М ^ ^ б)

/

\

\

\

\

• * щ • ж

50

/

…………………

I

О

У’

12221

Ц I


Ских отличий от его дневного образа. На макетах интерьеров под искусст­венным небосводом студентами велись поиски комфортных условий освеще­ния, соответствия выбранного приема освещения общему архитектурному ре­шению, сопоставление задуманного (изображенного вначале графически на перспективе интерьера) и получив­шегося на макете в результате свето — моделирования решения освещения.

Процесс светомоделирования и предпочтительные варианты могут быть зафиксированы фото-, видео — и киносъемкой, в том числе цветной и стереографической, с разных точек на­блюдения. При этом предоставляется возможность широкому кругу лиц за пределами лаборатории оценить каче­ство освещения по его проекционным изображениям. Способ моделирования и оценки освещенного интерьера по цветным диапозитивам с макета, вос­произведенным на экране в масштабе, близком к натурному, использовался, например, в качестве наглядного ме­тода обучения и проектирования в ар —

Рис. 4.76. Установка моде­лирования световой компо­зиции городской застрой­ки. Статистическое исследо­вание закономерностей зри­тельной трансформации глубины пространства изме­нением яркости фасадов зданий при разных при­емах планировки в услови­ях искусственного освеще­ния

А — фронтальная компози­ция (показан вариант 1 све­томоделирования — "укоро­

Хитектурных институтах в Нью-Йорке, Берлине, Париже и других городах.

Ченное" пространство); б — глубинная композиция (по­казан вариант 2— "удлинен­ное" пространства); / — уве­личение яркости фасадов по мере их удаления от зрите­ля (прием яркостной инвер­сии) ведет к иллюзорному сокращению глубины про­странства; 2 — уменьшение яркости удаляющихся фаса­дов приводит к зрительно­му увеличению глубины пространства

Методы светомоделирования при­меняются многими архитекторами и светохудожниками, работающими в со­дружестве со светотехниками и други­ми специалистами, при проектирова­нии и реконструкции установок осве­щения существующих объектов, при решении освещения проектируемых сооружений, при создании произведе­ний кинетического или светового ис­кусства, светомузыки, а также дина­мических светоцветозвуковых систем для театрализованных представлений "Звук и Свет".

Один из самых эффективных ме­тодов — метод объемного светомоде — лирования, помогая решить многие творческие задачи, требует немалых затрат труда и специального оборудо­вания. Если руководствоваться при оценке результатов требованиями строгой науки и светотехническими критериями, то надо отметить, что зрительные впечатления от освещен­ного макета и освещенного реального объекта не будут тождественны по трем причинам; из-за уменьшенной величины макета, несоответствия вос­приятия глубины макета и глубины объекта, отсутствия равенства или прямого подобия уровней яркости ма­кета и натуры.

При соответствующем выборе мас­штаба модели и точки наблюдения можно подобрать равные угловые раз­меры макета и реального объекта. Но весьма трудно, а часто невозможно до­стичь в макете эффекта присутствия наблюдателя в моделируемом про­странстве, эффекта, который является с точки зрения психофизиологии вос­приятия решающим в оценке реальной среды. Здесь архитектору приходится опираться на свой опыт, интуицию, воображение. Без специальных опти­ческих приспособлений, уподобляю­щих восприятие макета восприятию натуры по законам стереоскопического зрения, невозможно добиться тождест­ва и в ощущении их глубины. В не­которых случаях жертвуют этим ка­чеством, заменяя бинокулярное зрение монокулярным, но изучая качества моделируемой светопространственной композиции в движении.

204 Часть II. Архитектурная светология

Например, чтобы оценить условия восприятия пространства интерьера, городского ансамбля, отдельного объе­ма на модели относительно мелкого масштаба с высоты человеческого ро­ста, как и с любой другой высоты, применяют специальные устройства — макетоскопы, выполненные по прин­ципу перевернутого перископа. Через

Макетоскоп можно осуществлять как непосредственное наблюдение, так и фото-, видео — или киносъемку, а также транслировать изображение на телеэк­ран. С помощью такой уста нов к и французские архитекторы нашли ре­шение знаменитой стеклянной пира­миды во дворе Лувра. Однако при пе­реходе к плоскостному телеизображе­нию теряется непосредственность ощу­щения пространственности.

