вычитание (поглощение) из белого света источника (синее + зеленое + красное) каждого из трех основных цветов. Изменением толщины погло­щающих слоев вычитание регулирует­ся так, чтобы в прошедшем свете ос­новные излучения оказались в комби­нациях, воспроизводящих нужные цве­та (табл. 6.3).

Чтобы воспроизвести, например, желтый, на­до на пути источника белого света поставить слой, пропускающий красные и зеленые лучи и погло­щающий синие, т. е. слой желтого красителя или

Таблица 6.3. Сравнительная таблица цветов, получаемых при различных способах смешении

Компонен­

Результат

Ты смеси

Аддитив­

Прост­

Субтрактив

Ный

Ранствен­

Ный

Ный .

Синий+

Белый

Серый

Зеленый

Желтый

Красный* Желтый

Охра

Коричне­

Зеленый

Вый

Ский+

Голубой

Серо —

Темно —

Зеленый

Зеленова —

То-го —

Лубой

Сине —

Зеленый

Синий+

Розовый

Грязно —

Темно —

Красный

Пурпур­ный

Пурпур­ный



.