НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ И СМЕТНАЯ ПРИБЫЛЬ

Вопрос. Просим дать разъяснение о применении понижающего коэффици­ента К=0,9 на накладные расходы при реконструкции в общественных зданиях с перепрофилированием на объектах Федерального назначения.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.11.2004 г. №6-823, нормативы накладных расходов на работы по реконструкции объектов производствен­ного и непроизводственного назначения, включая общественные здания, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, уста­новленных для строительных работ.

При этом для определения сметной стоимости работ по реконструкции зданий с использованием нормативов накладных расходов по видам строи­тельных, монтажных и ремонтно-строительных работ понижающий коэффи­циент 0,9 к нормативам не применяется.

Вопрос. Согласно методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), приложение 5 п.15 «Санитарно-технические работы» указаны нормативы накладных расхо­дов на демонтаж и разборку в размере 81% на смену труб в размере 113%.

В связи с тем, что указан размер накладных расходов только по двум ви­дам работ, прошу Вас направить в наш адрес разъяснения по применению размера накладных расходов на: 1 Смену арматуры.

2. Смену санитарно-технических приборов.

3. Ремонт арматуры.

4. Прочистка канализационной сети.

5. Ремонт бетонных лотков в колодцах.

6. Перегруппировка секций старых радиаторов.

7. Промывка и прочистка отопительных приборов.

8. Слив и наполнение водой системы отопления.

9. Смена жалюзийных решеток.

10. Ремонт. Прочистка вентиляционных каналов.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 06.09.2004 г. №6-250, норма­тивы накладных расходов на ремонтные внутренние санитарно-технические работы, приведенные в п. 15.1 приложения 5 к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81­33.2004, применяются при демонтаже и разборке трубопроводов и приборов в соответствии с ГЭСНр-2001-65 (таблицы 1-4,12-14,19, 22-24, 26-32, 35-37). На остальные виды работ (таблицы 5-11,15-18, 20-21, 25, 33, 34, 38) приме­няется норматив накладных расходов по п. 15.2 указанного приложения.

С учетом изложенного, при определении сметной стоимости ремонтно- строительных работ в районах Крайнего Севера по смене и ремонту арматуры, санитарно-технических приборов, прочистке канализационной сети, ремонту бетонных лотков в колодцах, перегруппировке секций старых радиаторов, смене жалюзийных решеток и ремонту вентиляционных каналов применя­ется норматив накладных расходов в размере 113% к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, а по работам, связанным с промывкой и прочисткой отопительных приборов, сливом и наполнением водой систем отопления, ремонтом вентиляционных каналов — в размере 81 процента.

Вопрос. ОАО «Бамтоннельстрой» как подрядная организация выполняет работы по строительству 2-го Джебского тоннеля Красноярской железной до­роги. В соответствии с Проектом Организации Строительства работы ведутся вахтовым методом. Просим разъяснить, должен ли Заказчик компенсировать затраты подрядной организации, возникающие при вышеуказанном методе ведения работ, а именно:

— доставка продуктов питания до вахтового поселка, расположенного вблизи производства работ;

— содержание медицинского персонала и машины скорой помощи, обслуживающей строительство и вахтовый поселок.

Заказчик отказывается возмещать данные затраты ссылаясь на то, что они не относятся к вахтовому методу ведения работ, и учтены нормой накладных расходов утвержденной Госстроем России для тоннелей в размере 108% от средств на оплату труда.

Кроме того, перевозка рабочих до места производства работ осущест­вляется автотранспортными средствами подрядчика. Заказчик, ссылаясь на то, что перевозка рабочих не является основным видом деятельности ОАО «Бамтоннельстрой» исключает из планово-расчетных цен, рассчитанных со­гласно методическим указаниям МДС 81-3.99, нормативную прибыль, просим разъяснить, правильно ли действует Заказчик.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22.06.2004 г. №6-15, порядок медицинского обслуживания проживающих в вахтовом поселке работников, комплектование и содержание медперсонала, обеспечение медикаментами, содержание машины скорой помощи, а также организация питания с достав­кой продуктов до вахтового поселка устанавливается строительной организа­цией совместно с заказчиком и органами здравоохранения и торговли.

Расходы, связанные с оплатой услуг по медицинскому обслуживанию и организации торговли и общественного питания, осуществляются за счет накладных расходов.

В случае, если величина накладных расходов, рассчитанная на основе нормативов по видам работ, не покрывает расходы подрядной организации по обслуживанию работников строительства, рекомендуется по согласованию с заказчиком разрабатывать индивидуальную норму накладных расходов.

Согласно п.1.5 «Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» МДС 81 -3.89 в стоимости маш.-часа автотранспортных средств учитываются накладные расходы и сметная прибыль, начисляемые по индивидуальным нормам на показатели оплаты труда водителей.

Вопрос. Просим дать разъяснение о компенсации единого социального налога в размере 6,0% от доходов подрядчиков при упрощенной системе нало­гообложения в расчетах за выполненные строительно-монтажные работы.

Так как налог на добавленную стоимость учитывается в стоимости мате­риалов, а нормативы накладных расходов и сметной прибыли применяются с коэффициентами, соответственно, 0,7 и 0,9 — для отчислений единого со­циального налога у подрядчика не достаточно дохода.

Безубыточность подрядчиков, применяющих упрощенную систему нало­гообложения, возможна при сохранении накладных расходов и сметной при­были по письму Госстроя РФ от 06.10.2003 г. №НЗ-6292/10 и компенсации заказчиками единого социального налога в размере 6% от объема строи­тельно-монтажных работ.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 21.06.2004г. №АП-3185/06 разъяснило, что в соответствии с письмом Госстроя России от 06.10.2003 №НЗ-6292/10 при применении упрощенной системы налогообложения единый налог, введен­ный взамен исключаемых налогов, включается в расчет нормативов сметной прибыли.

Понижающий коэффициент 0,9 к нормативам сметной прибыли учитывает исключение из состава затрат сметной прибыли налогов на прибыль и иму­щество, а также включение затрат, связанных с оплатой единого налога по средней ставке (6% от дохода и 15% от дохода за минусом расхода).

В случае, если фактические затраты подрядных организаций по уплате единого налога по ставке 6% от дохода превышают величину сметной при­были, рассчитанную на основе нормативов, приведенных в «Методических указаниях по определению величины сметной прибыли в строительстве» МДС 81-25.2001 с коэффициентом 0,9, рекомендуется применять индивидуаль­ную норму сметной прибыли с включением затрат по компенсации единого налога.

Вопрос. Наша организация на правах субподрядной организации выпол­няет работы по цементационному закреплению грунтов по технологии «Jet Grouting» с использованием комплекта оборудования итальянской фирмы «Soil Mec» на строительстве дублера канализационного коллектора в районе площади Мужества в г. Санкт-Петербурге (зона аварийного участка метро­политена) заказчиком по которому является ГУП «Водоканал», а проектной организацией — «Ленметрогипротранс». В соответствии с проектным реше­нием, строительство коллектора осуществляется закрытым способом и для закрепления массивов слабых водонасыщенных грунтов, в которых должна осуществляться проходка ствола коллектора, вместо традиционного замо­раживания впервые применяется технология «Jet Grouting». Для этих работ были разработаны и согласованы с заказчиком расценки на бурение скважин для цементации и цементационное закрепление грунтов с использованием комплекта оборудования фирмы «Soil Mec». Эти расценки были использованы проектной организацией при составлении сметной документации по проекту. Расценки учитывают следующий состав работ:

1. Расценка на бурение скважин для цементационного закрепления грунта: монтаж оборудования при доставке на площадку; установка оборудования на точку бурения и приведение в рабочее состояние; бурение скважины с одновременным опусканием нагнетательного инструмента и очистка забоя от выбуренного шлама; наращивание буровых труб звеньями по 3 м при бурении скважин на глубину более 10 м и демонтаж звеньев труб после окончания бурения;

2. Расценка на цементационное закрепление грунтов: присоединение на­гнетательной линии на точку цементации; подготовка нагнетательной линии к работе; выбор и задание режимов нагнетания (программирование растворно-нагнетательного комплекса); нагнетание цементного раствора в скважину с поступательно-вращательным подъемом нагнетательного инструмента; отсоединение нагнетательной линии; промывка нагнета­тельной линии.

