Как работает канализация в разных странах и городах

image

«Обеспечение чистой водой, отвод сточных вод и канализация — вот три важнейшие основы прогресса человечества»,
Доклад о развитии человека, 2006 год.
«В истории клоак рождается история человечества. Клоака — это совесть
города», Виктор Гюго.

На сегодняшний день самой древней считается канализация в индийском городе Мохенджо–Даро. Она была создана в 3 — 2 тысячелетии до н.э. Также известно, что канализационные системы существовали и в других городах Древнего мира, в частности, в Афинах в 5 в. до н.э, а самая известная из древних находилась в Риме и состояла из основного канала, который назывался Cloaca Maxima (сохранился до сих пор) и примыкающих к нему каналов меньшего размера. По ним сточные воды без какой–либо очистки попадали в реку Тибр.

image
image
image

Cloaca Maxima

В Средние века с канализацией было туго, а точнее никак. Ее не было. С гигиеной вообще было отвратительно, во многом благодаря дикому пренебрежению к человеческому телу, все, что является естественным выставлялось позорным и об этом не хотели ни думать, ни говорить. Забота о теле — грех (привет РПЦ). Это и стало одной из основных причин развития
эпидемии чумы. Нечистоты выливались прямо из окна, господа не имели дома сортиров и ходили в туалет где придется. Сложно представить какая вонища стояла в городах. Со временем в Европе начали строить какие то короткие тоннели, которые отводили несущественный объем стоков в ближайшие ямы или реку. В середине XVII века появилась канализация Клементинума. Вода из фонтанов Клементинума вымывала отходы из туалетов, умывальников и кухонь. В конце XVIII века, ведутся разработки по совершенствованию канализационных систем. В 1787 году Иосиф II выпустил декрет о строительстве канализации. XIX век — эпоха массовой постройки канализационных систем, в 1818 году было построено 35 каналов в Праге, по которым нечистоты из жилых кварталов отводились без очистки прямо во Влтаву. В 1856 году построен первый перехватывающий коллектор вдоль Темзы в Лондоне. В 1893 канализацию начали строить в Москве, в начале XX века в Нижнем Новгороде и Санкт–Петербурге.

image

Канализация в Париже, часть, которая была построена на месте старой реки Bievre, фото hatever

image

Старая часть канализации (слив в реку) из общесплавной системы Будапешта, фото hatever

image

Действующий 5–ти метровый канал, (Фото komandir)

image

Аварийная сбросовая камера, (Фото komandir)

В Европе около рек можно встретить такие каналы:

image

Канализация — это показатель цивилизации. Она стала настолько обыденной частью нашей жизни, что мало кто задумывается, что там происходит с этими вонючими стоками, как это устроено и почему мы не утонули в дерьме. А меж тем — это красивейшие архитектурные системы с интересной историей. У каждого города своя история…

Все загрязнения по своему происхождению могут быть подразделены на органические и минеральные. Процесс разрушения органических отходов в природе протекает двумя путями:
1. при достаточном количестве кислорода, когда органические вещества, содержащие углерод, азот, серу и фосфор, довольно быстро окисляются до углекислых, азотнокислых, сернокислых и фосфорнокислых минеральных солей.
2. при недостаточном количестве кислорода, когда происходит медленное разложение вещества, сопровождающиеся выделением газов с крайне неприятным запахом.

Органические вещества (попросту — говно) являются хорошей питательной средой для различного рода бактерий, поэтому накопление отбросов органического происхождения на поверхности или в глубине почты (водоемов) недопустимо. Если сточные воды не очищать и выпускать прямо в реки, то водоемы в последствие становятся непригодны для использования на существенном расстоянии от места сброса, однако во многих европейских странах допускается незначительный слив стоков без очистки. Во второй половине XX века до 35% сточных вод Англии (в частности Лондона и Манчестера) не очищалось или очищалось плохо, до 20% канализации в Берлине до сих пор, в особых случаях, допускается сливать без очистки.

