>® ® Ф ® @© ©

Рис. 14,7. Школа на 11 классов (264 учащихся) для климатического района 1А. Б, Г. Типовой проект: в — план 2 — этажа; 1 — вестибюль с гардеробом и сушилкой; 2 — директор; 3 — канцелярия; 4 — кабинет профориентации; 5 — мастерская; 6 — помещение 1 — класса; 7 — игровая 1 — класса; 8 — спальня 1 — класса; 9 — кабинет врача; 10 — кружковая; 11 — столовая (на сырье); ?2-техническое помещение; 13-саиузел; 14-актовый зал; 15-зимний сад; 16-спортзал; 17-учебный кабинет; 18 — спальни 2-4 — классов; 19 — помещение для группы продленного дня; 20 — помещение 2 — класса; 21 — помещение 3 — класса; 22 — помещение 4 — класса

Рис. 14.8. Типовой проект школы на 33 класса (1266 учащихся): а — фасад; б — план 1 — этажа;

I — вестибюль; 2 — рекреации; 3 — учебные кабинеты; 4 — лаборантские; 5 — начальные классы; 6 — спальни; 7 — медпункт; 8 — комната ожидания; 9 — канцелярия; 10 — кабинет директора;

II — мастерские; 12 — комната мастера; 13-кладовые; 14 — санузел для мальчиков; 15-санузел для девочек: 16 — киноаппаратная

216

Рис. 14.9. Типовой проект школы па 33 класса (1266 учащихся) в монолитных конструкциях: а — фасад; б — план I — этажа; 1 — вестибюль; 2 — класс; 3 — комната отдыха; 4 — помещение для групп продленного дня; 5 — учебный кабинет; 6 — рекреация; 7 — мастерская; 8 — кружковая; 9 — медпункт; 10 — санузел

Рис. 14.10. Школа на 33 класса (конкурсный проект): а — общий вид (аксономет­рия); б — план первого этажа: 1 — вестибюль; 2 — форум; 3 — помещения начальных классов; 4 — учебные кабине­ты; 5 — мастерская; 6 — столо­вая; 7 — кухня; 8 — спортзал; 9 — бассейн; 10 — раздеваль­ная; в — схема генплана: 1 — зона отдыха; 2 — учебно — опытная зона; 3 — спортив­ная зона; 4 — хозяйственная зона

Рис. 14.11. Школа на 33 класса (конкурсный проект): а — план 1 — этажа: I — помещения началь­ных классов; 2 — комната отдыха; 3 — учебный кабинет; 4 — лаборатория; 5 — мастерская; 6 — кух­ня; 7 — обеденный зал; 8 — библиотека; 9 — раздевальная; 10 — бассейн; 11 — технические помеще­ния; б — главный фасад (фрагмент); в — схема генплана: 1 — садово — огородные участки; 2 — теп­лица; 3 — площадки для игр; 4 — площадки для отдыха; 5 — спортивные площадки; 6 — стадион

219

Рнс. 14.12. Типовой проект школы на 30 классов для горо — да(арх. В. И. Степанов и др., ЦНИИЭГ1 учебных зданий): а — общий вид со стороны глав­ного входа(макет); б — план 1- этажа; в — план 2 и типовых этажей; 1 — учебный блок для учащихся V — X классов; II — IV учебный блок для учащихся I-IV классов; III — блок поме­щений для организации про­дленного дня; IV — блок заль­ных помещений; V — двор — ре­креация: I — классы; 2 — учеб­ные кабинеты; 3 — лаборато­рии; 4 — помещения для трудо­вого обучения; 5 — специали­зированный кабинет; 6 — каби­нет технических средств обу­чения; 7 — помещения для групп продленного дня; 8 — класс музыки и пения; 9 — учи­тельская: 10 — администрация:

11 — вестибюль — гардероб;

12 — обеденный зал; 13 — гим­настический зал; 14 — актовый зал; 15 — библиотека; 16 — тех­нический центр

Основными группами помещений общеобразовательной школы являются учеб­ные и общешкольные.

В ряде случаев этот перечень может быть дополнен. Например, в школах — интер­натах, в школах продленного дня (с длительным или круглосуточным пребыванием уча­щихся) предусматривается группа спальных помещений.

Учебная группа помещений включает: учебные классы по основам наук с соот­ветствующими учебными кабинетами и лабораториями, специализированные кабине­ты, помещения по трудовому обучению и профессиональной ориентации, библиотеку — информационный центр, рекреации, кабинеты школьной администрации, медицинские помещения, вестибюль с гардеробом.