Все работы по закреплению массива грунта были выполнены в соответ­ствии с проектом и приняты технадзором Заказчика с оформлением актов на скрытые работы. Кроме того, в соответствии с проектом были выполнены контрольные скважины с отбором керна, которые подтвердили качество выполненных работ.

При производстве генподрядчиком дальнейших работ (проходка ствола шахты) возникла аварийная ситуация с прорывом через закрепленный массив грунта напорных грунтовых вод, что доказало недостаточную эффективность заложенных в проекте решений. В связи с этим возникла необходимость проведения дополнительного исследования сплошности закрепленного мас­сива грунта в зоне прорыва методами, отличными от принятых в проекте, для принятия решения о мерах необходимых для ликвидации аварии.

В виду особой ответственности и уникальности подобных работ по закреп­лению значительных массивов грунта в условиях Санкт-Петербурга, отсутствия единой методики или нормативов по оценке качества подобных работ и в связи с аварийной ситуацией, по поручению заказчика для определения сплошности закрепленного массива грунта были привлечены специализированные научно- исследовательские организации, занимающиеся разработкой и внедрением современных методов геотехнических исследований. Сплошность массива определялась методом сверхширокополосного зондирования (ЗАО «Геоди — зонд»), методом резонансно-акустического профилирования (ФГУП «ВИТР») и инженерно-геологическими изысканиями с отбором проб грунта из скважин глубиной до 24 м и замером температуры (ЗАО «ЛенТИСИЗ»). Стоимость дополнительных исследовательских работ по договорам составила более 1000 000,00 рублей. Учитывая результаты исследований и мнение подрядчика были изменены проектные решения последующих очередей строительства. Заказчик, ГУП «Водоканал», отказывается оплачивать затраты, понесенные подрядчиком на дополнительные исследовательские работы, считая, что они учтены накладными расходами по статье «содержание производственных лабораторий».

Подрядчик не может согласиться с таким утверждением заказчика по цело­му ряду причин: — сумма накладных расходов по выполненным на этом объекте работам составила 1129 671,00 руб. Согласно приложения №7 к МДС 81 -4.99 удельный вес расходов на содержание производственных лабораторий в со­ставе накладных расходов составляет 1,21%. На данном объекте при сумме накладных расходов 1 129 671,00 расходы на содержание производственных лабораторий составляют всего 13 669,02 рубля:

— в силу своей специализации (свайные основания из буронабивных свай различных диаметров, усиление оснований и фундаментов, цементаци­онное закрепление грунтов) ЗАО «Геострой», как подрядчик, на каждом объекте за счет накладных расходов оплачивает услуги привлеченных лабораторий по испытанию растворных и бетонных смесей с предоставлением результатов испытаний заказчику и содержит собственную лабораторию по подбору составов растворных и бетонных смесей;

— необходимость выполнения работ научно-исследовательского характера на данном объекте возникла в результате нештатной, аварийной ситуа­ции. Подобные ситуации исключительно индивидуальны для конкретного объекта, а следовательно и затраты, вызванные их возникновением не могут быть учтены усредненными Нормами накладных расходов.

В связи со сложившейся ситуацией, просим разъяснить к чему относятся затраты на дополнительные научно-исследовательские работы: к накладным расходам подрядчика или к дополнительным затратам, включаемым в смету стройки.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 03.03.2004 г. №10- 137(71), работы по обследованию сплошности закрепления массивов грунта современными методами геотехнических исследований не входят в число обычных процедур производственного контроля строительных конструкций и сооружений учтенными накладными расходами подрядной организации. Указанные расходы следует определять отдельными расчетами с включением в главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства. При отсутствии этих средств в сметной документации возме­щения фактических расходов, связанных с оплатой работ по дополнительному обследованию грунтов специализированными организациями, производится заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Вопрос. Просим разъяснить порядок применения накладных расходов на изготовление изделий в размере 66% от ФОТ, предусмотренных в МДС 81-33.2004 г.

Наша фирма занимается изготовлением и монтажом нестандартизирован- ного оборудования и металлоконструкций (изготовление составляет 65-70% от общей стоимости выполняемых фирмой работ).

Изготовление изделий производится на производственной базе, при­надлежащей нашей фирме. Калькуляция на изготовление изделий нами составляется с учетом письма Минфина РФ от 29.04.02 г. №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции».

Размер накладных расходов (внутрицеховых и внецеховых расходов) оп­ределяется на основании фактической бухгалтерской отчетности за какой-то период времени в соответствии с постановлением №552 от 05.08.92 г.

Перечень статей накладных расходов в строительстве (учтенных 66%) и перечень статей накладных расходов при изготовлении изделий на произ­водственной базе (не в построечных условиях) различны.

Просим разъяснить порядок определения накладных расходов на изготов­ление изделий в вышеуказанных условиях.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 06.04.2004 г. №10­260, отпускные цены на продукцию производственно-технического назначе­ния, включая нестандартизированное оборудование и металлоконструкции, формируются в соответствии с «Методическими рекомендациями по форми­рованию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», утвержденными Минэкономики России от 06.12.95 №СИ-484/7-982 с учетом накладных расходов предприятий и необходимой прибыли.

Норма накладных расходов в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих начисляется при определении сметной стоимости материалов, полуфабри­катов, а также металлических и трубопроводных заготовок в построечных условиях и не распространяется на продукцию производственно-технического назначения.

Вопрос. Уточните порядок применения новых норм накладных расходов, если смета посчитана в базе 1984 года.

Ответ. При применении сметно-нормативной базы 1984 года размер на­кладных расходов исчисляется от итога прямых затрат в порядке, установ­ленном в период действия сметно-нормативной базы 1984 года.

Прежде, чем перейти к следующему вопросу, мы публикуем письмо Гос­строя России от 06.10.2003 г. №НЗ-6292/10. Именно по этому письму и задается вопрос.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Ул. Строителей, дом 8, корп. 2, Москва, ГСП, 119991

06.10.2003 №НЗ-6292-10

В связи с поступающими запросами о порядке определения сметной сто­имости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения, Госстрой России разъясняет.

С вводом в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели при использовании упрощенной системы налогообложения платят единый налог вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога (ЕСН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Средства, связанные с уплатой ЕСН (до 01.01.01 — затраты на социальные нужды), учтены в нормах накладных расходов.

Согласно структуре накладных расходов в строительстве указанные затра­ты включены в 16 статей затрат прил. 6 к «Методическим указаниям по опре­делению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-4.99).

В связи с этим при определении сметной стоимости строительства и рас­четах за выполненные работы для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать указанные статьи из рас­чета индивидуальных норм накладных расходов, а при применении в сметах укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства или по видам строительных и монтажных работ к указанным нормативам следует применять коэффициент 0,7.

В соответствии с п.1.2 «Методических указаний по определению сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001) в составе норматива сметной прибыли учтены затраты, связанные с уплатой налога на прибыль предпри­ятий, имущество, а также налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.

При применении упрощенной системы налогообложения указанные налоги не начисляются и подлежат исключению из нормативов сметной прибыли. При этом единый налог, введенный взамен исключаемых налогов и возмещаемый за счет сметной прибыли, включается в расчет нормативов сметной прибыли.

С учетом изложенного, при использовании в сметной стоимости работ нормативов сметной прибыли, приведенных в МДС 81 -25.2001, к нормативам применяется понижающий коэффициент 0,9.