Канализация состоит из внутренних домовых канализационных устройств, наружной канализационной сети, насосной станции, напорных трубопроводов, сооружений очистки и утилизации, устройства для выпуска в водоем. Сточные воды обычно пускают самотеком, однако в некоторых случаях работают станции перекачки, например, когда рельеф местности или глубина заложения коллектора не способствует естественному потоку стоков. В зависимости от условий поступления сточных вод в сеть различают три вида канализации: общесплавные (в канализационную сеть поступают и дождевые воды, и бытовые), раздельные (говно по одним трубам, дождевая вода по другим) и полураздельные (строится две или более систем для раздельного стока бытовых и дождевых вод, но в сильные дожди дренажные отходы не отправляются на очистные станции и идут напрямую в водоемы). Наиболее часто встречающаяся канализация у нас — раздельная.

Сэр Линдлей

В вопросе строительства канализации нельзя обойти стороной личность Вильяма Линдлея (и его отца). Работы этого семейства были не только функционально новаторскими гидротехническими сооружениями, но и необычайно красивыми в архитектурном плане. Линдлей старший создал за три года в Гамбурге 11–ти километровую сточную коллекторную сеть, занимался проектированием и строительством систем водоснабжения таких городов как Альтона, Штральзунд и Лейпциг. В 1863 г. начал работу над сооружением канализационной системы Франкфурта–на–Майне, благодаря которой между 1868 и 1883 гг. смертность от брюшного тифа упала с 80 до 10 человек на 100,000 жителей. Линдлеи были востребованы по всей Европе, они соорудили водоброводные и канализационные системы для Дюссельдорфа, Хемница, Санкт–Петербурга, Пешта, Праги и других городов.

image

С 1881 по 1889 гг. Линдлей мл. руководил строительством городского водопровода в Варшаве, реализуя проект своего отца:

image
image

Красота, неправда ли? (фото из инета)

С 1895 по 1906 гг. велось строительство пражской канализации и очистной станции в районе Бубенец, которая активно эксплуатировались с 1907 по 1967 гг., в 1991 эти работы были объявлены памятником архитектуры (подробнее ниже). Линдлей является автором и реализатором сооружения Баку–Шолларского водопровода (длина — 177 километров). Работал над ним начиная с 1899 года и практически до самого конца своей жизни. В 1909 году разработал систему водоснабжения и канализации для польского города Лодзь.

image

 

image

 

image

Лодзь (фото Xaolas)

Самара

При упоминании Линдлея нельзя обойти стороной самарскую канализацию. Великие архитектурные творения семейства Линдлеев дошли и до нашей страны и сохранились в отличном состоянии в городе Самаре. «Современные водостоки города и устройства по удалению нечистот находятся в примитивном состоянии», — писал В.Г.Линдлей после посещения города. Возможность сооружения канализации городская дума рассматривала долго: в 1895, в 1898, 1903 годах, была даже создана канализационная комиссия, но денег на строительство в городской казне не было. Городу помог владелец пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано. В 1906 году он предложил думе 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, и проект этот был заказан английскому инженеру из Франкфурта на Майне В.Г. Линдлею. В начале июля 1907 года, после того как были собраны все данные и приготовлены планы и промеры, Линдлей провел в Самаре две недели, изучая местные условия. Весной 1908 года он представил проект, в апреле этого же года закончилось печатание пояснительной записки на русском языке, а в конце года — правил устройства домовых стоков.

Осенью 1909 года в самарских газетах на этот счет писали так: «Наконец–то после трех лет препирательств и взаимных упреков городская дума решилась утвердить предложенный г–ном Линдлеем план общественного строительства, которое позволит избавить Самару от уличного половодья и нечистот. Грязь с улиц пойдет в два больших скрытых под землей канала, один из которых проложат по берегу Волги, другой – по берегу Самарки.»

Уникальность Линдлеевского проекта: «Кирпичные каналы снабжены гончарными глазурованными подошвами. Они облегчают точную укладку дна канала по данному уклону, и опыт показывает, что они способствуют наилучшему удалению всевозможных несомых водою нечистот и препятствуют образованию отложений». Коллекторный кирпич разрешили производить из местных самарских залежей глины только проверив, что они не содержат вредных примесей.