Площадь основных учебных помещений следует принимать из расчета 24 уча­щихся в помещении.

Расчетные показатели площади основных учебных помещений следует прини­мать не менее: для учебного класса (кабинета) -3 м2/уч, мастерских по изучению техно­логий и труда-7,5 м2/уч., специализированных мастерских для профильного обучения — 9 м2/уч., кабинетов черчения и рисования — 2,4 м2/ чел, актового зала — 0,22 м2/ чел, спор­тивного зала — 0,9 м2/ чел.

Библиотека проектируется из расчета 0,0035 м2/ед. фонда хранения и 2,4 м2/чи — тательское место. На 10000 единиц хранения предусматривается 15 читательских мест. В полной средней школе с двумя параллельными потоками размещают библиотеку на 20000 ед. хранения и 30 читательских мест.

Административные помещения включают: кабинет директора площадью 16-25 м2, три кабинета заместителей, канцелярию и комнату технического персонала по 12 м2.

Медицинские помещения проектируются в составе трех кабинетов(включая ме­дицинскую комнату, процедурную и кабинет зубного врача) площадью по 16-18 м2.

Кладовая уборочного инвентаря площадью 8 м2 предусматривается на каждом

Этаже.

Площадь вестибюля с гардеробом принимается из расчета 0,35 м2/уч., рекреа- ций-2 м2/ уч. Рекреационные помещения располагаются при учебных помещениях на этажах в форме залов или уширенных (до 2,8 м) коридоров.

Санузлы для учащихся проектируют из расчета 0,15 м2/уч. При уборной для де­вочек предусматриваются кабины личной гигиены (1 на 70 девочек). Санузлы для пер­сонала размещают отдельно.

Общешкольная группа помещений включает: центр досуга, зрительный зал с эс­традой и кинопроекционной, лекционную аудиторию, спортивные залы и бассейн с об­служивающими помещениями, кабинеты и студии для кружковой работы(художествен — ного воспитания, технического творчества и др.) а также столовую с кухонным блоком, видео-кафе с буфетом.

Центр досуга (рекреационный центр) включает: зал-форум из расчета 1,5 м2/уч, вестибюль с гардеробом площадью 0,3-0,4 м2/посетителя, административные помеще­ния площадью (16-24 м2)х4, медицинский кабинет 18 м2, комнату родителей 30 м2, ком­наты инженерно-технического персонала 12 м2 хЗ, санузлы из расчета 1 унитаз и 2 пис­суара на 100 мужчин и! унитаз на 50 женщин. Предполагается посещение центра уча­щимися соседних школ а также местным населением. Использование этой группы по­мещений возможно на коммерческой основе, с предоставлением платных услуг.

Для обшей физической подготовки, занятий гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта проектируются спортзалы размерами 12×15 м, 18×15 м высотой

221

До низа выступающей конструкции 4,6-6,0 м, 24×15 (12) м высотой 6-7 м, 36 (30)х18 м, 42×24 м высотой 7-8 м. Площадь пола спортзала назначается из расчета не менее 1,4 м2/уч. К спортзалу примыкают: тренерская с инвентарной 10-20 м2, кладовая хране­ния уборочного инвентаря 4 м2 (одна на группу залов), раздевальные, душевые и убор­ные для занимающихся.

Бассейн проектируется с двумя ваннами — основной размерами 25,0×11,5 (и более) м и дополнительной — для обучения плаванию 10×6 м. Глубина воды(переменная, от на­именьшей к наибольшей) соответственно 1,2-1,8 м и 0,60-0,85 м.

При спортзалах и бассейне предусматриваются раздевальные с душевыми для мальчиков и девочек. Раздевальные оборудуются одноярусными шкафами размером в пла­не 600×300 мм. При раздевальной проектируется уборная (1 унитаз и 1 умывальник). При бассейне предусматривается кабинет медсестры с лабораторией анализа воды (6 + 6) м2.

Зрительный зал проектируется из расчета не менее 0,7 м2/ место с количеством мест не менее 60% учащихся. Киноаппаратная принимается площадью 27 м2. При зри­тельном зале следует разместить лекционную аудиторию на 2-3 учебных группы площа­дью 1 м2/ место.