С переходом на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели продолжают оплачивать нДс поставщи­кам строительных материалов, изделий и конструкций, а так же управлениям механизации за оказываемые услуги.

При этом затраты организации на указанные цели должны определяться по рас­чету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ.

Пример расчета затрат на уплату НДС приведен в приложении.

Приложение: по тексту на 1 л.

Н. В. Зацаринский

Глава 9 Глава 9

Приложение к письму от 06.10.2003 №НЗ-6292/10 Пример расчета затрат на уплату НДС (цифры условные)

Статьи затрат

Сметная сто­имость строи­тельства в теку­щем уровне цен (тыс. руб)

Расчет затрат на уплату НДС по ставке 20%

Прямые затраты в т. ч.

Материалы

6150

6150*0,2=1230

Оплата труда рабочих

1960

Затраты на эксплуатацию машин

1890

(1890-370)*0,2=304

А т. ч. оплата труда машинистов

370

Итого

10000

1 534

Накладные расходы

1925

1925*0,183*0,2=70

(1960+370)*1,18*0,7

Сметная прибыль

1363

1363*0,15*0,2=41

(1960+3 70)*0,65*0,9

Всего

13288

1645 или 12,4%

(1645/13288) к сметной стой-

Примечание:

0,183 — удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре наклад­ных расходов;

0,15 — удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре сметной прибыли;

1,18-укрупненный норматив накладных расходов по жилищно-гражданскому строительству (прил. 2 МДС 81-4.99);

0,65 — общеотраслевой норматив сметной прибыли (п. 2.1 МДС 81-25.2001).

Вопрос. Наша организация осуществляет свою деятельность на условиях подряда, а в ряде случаев выступает генподрядчиком. Организация не явля­ется плательщиком НДС и в сметные расчеты сумму НДС не включает.

С января 2003 года наша организация перешла на Упрощенную систему налогообложения, где согласно ст.346-14 гл. 26-2 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является доход, облагаемый по ставке 6% (п.1 ст. 346-20 гл. 26-2 НК РФ).

При такой форме налогообложения налогоплательщик должен платить единый налог от всей суммы выручки, вне зависимости от того, имел ли он в этом налоговом периоде прибыль или убыток. В этом отличие данного вида упрощенной системы налогообложения от другого, при котором объектом налогообложения являются не доходы, а доходы за вычетом расходов, обла­гаемые по ставке 15%.

Согласно п.2 ст. 346-11 гл. 26-2 НК РФ «применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на иму­щество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период».

Из этого следует, что Налоговым кодексом РФ предусмотрена не отмена одних налогов и введение других, а равносильная замена одних налогов другими.

Таким образом, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощен­ной системы налогообложения подразумевает собой совокупность следующих налогов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Вместе с тем, трактовка данной статьи Налогового кодекса РФ, описанная в письме №НЗ-6292/10 от 06.10.03, направленном в органы исполнительной власти субъектов РФ и в региональные центры по ценообразованию в стро­ительстве по своей сути ошибочна и применение понижающих коэффици­ентов 0,7 к накладным расходам и’0,9 к сметной прибыли необоснованы. Их применение неизбежно приведет строительную организацию, работающую по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения — доходами, к разорению. Налицо факт ущемления интересов субъектов малого бизнеса. Это все осложняется еще и тем, что до конца текущего года в соответствии с Налоговым кодексом РФ наша организация не имеет права сменить объект налогообложения.

В связи с этим, прошу разъяснить следующее: 1. В случае применения в сметных расчетах понижающих коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли, рекомендованных вышеназ­ванным письмом Комитета, имеет ли наша организация право включать в сметную стоимость сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет.

2. На основании каких расчетов Вами сделан вывод о применении понижаю­щих коэффициентов именно в случае применения организацией упрощен­ной системы налогообложения с объектом налогообложения — доходами, облагаемыми по ставке 6%?

Кроме того, убедительно прошу разрешить нашей организации работать без применения понижающих коэффициентов, т. к. их применение в нашем случае противозаконно и мешает нормальному существованию и дальней­шему развитию строительной организации.

Ответ. Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России письмом от 13.04.2004 г. №10-285 дало разъяснение, которое приводим ниже.

Управление ценообразования и сметного нормирования по поставленному вопросу разъясняет.

В соответствии с письмом Госстроя России от 06.10.2003 №НЗ-6292/10 затраты, связанные с уплатой единого налога при использовании организаци­ями упрощенной системы налогообложения, включаются в расчет нормативов сметной прибыли.

При расчете понижающего коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли, приведенных в Методических указаниях по определению величины сметной прибыли МДС 81-25.2001, учтен среднеотраслевой уровень начис­ления единого налога, включающий два способа: от дохода организаций в размере 6% и от дохода за минусом расхода в размере 15%.

В случае, когда фактические затраты по возмещению единого налога в размере 6% от дохода (с включением стоимости материальных ресурсов) превышающего величину сметной прибыли с коэффициентом 0,9, рекомен­дуется разрабатывать индивидуальной норматив сметной прибыли с учетом затрат на уплату единого налога.

Вопрос. Просим дать разъяснение:

1. Распространяются ли нормативы накладных расходов и сметной прибыли, приведенные в МДС 81-33.2004 (приложение 3, 4, 5) Методических ука­заний по определению величины накладных расходов в строительстве, и МДС 81 -25.2001 (приложение 1 (3), 2(4)), с учетом изменений, изложенных в письме №АП-5536/06 от 18.11.2004 Методических указаний по опреде­лению величины сметной прибыли в строительстве для выполнения работ по текущему ремонту конструктивных элементов зданий, внутренних и наружных систем и оборудования индивидуальными предпринимателями и организациями (ЗАО, ОАО, АО)? Предусмотрены ли к этим нормативам по­нижающие коэффициенты при текущем ремонте, и в каких размерах?

2. Если должны быть предусмотрены индивидуальные нормы, то применя­ются ли, и в каких размерах понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли по вышеуказанным нормативам без расчета индивидуальной нормы.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.04.2005 г. №6-276 при опреде­лении сметной стоимости работ по текущему ремонту объектов с использо­ванием сборников ГЭСНр-2001 (ФЕРр, ТЕРр) приведенных в «Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81 -33.2004 и «Методических указаниях по определению величины смет­ной прибыли в строительстве МДС 81 -25.2001 (с учетом письма от 18.11.2004 №АП-5536/06) (72) в размерах, установленных для работ по капитальному ремонту (ремонтно-строительным работам).

При этом для определения стоимости работ по текущему ремонту, выпол­няемых индивидуальными предпринимателями, величина накладных расходов и сметной прибыли рассчитывается на основе индивидуальных норм, согласо­ванных с заказчиком, т. к. нормативы, приведенные в МДС 81 -25.2001 и МДС 81-33.2004, на индивидуальных предпринимателей не распространяются.

Вопрос. Просим разъяснить порядок применения МДС 81-25.2001 по ви­дам ремонтно-строительных работ, т. е. возможно ли применение нормативов сметной прибыли, приведенных в Приложении 3 МДС по видам строительных и монтажных работ, для ремонтно-строительной деятельности.

В частности, при подготовке смет на реконструкцию и модернизацию лифтов использовались Государственные элементные сметные нормы на капитальный ремонт оборудования (ГЭСНмр-2001 М41 «Капитальный ремонт и модернизация лифтов»). Согласно п.2.8 сборника норм сметной прибыли принимается в соответствии с Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81 -25.2001). Просим разъ­яснить — какой норматив сметной прибыли следует применять на указанный вид работ, если финансирование производится за счет средств бюджета города по целевой статье «капитальный ремонт».

Ответ. В соответствии с письмом Управления ценообразования и сметного нормирования Госстроя России от 05.02.2004 г. №10-60, при определении сметной стоимости ремонтно-строительных работ нормативы сметной прибы­ли по видам строительных и монтажных работ, приведенные в приложении 3 к «Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве» МДС 81 -25.2001, не применяются.

