ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос. Организация, проводящая строительные работы, имеет льготу по уплате НДС (реставрация). Министерство культуры РФ требует не выде­лять отдельной строкой НДС, налоговая инспекция требует выделять НДС на материалы, транспортные расходы и эксплуатацию машин и механизмов отдельной строкой.

Ответ. Действительно, реставрационные работы на объектах, являющихся памятниками истории и культуры, НДС не облагаются. Но, поскольку матери­алы поступают на объект по стоимости с учетом НДС, подрядные организации уплачивают НДС, то и заказчики вынуждены компенсировать подрядчикам эти затраты, а потом готовить расчеты (с составлением смет непосредственно на реставрационные работы, поскольку в сметной документации зачастую включаются вместе и реставрационные, и ремонтные, и строительные работы) для предъявления в налоговую службу с целью возврата НДС.

Вопрос. Распространяется или нет постановление Госстроя РФ от 08.04.2002 г. №16(65) «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообра­зования в строительстве» на предприятия с частной формой собственности?

Ответ. В соответствии с письмом Управления ценообразования и сметного нормирования Госстроя России от 09.03.2004 г. №10-162, применение сметно — нормативной базы ценообразования в строительстве, введенной в действие постановлением Госстроя России от 08.04.2003 №16(65) (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Госкомитета от 27.01.2003 №14), рекомендуется независимо от ведомственной принадлежности и форм собс­твенности организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюд­жетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Вопрос. Госстрой России постановлением №18 от 17 февраля 2003 г. отменил постановление Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.95 г. №18-64 «О принятии строительных норм и правил «Инструк­ция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95).

Означает ли это, что до введения нового документа установленного порядка состава, разработки, согласования и утверждения проектной документации не существует и данные вопросы можно решать произвольно? Если нет, то какими документами следует пользоваться?

Ответ. Это не так. С введением постановления от 30.06.95 г. №18-64 «О принятии строительных норм и правил «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строи­тельство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95) Министерство строительства Российской Федерации этим же постановлением отменило действовавшую ранее «Инструкцию о составе, порядке разработки, согласо­вания и утверждения проектно-сметной документации» (СНиП 1.02.01-85). С отменой постановления от 30.06.95 №18-64 одновременно отменяется и та его часть, в которой говорится об отмене ранее действовавшей «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации» (СНиП 1.02.01-85). Следовательно, отмены никакой нет и до выхода в свет новых документов следует руководствоваться «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации» (СНиП 1.02.01-85).

Вопрос. Существует ли «Арбитраж» для строителей, где рассматриваются спорные вопросы и каков порядок их рассмотрения?

Ответ. Существует. Вопросы рассмотрения споров по договорам подряда и субподряда рассматриваются в Арбитражном суде.

Разногласия по вопросам применения сметных нормативов подлежат рассмотрению Федеральным органам исполнительной власти в области строительства (см. МДС 81-35.2004, стр. 3).

Вопрос. Каким документом отменены сметно-нормативные базы 1984 г. и 1991 г. и какие конкретно документы этих сметно-нормативных баз отменены.

Ответ. Сметно-нормативные базы 1984 г. и 1991 г. отменены постановлени­ем Госстроя России от 08.04.2002 г. №16(64) «О мерах по завершению перехо­да на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве», в п.1 которого сказано «с 01.01.2003 г. считать утратившими силу нормативные документы Госстроя СССР (Приложение №1), составленные в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1991 г. и 1984 г.».

Впоследствии действие сметно-нормативных баз 1984г. и 1991 г. было продлено до 01.09.2003 г. и с тех пор не продлевалось, хотя по отдельным объектам и стройкам в порядке исключения выдавались разрешения на со­ставление сметной документации в уровне цен 1984 (1991) г. г. с последующим переводом в текущие цены индексационным методом, в соответствии с п. З постановления Госстроя России от 08.04.2002 г. №16.

Вопрос. В целом ряде ответов, где в вопросах упоминаются действия сотрудников Главгосэкспертизы либо региональной экспертизы, Вы даете ответы со ссылкой на письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Являются ли письма Федерального агентства по строительству и жи­лищно-коммунальному хозяйству обязательными для исполнения органами Главгосэкспертизы России и региональных экспертиз.

Ответ. Да, такие письма являются обязательными для органов экспертизы. Об этом конкретно сказано в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.11.2004 г. №ВА-5489/06(143) в ад­рес руководства Главгосэкспертизы. В последнем абзаце упомянутого письма сказано:

«Разъяснения и решения по частным вопросам применения действующих нормативных и методических документов, выпускаемые Агентством, обяза­тельны для исполнения органами Главгосэкспертизы России».