При проектировании здания школы все основные учебные помещения должны быть размещены в наземных этажах. Они должны быть хорошо изолированы от источ­ников распространения шума и запахов.

Учебно-производственные помещения (комнаты ручного труда, учебные мастер­ские по обработке дерева и металла с примыкающей инструментальной кладовой, учеб­но-методические кабинеты по профессиональной ориентации) следует размешать на первом этаже.

Спортивные залы проектируют на первом этаже с самостоятельным выходом на участок.

Столовые в общеобразовательных школах проектируют, как правило, доготовоч — ного типа и рассчитывают на обслуживание всех учащихся в четыре посадки, т. е., на 25% вместимости школы.

Гардеробные верхней одежды проектируются централизованными (при вести­бюле) или раздельными ( по разновозрастным группам, поэтажно при рекреациях, по классам ).

Кабинет директора и канцелярию следует располагать на первом этаже вблизи главного входа. Также при входе должна быть расположена комната технического пер­сонала.

Условием создания полноценной гигиенической среды в учебных помещениях является обеспечение требуемого уровня естественного освещения и необходимой ин­соляции. Это достигается правильной ориентацией окон учебных помещений по сторо­нам горизонта (см. табл. 14.5)

Наиболее полно отвечает этим требованиям объемно — планировочное решение школьного здания с односторонним размещением учебных классов и кабинетов. Возмож­но также двустороннее размещение углом, но совершенно недопустимо обращение окон на три-, четыре стороны горизонта, т. к. в этом случае любая ориентация фасада не смо­жет обеспечить требуемые параметры микроклимата и световой режим. Опыт эксплуата­ции школьных зданий показал, что наиболее эффективной с точки зрения обеспечения требуемого естественного освещения (К. Е.О 1,5 — 2,5%) в учебных помещениях является каркасно-панельная система здания с высотой этажа 3,3 м и глубиной класса до 6 м. Тре­буемый уровень освещения может быть достигнут также и при использовании конст­руктивной схемы с продольными или поперечными несущими стенами. 222

Оптимальная и допускаемая ориентация окон учебных помещений школ

Таблица 14.5.

Помещения

Ориентация окон помещений в климатических районах

I, II, III

IV

Оптимальная

Допускаемая

Оптимальная

Допускаемая

Классные комнаты

Ю, В, ЮВ

Не более 25% на ЮЗ и 3

Ю, ЮВ

Любая, кроме 3 и ЮЗ

Кабинеты и лаборатории (кроме кабинетов биологии и черчения)

Ю, В, ЮВ

Не более 50% на остальные стороны горизонта

Ю, В, ЮВ

Любая, кроме 3 и ЮЗ

Кабинеты черчения и изобразительных искусств

С, СВ, СЗ

Любая, кроме ЮВ и ЮЗ

С, СВ. СЗ

Любая, кроме 3 и ЮЗ

Лаборатория биологии

Ю

ЮВ, ЮЗ, В,3

Ю

В, ЮВ, ЮЗ, 3

Другим важным условием обеспечения необходимого гигиенического режима в учебных и вспомогательных школьных помещениях, спальных комнатах школ — интер­натов является осуществление их сквозного проветривания, что становится возмож­ным только при односторонней застройке рекреаций. Поэтому планировка с размеще­нием помещений по обе стороны рекреационных коридоров для школьного здания не­приемлема.

Здания общеобразовательных школ размещаются на обособленных земельных участках, которые рассматриваются как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участок разбивается на функциональные зоны: физкультурно-спортивную, отдыха, учебно-опытную, хозяйственную. В каждой зоне размещаются открытые пло­щадки, оборудованные в соответствии с видом деятельности. Рекомендуется физкуль­турно-спортивную зону размещать вблизи блока общешкольных помещений, учебно — опытную — вблизи хозяйственной, которая должна иметь непосредственную связь с по­мещениями столовой; площадки отдыха размещаются вблизи учебных блоков в соот­ветствии с дифференциацией детей по возрасту.

Площадь зон земельных участков принимается в зависимости от типа школы: для основной школы (9 классов) — физкультурно-спортивная 5444 м2, отдыха 480 м2, учебно-опытная 900 м2, хозяйственная 500 м2; для средней полной школы (II классов) — физкультурно-спортивная 5606 м2, отдыха 705 м2, учебно-опытная 1090 м2, хозяйст­венная 500 м2.

Хозяйственная зона должна иметь самостоятельный въезд, изолированный от входа учащихся на участок, от остальных зон ее следует отделять защитной полосой зе­леных насаждений.

