О признании утратившими силу некоторых постановлений министерства труда Российской Федерации

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации постанов­ляет:

Признать утратившими силу:

Постановление Министерства труда Российской Федерации от 29 июня

1994 года №51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтаж ных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на терри тории Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 июля 1994 года №633);

Постановление Министерства труда Российской Федерации от 15 июня

А. П. Починок

1995 года №31 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства труда Российской Федерации от 29 июня 1994 года №51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года №883).

И. о. Министра труда и социального развития Российской Федерации

На письмо ЗАО «ЛУКойл-Нефтегазстрой» Минтруд России ответил пись­мом от 29.06.2004 года №918-19(54) следующего содержания: согласно ст.302 Трудового кодекса РФ работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод ра­боты в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размеры надбавки взамен суточных при выполнении работ вахтовым методом были установлены постановлением Минтруда России от 29 июня 1994г. №51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтаж­ных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на терри­тории Российской Федерации» (в редакции постановления Минтруда России от 15 июня 1995 года №31).

Однако данное постановление признано утратившим силу постановлением Минтруда России от 26 апреля 2004 года №60 (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2004 год №5818), 9 июня напечатано в Российской газете (официальное опубликование) и с 20 января вступило в силу.

Учитывая, что в настоящее время Правительство РФ не установило порядок определения размеров надбавки за вахтовый метод работы и то, что ее вы­плата является обязательной, в коммерческих организациях надбавка должна выплачиваться в тех размерах, которые установлены в организации.

Одновременно сообщаем, что проектом федерального закона №58338-4 предусмотрено внести изменения в ст. 302 ТК РФ, а именно: в части первой слова «в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» исключить; после части первой дополнить частями следующего содержания: «Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации». Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавли­ваемых работодателем.

Вопрос. Отсутствует в МДС 81 -35.2004 раздел по определению затрат по оплате труда рабочих в стоимости строительной продукции и нет комментария каким документом регулируется данный порядок.

Ответ. Порядок определения затрат по оплате труда рабочих изложен в Методических рекомендациях Госстроя России по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплату труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций — МДС 83-1.99.

Вопрос. Обращаемся с просьбой разъяснить письмо Госстроя РФ №7­13/32 от 15 марта 1993 года о размере средств на премирования за ввод объектов.

В этом письме рекомендуется при определении размера средств на преми­рование работников за ввод в действие объектов использовать метод расчета, основанный на индексе роста действующей на момент ввода минимальной заработной платы в РФ по сравнению с применявшейся при формировании базисной цены объектов.

Минимальная заработная плата — это:

1) 2071 руб. — минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих на СМР 4-й квартал 2003 года (письмо Госстроя РФ и профсоюза ПСМ №НЗ 3570/7 от 02.07.2001 год);

2) 600 руб. минимальный размер оплаты труда. ~

В конце 2003 года после ввода в действие объекта мы определили размер средств на премирование за ввод объекта по нижеследующему расчету:

1988,4 тыс. руб. х 1,72% х 2071 руб. = 698,022 тыс. руб., 0,59руб. х 172час.

Где: 1988,4 тыс. руб. — фактически выполненные строительно-монтажные работы в ценах 1991 года (сводная смета в ценах 1991г.)

1,72% — размер средств на премирование за ввод объекта в ценах 1991г., согласно сводной смете данного объекта.

2071 руб. — минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих на СМР, 4-й квартал 2003 год

0,59 руб. — минимальный размер часовой тарифной ставки в ценах 1991г.

172 час. — среднемесячное количество часов.

Правильно ли мы определили размер премии за ввод данного объекта?

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 12.03.2004 год №10­186, при определении средств на премирование работников за ввод в действие объектов в договорных ценах и сметах на строительство используются по­казатели, содержащиеся в приложении к письму Минтруда СССР и Госстроя СССР от 10.10.91 №1336-ВК/1-Д «Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ».

Указанные показатели применяются к стоимости строительных и монтаж­ных работ в текущем уровне цен.

Пример расчета премии за ввод объекта в эксплуатацию приведен в п.5.24 «Методических рекомендаций по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» МДС 83-1.99.

Расчет премии за ввод объекта, представленный в письме, не соответ­ствует рекомендациям, изложенным в письме Минтруда России и Госстроя России от 15.03.93 №7-13/32 в котором предлагается использовать индекс роста минимальной заработной платы в Российской Федерации по сравне­нию с применявшейся при формировании базисной цены (600 руб./70 руб.) с учетом инфляции.

