Краткая история сталинской архитектуры или Москва, которой нет

Мало кто задумывается, но можно указать совершенно определенный период, когда  появился и умер архитектурный стиль, который принято называть “сталинским ампиром” или, официально, советским монументальным классицизмом. В какой–то момент именно этот архитектурный стиль во многом сформировал нынешний вид столицы России и, по идее, должен был полностью изменить то, какой она могла бы быть сегодня. Но впрочем, все по порядку. Откуда взялся этот архитектурный стиль и как Сталин повлиял на его появление? Попробую кратко рассказать вам про становление этого архитектурного стиля, основные вехи его развития и кратко коснусь наиболее интересных моментов. Итак. Первое столкновение Сталина с архитектурой, скорее всего, произошло в момент смерти Ленина, в 1924 году.
700x467 px
В двадцатые годы ХХ столетия  официальным архитектурным стилем в СССР был минималистичный конструктивизм, медленно и плавно трансформирующийся в постконструктивизм или, как считают некоторые архитектурные критики — советский ар–деко. Откуда же взялся большой стиль и почему его возникновение приписывают Сталину?

600x423 px
Временная деревянная усыпальница.
Каким же образом произошло первое столкновение Сталина с архитектурой и как он повлиял на ее дальнейшее развитие в СССР? После смерти Ленина в 1924 году  в недрах Верховного Совета возникла идея увековечить память усопшего посредством мумификации тела и сохранения его на Красной площади. Для организации доступа к телу усопшего архитектором Щусевым буквально за три дня  была создана временная деревянная усыпальница.

600x436 px
Деревянный (доконкурсный) вариант мавзолея.
Изначально, Щусев планировал создать полноценную капитальную усыпальницу, выдержанную в классицистическом стиле, но в его планы вмешалась прошедшая в советской прессе дискуссия, во время которой наркомвнешторг Леонид Красин озвучил пожелание «…дать гробнице форму народной трибуны, с которой будут произносится будущим поколением речи на Красной площади». У историков нет однозначного мнения, был ли автором этой идеи сам Красин, от которого шла данная инициатива, или он просто озвучивал пожелание Сталина. Тем не менее, к 1925 году был объявлен всемирный конкурс на проект постоянного здания усыпальницы.

600x413 px
Первый вариант капитального (гранитного) мавзолея.
В программе конкурса было заявлено, что “центром композиции должна  стать трибуна, рассчитанная на размещение Президиума всенародного собрания на Красной площади с самостоятельно выдвинутой трибуной для оратора”. Конкурс проводился в несколько этапов. В нем участвовали как маститые архитекторы, так и простые рабочие, и к концу одного из этапов было выдвинуто предложение “сохранить в каменном мавзолее облик существующего временного деревянного мавзолея”. Таким образом на самом верху был утвержден окончательный, третий, вариант проекта, разработанного Щусевым, который был построен меньше чем за год, с лета 1929 по осень 1930 года.

600x471 px
Финальный вариант гранитного мавзолея (после 1941 года)
В 1930 году в СССР создается новый архитектурный орган — Совет строительства Дворца Советов. В его состав входят многие известные деятели советской интеллигенции: писатель Максим Горький,  режиссер Всеволод Мейрхольд, нарком просвещения Анатолий Луначарский и, конечно, одним из членов Совета был Генеральный секретарь ЦК ВКПб Иосиф Сталин. (Кстати, малоизвестный факт, но впервые идею строительства подобного здания предложил Сергей Киров в 1922 году на первом Съезде Советов, на котором было объявлено о создании нового государства “Союз Советских Социалистических Республик”).

Тем временем, в стране наблюдается расцвет авангарда и конструктивизма. В Ленинграде создает свои шедевральные творения архитектор Ной Троцкий, построивший Кировский райсовет и здание НКВД.
364x500 px
Ной Троцкий. Кировский райсовет в Ленинграде. 1931–1935.
Моисей Гинзбург строит знаменитый на весь мир Дом Наркомфина.
500x333 px
М.Гинзбург. Дом Наркомфина. 1930.
В Москву приезжают работать иностранные архитекторы. Ле Корбюзье строит здание Центросоюза.
500x380 px
Ле Корбюзье. Здание Центросоюза. 1933.

Немного позже, в начале 1931 года, крупнейшие архитектурные объединения и известные советские и западные архитекторы получают от вновь сформированного Совета строительства приглашение участвовать в конкурсе. А летом 31 года в газете “Известия” публикуется открытое приглашение к участию в конкурсе. Конкурс предполагал разработку архитектурного плана строительства Дворца Советов — самого высокого здания Москвы и мира, в котором планировалось разметить правительство тогдашнего СССР. Дворец Советов должен был  стать символом победившей мировой революции и новой страны. Тогда же, в декабре 1931 года, не дожидаясь завершения конкурса, взрывают московский храм Христа Спасителя, на месте которого в самом центре города, недалеко от Кремля и было решено построить новый символ новой страны.

500x271 px
Бригада САСС (П. Александров, В. Калинин и Л. Павлов). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8



Внучка деда мороза снегурочка ком ай в Харькове..