Поскольку упомянутые разъяснения и решения обязательны для органов Главгосэкспертизы России, следовательно, они обязательны и для регио­нальных органов экспертизы.

Вопрос. Некоторые заказчики утверждают, что при составлении сметной документации и расчетов за выполненные работы по объектам и стройкам, финансируемым из федерального бюджета, следует применять только фе­деральные единичные расценки (ФЕР), а территориальными единичными расценками (ТЕР) можно пользоваться только при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы по объектам и стройкам, финансируемым из территориального (местного) бюджета, а также за счет собственных средств заказчика. Справедливо ли такое мнение?

Ответ. Нет. Ни в коем случае! При наличии в регионе территориальных единичных расценок (ТЕР), зарегистрированных в Госстрое России в установ­ленном порядке, ими надлежит пользоваться при составлении сметной доку­ментации и расчетов за выполненные работы по всем объектам и стройкам вне зависимости от источников финансирования, в том числе и по объектам и стройкам, финансируемым из федерального бюджета.

А федеральными единичными расценками (ФЕР) следует пользоваться только в тех случаях, когда в каком-либо регионе сборники территориальных единичных расценок (ТЕР) отсутствуют, либо полностью, либо частично. В случаях, когда сборники ТЕР имеются, но не на все виды работ, по работам, на которые сборники ТЕР отсутствуют, допускается применение сборников федеральных единичных расценок (ФЕР), наряду с применением сборников ТЕР по остальным работам.

При этом следует иметь в виду, что наличие сборников территориальных единичных расценок (ТЕР) не исключает возможности составления сметной документации и расчетов за выполненные работы ресурсным методом в текущих ценах по согласованию заказчика и подрядчика по всем объектам и стройкам, независимо от источников финансирования, в том числе и по объектам, финансируемым из местного или федерального бюджета.

Вопрос. Существуют ли нормативы для определения гарантийного срока для подрядных организаций после проведения капитального ремонта, напри­мер, кровель или асфальтобетонных покрытий?

Ответ. Такого норматива нет. Гарантийные сроки на ремонтные работы следует оговаривать в договоре подряда на проведение ремонтно-строитель­ных работ. Если подрядчик выбирается на конкурсной основе, гарантийные сроки могут быть одним из условий конкурса.

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как защищаться от проверок казна­чейств, внедряющихся в расценки, индексы, расчеты на командировки и перевозку рабочих.

Ответ. К сожалению, следует признать, что наша страна является одной из немногих, где проверяющие приходят на проверку не с целью определить истинное положение вещей, а с целью доказать свою полезность и, как следствие, «наковырять» побольше.

Что здесь можно посоветовать? Не ждать легкой жизни. Так продолжаться еще довольно долго будет.

Не заниматься приписками, — тогда проверяющим труднее будет что-то «наковырять» (это термин всех проверяемых, говорящих о проверяющих).

Если же проверяющий требует корректировки расценок в меньшую сторону, индексов и других нормативов, указывать ему на п. 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, в третьем абзаце которого сказано: «Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются».

Также следует говорить о п.4.2 Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) МДС 81-36.2004, Указаний по применению федеральных еди­ничных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм-2001) МДС 81-37.2004 и Указаний по применению федеральных единичных расценок на ремонтно — строительные работы (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004, о котором не раз уже говорилось.

В принципе пора ставить вопрос о незащищенности проверяемых перед проверяющими и о необходимости разработки и утверждения в установлен­ном порядке Инструкции о проведении проверок строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, проводимых контролирующими органами на объектах строительства, реконструкции и ремонта.

Только нельзя допустить, чтобы эту инструкцию писали сами проверяющие, — тогда будет плохо.

Вопрос. Раньше действовал порядок, установленный письмом Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 14.08.1986 г. №53-Д/227 «О порядке опре­деления объема строительно-монтажных работ в составе незавершенного производства», согласно которому при определении объемов выполненных строительно-монтажных работ незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ включались в состав незавершенного производства по процентам их готовности, приведенным в приложении к этому письму.

Новый порядок определения СМР в составе незавершенного производства до сих пор не разработан и из-за его отсутствия указанное письмо Госстроя СССР и Стройбанка СССР при определении объема СМР в составе незавер­шенного производства не принимается во внимание.

