И конструктивных элементов

Большие объемы возведения объектов массового строительства — жилых, учебно — воспитательных, лечебно-профилактических и др. зданий определяет целесообразность их типизации — отбора наиболее совершенных решений для их многократного повторе­ния в строительстве. Однако при всех функциональных, экономических и организаци­онно-строительных преимуществах такой путь типизации отдельных зданий, называе­мый «закрытой» системой, имеет очень серьезные эстетические недостатки. Неодно­кратное повторение типовых объектов придает застройке монотонный невыразитель­ный характер. Больше оправдал себя в практике массового строительства метод типиза­ции отдельных фрагментов здания — жилых блок-секций (рядовых, угловых, поворот­ных, торцевых), блок-квартир, блоков лестничных или лестнично-лифтовых помеще­ний. Типизация фрагментов зданий осуществляется применительно к единой, заранее выбранной конструктивной системе здания. Разнообразная компоновка таких фрагмен­тов позволяет проектировать здания различных объемных форм, конфигурации, этаж­ности и пр. (рис.4.6). Этот метод в течение последних 30 лет является основным в про­ектировании городских многоквартирных жилых зданий. Для обозначения типизиро­ванных фрагментов жилых домов используют термины — блок-секция, КОПЭ (конструк­тивно-объемно-планировочный элемент), ОКФ (объемно-конструктивный фрагмент). Те же требования унификации и типизации распространяются и на проектирование про-

/V

П’

А

Рис. 4.6. Примеры компо­новки зданий из типовых блок — секций: а — компо­новка из угловой (У), рядо­вых (Р), поворотных (П) и торцевых (Т) блок — секций; б — компоновка из Тр — об­разных, угловых, крестооб­разных (К), торцевых и ря­довых прямоугольных сек­ций

Изводственных зданий. Для наиболее распространенного их вида — одноэтажных зданий со сборным железобетонным каркасом проведена унификация геометрических параме­тров (сеток колонн, пролетов, высот) и типовых объемно-планировочных фрагментов зданий — унифицированных секций или температурных блоков.

Постперестроечная социально-экономическая ситуация внесла существенные изменения в практику проектирования объектов массового строительства и масштабы их типизации. Главным экономическим фактором стало превращение жилища из объек­та распределения в предмет купли-продажи. Соответственно произошла дифференциа­ция проектных решений домов и квартир, получившая отражение в нормах проектиро­вания (жилища 1и 2 категории комфортности) и практике строительства — на «элитное» жилище с инфраструктурой и массовое — муниципальное, социальное и др. Соответст­венно сократился объем массового строительства в связи с чем на ряду с типовыми вне­дряют индивидуальные проекты, которые зачастую превращаются в проекты повторно­го применения. В связи с тем, что по сравнению с недавним прошлым интенсивного градостроительства (застройка новых территорий) в настоящее время до 50% нового строительства размещается в сложившейся части городов требования к разнообразию и выразительности облика типовых домов возрастают, что отражено, например, в новей­ших сериях проектов панельных для Москвы П44Т и ПЗМ с разной этажностью, коло­ритом и силуэтом (с плоскими или мансардными крышами). Их разнообразная блоки­ровка с учетом места строительства позволяет придать застройке запоминающийся ин­дивидуальный облик (рис. 4.7).

Частично тот же метод типизации объемно-планировочных фрагментов применя­ется и при проектировании массовых общественных зданий.

Так, например, из рис. 3.8 очевидна секционная структура детского дошкольного учреждения. Фрагмент здания — помещения для отдельной возрастной группы (секция) может многократно повторяться в здании, независимо от его вместимости. Последняя

КОРПУС) КОРПУС 5 КОРПУС ]

Рис. 4.7. Крупнопанельный жилой комплекс на Рубцовской набережной р. Яузы в Москве, скомпонованный из типовых секций серии П44Т и П44М

Влияет только на решение и размеры общего блока административно-хозяйственных по­мещений.

Проектирование массовых общественных зданий существенно облегчает нали­чие планировочных нормалей основных типообразующих помещений зданий различно­го назначения. Проводившееся в течение ряда десятилетий создание таких нормалей было процессом установления оптимальных размеров и пропорций помещений в соот­ветствии с их функцией и технологическим оборудованием, формирование оптимально­го размещения этого оборудования для осуществления трудовых и других процессов жизнедеятельности. Исходными данными для проектирования нормалей помимо упо­минавшихся выше антропометрических данных и эскизов для проектировщика служат консультации специалистов смежных отраслей в области мебельной промышленности, оборудования и специалистов из областей применения нормалей — для больничных па­лат — медиков, для школьных классов — педагогов, медиков, психологов и т. п,

Рис, 4,8. Антропологические эскизы различных ситуаций в школьном классе (а) и планировочные нормали школьного класса для кирпичного и каркасно — панельного зданий б. в

2,0

6,15

1 N

11,29

11,5

Габариты принятых таким образом помещений согласуют с требованиями обеспе­чения благоприятных физических параметров среды (естественной освещенности, акус­тики, воздухообмена и т. п.), увязывают с модульными размерами и наиболее распростра­ненными вариантами конструктивных решений проектируемых зданий (рис. 4.8).

Поскольку нормали не охватывают всего разнообразия помещений при назначе­нии форм и размеров ненормализованных помещений руководствуются следующими общими правилами: пропорции плана помещений не должны быть более 2:1, их разме­ры в осях — принимаются кратными укрупненными модулями, форма помещений — пре­имущественно прямоугольной, что соответствует формам мебели и сборных строитель­ных конструкций.

Функциональная целесообразность габаритов помещения — проверяется эскиза­ми расстановки мебели (оборудования) и антропометрическими эскизами.

Рассмотренные выше методы типизации отдельных зданий или их фрагментов представляют собой варианты закрытой системы типизации.

Наряду с ней в течении десятилетий ведется разработка и внедрение в строитель­ство — открытой системы типизации. В ее основы заложен принцип «детского конст­руктора» — возможность запроектировать любое индивидуальное здание, используя ин­дустриальные изделия из соответствующих каталогов. Единственное ограничение — подчинение и проектного решения и индустриальных изделий требованиям модульной координации. С этой целью с 1960-х гг. ведется работа по созданию Общесоюзного (те­перь Общегосударственного) каталога индустриальных изделий для строительства. Главное препятствие его массовому внедрению — обилие типоразмеров изделий. Поэто­му в практику строительства внедрены лишь отдельные фрагменты каталога, например, единая номенклатура крупных стеновых блоков для крупноблочных зданий, железобе­тонных блоков и подушек для ленточных фундаментов или железобетонных настилов перекрытий и др. Однако, есть и успехи, например, в создании панельной серии катало­га изделий по открытой системе для массовых общественных зданий (1.0.90.1-1), отли­чающейся малой номенклатурой изделий.



.