К сожалению, я до Самары не успела доехать, поэтому здесь будут фотографии моих знакомых:

image

(Фото Дмитрий Солодянкин)

image

 

image

 

image

(фото — Полина Корби)

Москва

До конца XIX века на всей территории Москвы существовала вывозная система удаления нечистот. Выгребные ямы, где они скапливались, представляли собой деревянные срубы, обмазанные для гидроизоляции глиной, и не могли предотвратить загрязнения почвы и воды в питьевых колодцах. Домовладельцы прибегали к разным мерам, чтобы избавиться от нечистот: устраивали спуски в водосточные трубы, в естественные водоемы, а во время дождей жидкие отходы спускались прямо на улицы, распространяя невыносимое зловоние. Сюда добавлялись стоки и от многочисленных фабрик, мастерских, бань.
Богатые домовладельцы использовали коллектор Неглинки для слива бытовых отходов: «большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации», Гиляровский В. А. Москва и москвичи.

Такое положение дел с удалением нечистот не могло удовлетворять городские власти. Инициатором постановки вопроса о канализовании Москвы стал инженер–гидротехник, отставной штабс–капитан М. А. Попов, представивший в 1874 году в городскую Думу «Проектные предначертания канализации г. Москвы». Несмотря на высокую оценку проекта, его рассмотрение затянулось на 13 лет. Главная причина такой медлительности заключалась в том, что проект, при всей своей социальной значимости, не обещал
большой коммерческой выгоды, так как канализацию в Москве предполагалось строить на средства города с широким привлечением заемного капитала. Более привлекательным с экономической точки зрения был признан проект городских инженеров В. Д. Кастальского, Н.М. Левачева, П.Л. Николаенко, А.А. Семенова, В.К. Шпейера, П.В. Трунина. Они предложили канализовать Москву по раздельной самосплавной системе, при которой в канализацию поступают хозяйственно–бытовые и фабричные стоки, а атмосферные воды – в водосток и далее без очистки, в водоемы. В феврале 1892 году в московской городской Думе этот проект был утвержден. Работы по прокладке канализации начались в сентябре 1893 г.

image

17 июля (по новому стилю 30 июля) 1898г. 1–я очередь московской канализации вступила в строй. К системе канализования было присоединено 219 домовладений. В этот день состоялся пуск Главной насосной станции, которая была предназначена для перекачивания городских сточных вод на Люблинские поля орошения, где происходила почвенная очистка стоков и которые использовались также для выращивания сельскохозяйственных культур. С устройством канализации уменьшилась общая смертность – с 30,9–38,6 человек на 1000 жителей в 1870–71 гг. до 15,1 в 1909 году, когда к канализации было присоединено около 30 тыс. владений, резко уменьшилась смертность от брюшного тифа. В 1907—1912 годах в рамках второй очереди проекта для полного канализования города внутри Камер–Коллежского вала было определено место для новых Люберецких полей орошения около станции Люберцы с подачей сточных вод с Главной насосной станции по Загородному Люберецкому каналу. В 1929 г. была введена в эксплуатацию первая в нашей стране станция интенсивных методов очистки городских сточных вод — Кожуховская станция аэрофильтрации. Вторая половина 30–х годов ознаменовалась масштабным строительством объектов канализации – Юго–Западного, Хапиловского, Измайловского, Яузского каналов, крупных коллекторов. К 1940 г. были построены районные очистные станции аэрации — Филевская, Закрестовская и Люблинская.

image

Канализационная камера на Шлюзовой набережной, первая очередь, фото komandir

image

Нижний канал у Новодевичьего монастыря, вторая очередь, фото komandir

image

Вторая очередь на Белорусской — дюкер под железной дорогой, фото komandir

Отдельно хочу показать, как выглядит одна из новых канализацонных систем в Москве. На тот момент в ней производился ремонт, и единственный запах, который там был — краски.

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

В эксплаутации канализационных коллекторов есть две проблемы — осадок и коррозия. Если с осадком все более менее ясно, то про коррозию следует рассказать подробнее. Из канализационных стоков выделяется сероводород, именно он имеет специфическеий запах тухлых яиц, им питаются тионовые бактерии, вырабатывающие серную кислоту, которая разрушает железобетонный коллектор.
Выглядит это следующим образом:

image

 

image

 

image

Обычный ровный бетонный коллектор съедается бактериями до такого «рельефного» состояния.