Норматив сметной прибыли при производстве работ по капитальному ремонту лифтов следует принимать в размере 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.

Вопрос. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ письмом от 31.01.2005 г. №ЮТ-260/06 (73) «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве» в связи с изменением налоговой ставки ЕСН с 35.6% до 26% рекомендовало в нормативных накладных расходах, приведен­ных в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, применять коэффициент 0,94.

Однако в письме не указано, что этот коэффициент применяется при раз­работке сметной документации и расчетах за выполненные работы в текущих ценах, в связи с чем ряд проектных организаций включают указанный выше коэффициент в базу 2001 года, хотя в этот период размер ставки ЕСН не изменялся и составлял 35,6%.

В связи с изложенным, просим дать разъяснение по применению коэф­фициента 0,94.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.03.2005 г. №6-221 в связи с изменением с 1 января 2005 г. налоговой ставки единого социального налога при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94. Указанный коэффициент не применяется при составлении локальных смет в базисном уровне цен, введенных с 01.01.2001.

Вопрос. Прошу уточнить, на какие таблицы сборников ГЭСНр-65 и ГЭСНр-66 следует начислять нормы накладных расходов, приведенные в п.15, п.16 приложения 5 к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.03.2005г. №6-169 норматив накладных расходов на ремонтные внутренние санитарно-технические работы, приведенный в п.15.1 приложения 5 к «Методическим указаниям по определе­нию величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004, приме­няется при демонтаже и разборке трубопроводов и приборов в соответствии с ГЭСНр-2001-65 (таблицы 1-4, 12-14, 19, 22-24, 26-32, 35-37). На остальные виды работ (таблицы 5-11,15-18, 20-21, 25, 33 34, 38) применяется норматив накладных расходов по п. 15.2 указанного приложения, в размере 103% от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Норматив накладных расходов на ремонт наружных инженерных сетей, приведенный в п.16.1 указанного приложения, применяется при работах по разборке и очистке в соответствии с ГЭСНр-2001-66 (таблицы 1-3, 8, 10-13, 24-27, 35).

На другие виды работ (таблицы 4-7, 9, 14-23, 28-34, 36-46) применяется норматив накладных расходов по п. 16.2 в размере 108% от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Вопрос. В МДС 81-33.2004 (Методические указания по определению вели­чины накладных расходов в строительстве), введенной в действие с 09.03.2004 года нет указаний о норме накладных расходов на текущий ремонт в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого подрядным способом.

Прошу дать разъяснение по применению п.3.2 МДС 81-33.2004 «Норма­тивы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно — строительных работ…» Можно ли трактовать фразу «ремонтно-строительных работ» как все виды ремонтных работ, т. е. капитальный ремонт, текущий ремонт, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (п.1.8 МДК 2-03.2003), т. к. стоимость всех этих работ определяется по сборникам на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр — 2001 -51 -69). Кроме того, часть стоимости текущего ремонта определяется по сборникам ГЭСН-2001 ГЭСНм-2001. В примечании п.1 Приложения №4 МДС 81 -33.2004 говорится только о капитальном ремонте.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29.07.2004г. №6-121 при определении сметной стоимости работ по текущему ремонту объектов жилищно-коммуналь­ного хозяйства, осуществляемого подрядным способом, с использованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001 и ГЭСНп-2001 применяют­ся нормативы накладных расходов по видам работ к указанным сборникам, приведенным в приложения 4 и 5 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81 -33.2004.

Вопрос. Просим дать разъяснение о применении или неприменении ука­занного коэффициента при использовании ТСНБ-2001.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.05.2005г. №6-390, в связи с изменением с 01 января 2005 г. налоговой ставки единого социального налога при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94.

При базисно-индексном методе определения стоимости работ указанный коэффициент учитывается при расчете индекса перехода в текущий уровень цен и не применяется при составлении смет в базисном уровне цен с исполь­зованием ТСНБ-2001.

Вопрос. При строительстве жилого дома, отделочники штукатурят стены внутри здания до того, как вставлены окна. Эти проемы зашивают полиэти­леновой пленкой на деревянном каркасе.

За счет каких средств оплачиваются эти работы:

«Временные здания и сооружения»

«Зимние»

«Накладные»

Ответ. Эти затраты относятся к нетитульным временным зданиям и соору­жениям, т. е. к накладным расходам подрядной организации.

Вопрос. В соответствии с МДС 81-34.2004 укрупненные нормативы на­кладных расходов по видам строительства в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним значительно выше, чем в МДС 81-33.2004 Для районов с обычными природно-климатическими условиями. Повышенные нормы накладных расходов в аналогичном порядке были предусмотрены и сметно-нормативной базой 1984 г.

Однако, норматив накладных расходов, применяемый при определении сметной стоимости материалов, металлических и трубопроводных заготовок, изготавливаемых в построечных условиях, предусмотренный этими методи­ческими указаниями, имеет одинаковую величину.

Наша организация осуществляет инвестиционно-строительную деятель­ность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Из-за отсутствия в этих районах развитой базы стройиндустрии многие дочерние подрядные организации вынуждены создавать вспомогательные производс­тва, выпускающие законченную продукцию или выполняющие работы (услуги) несвойственные основному профилю деятельности предприятия (участки по изготовлению металлоконструкций, трубопроводных узлов, металлозаготовок, деревянных конструкций, железобетонных, бетонных изделий и конструкций и т. д.) и находящиеся на строительном балансе. Стоимость указанной про­дукции оплачивается Заказчиком по калькуляции.

По нашему мнению, указанный норматив накладных расходов также должен дифференцироваться в зависимости от природно-климатических условий.

Прошу разъяснить, какими нормативами накладных расходов и плановой прибыли, и в каких размерах следует руководствоваться при определении стоимости этой продукции.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 08.07.2004 г. №АП-3463/06(74) разъяснило, что при определении размеров накладных расходов и прибыли в сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготавливаемых в построечных условиях при строительстве в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, необходимо руководствоваться МДС 81 -34.2004 и МДС 81 -25.2001.

В соответствии с МДС 81 -34.2004 (пункт 3.10) накладные расходы состав­ляют 66% от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Сметная прибыль при изготовлении материалов, металлических и трубоп­роводных заготовок в построечных условиях устанавливается в размере 65% от величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 МДС 81-25.2001).

Согласно п.2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) указанные норма­тивы накладных расходов и сметной прибыли не подлежат корректировке в сторону уменьшения.

Вопрос. Прошу разъяснить, в каком размере при определении сметной сто­имости реставрационных работ необходимо начислять сметную прибыль.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.08.2004г. №6-175(75), в связи с тем, что нормативы сметной прибыли по видам реставрационных работ не разработаны, при определении сметной стоимости указанных работ нор­матив сметной прибыли принимается в размере 65% к оплате труда рабочих (строителей и механизаторов).

Вопрос. В связи со снижением с 01.01.2005г. максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) прошу разъяснить:

1. Каким образом (коэффициентом) следует учитывать снижение ставки ЕСН при определении стоимости проектных и изыскательских работ на основании соответствующих Справочников базовых цен и Сборников цен на проектные и изыскательские работы для строительства?

2. Учтено ли снижение с 01.01.2005 ставки ЕСН при определении среднего уровня базовых цен на проектные работы для строительства и инфляционного индекса на изыскательские работы, а также при определении индексов изменения сметной стоимости строительства в целом, установленных на 1 квартал 2005 года в соответствии с письмами Минрегиона России от 14.02.2005 №500-ВГ/70 и от 25 02 2005 №645-ВГ770?

3. Каким образом при пересчете сметной стоимости строительства объек­тов, стоимость которых определена до 01.01.2005 г., следует учитывать изменение ставки ЕСН?