Это ставит в сложное финансовое положение организации транспортного строительства.

В связи с изложенным, прошу разъяснить порядок включения в объем выполненных строительно-монтажных работ в составе незавершенного про­изводства незаконченных конструктивных элементов и видов строительных работ по процентам их готовности.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.2005 г. №6-417(144), до разра­ботки уточненного перечня конструктивных элементов, видов строительных работ или их частей, включаемых в объем выполненных строительно-мон­тажных работ (СМР) в составе незавершенного производства, рекомендуется использование ранее действующих нормативов, приведенных в письме Гос­строя СССР и Стройбанка СССР от 14 августа 1986 г. №53-Д/227.

Порядок включения незавершенных объемов в акты приемки выполненных строительно-монтажных работ устанавливается договором подряда.

Комментарий редакции — ниже приводится перечень незаконченных конс­труктивных элементов и видов строительных работ или их частей, включаемых в объем выполненных строительно-монтажных работ в составе незавершен­ного производства в соответствии с упомянутым выше письмом Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 14 августа 1986 г. №53-Д/227.

№ п/п

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды

Строительных работ или их час­тей

Процент готов­ности работ в составе незавер­шенного произ­водства от смет­ной стоимости конструктивного элемента

 

1

2

3

4

5

 

1.

Земляные работы

1

I. Земляные работы

А) рытье траншей под трубопрово­ды

Б) засыпка тран­

Шей

90 10

 

N5

П/п

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

1.

Земляные работы

1

1). Устройство дренажей в мели­оративном и во­дохозяйственном строительстве

А) завоз дренаж­ных труб в осен­не-зимний период

Б)укладка и про­чие работы

50 50

 

2.

Буровзрывные работы

3

Буровзрывные работы

А) проходка под­готовительных вы­работок (шурфов, штолен, камер и

Рассечек)

Б) выполнение прочих работ

30 70

 

3,

Свайные ра­боты. Закреп­ление грунтов. Опускные ко­лодцы

5

11. Устройство де­ревянных свай

А) изготовление деревянных свай

Б) выполнение прочих работ

И. Крепление шпунтового ог­раждения котло­ванов

А) установка крепления

50 50

80

 

Ns

N/n

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

3.

Свайные ра­боты. Закреп­ление грунтов. Опускные ко­лодцы

5

Б)разборка креп­ления

III. Устройство и разборка под­мостей под копер

А) устройство подмостей б) разборка под­мостей

20

70 30

 

4.

Бетонные и железобетон­ные конструк­ции монолит­ные

6

1. Бетонные конструкции мо­нолитные

А) установка опа­

Лубки

Б) укладка бетона

В) прочие работы

II, Железобетон­ные конструк­ции монолитные

А) установка опа­

Лубки

Б) установка ар­

Матуры

В) укладка бетона

Г) прочие работы

25 60 15

25

25

45 5

 

5.

Бетонные и железобетон­ные конструк­ции сборные

7

1. Плиты перекры­тий и покрытий

А)укпадка

Б) заделка швов

90 10

 

№ п/п

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

5.

Бетонные и железобетон­ные конструк­ции сборные

7

II. Колонны, бал­ки, ригели

А)установка

Б) заделка стыков

90 10

 

6.

Конструкции из кирпича и блоков

8

I. Из бутового камня

А) кладка

Б)устройство горизонтальной изоляции

П. Мусоропроводы

А)установка ствола

Б) монтаж прием­ных клапанов и установка деталей

95 5

50 50

 

7.

Металличес­кие конструк­ции

9

I. Одноэтажные производствен­ные здания (поэлементный монтаж)

А) подготовитель­ные работы

Б)укрупнительная сборка

В) монтаж

Г) сдача работ

10

25

55 10

 

N9

П/п

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

7.

Металличес­кие конструк­ции

9

11. Одноэтажные производствен­ные здания при монтаже объем­ными блоками, укрупняемыми на конвейере и стен­дах-кондукторах

А) подготовитель­ные работы

Б)укрупнительная сборка

В) монтаж

Г) сдача работ

Ш. Здание из лег­ких конструкций

А) подготовитель­ные работы

Б) укрупнительная

Сборка

В) монтаж

Г) сдача работ

IV. Здание с при­менением ароч­ных и рамных конструкций

А) подготовитель­ные работы

Б)укрупнительная сборка

10

65

20 5

10

50

30 10

10 20

 

П/п

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

В) монтаж

60

 

Г) сдача работ

10

 

V. Гражданские

И производс­твенные много­этажные здания

А) подготовитель­ные работы

15

 

Б)укрупнительная сборка

15

 

В) монтаж г) сдача работ

60 10

 

7.