Прага

В середине XVII века в Чехии появилась первая канализация — Клементинум. Вода из фонтанов Клементинума вымывала отходы из туалетов, умывальников и кухонь.
В конце XVIII века ведутся разработки по совершенствованию канализационной системы города. В 1790 году по плану Франтишек Антонина Гергерта осуществляется картографирование Праги, которое в 1790 году выполнили его ученики — Й.Оппелт и К.Лутц. С того момента все строительные изыскания и урбанистические анализы столицы будут опираться на этот нестареющий план. Было спроектировано около 20 км канализационных путей, к смерти Гергерта канализация была фактически готова к работе. Город постоянно рос, и в 1818–20 гг. было решено построить 35 выпускных каналов, по которым нечистоты из жилых кварталов отводились без очистки прямо во Влтаву. Канализация была выполнена простым способом, следовавшим из планов Гергета.

image

Со временем было создано Ведомство канализации королевской столицы Прага, а в 1889 году был объявлен международный конкурс на канализацию Праги. Главным недостатком всех проектов было недостаточное знание соотношение высот отдельных районов. И тут появляется сэр Линдлей (или Линдли). К работе над пражской канализацией Линдлей сначала попал как эксперт, который оценивал проекты двух чешских инженеров, а после знакомства с рельефом местности отклонил оба. Например, в них недостаточно была решена проблема работы системы во время наводнения и сколько естественных подземных притоков будет отводиться. Поэтому его попросили создать собственный проект, включивший в себя лучшие идеи предыдущих. Чешские проекты не были плохими, но Линдлей знал, что нельзя полагаться на разбавление стоков речной водой и что в городе должны быть свои очистные сооружения. Прошлые проекты не учитывали прирост населения, а Линдлей решил строить систему с учетом на население в миллион человек.

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

Линдлей предложил кардинальное решение на случаи наводнения, Пражская канализация разделена на два уровня. У верхней системы каналов низшая точка на уровне 2,5 м над средним уровнем Влтавы, в то время как у нижней системы эта же отметка является наивысшей точкой. В нормальных условиях работает нижний уровень, который отводит стоки в очистные сооружения, а при сильном дожде или наводнении, мощность нижней системы становится недостаточной, и вода переливается в верхнюю систему, из которой отводилась без очистки прямо во Влтаву.

К слову, в обычных подземных реках очень много канализационных врезок, которые и используются для этой цели. На фото подземная река — Motolský potok, которая впадает во Влтаву. Небольшие тоннельчики с правой стороны — канализационная врезка.

image

 

image

Заканчиваются они обычно такими переливными камерами:

image

Переливная камера в Motolský potok, Фото komandir

Справа еще одна канализационная камера, левый тоннель выходит в реку Motolský potok:

image

Фото azbukarek

Отреставрированный в 1982 году завод очистных сооружений был преобразован в музей. Восстановлены старинные механизмы и агрегаты, отреставрировано множество подземных каналов и шахт. Насосы, установленные в 1903 году и изготовленные фирмой «Бритфельд–Данек и Ко», до сих пор являются рабочими. Более того, все коллекторы и строения, сделанные тогда из кирпича, по сей день прекрасно функционируют без нареканий, в то время, как бетонные тоннели, построенные в наши дни, постоянно требуют ремонта.

image

 

image

Канализацию Праги можно смело назвать произведением искусства. Собственно, Чехия в курсе. В 1991 году творения Линдлея были признаны народным памятником Чехии.

image
Нижний Новгород

Впервые вопрос о канализации в Н. Новгороде был поднят в нижегородской думе в 1879 г. и с этого времени не сходил с обсуждения. В 1895 г. эта проблема приобрела особую актуальность в связи с проведением Всероссийской выставки. Однако и тогда этот вопрос заглох по причине финансовых затруднений.