4. Поручено ли региональным центрам по ценообразованию в строительс­тве корректировать нормативы сметной стоимости в связи со снижением максимальной ставки ЕСН?

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 17.06.2005г. №6-482(76) разъяснило, что в связи с изменением с 01.01.2005 ставки единого социального налога (ЕСН) при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен к нор­мативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94.

При базисно-индексном методе определения стоимости работ и расчетах за выполненные работы, включая переходящие на 2005 год объекты, ука­занный коэффициент учитывается при расчете индекса перехода в текущий уровень цен и не применяется при составлении смет в базисном уровне цен с использованием сметно-нормативной базы 2001 года.

Порядок применения нормативов накладных расходов в строительстве со­общен региональным органам по ценообразованию в строительстве письмом Росстроя от 31.01.2005 г. №ЮТ-260/06(73).

При определении сметной стоимости и формировании договорных цен на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт следует руководс­твоваться «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), введенной в действие с 09.03.2004.

Методика рассмотрена Минюстом России и признана документом, соот­ветствующим законодательству Российской Федерации и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10.03.2004 №07/2699-ЮД).

Согласно п.4.30. Методики для определения норм накладных расходов в локальных сметах используются Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве.

При определении стоимости проектно-изыскательских работ в текущем уровне цен на основании сборников и справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы снижение с 01.01.2005 ставки единого социально­го налога учитывается при определении ежеквартально устанавливаемого инфляционного индекса на проектные и изыскательские работы, в т. ч. на I квартал 2005 года.

Вопрос. Госстрой России постановлением от 12.01.2004 г. №6 принял и ввел в действие с 12.01.2004 г. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004).

В указанных МДС 81-33.2004 нормы накладных расходов на работы по реставрации памятников истории и культуры приведены по основным видам строительства (приложение 3), а по видам строительных и монтажных работ не приведены.

Просим разъяснить, можно ли при составлении локальных смет и расче­тах за выполненные реставрационные работы пользоваться приведенными нормами по видам строительства (приложение 3), как это предусмотрено для атомных электростанций (пятый абзац, п.4.1 раздела 4 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве).

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.06.2004 г. №АП-2970/06(77), в связи с тем, что нормативы накладных расходов по видам реставрационных работ не разработаны, при составлении локальных смет и расчетах за выпол­ненные работы допускается применение укрупненного норматива накладных расходов на работы по реставрации памятников истории и культуры в размере 110% к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Вопрос. В настоящее время отдельные проектные организации и заказчики при определении сметной стоимости реконструкции автомобильных дорог применяют, ссылаясь на пункт 2.2. «Методических указаний по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001», общеотраслевой нор­матив сметной прибыли для ремонтно-строительных работ в размере 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

Наша организация не может с этим согласиться, и считает, что нормати­вы сметной прибыли должны определяться в соответствии с приложением 3 этих методических указаний, так как реконструкция объектов не относится к капитальному ремонту, а тяготеет к новому строительству.

Ответ. Согласно разъяснению Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, приведенному в письме от 03.02.2005 г. №6-63(78), нормативы сметной прибыли на работы по реконструкции объ­ектов производственного и непроизводственного назначения, включая авто­мобильные дороги, выполненные подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.

При этом для определения сметной стоимости реконструкции автомо­бильных дорог могут применяться наряду с общеотраслевым нормативом сметной прибыли в размере 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и нормативы по видам работ, приведенные в приложении 3 к Методическим указаниям по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001.

Вопрос. В связи со снижением максимальной ставки единого социаль­ного налога (ЕСН), Федеральное агентство по строительству и жилищно — коммунальному хозяйству письмом от 31.01.2005 №ЮТ-260/06 (73) с 01 января 2005 г. установило к нормам накладных расходов понижающий коэффициент 0,94.

Наша организация и ряд других организаций считают правомерным применение данного коэффициента при определении сметной стоимости в текущем уровне цен ресурсным методом и при расчетах индекса удорожания сметной стоимости.

Однако на практике, при определении сметной стоимости в базисном уровне цен и пересчете в текущие цены индексом, коэффициент 0,94 приме­няется отдельными заказчиками по сути два раза: в базе и в индексе. Чтобы избежать двойного учета, указанный коэффициент необходимо учитывать или в базисном уровне цен или в индексе пересчета. Но если проектные институты учтут этот коэффициент в сметах в базисном уровне цен, то Региональные центры ценообразования в строительстве должны будут поменять модели, применяемые для расчета индексов. А это на практике будет очень сложно выполнить.

В связи с этим наша организация считает, что понижающий коэффициент 0,94 необходимо учитывать только при расчете индекса пересчета в текущий уровень цен.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12.04.2005 г. №6-270(79), в связи с изменением с 1 января 2005 г. налоговой ставки единого социального налога при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94.

При базисно-индексном методе определения стоимости указанный коэф­фициент учитывается при расчете индекса перехода в текущий уровень цен и не применяется при составлении смет в базисном уровне цен, введенных с 01.01.2001.

Вопрос. По каким нормативам в базе 2001 г. следует определять затраты на:

— установку домкратов реечных г/п 5 т;

— установку гидравлических домкратов г/п от 30 до 50 т;

— нивелировку подкрановых путей и балок.

Ответ. Затраты по применению производственных приспособлений, в том числе домкратов, не включенных в сборники ГЭСН-2001 и затраты на ниве­лирование конструкций учтены в накладных расходах в составе собственных и арендуемых основных фондов и в расходах по геодезическим работам при производстве строительных работ, соответственно.

Вопрос. Просим разъяснить, имеем ли мы право при расчете индекса договорной цены, пользоваться МДС 81-4.99 приложение 2 п. З для опре­деления величины накладных расходов ввиду того, что строящийся объект (крупнопанельный высотный дом) является переходящим объектом и сметная документация выполнена в ценах 1984 г.

Ответ. В соответствии с письмом Управления строительства Федераль­ного агентства по строительству и ЖКХ от 14.06.05 г. №6-467(80), с вводом в действие с марта 2004 г. «Методических указаний по определению вели­чины накладных расходов в строительстве» МДС 81-35.2004, утратили силу аналогичные методические указания МДС 81-4.99.

В связи с этим, при расчетах за выполненные работы по строительству жилого крупнопанельного дома применяются индексы изменения сметной стоимости текущего уровня цен, к уровню цен 1984 г. при разработке кото­рых должны использоваться нормативы накладных расходов, приведенные в приложении 4 к МДС 81-33.2004.

Вопрос. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.05 г. №ЮТ-260/06(73) «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве» введен коэффициент 0,94 к нормам накладных расходов.

Прошу Вас дать разъяснение, должен ли применяться вышеуказанный ко­эффициент при определении сметной стоимости в базисных ценах 2001 г.

Ответ. В соответствии с письмом Управления строительства Федераль­ного агентства по строительству и ЖКХ от 14.06.2005 г. №6-469, в связи с изменением с января 2005 г. налоговой ставки единого социального налога при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов следует применять коэф­фициент 0,94.

При базисно-индексном методе определения стоимости указанный коэф­фициент учитывается при расчете индекса перехода в текущий уровень цен и не применяется при составлении смет в базисном уровне цен, введенных с 01 01.2001 г.

Вопрос. В письме Федерального агентства по строительству и жилищно — коммунальному хозяйству №АП-5536/06(72) от 18 ноября 2004 года «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» в примечаниях к приложению №1 данного письма сказано: «При определении сметной сто­имости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85».

В связи с различным пониманием содержания данных Примечаний со стороны Заказчика и со стороны Исполнителя прошу Вас дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Применяется ли выше указанный коэффициент 0,85 к нормативам сметной прибыли при определении сметной стоимости работ при капитальном и те­кущем ремонте, реконструкции с использованием сборников ФЕРм-2001.