Металличес­кие конструк­ции

9

VI. Резервуары, газгольдеры, печи, трубы

А) подготовитель­ные работы

.6)укрупнительная сборка

В) монтаж

Г) сдача работ

УН. Канатные дороги

А) подготовитель­ные работы

Б) укрупнительная

Сборка

10 5

75 10

10 40

 

Но­

Незаконченные

Процент готовнос­

Конструктивные

Ти работ в составе

No

Наименова­

Мер

Элементы и

Незавершенного

IX —

П/п

Ние сборни­

Сб.

ВИДЫ

Производства от

11/11

Ков

ЕРЕР-

Строительных

Сметной стоимос­

84

Работ или

Ти конструктивно­

Их частей

Го элемента

1

2

3

4

5

В) монтаж

40

7

Металические

Q

/ .

Конструкции

Н7

Г) сдача работ

10

VIII. Галереи,

Эстакады, бун­

Керы, силосы,

Декомпозеры,

Электролизеры,

Комплексы до­

Менных цехов,

Градирни, теле­

Башни, радио­

Мачты, каркасы

Вытяжных труб

А) подготовитель­

5

Ные работы

Ч/

Б) укрупнительная

35

Сборка

В) монтаж

50

Г) сдача работ

10

IX. Другие со­

Оружения

А) подготовитель­

10

Ные работы

Б) укрупнительная

15

Сборка

В) монтаж

65

I

Г) сдача работ

10

N9

П/п

Наименова­ние сборни­ков

Но­мер сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

7.

Металические конструкции

9

X. Стальные оконные блоки и переплеты

А) установка бло­ков и переплетов

Б) установка ре­зиновых уплотни­телей

85 15

 

8.

Деревянные конструкции

10

(. Заполнение оконных и двер­ных проемов

А) при заполнении без прирезки при­боров (от стои­мости исчислений

Без стоимости приборов) ‘прирезка прибо­ров

Б) при заполнении дверных проемов без установки на­личников

Установка налич­ника

В) при заполнении без конопатки

Коробок конопатка коробок

90

10

85

15 90

10

 

N9

П/п

Наименова­ние сборни­ков

Номер

Сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

8.

Деревянные конструкции

10

II. Перекрытие

А) укладка балок

Б)устройство на­ката

В) смазка и утеп­

Ление

III. Деревянные конструкции

А}установка б) антисептиро — вание

40 40

20

90 10

 

9.

Полы

11

Покрытия доща­тые и паркетные

А) настилка пок­

Рытий

Б) прочие работы

90 10

 

10.

Кровля

12

I. Наклейка ниж­него слоя рулон­ных покрытий при производс­тве работ в зим­них условиях:

А) при 2-спойном

Покрытии

Б) при 3-слойном

Покрытии

В) при 4-слойном

Покрытии

Г) при 5-слойном

Покрытии

40 30 20 10

 

№ п/п

Наименова­ние сборни­ков

Номер

Сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

10,

Кровля

12

И. Устройство кровли по обре­шетки

А) устройство об­

Решетки

Б) устройство пок­

Рытия в)обделка коньков, ребер, разжелобков, ды­мовых труб и при­мыканий к стенам и слуховым окнам

30 60 10

 

11.

Отделочные работы

15

1. Облицовка при­родным камнем

А) облицовка при­родным камнем

Без разделки швов, очистки и промывки

Б) прочие работы 11. Облицовка

Искусственным мрамором

А) облицовка ис­кусственным мра­мором без поли­ровки и лощения

Б) прочие работы

95 5

90 10

 

На

N/n

Наименова­ние сборни­ков

Номер

Сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

11.

Отделочные работы

15

Ш. Штукатурные работы

А) внутренняя шту­катурка без об­мазки раствором коробок, налични­ков и плинтусов 6} прочие работы

95 5

 

12.

Трубопроводы — внутренние устройства

16

I, Краны пожар­ные и поливочные

А) установка шкафчиков для пожарных рука­вов, включая их

Стоимость б) прочие работы

II. Трубопрово­ды из чугунных

Напорных, из чугунных и плас­тмассовых ка­нализационных труб

А) прокладка тру­бопроводов

Б)гидравличес­кое испытание

70 30

90 10

 

N9

П/п

Наименова­ние сборни­ков

Номер

Сб. ЕРЕР — 84

Незаконченные конструктивные элементы и виды строительных работ или их частей

Процент готовнос­ти работ в составе незавершенного производства от сметной стоимос­ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

13.

