ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ НА СЛУЖБУ ЗАКАЗЧИКА

Вопрос. В соответствии с письмом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21.02.2003 г. №03-1 -08/638/17-Ж751 «Об обложении НДС средств на содержание служб заказчика — застройщика» деятельность застройщика по выполнению функций технического надзора, рассматривается как оказание услуг, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях. В соответствии со ст. 146 и 162 главы 21 На­логового Кодекса Российской Федерации налогом на добавленную стоимость облагаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) независимо от источника финансирования.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству №17 от 13.02.2003 г. «о нормативах затрат на содержание службы заказчика — застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств феде­рального бюджета на 2003 — 2004 г. г.» утверждены нормативы затрат на содержание службы заказчика-застройщика от 1,1% до 1,7% от годового объема капитальных вложений.

Т. е. в практике доходы служб заказчиков — застройщиков от ведения технического надзора уменьшены на сумму НДС, в результате фактически норматив занижается.

Например, объем капитальных вложений -135 тыс. руб., норматив затрат на содержание службы заказчика — застройщика — 1,2% доход от ведения технического надзора составит 135 тыс. руб. — (135 тыс. руб.: 1,012) = 1,6 тыс. руб. (в том числе НДС 18%-0,24 тыс. руб.). Т. е. фактически служба заказчика — застройщика за осуществление технического надзора получает 1,36 тыс. руб., или 1,02%, вместо 1,6 тыс. руб. по предусмотренному нормативу 1,2%.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить — учтены ли при расчете нормативов затрат на содержание службы заказчика-застройщика расходы по оплате НДС.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительс­тву и жилищно-коммунальному хозяйству от 02.08.2004 г. №6-126, согласно постановлению Госстроя России от 13.02.2003 №17 «О нормативах затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2003-2004 гг.» при определении размера средств, необходимых для содержания службы заказчика-застройщика в планируемом году, нормативы затрат применяются к годовому объему капитальных вложений в текущем уровне цен, в составе которого учтен налог на добавленную стоимость.

Определенный таким образом размер средств на содержание службы заказчика-застройщика содержит налог на добавленную стоимость, который подлежит уплате в бюджет в общеустановленном порядке.

Вопрос. В процессе строительства газораспределительных сетей согласно требованиям действующих нормативных документов (п. 3.3.2. ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», приложение Б СНиП 42-01 -2002 «Газораспределительные системы», разделы 4, 5, 6 и заключение приложения Р СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из метал­лических и полиэтиленовых труб») наряду с техническим надзором заказчика в контроле качества выполняемых работ указанных объектов необходим технический надзор эксплуатирующей организации. При этом указанные затраты по выполнению технического надзора сводным сметным расчетом не предусмотрены.

Просим разъяснить порядок учета в сметной документации на строи­тельство объектов дополнительных затрат на услуги по контролю качества выполнения строительно-монтажных работ со стороны эксплуатационной организации на объектах, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджетов.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 23.05.2005 г. №6-412 разъяснило, что затраты на оплату услуг коммунальных, а также эксплуатационных служб по выдаче тех­нических условий, согласованию проектов, выдаче разрешений на строитель­ство, участию в работе приемочных комиссий и других услуг не учитываются в нормативе затрат на содержание службы заказчика-застройщика.

Размер услуг коммунальных и эксплуатационных служб устанавливается органами местного самоуправления и ведомствами на основе трудозатрат, калькуляций или договорных цен и отражается отдельной строкой в главе 1 «Подготовка территории строительства» (графы 7 и 8) сводного сметного расчета объекта строительства.

Вопрос. Как определить размер средств на содержание службы заказчика по реставрационным объектам?

Ответ. На федеральном уровне размер средств на содержание службы заказчика по реставрационным объектам не установлен, хотя все понимают, что при реставрации этот размер должен быть выше, чем при новом строитель­стве или при реконструкции зданий и сооружений. Справочно для ориентира сообщаем, что в Санкт-Петербурге постановлением Правительства Санкт-Пе­тербурга от 15.02.2005 г. №156 «О нормативах затрат на содержание службы заказчика» размер средств на содержание службы заказчика при реставрации зданий и сооружений установлен 2,5% от итога строительно-монтажных работ. И в таком размере величина затрат на содержание службы заказчика при реставрации зданий и сооружений устанавливается из года в год.

Вопрос. Наша организация, являющаяся государственным учреждением сопровождает в качестве заказчика-застройщика федеральные инвестици­онные целевые программы, проходящие по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты» и экономической статье расходов 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Просим дать разъяснение, с кем заказчик-застройщик должен согласовы­вать смету затрат на свое содержание — с «Главным распорядителем» средств или «Получателем» этих средств.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 07.06.2005 г. №6-453 разъяснило, что смета расходов на содержание службы заказчика-застройщика, осуществляющего строительство за счет средств федерального бюджета, передаваемых в по­рядке межбюджетных отношений, составляется в соответствии с порядком, предусмотренным «Методическим пособием по расчету затрат на службу заказчика-застройщика» (письмо Минстроя России от 13.12.1995 №ВБ-29/12- 347) и утверждается государственным заказчиком.

Вопрос. Наша организация выполняет функции заказчика. Из года в год мы выполняем функции заказчика при строительстве жилых домов в Москве, а сейчас нам поручили выполнение функций заказчика при строительстве 2-х жилых домов в г. Анадырь. И нам стало не хватать сметного лимита на содержание службы заказчика, поскольку лимит был установлен на основе наших, фактических затрат за прошедший год. Но в прошлом году командиро­вочных затрат у нас не было, а сейчас они появились в значительном объеме и съедают большую часть сметного лимита на содержание нашей дирекции. Что нам делать? Как пересчитать и узаконить повышенный размер сметного лимита на содержание службы заказчика?

Ответ. В данном конкретном случае этого можно не делать, можно обойтись и без увеличения сметного лимита на содержание службы заказчика.

В соответствии с п. 4.86 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, «в случае необходимости возможно подразделение отдельных затрат по главе 9 на «затраты подрядчика» и «затраты заказчика».

Поэтому при составлении сметной документации следует выполнить расчет затрат заказчика на командировочные расходы и в главе 9 сводного сметного расчета наряду с затратами подрядчика на командировочные расходы пре­дусмотреть затраты заказчика, связанные с командировочными расходами.

Если же сметная документация уже утверждена, можно ее пересмотреть в пределах общего сметного лимита, включив в главу 9 сводного сметного расчета затраты заказчика на командировочные расходы и одновременно уменьшив на эту же сумму размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Правда, в этом случае есть опасение, что оставшегося размера непредвиденных может не хватить.



.