НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ И ЗАТРАТЫ
Вопрос. Просим разъяснить порядок использования части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете и включаемого в состав твердой договорной цены, в частности необходимость расшифровки подрядчиком данной части резерва при расчетах за выполненные работы.
Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.11.2001 г. №6- 832(94), в соответствии с п.4.96. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81 -35.2004 резерв средств на непредвиденные работы и затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства в процентном отношении по итогам глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам, предусмотренным в утвержденном проекте.
При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровываются и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.
Комментарий редакции. На наш взгляд включать резерв средств на непредвиденные работы и затраты в акты приемки выполненных работ при твердой договоренной цене хотя и можно, но не нужно.
Ведь в этом случае заказчик и проектная организация, занимаясь улучшением проектных решений в процессе строительства будут искренне считать, что все дополнительные работы, связанные с изменением проектных решений, дополнительно оплачивать не надо, ведь по объекту заключена твердая договорная цена, да и резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчик получает без расшифровок. И не так уж много времени пройдет, как доведенный до крайности подрядчик взмолится и потребует, — не надо мне никаких непредвиденных без расшифровок, давайте с самого начала пересчитаем все допработы и их оплатим — в счет непредвиденных, которые я получил, а потом посмотрим, что останется у заказчика. Но ведь заказчик сможет и не согласиться, посчитав такую позицию подрядчика лукавством. Сначала, мол, говорил, давай непредвиденные, а теперь не хочет ничего делать без дополнительной оплаты. И могут начаться споры, склоки, разборки. А все это потеря времени. Так что думается, лучше сразу грамотно считать все дополнительные работы и предъявлять заказчику дополнительные сметы на них в счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Счет дружбы не портит.
Вопрос. При строительстве и реконструкции объектов имеют место случаи обнаружения археологических ценностей в местах производства работ. В связи с проведением в таких случаях археологических раскопок, выполнение строительных работ приостанавливается на длительное время и подрядная организация несет убытки, вызванные вынужденным простоем людских и технических ресурсов, смещением сроков строительства.
Прошу дать разъяснение по порядку учета и компенсации убытков подрядной организации, вызванных приостановлением работ в связи с проведением археологических раскопок.
Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 18.08.99 г. №10- 319(138), случаи обнаружения при строительстве и реконструкции объектов в местах производства работ археологических ценностей относятся к форс-мажорным обстоятельствам.
Комплекс затрат, связанных с сохранением ценностей и мест их захоронения, подлежит компенсации заказчиком на основании соответствующих оформленных материалов и расчетов.
Вопрос. При реконструкции и строительстве транспортных магистралей имеют место случаи вынужденных простоев строительных организаций, связанных с пропуском официальных правительственных делегаций и других аналогичных мероприятий. В этих случаях по требованию соответствующих органов государственной власти выполнение строительно — монтажных работ приостанавливается, рабочие и техника отводятся с мест производства работ.
В связи с этим прошу дать разъяснение по порядку учета и компенсации дополнительных затрат подрядных организаций, связанных с проведением официальных мероприятий.
Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 19.08.99 г. №10-320(139) комплекс затрат подрядных организаций, связанных с пропуском правительственных делегаций через территорию строительства и других аналогичных мероприятий, подлежит компенсации заказчиком на основании соответствующих оформленных материалов и расчетов.
Комментарий редакции. Затраты, связанные с пропуском правительственных организаций через территорию строительства очень специфичны и требуют скрупулезного подсчета. В основном, это компенсация потерь, связанная с простоем людей и техники, поскольку на объекте прекращается всякая работа. Но могут быть и потери материальных ресурсов — на стройку привезли бетон, а, не предупредив заранее, приказали прекратить все работы и покинуть стройку, в результате бетон не был уложен в дело и застыл. И т. д.
Вопрос. Всегда ли требуется согласовывать с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству или с каким-нибудь другим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства повышенные размеры резерва средств на непредвиденные работы и затраты — 5%, 7%, 10%.
Ответ. В соответствии с п. 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81-35.2004, резерв средств на непредвиденные работы и затраты может определяться в размере более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% — для объектов производственного назначения.
По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным сметным нормативам на предпроектной стадии, резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.
Из приведенного текста видно, что при составлении сметной документации по рабочим чертежам на строительство особо сложных объектов повышенный размер средств на непредвиденные работы и затраты (до 10%) должен быть согласован с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства, в настоящее время — с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Изложенное касается объектов и строек, финансируемых из бюджетных источников. По объектам, финансируемым за счет средств инвестора данный вопрос следует согласовать с инвестором.
Что касается определения стоимости строительства по объектам — аналогам и другим укрупненным нормативам, в тексте данного абзаца п. 4.96 Методики мДс 81-35.2004 не говорится о необходимости согласования повышенного размера средств на непредвиденные работы и затраты с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства, следовательно, таковое согласование испрашивать не надо. И это правильно. Ведь после утверждения сметной документации, составленной по объектам-аналогам и другим укрупненным показателям будет разработана сметная документация по рабочим чертежам и размер средств на непредвиденные работы и затраты будет принят как положено — 2% или 3%. А расчеты с подрядной организацией будут производиться именно по сметам к рабочим чертежам.
А повышенный размер средств на непредвиденные работы и затраты при определении стоимости строительства по объектам-аналогам и другим укрупненным показателям требуется для покрытия разницы, в случаях, если стоимость по рабочим чертежам превысит стоимость, определенную по объектам-аналогам или другим укрупненным показателям. А такое может случиться, поскольку точность счета при определении стоимости строительства по объектам-аналогам и другим укрупненным показателям имеет отклонения (допускаемые) в пределах 10 — 15%.