Участок школы должен быть озеленен. Общая площадь озеленения (включая все виды зеленых насаждений) должна составлять не менее 40% общей площади участка школы.

При строительстве школы на затесненных участках допускается устройство экс­плуатируемой кровли, на которой размещают озелененные площадки отдыха. Площад-

223

Ки на кровле должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и вертикальными эле­ментами ограждения с просветами не более 0,1 м. С эксплуатируемой кровли должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.

Стоя алы

Мес рази рав> жил рав!

Клу( енн!

Шеи тел!

Гель шее ров; ния; (ДК

Рис. 14.13. Школы с концентрированным планом (США): а — школа в Данвилле, Калифорния; б — школа в штате Иллинойс

Применение новых методов обучения с широким использованием компьютеров, телевидения, аудиосистем и пр. потребовало введения в состав школы новых помеще­ний (технический центр, телестудия, пункт управления и др.), внесения изменений в традиционную объем но-планировочную структуру учебного здания. Примеры совре­менных решений школьных зданий приведены на рис. 14.13, 14.14).

Рис. 14.14. Школа с техничес­кими средствами обучения в Марли ле — Руа (Франция): об­щий вид здания, план школь­ного центра: 1 — администра­ция; 2 — медпункт; 3 — учи­тельская; 4 — класс; 5 — репе­тиционные помещения; 6 — те­лестудия; 7 — пункт управле­ния: 8 — складские помеще­ния; 9 — естественные науки; !0 — специализированные классы; II — внутренний двор: 12 — сторож; 13 — гардероб; 14 — кухня; 15 — библиотека; 16 — универсальный зал; учеб­ная секция

14.1.2. Физкультурно-оздоровнтельные и спортивные здання

Физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты подразделяются на от­крытые плоскостные сооружения (спортивные площадки, поля с газонным покрытием) и крытые сооружения (отдельно стоящие корпуса, функциональные блоки и блоки-при­стройки к жилым и общественным зданиям).

А) Физкультурно-оздоровительные учреждения.

Этот вид общественных учреждений предназначен для организованных и само­стоятельных спортивно-оздоровительных занятий и активного отдыха различных соци­ально-возрастных групп населения (рис. 14.15, 14.16,. 14.17).

Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений подразделяются на местные объекты повседневного обслуживания населения, приближенные к жилью и размещаемые в микрорайонах, жилых кварталах в радиусе пешеходной доступности, равной 500 м, а также объекты периодического обслуживания, размещаемые в пределах жилых районов города из расчета транспортно-пешеходной временной доступности, равной 15 мин.

Крытые сооружения, приближенные к жилью и физкультурно-оздоровительные клубы микрорайонов размещаются во встроенных, встроенно-пристроенных и пристро­енных объемах.

При наличии в микрорайоне школы с развитым спортивным комплексом поме­щений, которыми могут пользоваться не только школьники, но и население, самостоя­тельный физкультурно-оздоровительный клуб в микрорайоне можно не строить.

225

Районные объекты представлены следующими типами: физкультурно-оздорови­тельный центр муниципального района, специализированные отделения детской — юно­шеской спортшколы, комплекс физкультурно-рекреационных сооружений, специализи­рованные любительские клубы. Эти учреждения размещаются в отдельно стоящих зда­ниях. Данные для проектирования помещений детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) и любительского спортклуба приведены в табл. 14.6.

Расчетные показатели специализированных отделений ДЮСШ

Таблица 14.6.

Виды спорта

Количество систематически занимающихся (чел.)

Единовременная пропускная способность /ЕПС/ крытого сооружения (чел.)

Рекомендуемая

Площадь спортивного зала на! чел. ЕПС ( м")

Примечание

Баскетбол

254

24

22,9

Волейбол

254

24

22,9

Бильярд

370

15

50,0

Борьба

254

24

22.9

Настольн ый теннис

210

24

18.8

Бокс

254

24

18,3

Плавание

210

48

8.8 площади бассейна

6 м2/чел — площадь зала

Подготовительных занятий

Ч — 10507

А.

