М = 16, (8.3)

Где щ— суммарная нагрузка на единицу длины грани складки в интервале между точками перелома конструкции; I — горизонтальная проекция грани.

При необходимости уменьшения толщины граней по длине складки в попе­речном направлении устраивают ребра с образованием квадратных или прямо­угольных полей. В этом случае наклонные грани рассчитывают на изгиб как пли­ты, опертые по контуру, или многопролетные неразрезные.

В наклонных гранях ставится арматура, полученная расчетом плиты в попе­речном направлении, а на опорах добавляется арматура для восприятия главных растягивающих напряжений, определяемых из расчета складки как балки услов­ного (приведенного) поперечного сечения. Армируют грани одинарными или двойными сварными сетками, располагаемыми в соответствии с эпюрой попе­речных изгибающих моментов.

В армоцементных складках грани армируют ткаными сетками.

Примеры армирования складок показаны на рис. 8.4.

Вследствие наклона граней в поперечном направлении складки от нагрузки возникает распор, для погашения которого на опорах, а иногда в пролете, устра­ивают сплошные или сквозные диафрагмы.

Возведение призматических складок пролетом 12…18 м осуществляется из элементов полной заводской готовности. При больших пролетах складки монти-

Рис. 8.4. Армирование складок:

А — трапециевидной; б. в — треугольной; г — то же. изготовляемой погибом: 1 — арматура складки рабочая; 2 — то же, конструктивная ; 3 — арматура наклонных граней; 4 — то же, гори­зонтальных граней; 5 — бетон замоноличивания сборно-монолитной складки

Руют путем сопряжения отдельных плит на сварке арматурных выпусков или закладных деталей. Сборные элементы плоские, треугольного или трапециевид­ного сечения проектируют, как правило, длиной 2…б м в зависимости от их вида и размеров сечения.

Складки шириной /? менее 3 м опирают на подстропильные балки, фермы или стены, а складки шириной 3 м и более можно устанавливать непосредствен­но на колонны.

Одним из конструктивных решений рассматриваемых покрытий является складка с призматической поверхностью, вписанной в цилиндрическую. Ее попе­речное сечение имеет полигональное очертание (рис. 8.5). Такие складки условно подразделяют на длинные (1} / > 1) и короткие (////? < 1). Они бывают монолит­ными, сборными и сборно-монолитными. Разработаны конструкции сборных предварительно напряженных длинных складок для пролетов ??~ 18…24 м, шири­ной ?2= 12 м. Состоят они из бортовых балок длиной «на пролет», арок-диафрагм по длине волны и плоских гладких или ребристых плит размерами 3×6, 3×12 м. Основная продольная рабочая арматура устанавливается в нижней части бортово­го элемента. Если бортовые элементы находятся выше края складки, то часть ар­матуры может размещаться в плите. Кроме основной, в бортовом элементе уста­навливается поперечная арматура. Сборные конструкции длинных складок слож­ны и поэтому применяются редко.

Рис. 8.5. Железобетонные призматические а — длинная; б — короткая; в — стык плит; г —

Короткие складки используются в покрытиях пролетами Ь = 18…36 м. Они состоят из плоских ребристых плит, бортовых элементов и диафрагм. Иногда функцию бортовых элементов выполняют продольные ребра крайних плит покры­тия. Для образования призматической поверхности используют плиты размерами 3×6, 3×12 м. Полку плит армируют сварными сетками из стали класса Вр-1. В ка­честве предварительно напряженной арматуры продольных ребер плит, бортовых элементов и нижних поясов ферм-диафрагм применяют стержни классов А-Шв, А-1У, А-У и арматурные канаты класса К-7. Если вышеуказанные элементы не напрягают, то для армирования используются сварные каркасы из стали А-Ш.

Короткие складки целесообразно выполнять сборно-монолитными. Сборные элементы свариваются между собой на монтаже, а швы между ними замоноли- чиваются.

Диафрагмы складчатых покрытий проектируют в виде ферм сегментного очертания, безраскосных ферм или арок с железобетонной или стальной затяж­кой. Диафрагмы пролетом 18…24 м изготавливают, как правило, цельными. Для пролетов 30…36 м применяют составные диафрагмы, монтируемые из отдельных блоков. Торцевые диафрагмы могут быть вертикальными и наклонными.

Складки проектируют из бетона классов В20…В40, приведенная толщина которых составляет 8…18 см. Расход стальной арматуры — 10…25 кг/м2.

В складчатых покрытиях допускается устройство светоаэрационных и зенит­ных фонарей с шириной проема, равной {М2…\1Ъ)12- Их рекомендуется устраи­вать в верхних горизонтальных гранях.

Складки из древесины и пластмасс

Складки изготавливают из древесины и полимерных материалов. Гранями складки могут служить клееные, клеефанерные, древесностружечные, дощато — гвоздевые балочные элементы и плоские трехслойные пластмассовые панели. Для повышения поперечной жесткости складок используют распорки, ребра жесткос­ти и затяжки, устанавливаемые по длине складки. Пролет деревянных складок, обычно треугольного профиля, составляет 20…25 м. Складчатыми покрытиями клеефанерной конструкции можно перекрывать пролеты до 30 м. Высота А скла­док из древесных материалов находится в пределах (1/2…1/10)/;, а из полимерных материалов — (1/10…1/15)/;. Угол наклона граней к горизонту а = 20°…45°. Ши­рина 12 складок из древесины — 1,8…6,8 м, из полимерных материалов — до 1 м. Толщину грани принимают не менее (1/20…1/30)/у.

По своей конструкции грани складок из древесины могут представлять со­бой стенки дощатогвоздевых, дощатоклееных или клеефанерных двутавровых

Рис. 8.6. Деревянное складчатое покрытие треугольного профиля:

А — трехслойная складка с фанерной облицовкой на кдеештыревых соединениях; б, в — верхний и нижний узлы (А и Б)

Б

Балок. Наиболее типичны трехслойные элементы в виде панелей, обшитых с обеих сторон фанерой, стеклопластиком или жестким подивинилхлоридом и средним слоем из пенопласта. В таких складках Л = 1/8/;.

Каркас клеефанерной панели состоит из продольных, поперечных и диаго­нальных ребер, пустоты между которыми заполняют теплоизолирующим мате­риалом (рис, 8.6), Отдельные элементы соединяются между собой болтами, на гвоздях, клеем и т. п. Наиболее сложными конструктивными деталями таких складок являются коньковые ребра и ендовы. Эти узлы могут быть жесткими или шарнирными с последующим ужесточением и гидроизоляционным уплот­нением. В последнем варианте иногда используют шарнирно-петлевое соедине­ние, что дает возможность складывать конструкции покрытия при транспорти­ровке и развертывать их при монтаже [5].



.