Отопление — внутренние устройства

18

Котлы отопительные

А)установка котлов б)гидравличес­кое испытание

90 10

 

14.

Электроосве­щение жилых и обществен­ных зданий

21

Квартирная элек­тропроводка

А) прокладка про­

Водов

Б) прочие работы

70 30

 

15.

Водопровод — наружные сети

22

I. Асбестоцемен — тные, чугунные, железобетонные

И пластмассо­вые трубы

А) прокладка тру­бопроводов

Б)гидравличес­кое испытание и

Прочие работы

II. Стальные тру­бопроводы

А) сварка труб в секции на свароч­ных пунктах 6} развозка секций труб по трассе и сварка в плети в) укладка ппетей трубопроводов в траншеи и сварка стыков г) испытание и прочие работы

90 10

35 35 20

10

 

Незаконченные

Процент готовнос­

 

Номер

Сб. ЕРЕР-

Конструктивные

Ти работ в составе

 

№ п/п

Наименова­

Элементы и

Незавершенного

 

Ние сборни­

Виды

Производства от сметной стоимос­

 

Ков

84

Строительных

 

Работ или их частей

Ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

16,

Канализация

23

Канализацион­

 

— наружные

Ные колодцы

85

15

 

Сети

А)устройство ко­лодцев 6}устройство бе­тонных лотков

 

Магистральные

 

И промысловые

 

Трубопроводы

 

А) сварка труб в

35

 

Магистраль­

Секции на свароч­

 

17.

Ные трубопро­

25

Ных пунктах

 

Воды газоне­фтепродуктов

Б) развозка секций труб по трассе и сварка в плети

В) сварка захлестов г) испытание и прочие работы

45

10 10

 

1. Устройство

 

Однослойных и

 

Двухслойных гра­

 

Вийных основа­

 

Ний и покрытий

85

 

А) устройство

 

Оснований без

 

Укатки и ухода за

 

Автомобиль­

Основанием

 

18.

27

Б) прочие работы

15 80 20

 

Ные дороги

II. Устройство од­нослойных и двух­слойных щебеноч­ных оснований

А)устройство оснований без расклинцовки и укатки

Б) прочие работы |

 

Незаконченные

Процент готовнос­

 

Номер

Сб. ЕРЕР-

Конструктивные

Ти работ в составе

 

№ п/п

Наименова­

Элементы и

Незавершенного

 

Ние сборни­

Виды

Производства от

 

Ков

84

Строительных

Сметной стоимос­

 

Работ или их частей

Ти конструктивно­го элемента

 

1

2

3

4

5

 

Ш. Основание

 

Под автомо­

 

Бильные дороги,

 

Взлетно-поса-

 

Дочные полосы

 

Аэродромов,

 

Площадки для

 

Хранения сель­

 

Хозпродукции и

 

Стоянки техники

 

А)завоз строи­

60

 

Тельных мате­

 

Риалов (щебень,

 

18.

Автомобиль­

27

Гравий, песчано-

 

Ные дороги

Гравийная смесь, песок) в осенне — зимний период

 

Б) укладка заве­

40

 

Зенных материа­

 

Лов в основание

 

IV. Дорожное

 

Покрытие из

 

Сборных желе­

 

Зобетонных плит

 

А)завоз плит в

60

 

Осенне-зимний

 

Период

40

 

Б) укладка заве­

 

Зенных плит

 

А) укладка пути с

95

 

Неполным количес­

 

19,

Железные

28

Твом скреплений

 

Дороги

Б)установка

5

 

Скреплений до полного количества

 

Процент го­

Товности ра­

Незаконченные конс­

Бот в составе

Наиме­

Номер

Труктивные

Незавершен­

Нование

Сб.

Элементы и виды

Ного произ­

П/п

Сборни­

ЕРЕР-

Строительных

Водства от

Ков

84

Работ или

Сметной сто­

Их частей

Имости конс­

Труктивного

Элемента

1

2

3

4

5

20.