image

В 1912 г. Николай II подписал закон, позволявший городскому самоуправлению требовать от хозяев домов обязательного присоединения к городской канализации. И Нижегородская городская дума не преминула этим воспользоваться, приняв в 1913 г. соответствующее решение. На осуществление этого грандиозного проекта был заключен городской облигационный заём на 2 миллиона рублей сроком на 49 лет. Для его погашения и уплаты процентов Дума ввела особый сбор с присоединяемых к городской канализационной системе домовладельцев. В 1914–15гг. был построен 600–метровый кирпичный тоннель, соединявший бетонный коллектор на Ковалихинской улице с чистной станцией на берегу Волги. Сточные воды перетекали по нему по двум бетонным герметично закрытым лоткам, рассчитанным на пропуск 40 ведер в секунду каждый. После очистки в песколовке и эмшеровских колодцах и дезинфекции сточные воды через 400–саженные трубы выводились в фарватер Волги. Такая ситуация сохранялась до постройки в 1975 г. первой очереди Большой канализации, когда тоннель перестал использоваться, а его портал был частично разрушен при строительстве трамплина.

image

При строительных работах в 2005г. свод тоннеля (на глубине около 20м от дневной поверхности) был пробит 7 железобетонными сваями, зимой 2007 г. образовавшийся плывун полностью перекрыл просвет тоннеля, в 2009 г. тоннель ниже плывуна был перекрыт бетонной пробкой.

image
image
image
image
image
image

Вход в этот тоннель должен быть очень красив, но мы не увидели этого из–за снега, который его завалил)

image

Привет, на фото Lanka

Берлин

Старейший канал Берлина был построен в 1862 году, сегодня канализационная сеть насчитывает более 9 600 километров. Наименьший диаметр коллектора составляет 15 см, самые большие — 4,40 м х 3,40 м. Маленькие тоннели обследуются с помощью роботов с камерами.

20% канализации в Берлине — общесплавная система, бытовая и ливневая канализации объедены и при сильных дождях отходы через переливную камеру сливаются не на очистные сооружения, а в реку. Раньше в Европе большинство канализационных коллекторов было построено по такому типу, сейчас все новые системы — раздельные. Для принятия больших потоков во время сильных дождей и ливней между 1906–1911 был сооружен 4,5–км канал к реке Шпрее. Сооружение имеет 12–метровую переливную камеру, соответственно, когда дождевая вода поступает в канализацию в большом объеме, часть стоков через эту переливную камеру уходит без очистки к Шпрее.

Вот тут:

image

Коллектор в целом однообразный…

image
image
image
image

..но в конце нас ждал сюрприз. Замысловатые «глаза системы», правый «глаз» — отвод для экстренного сброса, когда воды ну очень много. А вообще, основной коллектор отделен от правой части бортиком.

image
image

Вид в обратную сторону.

image

Что меня удивило в Европейской подземке — это «вход». Множество проходов под землю — полноценные кирпичные винтовые лестницы, которые заканчиваются вот такой вот тесемочкой из нержавейки перед ступеньками.

image

Так эту систему чистят (фото из инета):

image

Берлинский аналог нашего мосводоканала — berliner wasserbetriebe, как и в других европейских странах и городах, эта компания поддерживает тесный контакт с местными жителями: организует экскурсии и советует регулярно сообщать о случаях, когда люки гремят, когда какой–либо канал забивается и это доставляет дискомфорт и т.д. У berliner wasserbetriebe настолько хорошо со связями с общественностью, что они даже ведут инстаграм, где можно подсмотреть за их работой: https://www.instagram.com/wasserbetriebe/

Лондон — это жемчужина исторической подземки. Мне не довелось побывать в этом городе, но упомянуть историю английской канализации необходимо, поэтому я даю слово Питеру Акройду, книга «Подземный Лондон»:

«…В 1326 году один из них по прозвищу Ричард–грабельщик упал в собственную выгребную яму и «погиб ужасной смертью, захлебнувшись в экскрементах». Насосы для откачки фекалий в подземной дренажной системе были впервые применены в Лондоне в XIII веке, во время правления Генриха III. Но этого было недостаточно для удовлетворения потребностей горожан. Некий Уильям Спрот в 1328 году подал жалобу на соседей, Уильяма и Адама Мейр, в связи с тем, что их клоака, или содержимое сливной трубы, переливалась к нему через стену. В 1347 году двоих лондонцев обвинили в том, что определенные запахи проникают в соседний погреб. В 1388 году был издан закон, согласно которому «уличенные в нанесении ущерба или загрязнении канав, рек, водоемов и воздуха Лондона» подлежат наказанию.