2. Применяется ли выше указанный коэффициент 0,85 к нормативам сметной прибыли при определении сметной стоимости пуско-наладочных работ после проведения капитального и текущего ремонта, реконструкции с использованием сборников ФЕРп-2001.

3. Прошу дать разъяснения по величине сметной прибыли для пуско-на — ладочных работ после проведения текущего и капитального ремонта, реконструкции.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и ЖКХ от 14.06.2005 г. №6-468(81), при определении сметной стои­мости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведения новых конструктивных элементов в ремонтируемых зданиях) с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли по видам строительных работ следует применять с коэффициентом 0,85.

Указанный коэффициент не распространяется на монтажные и пусконала — дочные работы в ремонтируемых зданиях и сооружениях, сметная стоимость которых определяется на основе сборников расценок ТЕРм-2001 (ФЕРм), ТЕРп-2001 (ФЕРп).

Норматив сметной прибыли для пусконаладочных работ согласно п.48 приложения 3 к МДС 81 -25.2001 (с учетом письма Росстроя от 18.11.04 №АП — 5536/06) установлен в размере 40% к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).

Вопрос. Просим дать разъяснение о возможности применения коэффи­циента 0,94 к нормативам накладных расходов, письмо №ЮТ-260/06(73) «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве», если смета составлена в базе 2001 г. В нашем понимании данный коэффициент должен применяться, если смета составлена в текущем уровне цен, т. к. мак­симальная ставка ЕСН снижена с 1 января 2005 г. или он должен учитываться индексом удорожания для пересчета в текущий уровень цен. Правы ли мы?

Поскольку мы проектная организация, нам зачастую неизвестна подрядная организация и, если необходимо применение данных понижающих коэффици­ентов, то какой именно коэффициент (0,94 или 0,7) мы должны применить?

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 14.05.2005 г. №6-372 разъяснило, что в связи с из­менением с 1 января 2005 года налоговой ставки единого социального налога при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94.

При базисно-индексном методе определения стоимости работ указанный коэффициент учитывается при расчете индекса перехода в текущий уровень Цен и не применяется при составлении смет в базисном уровне цен, введен­ных с 01.01.2001.

В случаях, когда при разработке проектно-сметной документации в теку­щем уровне цен конкретные подрядные организации не определены к норма­тивам накладных расходов, необходимо применять коэффициент 0,94.

Вопрос. По договору подряда Заказчиком (Генподрядчиком) учитывается компенсация по зарплате с учетом ЕСН-26%. Мы, подрядчик, настаиваем, что дополнительно надо включать налог на обязательное медицинское страхова­ние от несчастного случая и проф. заболевания -1,2%, т. к. он тоже является обязательным налогом и отчисляется от заработной платы.

Просим дать разъяснения.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства от 01.04.2005 г. №6-233, затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учтены нормативами накладных расходов в строительстве (приложение 6 к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004) и дополнительно в сметную стоимость не включаются.

Вопрос. Просим разъяснить, на какие таблицы сборников ГЭСНр-65 и ГЭСНр-66 следует начислять нормы накладных расходов, приведенные в п.15, п.16 приложения 5 к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81 -33.2004.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.03.2005г. №6-169 норматив накладных расходов на ремонтные внутренние санитарно-технические работы, приведенный в п.15.1 приложения 5 к «Методическим указаниям по определе­нию величины накладных расходов в строительстве» МДС 81 -33.2004, приме­няется при демонтаже и разборке трубопроводов и приборов в соответствии с ГЭСНр-2001-65 (таблицы 1-4,12-14, 19, 22-24, 26-32, 35-37). На остальные виды работ (таблицы 5-11,15-18, 20-21, 25, 33-34, 38) применяется норматив накладных расходов по п.15.2 указанного приложения, в размере 103% от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Норматив накладных расходов на ремонт наружных инженерных сетей, приведенный в п. 16.1 указанного приложения, применяется при работах по разборке и очистке в соответствии с ГЭСНр-2001-66 (таблицы 1-3, 8, 10-13, 24-27, 35).

На другие виды работ (таблицы 4-7, 9, 14-23, 28-34, 36-46) применяется норматив накладных расходов по п.16.2 в размере 108% от фонда оплаты труда рабочих строителей и механизаторов.

Вопрос. В связи с выходом письма Федерального агентства по строительс­тву и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 г. №ЮТ-260/06(73) «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве», заказ­чик при проверке актов за выполненные работы в январе и феврале 2005 г.

(с применением индексов пересчета сметной стоимости за декабрь 2004 г.) применяет понижающий коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов по приложениям 3, 4, 5 к МДС 81 -33.2004 и по таблице 1, приложениям 4 и 5 к МДС 81-34.2004 г.

Правомерны ли действия заказчика?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 14.05.2005г. №6-372 в связи с изменением с 1 января 2005г. налоговой ставки единого социального налога при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94.

При базисно-индексном методе определения стоимости указанный коэффи­циент учитывается при расчете индекса перехода в текущий уровень цен.

С учетом изложенного, при расчетах за выполненные работы в январе и феврале 2005 г. должны применяться соответствующие индексы пересчета, в которых учитывается коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов.

Вопрос. В составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ, нормативы сметной прибыли были приняты согласно приложению 3 к МДС 81 -25.2001, введенных в действие постановлением Госстроя России от 28.02.2001 №15 и приложению 1,2 к письму №АП-5536/06(72) о порядке применения нор­мативов сметной прибыли в строительстве от 18.11.2004 с выходом которого приложение 3 к МДС 81 -25.2001 утратило силу. В актах за выполненные работы заказчик снижает нормативы сметной прибыли до 50% к величине средств на оплату труда рабочих ссылаясь на раздел 2 МДС 81-25.2001. Правомерны ли действия заказчика, если в договоре этот вопрос не оговорен?

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 14.05.2005 г. №6-372 разъяснило, что величина сметной прибыли при выполнении ремонтных работ может определяться с использованием:

— общеотраслевого норматива в размере 50% от средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов);

— норматив по видам ремонтно-строительных работ при использовании сборников ФЕРр-2001 (ТЕРр-2001);

— нормативов по видам строительных работ при применении ФЕР-2001 (ТЕР-2001) с коэффициентом 0,85;

— индивидуальной нормы (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

Решение по выбору варианта исчисления сметной прибыли принимается заказчиком и подрядчиком на равноправной основе.

Вопрос. В связи с возникающими разногласиями в чтении письма №АП-5536/06(72) «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» исполнителя работ и заказчика просим ответить по воп­росу применения коэффициента 0,85 при определении сметной стоимости ремонтных работ.

Согласно тексту, применение коэффициента 0,85 распространяется только на ТЕР-2001, но Заказчик настаивает на применении данного коэффициента так же и на ТЕРм, ТЕРп (конкретно на ТЕРм8, ТЕРм10, ТЕРп1).

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.05.2005 г. №6-389, при опреде­лении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведения новых конструк­тивных элементов в ремонтируемых зданиях) с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли по видам строительных работ следует применять с коэффициентом 0,85.

Указанный коэффициент не распространяется на монтажные и пуско- наладочные работы в ремонтируемых зданиях и сооружениях, сметная стоимость которых определяется на основе сборников расценок ТЕРм-2001 (ФЕРм), ТЕРп-2001 (ФЕРп).

Вопрос. Согласно приложению 4 МДС 81-33.2004, при определении сто­имости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использовани­ем сборников ТЕР-2001, ФЕР-2001 нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Данный коэффициент не распространяется на капитальный ремонт наружных инженерных сетей, улиц и дорог общего­родского, районного и местного назначения, мостов и путепроводов.

Нужно ли применять коэффициент 0,9 к накладным расходам в случае, если выполняются работы, финансируемые по титулу «капитальный ремонт», по благоустройству (устройству газона, установке малых форм, устройству мусоросборочных площадок, обрезке деревьев), с использованием ТЕР-2001 и норм накладных расходов по видам строительных и монтажных работ?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.07.2005г. №6-17, при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту объектов благоустройства (устройство газона, установка малых форм, устройство мусоросборочных площадок, обрезка деревьев) с использованием сборников ТЕР-2001 при­меняются нормативы накладных расходов, приведенных в приложении 4 к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81 -33.2004.

