ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономическое развитие страны, решение социальных проблем, в том числе жилищной, зависит от объемов капитальных вложений (ин­вестиций в основной капитал).

Инвестиции— средства (денежные средства, ценные бумаги, иму­щество, имущественные и неимущественные права, имеющие денеж­ную оценку), вкладываемые в предпринимательскую или иную деятель­ность с целью получения в перспективе прибыли или достижения иного полезного результата. Инвестиции в основной капитал или капиталь­ные вложения представляют собой совокупность затрат на воспроиз­водство основных фондов, т. е. на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предпри­ятий, зданий и сооружений.

Капитальные вложения включают затраты на выполнение строитель — но-монтажных работ (46—48%), на приобретение оборудования, мебе­ли, инструмента и инвентаря (35—36%), прочие капитальные работы и затраты (17-18%) — на оформление земельного участка, проектно-изыс- кательские работы, подготовку эксплуатационных кадров, содержание дирекции строящихся предприятий и технического надзора и др.

Соотношения между перечисленными элементами затрат образуют технологическую структуру капитальных вложений.

При планировании и анализе использования капитальных вложений рассматривают также их воспроизводственную структуру, определяемую соотношением в объемах вложений в действующие предприятия, здания и сооружения (на реконструкцию, техническое перевооружение, поддер­жание действующих мощностей) и на новое строительство.

Эффективность и пропорциональность развития экономики во многом зависят от отраслевой структуры капитальных вложений, т. е. распределения по отраслям народного хозяйства. При этом отрасли объединяются в два направления: производственные и непроизвод­ственные отрасли.

Региональная структура капитальных вложений характеризует ак­тивность инвестиционно-строительной деятельности в отдельных реги­онах страны.

Под инвестиционно-строительной деятельностью (ИСД) понимается вложение инвестиций и практические действия по осуществлению стро­ительства (реконструкции объектов). В ИСД можно выделить два эта­па: подготовительный и основной.

На первом этапе прорабатываются вопросы технической возмож­ности и экономической целесообразности будущего строительства, выбирается площадка для размещения объекта, проводятся необходи­мые согласования и оформление разрешительной документации. Фи­нансирование этих затрат инвестор-заказчик осуществляет за счет средств основной деятельности.

Второй этап начинается с разработки проектно-сметной докумен­тации, подготовки территории строительства, проведения конкурсов на поставки и подряды. В соответствии с утвержденной проектной доку­ментацией выполняются строительно-монтажные работы, по согласо­ванным графикам поставляются на объекты оборудование и строитель­ные материалы. Заканчивается ИСД вводом объектов в эксплуатацию и передачей в собственность пользователю или эксплуатирующей орга­низации.

Основными участниками (субъектами) ИСД являются: инвестор, вкладывающий средства в строительство; застройщик, имеющий права на его осуществление; заказчик, исполняющий от лица инвестора все функции по организации подготовки и реализации инвестиционного проекта; подрядчики, выполняющие по договору с заказчиками строи­тельно-монтажные работы на объектах; пользователи объекта.

К участникам инвестиционной деятельности относят также проект- но-изыскательские организации, поставщиков оборудования для стро­ящихся предприятий, зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций, строительной и дорожной техники, а также учрежде­ния рыночной инфраструктуры, обслуживающие основных участников ИСД: страховые компании, риэлтерские, инжиниринговые, консалтин­говые фирмы и др.

Все отношения между участниками ИСД строятся на основе хо­зяйственных договоров, основными из которых являются инвестици­онный договор, договор подряда, поставки и др. Инвестиционно-стро­ительная деятельность регулируется законодательными и нормативны­ми документами, прежде всего Гражданским кодексом Российской

Федерации, законом от 25.02.99 г. № 39—ФЗ «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений», а также соответствующими региональными законами.

При строительстве объектов для государственных нужд (за счет бюджетных средств) осуществляется прямое управление инвестициями. Адресные программы строительства и планы их финансирования раз­рабатываются государственными органами, назначаются государствен­ные заказчики. Действует конкурсная система выбора проектировщи­ков, подрядчиков и поставщиков на условиях, определяемых государ­ственными заказчиками.

В сфере внебюджетных инвестиций выбор партнеров, определение обязательств и условий договоров является компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Государственное регулирование осуще­ствляется косвенными методами: условиями предоставления земельных участков (на конкурсной основе); лицензированием строительной дея­тельности (рассматривается вопрос о возможной отмене); экспертизой проектов и архитектурно-строительным надзором за их исполнением; созданием благоприятных условий для инвестирования (налоговые льго­ты, государственные гарантии, кредиты, дотации, субсидии, субвенции).



.