В 1634 году по инициативе Иниго Джонса вместо открытой канализации – Канавы–на–болоте – была сооружена новая, крытая. После Большого пожара, когда возник отличный шанс отстроить канализацию заново, Джон Эвелин создал проект «подземного города» с «подвалами, погребами и сводчатыми излучинами, при этом» связанными с «новыми зданиями». Но план остался на бумаге. Первые кирпичные стоки построили в XIX веке. Нижняя часть реки Флит была пущена под землю и стала использоваться как канализация в 1727 году. За столетие между 1756 и 1856 годами в городе построили более 100 коллекторов. К 1856 году в Лондоне было около 200 000 выгребных ям и около 360 стоков.»

Подземка Англии хорошо показана у этого парня — Стив Дункан

DSC00772_wm.jpg

Слева — остатки старой подключки, впереди шибер и гейт в действующий магистральник

DSC00776_wm.jpg

шибер с обратной стороны

DSC00775_wm.jpg

поток впереди — магистральная ветка канализационного коллектора. Тоннель диаметром три метра почти полностью заполненный говном

DSC00770_wm.jpg

какая–то локальная подключка

DSC00769_wm.jpg

общий вид на параболический ход

Киев ~1930г

DSC00639_wm.jpg
DSC00637_wm.jpg
DSC00623_wm.jpg
DSC00646_wm.jpg
DSC00647_wm.jpg
DSC00655_wm.jpg

Львов, в качестве канализации используются воды реки Полтвы. Общая протяженность сетей около 150км, строилась еще при австро–венгрии. Во время войны тут прятались евреи, например.

Верховья той же полтвы — ручей Железная вода /Залізна вода/

wm_DSC00043.jpg
wm_DSC00035.jpg

тут например уже достаточно сложно устоять на ногах

wm_DSC00030.jpg
wm_DSC00060.jpg
wm_DSC00059.jpg

во время утренних и вечерних пиков потребления, а так же во время дождей уровень тут повыше, о чем свидетельствуют наносы мусора

wm_DSC00051.jpg

вот вода у меня в кильватере. Тут идти можно только распираясь о стенки приставным шагом. Иначе понесет

wm_DSC00046.jpg
wm_DSC00036.jpg

собственно во время разведки этого истока приключился инцидент — одного из наших исследователей понесло на скользком полу, вскоре ход пошел под большим наклоном и его просто потащило на жопе по течению совершенно неконтролируемо. Протащило через сифон (ход заполненный полностью). Ему чудом удалось ухватиться за стакан (шахта под инспекционным колодцем) и одной рукой скинуть с себя заброды.

Ну и видео традиционных заплывов. В прошлом году впервые был пройден водопад. Кстати пройден тем самым чуваком, которого потащило в сифон. Через десяток часов после того, как он из этого сифона выбрался.

Ну и самые старые наши друзья, судя по всему это 18й век. Самоплывный коллектор для ливневых вод, канализации и дренирования склонов. Киево–печерская Лавра

wm_DSC02175.jpg
wm_DSC02178.jpg

собственно ведет он прямо в реку и как канализация давно не используется. Точнее не должен использоваться. Ушлые монахи до сих пор то тут то сям подключают туда свои сортиры, чтоб не платить за проведение нормальной канализации. белесый налет на полу — бактериальные колонии, характерная штука для говна

wm_DSC02179.jpg

судя по всему, коллектор построили во время переоборудования Лавры в цитадель Киевской крепости Даниилом де Боскетом.

wm_DSC02185c.jpg

туалет типа «очко» снизу



На сайте https://irpinteplo.com.ua/ можно заказать услугу подключения дома к газовой сети..