С вводом в действие методических рекомендаций МДС 83-1.99 указанный метод расчета был уточнен и соответствующие рекомендации были изложены в п.5.24. которым и следует руководствоваться.

Вопрос. Вопрос по тарифному соглашению. Учтены ли вредные условия, работа в выходные дни и во вторую смену.

Ответ. Указанные затраты тарифными ставками не учтены и при расчете размера заработной платы на основе тарифных ставок должны учитывать­ся дополнительно. Если размер заработной платы определяется на основе среднестатистической отчетности о размере фонда оплаты труда, то в этих случаях дополнительно учитывать не следует, т. к. все надбавки учтены фон­дом оплаты труда.

Вопрос. При определении размера средств на оплату труда рабочих под­рядчик за основу принял прожиточный минимум для работающего населе­ния. Кроме остальных коэффициентов на оплату труда подрядчик включает районный (уральский) коэффициент. Заказчик исключает этот коэффициент из расчета. Как правильно?

Ответ. Правильно будет с учетом районного коэффициента.

Вопрос. В связи с возникающими разногласиями при определении сметной стоимости работ по электрификации участка Кошта-Бабаево Октябрьской железной дороги (Бабаевский и Кадуйский районы Вологодской области), прошу дать разъяснение о правомочности включения в сметную документа­цию в базисном уровне цен 1984г. районного коэффициента в размере 1,15 к заработной плате рабочих и служащих, введенного Постановлением Прави­тельства РФ от 16.07.1992г. №494 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области».

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 11.08.99г. №10- 300(55), районные коэффициенты, введенные в действие постановлением

Правительства Российской Федерации от 16.07.92 №494 «О введении рай­онных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области» следует учитывать, как в базисном уровне цен 1984 г., так и в текущем, в целях ис­ключения влияния его на рост индекса по заработной плате и в целом на средневзвешенный, при определении сметной стоимости строительства объекта базисно-индексным способом.

Вопрос. Просим дать разъяснение по следующим вопросам:

Предусмотрены ли в нормах ГЭСН 06-01-001-22 в затратах труда рабо­чих- строителей затраты на изготовление арматурных каркасов или только на их установку;

Можно ли применить для определения затрат по изготовлению каркасов сборник №38 «Изготовление технологических конструкций в условиях произ­водственных баз табл. 38.01.006 (мелкие индивидуальные конструкции)».

Ответ. В соответствии с разъяснением Госстроя России изложенным в письме от 21.04.2004 года №10-302, в нормах ГЭСН 06-01-001-22 затраты труда рабочих-строителей на изготовление арматурных каркасов не пред­усмотрены.

Для определения затрат на изготовление арматурных каркасов и сеток на стройплощадке представляется возможным использование соответствующих нормативов сборника государственных элементных сметных норм ГЭСНм 81-03-38-2001.

Вопрос. Финансирование объекта производится из городского, краевого и федерального бюджетов. При заключении договора с Заказчиком возникли разногласия по стоимости 1 — го ч/часа при ресурсном методе расчета стоимо­сти строительства. Несмотря на то, что все МДС предназначаются для всех участников инвестиционно-строительной деятельности, а именно МДС 83-1.99 (Преамбула — абзац 4) «Рекомендации предназначаются для всех участников инвестиционной строительной деятельности независимо от форм собствен­ности и ведомственной принадлежности, региональных центров по ценоо­бразованию в строительстве и могут использоваться службами заказчиков при определении и согласовании договорных цен и смет на строительство и заключении договоров подряда при ресурсном методе».

Далее МДС 81-33.99 Введение абзац 2 Положения, приведенные в Ме­тодических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осу­ществляемыми строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования Прил. 2 п. 1.

Заказчик не принимает вышеперечисленные обоснования и требует от подрядчика «обосновывающие документы, подтверждающие возможность применения стоимости 1 — го ч/часа сложившейся по предприятию, при бюджет­ном финансировании», в противном случае настаивает на принятии стоимости ч/часа по данным регионального центра ценообразования.

Заказчику предоставлены бухгалтерские данные по сложившейся з/плате по нашему предприятию в соответствии с составом затрат на оплату труда в соответствии с типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ. Достигнутая з/плата по нашему предприятию выше на 15% предлагаемой региональным центром.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и хозяйству от 29.07.2005 года №6-628(56), основой сметного нормирования и ценообразования является принцип усреднения, в связи с чем статистические данные индексов пересчета сметной стоимости от базовых цен в текущие цены, размеры сметной стоимости 1 м2 жилой либо общей площади, размер за­работной платы рабочих в переводе на 1 ч-час приводятся усредненными.