При этом коэффициент 0,9 к указанным нормативам не применяется.

Вопрос. Просим дать разъяснения, учитываются ли в составе накладных расходов взносы по обязательному социальному страхованию РФ, размер которых составляет 7% или эти дополнительные затраты должны компенси­роваться Подрядчику Заказчиком за счет гл.9 сводного сметного расчета?

Так же просим разъяснить, учитываются ли в составе накладных расходов расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня не­трудоспособности работника, которые в соответствии с п.48.1 ст. 254 НК РФ с 01.01.2005 г. должны включаться в собственность СМР.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.03.2005г. №6-166, затраты, связанные с уплатой взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включены в перечень статей затрат накладных расходов в строительстве (приложение 6 к «Методическим указаниям по определению величины на­кладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004).

В связи с этим расходы по уплате указанных взносов осуществляются за счет накладных расходов и дополнительной компенсации не подлежат.

Федеральным законом от 29.12.2004 г. №202-ФЗ внесены изменения в порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности вследствие за­болевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

С 1 января 2005 года сумма пособия выплачивается из двух источников: за рабочие дни, приходящиеся на первые два дня нетрудоспособности — за счет средств работодателя, а за рабочие дни, начиная с третьего дня нетру­доспособности, — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Расходы работодателя (заказчика) на выплату пособия за первые два дня нетрудоспособности работника включаются в расчет затрат по добровольно­му страхованию работников и имущества и учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Вопрос. Наша организация ведет строительство мостов на о. Сахалин. В соответствии с договором и фактически работы производятся вахтовым методом. Договором предусмотрена оплата дополнительных затрат в связи с вахтовым методом строительства, включая и дополнительную заработную плату, по фактическим данным.

Наша организация при определении фактических затрат на фактическую дополнительную заработную плату начислила накладные расходы и сметную прибыль в размерах предусмотренных МДС 81-34.2004 и МДС 81-25.2001 (дополнительные затраты по вахте являются составной частью фонда оплаты труда рабочих).

Заказчик при оплате фактических затрат в связи с работой вахтовым методом исключает затраты по накладным расходам и сметной прибыли, начисляемым от фактической дополнительной заработной платы.

Наша организация считает действия Заказчика неправомерными, так как согласно МДС дополнительная заработная плата, выплачиваемая в связи с вахтовым методом ведения строительства, является составной частью фонда оплаты труда, и на нее начисляются накладные расходы и сметная прибыль.

Прошу дать соответствующие разъяснения.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 26.01.2005 г. №6-24 разъяснило, что в соответствии с «Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-34.2004 и «Методическими указаниями по определе­нию величины сметной прибыли в строительстве» МДС 81 -25.2001 в качестве базы для исчисления накладных расходов и сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущем уровне цен в составе прямых сметных затрат.

Порядок определения размера сметных затрат на оплату труда рабочих приведен в приложении 3 к МДС 81-34.2004.

При расчете цены труда (стоимости 1 чел/ч) фактическая оплата труда одного рабочего в подрядной организации по составу затрат должна соот­ветствовать «Методическим рекомендациям по планированию и учету себес­тоимости строительных работ» (приложение 7 к МДС 81-34.2004).

Доплаты при выполнении работ вахтовым методом, а также суммы, вы­плачиваемые работникам за дни в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, включаются в состав расходов на оплату труда и учитываются при расчете цены труда.

На основании изложенного, накладные расходы и сметную прибыль следует начислять в сметах и при расчетах за выполненные работы по соответствую­щим нормативам от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) с учетом доплат при выполнении работ вахтовым методом.

Вопрос. Просим разъяснить ряд вопросов:

1. Какую долю составляет удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре сметной прибыли?

2. Следует ли применять (коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов по приложениям 3,4,5 к МДС 81 -33.2004 при составлении проектно-сметной документации (подрядчик определяется по результатам торгов)?

3. Т. к. при выполнении работ по ремонту и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, повышающие коэффициенты 1,15 и 1,25 предусмотренные пунктом 4.7 МДС 81 -35.2004 не применяются, следует ли применять коэффициент 0,85 к нормативам сметной прибы­ли, при определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве с использованием сборников ГЭСН-2001?

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 15.03.2004 г. №6-174 разъяснило:

1. Постатейная структура сметной прибыли по элементам затрат не разра­ботана в связи с отсутствием необходимых данных федерального госу­дарственного статистического наблюдения.

2. При определении сметной стоимости строительства с 1 января 2005 г. в локальных сметах к нормативам накладных расходов, приведенных в

Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, применяется коэффициент 0,94. 3. Сметная стоимость работ по реконструкции автомобильных дорог опре­деляется с использованием сборников ГЭСН-2001. При этом сметная прибыль принимается в размерах, установленных для строительных работ (коэффициент 0,85 не применяется).

При определении сметной стоимости ремонтных работ по автомобильным дорогам, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве, с использованием сборников ГЭСН-2001 к нормативам сметной прибыли применяется коэффициент 0,85.

Вопрос. При согласовании стоимости промышленной продукции, вы­пускаемой Подрядчиками в цехах, Инвестор-Заказчик не принимает расчет индивидуальных накладных (цеховых) расходов. Заказчик руководствуется п.4.10 МДС 81-33.2004 и применяет при согласовании цен накладные расходы в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих.

Цеха и мастерские построены в соответствии с Проектом организации строительства (ПОС), на строительство Калининской Атомной станции.

В цехах, арендуемых у Инвестора-Заказчика, выпускается готовая про­дукция, а не полуфабрикаты и металлические трубные заготовки, изготав­ливаемые в построечных условиях. Не согласовывая расчет индивидуальных накладных расходов, Инвестор занижает себестоимость продукции, а Под­рядчик несет убытки по цеховым расходам.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 15.03.2005 г. №6-161 разъяснило, что отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения формируются по калькуляциям в соответствии с «Методическими рекомендациями по фор­мированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», утвержденными Минэкономики России от 01.12.95 г. №СИ-484/7- 982 с учетом накладных (общехозяйственных) расходов предприятий и необходимой прибыли, согласованной с покупателем.

При этом необходимо иметь в виду, что норма накладных расходов в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих, приведенная в п. 4.10 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004), рекомендуется к применению при определении стоимости материалов и полуфабрикатов, изготавливаемых в построечных условиях с использованием в калькуляциях норм соответс­твующих сборников ГЭСН-2001 или ГЭСНм-2001 и не распространяется на продукцию, изготавливаемую на подсобных производствах (цехах, заводах).

Учитывая изложенное, при определении стоимости продукции произ­водственного назначения, выпускаемой в цехах подсобных производств, накладные расходы рекомендуется применять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

Вопрос. Какие нормы накладных расходов и плановых накоплений можно применять при составлении планово-расчетных цен, калькуляций на изготовление строительных деталей, изделий, конструкций на собственных подсобных предприятиях.

Ответ. В случае если в сметной документации и при расчетах за выпол­ненные работы размер накладных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81.33-2004 при определении сметной стоимости матери­алов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих и механизаторов.

Вопрос. На строительной площадке и промбазе изготавливаются изделия и конструкции, которые в дальнейшем используются в строительно-монтаж­ных работах.

Правомерно ли исключение из калькуляций на изготовление этих изде­лий и конструкций накладных расходов и плановой прибыли? Ведь процесс производства изделий и процесс выполнения работ с использованием этих изделий это разные процессы, в составе стоимости каждого из них должны учитываться свои накладные расходы и плановая прибыль.