Рис. 14.15. Физкультурно — оздоровительный центр жилого района (проект реконструкции стади­она "Фрезер," г. Москва): 1 — роликодром; 2 — корпус фнзкультурно — рекреационного центра; 3 — теннисный центр; 4 — павильоны раздевальных при открытых сооружениях; 5 — хозяйствен­ный блок; б — открытые плоскостные сооружения

Г

.жуш

1 }1|||П1|!1И|]

]

±ь

I

1 1

1 II

К

М

НеавийнкавН

—1

Рис. 14.16. Корпус крытых физ­культурно-оздоровительных со­оружений районного уровня об­служивания. Спортивный пави­льон на ул. Пришвина, г. Москва: а — фасад; б — план первого эта­жа:! — трансформируемые спор­тивные залы; 2 — инвентарные; 3 — душевые; 4 — раздевальные; 5 — гардеробЕ1ая; 6 — вестибюль

Б.

Инж. Б. Беленький). Совмещенный план 1 и 2 — этажей: 1 — вестибюль; 2 — гардероб; 3 — раздевальная с проходными кабинами; 4 — душевая; 5 — помещение тренажеров; 6 — сауны; 7 — ванна 16,67×6 м; 8 — мелкая часть ванны для обучения детей; 9 — тобогган; 10 — спортзал 24×12 м; 11 — администрация; 12 — чайная; 13 — универсальное помещение; 14 — фильтры

При размещении физкультурно-оздоровительных учреждений в природной среде (в лесо-парковой зоне и пр.) рекомендуется проектировать их в виде комплекса, состоя­щего из отдельных павильонов. При этом должна сохраняться функциональная целост­ность группы помещений(основных и вспомогательных) данного вида спорта.

Пристройки и отдельно стоящие здания рекомендуется возводить высотой 1 — 3

Этажа

Объекты спортивного назначения классифицируются по видам спорта (плава­тельные бассейны, велотреки, гимнастические залы и пр.), по типу сооружения (крытые и открытые), по архитектурному решению (отдельные сооружения в виде единого объ­ема и комплексы, объединяющие несколько зданий), по масштабам обслуживаемой тер­ритории (микрорайонные, районные, межрайонные, общегородские). На рис. 14.18. приведен пример общегородского спортивного комплекса, в состав которого включены крытые и открытые спортивные сооружения и площадки для занятия практически все­ми основными видами спорта,

Физкультурно-спортивные объекты в полном или неполном объеме включают следующие группы помещений (сооружений): основные, вспомогательные места для зрителей (в демонстрационных объектах). В учебно-тренировочных залах места для зрителей могут отсутствовать.

К основным относятся спортивные залы (или несколько залов), которые исполь­зуются для учебно-спортивных занятий, тренировок, проведения соревнований, а также футбольные и хоккейные поля, баскетбольные и волейбольные площадки, легкоатлети­ческие манежи, ванны бассейнов и пр. Основные помещения(сооружения) проектируют в соответствии с действующими нормами и требованиями к проведению спортивных соревнований.

Вспомогательные помещения (сооружения) обеспечивают нормальное функцио­нирование основного, его техническую эксплуатацию, обслуживание спортсменов, а также посетителей в спортивно-зрелищных сооружениях (рис. 14.19).

Рис, 14,18. Общегородской спортивный комплекс в г. Тольятти, Россия (ЦНИИЭП им. Е. С. Ме­зенцева. Арх. Б. Авсринцсв и др.): Генплан: 1 — главная спортивная арена; 2 — малая спортивная арена; 3 — Дворец спорта; 4 — универсальный спорткорпус с бассейном, легкоатлетическим мане­жем; 5 — павильон — раздевальная; 6 — футбольные поля; 7 — волейбольные площадки; 8 — баскет­больные площадки; 9 — теннисные корты; 10 — площадки ручных игр: 11 — хозяйственный блок; 12 — автостоянки; 13 — уборные; план первого этажа: I — ванна для плавания 50×21м; 2 — ванна для прыжков 20×16м; 3 — учебная ванна 25×16м; 4 — зал подготовительных занятий; 5 — легкоат­летический манеж; главный фасад 228

Душевая

Уборная

Рис. 14.19, Структурная схема раздевальных в бассейне

Зал

Крытой

Ванны

"крутая нка сезонного действия

Он ык!