Наличие средних величин предполагает и обусловливает наличие крайних величин.

С учетом изложенного допускается включение в сметную документацию размера стоимости фактической заработной платы рабочих, превышающий средний размер по ремонту при наличии подтверждающих документов. При этом представления бухгалтерских справок подрядных организаций о фак­тическом размере заработной платы рабочих за тот или иной период недо­статочно, поскольку подобные справки зачастую бывают недостоверными. Для достоверного определения фактического размера заработной платы рабочих той или иной подрядной организации необходимо представить справку налоговой инспекции, сообщающей из какого размера заработной платы рабочих был исчислен и оплачен подоходный налог за тот или иной период.

При наличии большого количества субподрядных организаций, участву­ющих в строительстве, подобные справки целесообразно представить по каждой организации в отдельности, указав, какие работы выполняет каждая субподрядная организация, что позволит более точно определить размер сметной заработной платы рабочих по каждому виду работ.

Вопрос. Просим дать разъяснение по составу работ сборника 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» — включенные в состав работ по устройству монолитных ж/бетонных конструкций трудозатраты по изготов­лению арматурных каркасов.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 09.06.2005 года №6-463 разъяснило, что в нормах таблиц сборника ГЭСН-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» приведен усредненный расход арматуры исходя из общей мас­сы всех видов армирования (каркасами, сетками, отдельными стержнями). Нормами учтены затраты на установку арматуры с применением электро­сварки или вязки, за исключением норм 5,6 таблицы 01 -002, где учтена сварка ванным способом.

Понятие «арматура» (код 204-9001), использованное при разработке норм указанного сборника, подразумевает следующие сварные арматурные изде­лия, -арматурные сетки, арматурные каркасы, отдельные стержни арматуры, полученные от изготовителей в готовом виде.

В связи с изложенным, затраты на изготовление в построечных условиях арматурных каркасов, плоских и пространственных сеток, нормами сборника ГЭСН-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» не учтены.

При составлении локальных смет базисно-индексным методом сметные цены на готовые арматурные каркасы и сетки (сваренные и вязанные) опла­чиваются по ценам заготовок с учетом надбавок за сборку и связку (вязку) плоских и пространственных каркасов и сеток.

Сметные цены на гнутые каркасы и сетки, имеющие не более двух линий сгиба, оплачиваются по сметным ценам на плоские каркасы и сетки, а име­ющие три и более линий сгиба — по сметным ценам на пространственные каркасы.

Вопрос. Учтены ли при разработке сборников ГЭСН-2001 вредные и тяже­лые условия труда электросварщика, арматурщика, занятого непосредственно на строительной площадке, маляра, работающего с применением вредных веществ 1-3 классов опасности, а также рабочих других специальностей, входящих в перечень вредных работ согласно постановлению Правительства РФ №163 от 25.02.2000 года?

Ответ. В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секрета­риата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78 при выполнении работ с тяжелыми и вредными условиями труда, производится доплата к тарифной ставке (окладу) в размерах 4, 8,12 процентов, а при выполнении работ с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда размер доплаты в процентах к тарифной ставке (окладу) составляет 16, 20, 24 процента.

Следует обратить внимание, что изложенное выше касается доплат к тарифной ставке (окладу), т. е. к цене труда, но никак не к времени труда, приведенном в тех или иных нормах затрат труда в таблицах Сборников ГЭСН-2001.

То же самое касается и перечня работ, приведенного в Постановлении Правительства РФ №163 от 25.02.2000 год.

Вопрос. Можно ли при составлении калькуляции на изготовление арма­турных каркасов применять аналогичные расценки из сборника ГЭСНм-38 (ТЕРм-38)?

Ответ. При составлении сметной документации в ценах 2001 год можно, при составлении сметной документации в ценах 1984 года — нет.

В ценнике 1, часть II, применяемом в сметно-нормативной базе 1984г. приводится стоимость арматуры, отдельно как в виде сеток и каркасов и от­дельно для арматурных стержней, поставляемых россыпью.

Если в сметной документации стоимость арматуры принята для сеток и каркасов, то ничего дополнительно принимать не допускается, затраты на из­готовление их усредненно учтено сметной ценой вне зависимости от того, где эти каркасы и сетки изготавливали. Если же сметная стоимость арматурных изделий принята по цене отдельных стержней, следует либо откорректировать ее, приняв по цене, установленной для сеток и каркасов, либо дополнительно включить разницу в стоимость арматуры, поставляемой в виде сеток и карка­сов и арматуры, поставляемой отдельными стержнями россыпью. Эта разница и будет усредненно покрывать затраты подрядчика по изготовлению каркасов и сеток. Во всех случаях применение сборников ГЭСН-2001 при составлении сметной документации в ценах 1984г. не допускается.