В некоторых случаях, например, при моделировании освещения интерь­еров рекомендуется создавать полуобъ­емные макеты, построенные по зако­нам линейной перспективы и обеспе­чивающие стереоскопическое восприя­тие глубины пространства.

Как указывалось выше, идентич­ность восприятия освещенного объекта и его модели зависит и от уровня яр­кости того и другого. Некоторые исс­ледователи утверждают, что при про­ектировании освещения интерьера уро­вень яркости макета может отличаться от натуры примерно в 3 раза в боль­шую и меньшую стороны, при этом принцип подобия не будет нарушен, если соблюдено подобие светлотных контрастов (выражающихся в частном случае в равенстве отношений ярко­стей в интерьере и на его макете). Однако сложность количественного оп­ределения светлотных характеристик, особенно для условий наружного осве­щения, а также более осторожные оценки других ученых, свидетельству­ющие об отсутствии прямого подобия светлотных соотношений на реальном объекте в реальной среде и на его мо­дели в лаборатории, не позволяют с уверенностью назвать значение коэф­фициента яркостного подобия модели и натуры.

Несмотря на свои достоинства, ме­тоды светомоделирования на макетах уменьшенного масштаба не могут дать ответы на все вопросы. В частности, не затрагиваются экологические про —

Глава 5. Инсоляция и солнцезащита в архитектуре 205


Блемы, связанные с взаимным влия­нием человека и окружающей среды.

В этом может помочь третья груп­па светотехнических макетов, к кото­рым относятся модели объектов в на­туральную величину (или сами реаль­ные объекты), освещаемые с помощью реальных светильников и источников света. На них проверяется правиль­ность принятого конструктивного и светотехнического решения, оценива­ется распределение светового потока и яркости, определяется более точное значение КПД отдельных частей ос­ветительной установки, удобство и приемлемость размещения осветитель­ных приборов с точки зрения их об­служивания и размещения в архитек­турном ансамбле.

Такой способ моделирования, по существу являющийся частным случа­ем метода масштабного светомодели — рования, целесообразен, например, для исследования и разработки элементов светящих потолков со сложной конфи­гурацией отражающих поверхностей и недиффузными покрытиями, для вы­бора приема освещения скульптур, ма­лых архитектурных форм, зелени или фрагментов пластически сложных фа­садов, для отработки программ цвето — динамического освещения объектов. В частности, он был применен в 1987 г. проф. Н. В. Оболенским и группой специалистов при реализации програм­мы "Звук и Свет" в Дмитриевском со­боре во Владимире.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что моделирование осве­щения в натурных условиях по пред­варительным светотехническим расче­там и эскизным проектным разработ­кам нередко предшествует выбору окончательного варианта освещения и является целесообразным и весьма эффективным приемом.

Глава 5. ИНСОЛЯЦИЯ И СОЛНЦЕЗАЩИТА В АРХИТЕКТУРЕ

5.7. Основные понятия

Инсоляция (лат. insolatio, от insolo — выставляю на солнце) — суммарное солнечное облучение повер­хностей и пространств — важнейший фактор формирования климата.

Воздействие инсоляции на челове­ка и окружающую среду двойственно: оно благотворно и экономически вы­годно, поэтому необходимо обеспечить доступ солнечного света в городские пространства и интерьеры зданий в любых географических районах; оно же вызывает перегрев, световой дис­комфорт, УФ-переоблученность и пе­рерасход электроэнергии на регулиро­вание микроклимата в зданиях, что предопределяет необходимость защиты от него и рационального его исполь­зования.

Диалектическое единство положи­тельных и отрицательных эффектов, вызываемых инсоляциеи в гигиениче­ском, психологическом, эстетическом и технико-экономическом аспектах, представлено в табл. 5.1.

В своей монографии, посвященной инсоляции в строительстве, Л. Л. Даш­кевич [8 1 приводит результаты иссле­дований рассеянной солнечной радиа­ции, которая в биологическом аспекте играет не меньшую, если не большую роль, чем прямая радиация, так как только благодаря ей достигается осве­щение тех мест, куда непосредственно не поступают прямые солнечные лучи. Кроме того, в естественных условиях солнечная радиация никогда не бывает только прямой.

Комфортные ощущения и эстети­ческое воздействие светоцветовой сре­ды (положительные эмоции) возможны только при условии исключения таких угнетающих человека факторов, как физиологически и психологически не —



http://legkanosha.com.ua/ desisan 124 кошелек женский кожаный купить..