Открытая ванна кругло­годичная

1

 

Выплыа

Выплыв

 

Раздевальная женская

Сушилки для волос

Вестибюль,

Существует тенденция строительства крытых спортивных сооружений круглого­дичного использования. Однако при этом выявились ограничения в масштабе: господ­ствовавшая долгое время практика строительства крупных дорогостоящих дворцов спорта себя не оправдала по причине больших затрат на техническое обслуживание и персонал. Перспективно направление возведения спортивных сооружений комплектной поставки. Например, показанный на рис. 14,17. типовой проект здания в сборных ме­таллических конструкциях. В последние годы получает развитие строительство рассмо­тренных выше школьных и межшкольных физкультурно-спортивных зданий и комплек­сов, которые обслуживают и другие учебные заведения, а также население города. Та­кое функциональное объединение существенно повышает эффективность использова­ния спортивных сооружений при снижении материальных затрат на их возведение и эксплуатацию.

Архитектурное решение таких физкультурно-спортивных комплексов предусма­тривает различные варианты объединения школьного бассейна, универсального спорт­зала и физкультурных помещений. В градостроительном аспекте школьные и меж­школьные спортивные залы и бассейны создают единую сеть учебно-спортивных и спортивно-оздоровительных сооружений города.

В зарубежной практике получает распространение (в основном, в крупных и крупнейших городах) размещение спортивных залов и бассейнов в подземном прост­ранстве, что позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты, размещать эти сооружения в сложившейся городской застройке без нарушения ее архитектуры и суще­ственно экономить городскую землю.

Объемно-планировочное решение спортивного корпуса определяется габаритами основного зала и размещением относительно его группы вспомогательных помещений. Соответственно, сформировались четыре варианта композиционного решения здания плавательного бассейна: торцовый, продольный, периметральный и блочный (рис.14,20).

229

Б 1А А 1 Р In

G ————————

AlAjMll Р I«

Б А В

Р

Д

Т

Р

Д

А ]М

Т

[д| зпз д

ХХ"

1

— II

М

Р

Л

Зпз

А

PLЯ-J

Б

¦А-

Л|а|л|а

Б|а|а|а|а|а|а| м 1

Д

" эпз

>6

Д|а|а|д а|а|а|а

Д-

Б

А|а|а|а[а| м I

Р

 

В —п

Р

 

А а а а а а

 

Сейка: а — тип i; б — тип II; в — тип iii; г — тип IV; В — вестибюль; Ь — буфет; А — административ­ные помещения; Д — душевые; Р — раздевальные; ЗПЗ — зал подготовительных занятий; М — ме­дицинский кабинет; Т — трибуна jT"

Торцовый вариант (рис. 14.20, а) имеет ограниченное применение из-за тесноты помещений, сложности в размещении детской ванны, зала подготовительных занятий и технических помещений.

Продольная композиция широко используется для учебно-тренировочных бас­сейнов (рис. 14,20, б). Эта схема предусматривает одностороннее размещение вспомо­гательных помещений вдоль основного зала, что создает определенные функциональ­ные, экономические и архитектурные преимущества.

Периметральный вариант предполагает обстройку вспомогательными помеще­ниями основного зала с трех сторон (рис. 14.20, в). Такая схема функционально оправ­дана и применяется, в основном, при проектировании крупных демонстрационных кор­пусов, с местами для зрителей и развитым блоком помещений обслуживания, Но при этом появляются длинные темные коридоры, протяженные санитарно-технические ком­муникации, что ведет к увеличению стоимости здания.

Блочный вариант предусматривает вынесение спортивных залов, ванн для спор­тивного плавания, для прыжков и учебного плавания в отдельные блоки, которые объе­диняются вспомогательными помещениями (рис. 14.20, г). Сочетание различных по вы­соте и размерам объемов позволяет создавать интересные архитектурные композиции. Недостатком является увеличение площади застройки, а также площади наружных стен, что увеличивает затраты на отопление комплекса.

Во всех вариантах, кроме блочного, вспомогательные помещения решаются в 2 — 3 этажа. При этом, раздевальные и душевые помещения располагаются на уровне обход­ной дорожки бассейна. В практике проектирования используются сочетания различных объемно-планировочных схем, в частности, продольное и торцовое (угловое) располо­жение вспомогательных помещений относительно основного зала (рис. 14. 21).

•Фасад 1-8

А _ ^»"ТЧ1———— _ Рис. 14.21. Плавательный

Бассейн в легких металличе­ских конструкциях: а — фа­сад; б — план: 1 — вестибюль; 2,3 — раздевальные и душе­вые; 4 — ванна для плавания;

+9-940 1-1 5 — залы подготовительных

Занятий; 6 — сауны



восстановление коробки автомат на honda.