Краткая история сталинской архитектуры или Москва, которой нет

500x330 px
Б.Иофан. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Аксонометрия
Забавно, но как такового жюри конкурса никогда не существовало. Все принципиальные решения по конкурсу принимались тремя людьми: членом Политбюро Климентом Ворошиловым, секретарем Президиума ЦИК СССР Авелем Енукидзе и председателем Московского облисполкома Константином Ухановым. Фактически окончательное решение по проводимому конкурсу в тот момент принимал лично Сталин.

500x315 px
Братья Веснины. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931.
Конкурс на создание проекта Дворца Советов был открытым и проводился в несколько этапов. В начале 1932 года вокруг конкурса случился настоящий скандал:  из 270 проектов Дворца, представленных  различными участниками  конкурса, среди которых были как простые рабочие, так и маститые архитекторы с мировыми именами,  первый приз получают три малоинтересных (с точки зрения архитектурного сообщества) проекта, выдержанных в классицистическом стиле, которые принадлежали Борису Иофану, Ивану Жолтовскому и, неожиданно, американскому архитектору Гектору Гамильтону. Мировое архитектурное сообщество полыхает. Сталину пишут письма протеста, в которых иностранные зодчие и лично Ле Корбюзье выражают недоумение и возмущение тем, что первый приз достается таким маловыразительным проектам,  выдержанным в стиле классицизма или, скорее, в классицистической эклектике.

500x248 px
Ле Корбюзье. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931.
Кстати, для понимания ситуации приведу вам выдержки из двух писем. Первое — официальное письмо руководства Международного совета по решению архитектурных проблем:
Проект Гамильтона является не чем иным, как самонадеянным воспроизведением под покровом современного декора помпезного сооружения королевских времен  без всякой связи с органическими функциями программы Дворца. Решение Совета строительства — это прямое оскорбление духа русской революции и реализации пятилетнего плана.
Поворачиваясь спиной к воодушевленному современному обществу, которое нашло свое первое выражение в Советской России, это решение освящает пышную архитектуру монархических режимов. Проект Дворца Советов, предложенный современному миру  как духовный венец огромной созидательной работы пятилетнего плана, подчиняет современную технику интересам духовной реакции. Дворец Советов воплощает в форме, которую ему хочет навязать Совет строительства, старые режимы и демонстрирует полное пренебрежение к важнейшим культурным устремлениям нашего времени. Какое трагическое предательство! Мир, наблюдающий за творческим развитием СССР, будет потрясен.

600x318 px
Гектор Гамильтон. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931.
И второе — личное письмо Ле Корбюзье Луначарскому:
Народ любит королевские дворцы, однако руководство массами — это дело избранных людей… Мы ожидали от СССР мужественный жест… и если его не будет, тогда не будет больше Социалистических республик, ни правды, ни мистической веры!»

600x354 px
И. Жолтовский. Дворец Советов в Москве, конкурсный проект (третий тур — призер). 1932.
Итогом данного этапа конкурса стало то, что деятельность иностранных архитекторов в СССР была приостановлена, а Международный Архитектурный Конгресс, проведение которого планировалось в Москве, отменен Правительством СССР. Чуть позднее  появляется учреждение, которое в дальнейшем  на многие годы стало определять законы архитектуры и внешний облик всех городов на территории страны. В апреле 1932 года выходит постановление ЦК ВКПб  “О перестройке литературно–художественных организаций”, согласно которому ликвидируются все существовавшие тогда архитектурно–творческие объединения и создается Союз советских архитекторов, позднее, в 1955 году переименованный в Союз архитекторов СССР. Тогда же  в директивном порядке  всем советским архитекторам предписывается “вспомнить об исторических корнях российской архитектуры”.

600x310 px
Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов (третий тур — призер). 1932.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8



.