Ответ. В случае если в сметной документации и при расчетах за выпол­ненные работы размер накладных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81.33-2004, т. е. накладные расходы исчисляются от фонда оплаты труда, начисление накладных расходов на размер оплаты труда при изготовлении материалов, полуфабрикатов и изделий в порядке, приведенном в п.4.10 МДС 81.33-2004 и одновременно начисление накладных расходов на размер оплаты труда на укладку этих материалов, изделий и конструкций по нормам по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, приведенным в приложениях 4 и 5 к МДС 81.33-2004 правомерно. Если же, в соответствии с порядком, действующим в период действия сметно-нормативной базы 1984 года при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы начисление накладных расходов производится от итога прямых затрат по нормам, действовавшим в период действия сметно-нормативной базы 1984 года, при изготовлении материалов, полуфабрикатов и изделий непосредствен­но на строительной площадке, в соответствии с действовавшим в тот период порядком дополнительно следует учитывать накладные расходы в размере 54% от размера оплаты труда, необходимого для изготовления этих материалов, полуфабрикатов и изделий и дополнительно ничего более.

Если строительные материалы, полуфабрикаты и изделия изготовляются не на строительной площадке, а на производственной базе подрядной органи­зации, накладные расходы учитываются в стоимости продукции, выпускаемой на производственной базе подрядной организации.

Вопрос. Согласно заключенному договору размер накладных расходов и плановых накоплений определяется от ФОТ рабочих в соответствии с методическими указаниями Госстроя России. Однако при определении ФОТ рабочих заказчик исключает из расчета заработную плату механизаторов, мотивируя это тем, что накладные расходы и плановые накопления включе­ны в стоимость маш.-часа работы механизмов. Прошу дать разъяснения по данному вопросу.

Ответ. В соответствии с существующим порядком при составлении сметной документации в базе 1984 г. размер накладных расходов и сметной прибыли следует определять в порядке, установленном в период действия сметно-нор — мативной базы 1984 г., т. е. размер накладных расходов должен исчисляться от итога прямых затрат по нормативам, действовавшим в период действия сметно-нормативной базы 1984 г., а норматив сметной прибыли должен ис­числяться в размере 8% от итога прямых затрат с накладными расходами. Если договором оговорен порядок начисления накладных расходов и сметной прибыли от фонда оплаты труда, т. е. в порядке, установленном для сметно — нормативной базы 2001 г., то действительно, стоимости 1 маш.-часа работы строительных машин и автотранспортных средств учитываются накладные расходы и сметная прибыль, поэтому при начислении накладных расходов и сметной прибыли от фонда оплаты труда рабочих-строителей, фонд оплаты труда рабочих, обслуживающих строительные машины и механизмы, учиты­вать не следует.

При этом в соответствии с п.5.4 Указаний по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) МДС 81.36-2004 и п.5.4 Указаний по применению Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001) МДС 81.38-2004, в тех случаях, когда при разработке ТЕР (ОЕР) накладные расходы и сметная прибыль не были включены в сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в Указания по примене­нию ТЕР (ОЕР) должен быть включен пункт о том, что эти затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы.

Вопрос. Корпорация «Трансстрой» с привлечением организаций транс­портного строительства осуществляет в г. Москве работы по сооружению Лефортовских автодорожных тоннелей (на трассе 3-го транспортного кольца) с использованием механизированного проходческого комплекса «Херренкнехт» диаметром 14,2 м.

Головная часть этого комплекса отделена герметической перегородкой и образует кессон, в котором давлением воздушного «мешка» до 4 атм. регулируется давлением бентонитовой суспензии, удерживающей забой. Для проведения профилактических и ремонтных работ в кессоне в герме­тическую перегородку вмонтированы 4 шлюзовых аппарата, а во второй секции комплекса смонтирована медицинская барокамера с компрессорной станцией.

В соответствии с «Правилами по охране труда при производстве работ под сжатым воздухом (кессонных работ)», утвержденными Минтрансстроем СССР 4 августа 1980 года, и «Временной инструкцией по безопасному про­изводству работ под сжатым воздухом (кессонные работы) при строительстве автодорожного Лефортовского тоннеля с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса фирмы «Херренкнехт», утвержденной Госгор — технадзором России 21 декабря 2001 г. №04-5/631, на месте производства кессонных работ оборудован врачебный кессонный здравпункт и заключен договор с Нагатинской линейной больницей Минздрава РФ на их медицинское сопровождение.

Порядок включения в сметную документацию затрат на медицинское сопровождение кессонных работ в настоящее время не регламентирован действующими нормативными документами, так как эти работы до насто­ящего времени практически не выполнялись из-за их особой опасности. В связи с этим и в целях правильного определения сметной стоимости прошу разъяснить порядок учета в сметной документации затрат на оборудование врачебного кессонного здравпункта и на медицинское сопровождение кес­сонных работ.

Ответ. Госстрой России письмом от 30.01.2002 г. №10-51(82) разъяснил, что затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых меди­цинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на стро­ительной площадке или на территории строительной организации, включены в перечень статей затрат накладных расходов в строительстве.

В связи с этим расходы, связанные с оборудованием врачебного кессон­ного здравпункта, осуществляются за счет накладных расходов. В случае если величина накладных расходов, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов, не покрывает расходы подрядной организации по обслуживанию работников строительства, по согласованию с заказчиком рекомендуется раз­рабатывать и применять индивидуальный норматив накладных расходов.

Одновременно сообщается, что затраты на медицинское сопровождение кессонных работ, согласно договору с Нагатинской линейной больницей Минздрава Российской Федерации, подлежат возмещению заказчиком за счет платежей (взносов) работодателя по договорам добровольного страхо­вания, заключенным в пользу работников со страховыми организациями и предусматривающими оплату страховщиками медицинских расходов застра­хованных работников.

Указанные затраты, согласно статьи 255 главы 25 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации, с 1 января 2002 г. включаются в состав расходов на оплату труда в размере, не превышающим 3% от суммы расходов на оплату труда.

Вопрос. Согласно приложению 4 МДС 81-33.2004, при определении стои­мости ремонтных работ в жилых домах и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использовани­ем сборников ТЕР-2001, ФЕР-2001 нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Данный коэффициент не распространяется на капитальный ремонт наружных инженерных сетей, улиц и дорог общего­родского, районного и местного значения, мостов и путепроводов.

Нужно ли применять коэффициент 0,9 к накладным расходам в случае, если выполняются работы, финансируемые по титулу «капитальный ремонт», по благоустройству (устройству газона, установке малых форм, устройству мусоросборочных площадок, обрезке деревьев), с использованием сборников ТЕР-2001 и норм накладных расходов по видам строительных и монтажных работ?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.01.2005 г. №6-17, при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту объектов благоустройства (устройство газона, установка малых форм, устройство мусоросборочных площадок, обрезка деревьев) с использованием сборников ТЕР-2001 при­меняются нормативы накладных расходов, приведенных в приложении 4 к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81 -33.2004.

При этом коэффициент 0,9 к указанным нормативам не применяется.

Вопрос. Для определения стоимости работ по зимнему и летнему содер­жанию автодорог и дорожных сооружений используются временные сметные нормы на работы по зимнему содержанию автомобильных дорог Сибирского федерального округа и временные сметные нормы на работы по летнему содержанию автомобильных дорог Кемеровской области, разработанные Росавтодором и утвержденные министерством транспорта РФ 10.01.2003 г.

В связи с поступающими вопросами просим сообщить Ваши рекомендации по нормативам накладных расходов и сметной прибыли по видам работ для указанных работ.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.02.2005 г. №6-57, при определении стоимости работ по зимнему и летнему содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений должны использоваться индивидуальные нормы накладных расходов и прибыли.

Нормативы накладных расходов и сметной прибыли, приведенные в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81 -33.2004 и Методических указаниях по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001, на работы по содержанию автомобильных дорог не распространяются.



.