Вопрос. При определении часовой заработной платы рабочих для вклю­чения ее в сметы при определении договорной цены, мы столкнулись с тем, что в настоящий момент отсутствует какой-либо действующий нормативный документ определяющий составляющие статьи «Расходы на оплату труда рабочих». Вернее камнем преткновения при определении часовой заработной платы встал пункт о включении в расчеты вознаграждения по итогам работы предприятия за год.

По этому поводу есть два мнения:

1. Вознаграждение по итогам работы за год выплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обя­зательных платежей, предусмотренных действующим законодательством.

2. Указанное вознаграждение относится к выплатам стимулирующего характера по системным положениям и отражается по статье «Расходы на оплату труда рабочих», которая в свою очередь, является составляющей себестоимости строительной продукции.

Как нам решать.

Ответ. Рассмотрим «за» и «против» по каждому мнению.

Упоминание об источнике выплаты вознаграждения по итогам работы за год из прибыли мы находим в п.3.17, действующих на настоящий момент, Ме­тодических рекомендаций по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций МДС 83-1.99, которые в свою очередь, ссылаются на статью 84 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗОТ). Хотя МДС 83-1.99 и является действующим документом, но КЗОТ отменен. В новом Трудовом кодексе РФ (Федеральный закон №197-ФЗ от 30.12.2001 года) подобное утверждение отсутствует.

Параллельно напрашивается вопрос: может ли документ, регламентирую­щий юридические отношения между работником и работодателем, определять источник финансирования каких-либо выплат. Думается, что это прерогатива налоговых инспекторов и финансистов.

В том же МДС 83-1.99 в п.2.3. говорится, что «Кодексом законов о труде определены основные виды доплат, надбавок, премий и поощрений, гарантий, льгот и компенсаций, а также порядок их установления и выплаты работникам организаций и предприятий в зависимости от конкретных условий труда».

Классификация всех выплат, формирующих общий заработок работника, по их содержанию и источникам приведена в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постанов­лением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 по согласованию с Минэконо­мики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России.

Отнесение этих выплат на соответствующие статьи затрат определено Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себесто­имости строительных работ, разработанными в соответствии с постановления­ми Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и от 01.07.95 N 661 об изменениях и дополнениях к указанному Положению (утверждены Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7 по со­гласованию с Минэкономики России и Минфином России)».

В п.2.4. Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ сказано, что « В себестоимость строитель­ных работ, включаются расходы на оплату труда рабочих». В п.2.10 того же нормативного документа отмечено, что « в состав расходов на оплату труда по принятым системам и формам, в частности включаются:

Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за профессиональные результаты, в том числе премии за ввод объектов в эксплуатацию и вознаграждения по результатам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за про­фессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т. д.»

В приложении 1 к МДС 83-1.99 приводится состав затрат на оплату тру­да по отдельным статьям расходов, взятый из Приложения №2 к Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ.

Очень жаль, что срок действия указанных Типовых методических рекомен­даций. .., ограничен до 01.01.2002 года Письмом Госстроя России №НМ-6128/7 от 09.11.2001 года.

То есть получается, что ни один из основополагающих нормативных до­кументов, на которые ссылается и ныне здравствующий МДС 83.1-99 не действует!

КЗОТ отменили. На смену ему пришел Трудовой кодекс Российской Фе­дерации (ТК РФ введен 30.12.2001 года №197-ФЗ). Так, согласно ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премиро­вания, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Вышеуказанные системы могут также устанавливаться коллективным договором.

Ответ на интересующий нас вопрос мы находим в главе 25 Налогового кодекса РФ (введена 5.08.2001 №110-ФЗ), которая устанавливает новую структуру и состав затрат на оплату труда.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ, в расходы нало­гоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Подтверждение тому, что вознаграждение по итогам работ за год, относят­ся на себестоимость строительных работ, мы находим и в Письме Минфина Российской Федерации от 05.04.2005 года №03-03-01-04/1/165 подписанном Заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. Иванеевым.

Хочется выразить надежду, что в ближайшее время Госстрой России (Рос — строй) все-таки переработает такой нужный и важный для ценообразования документ как МДС 83-1-99 и приведет его в соответствие с действующими нормативными актами Российской Федерации.



http://vip-cars.kiev.ua/ аренда автомашин и прокат автобусов..