II II II II!

Рис — 46. Крестообразные окна, модернизированные в 1981 г.

69 мм более широкие бруски по статическим соображениям можно выполнить так, чтобы в соединении получалось 102 мм, что. как правило, иа 4.3 см уже, чем в старом соединении (т. е. полученным расширением в новых оконных коробках можно пренебречь).

Правда, совершенно по-другому это выглядит для импоста, ширина которого при двух створках 163 мм, т. е. превышение ширины нового окна по сравнению со старым составляет 15 20 мм при нижиеподвееных окнах и применении аналогич­ной подвески для фрамуги.

Небольшие потери освещенности происходят, как правило, на уровне нижнего горизонтального просвета и прежде всего в тех случаях, когда применяется нижняя угловая опора при­бора нижней подвески. Задача конструктора в этом случае, насколько возможно сократить ширину элементов, которые могут уменьшить размер стекла и ухудшить вид нового окна.

Однако, если, несмотря на все контраргументы, заказчик продолжает настаивать на полном удалении старых оконных коробок, то против этого ие может быть, конечно, никаких возражений. Незначительно улучшить внешний вид новых окон возможно и в этом случае, но, правда, при довольно большом Расходе средств, который может составить 20—30% стоимости новых окон

Рис. 48. Стилизованное новое окно с ши­риной стойки во фрамуге меньшей, чем ширины стойки в нижней части

¦«

Рис. 47. Крестообразные окна с изоли­рующим остеклением, двумя нижними пе­реплетами н верхней открывающейся створ­кой, выполненные методом частичной за­мены

Рис. 49 Крестообразное окно 1ииен1..|й фрамугой

Применение горбыльков при изготовлении новых окон такого типа имеет второстепенное значение, так как членение переплетов одним или даже двумя горбыльками для одних мастеров являлось само собой разумеющимся, в то время как другие предпочитали применять створки без членения их гор­быльками.

Крест, образуемый брусками створок и сквозным импостом, сохранился и после введения фальцевого соединения в двух­створчатой нижней части окна и в двухстворчатой фрамуге в почти неизменном виде (рис. 47). Этот крест, с давних пор являющийся признаком рассматриваемого стиля, несомненно, сохранит свое определяющее значение и в будущем, если этому не будут противоречить размеры площади остекления.

Во времена классицизма некоторые мастера любили при­менять изогнутые перемычки или даже арочные окна с импостом в качестве завершения арки (рис. 48 и 49). Прн модернизации старых окон на это также должно быть обращено внимание. Практических трудностей в изготовлении новых окон такой формы иет, однако перерасход средств, которого требуют устройство арочных окон и вырезка соответствующих криво­линейных стекол, весьма ощутим.

Вряд ли целесообразна установка прямоугольных окон под криволинейными перемычками. Между тем известны имитации, от применения которых отказываются только в строительстве, в то время как их полезно изучить для того, чтобы принять обоснованное решение. Так, во фрамуге может быть устроен ложный импост, имитирующий одностворчатый нижиеподвесной переплет, что является хорошим решением при модернизации окон. При аналогичном решении в большом нижнем переплете достигается сходство нового окна со старым с присущими ему вертикальными и горизонтальными членениями, и окно начинает восприниматься как двухстворчатое.

Приведенные рекомендации по устройству новых окон с изолирующим остеклением для старых домов с оштукатурен­ными фасадами времен классицизма могут быть применены как для окон с деревянной рамой, так и для окон, изготов­ленных из пластмассовых и алюминиевых профилей.



.