Мосты

30

VI. Продольная пере­

И трубы

Движка однопутных

Стальных пролетных

Строений по готовому

Основанию

А) передвижка

77

Б) опускание пролетных

Строений на опорные

23

Части

VII. Установка на опо­

Ры балочных пролет­

Ных строений на плаву

А) сборка плашкоутов

90

Разборка плашкоутов

6} сборка плавучих опор

10

Из неинвентарных ме­

Таллических элементов

Разборка плавучих опор

Из неинвентарных ме­

Таллических элементов

VIII. Устройство под­

Мостей для окраски

Пролетных строений

Мостов

А) устройство подмостей

45

6} разборка подмостей

55

IX. Деревянные под­

Мости и пирсы

А) устройство деревянных

88

Подмостей и пирсов

Б) разборка подмостей

12

И пирсов

Процент го­

Товности ра­

Незаконченные конс­

Бот в составе

Наиме­

Номер

Труктивные

Незавершен­

Нование

Сб.

Элементы и виды

Ного произ­

П/п

Сборни­

ЕРЕР-

Строительных

Водства от

Ков

84

Работ или их частей

Сметной сто­имости конс­труктивного элемента

1

2

3

4

5

X. Подвесные пакеты

А) изготовление и уста­

80

Новка подвесных паке­

Тов

Б) разборка пакетов

20

Мосты и трубы

XI. Трубы водопропус­

20.

30

Кные железобетонные

Круглые под насыпями железных и автомо­бильных дорог

А) укладка звеньев труб 6}конопатка, запивка и затирка швов

90 10

Крепление откосов ка­

Налов и плотин

А} завоз материалов для

50

Берего­

Крепления {скальная по­

21.

Укрепи­

42

Рода, камень, бетонные

Тельные работы

И жепезобетонные из — депия) в осенне-зимний период

Б) укладка материалов в дело и прочие работы

50

Кладка коксовых и га­

Промыш­

Зосланцевых печей

22.

Ленные

45

А) кладка печей

95

Печи и

Б) чистка канапов и от­

Трубы

Верстий, продувка кана­пов, расшивка каналов

5

Процент го­

 

Товности ра­

 

Незаконченные конс­

Бот в составе

 

Наиме­

Номер

Труктивные

Незавершен­

 

Нование

Сб.

Элементы и виды

Ного произ­

 

П/п

Сборни­

ЕРЕР-

Строительных

Водства от

 

Ков

84

Работ или их частей

Сметной сто­имости конс­труктивного элемента

 

1

2

3

4

5

 

23.

Работы

46

I. Усиление конструк­

 

При ре­конструк­ции

Тивных элементов

 

Здании монолитными железобетонными

 

Обоймами

А) установка опалубки и креплений

Б) установка арматуры

В) укладка бетона

Г) прочие работы

(1. Замена перекрытий

А) разборка существую­

Щих конструкций

Б) установка опалубки и

Креплений

В) установка арматуры г) укладка бетона

< д) прочие работь! Ill временные защит­ные ограждения а) устройство времен­ных ограждений б)разборка ограждений

30

15 45 10

10

20

15 45 10

85 15

 

Процент го­

 

Товности ра­

 

Незаконченные конс­

Бот в составе

 

Наиме­

Номер

Труктивные

Незавершен­

 

Нование

Сб.

Элементы и виды

Ного произ­

 

П/п

Сборни­

ЕРЕР-

Строительных

Водства от

 

Ков

84

Работ или

Сметной сто­

 

Их частей

Имости конс­

 

Труктивного

 

Элемента

 

1

2

3

4

5

 

24.

Озеле­

48

Подготовка почвы для

 

Нение,

Устройства газонов и

 

Защитные

Цветников

 

Лесона­

А) завоз растительной

75

 

Саждения.

Земли в зимнее время

 

Много­

6} прочие работы

25

 

Летние

 

Плодовые

 

Насажде­

 

Ния

 

Примечание. По конструктивным элементам и видам строительных работ, отсутствующим в настоящем перечне, процент готовности устанавливается расчетом, исходя из соотношений трудоемкости и сметной стоимости соот­ветствующих работ.

Вопрос. Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1.Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при составлении сметы предполагаемых расходов на гарантийный ремонт введенных в эксплуатацию объектов.

2. В какой период должен создаваться резерв:

А) в период строительства объекта, под гарантийный ремонт которого создается резерв, с включением этих начислений в себестоимость работ по данному объекту;

Б) с момента начала гарантийного срока и до его истечения с включением начислений в себестоимость строительных работ, выполняемых организацией по другим объектам в указанный период времени.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 25.11.98 г. №12-14(145), согласно действующих нормативных документов по ценооб­разованию, в сводном сметном расчете не предусмотрены отчисления по образованию резерва на гарантийный ремонт вводимых в эксплуатацию объ­ектов. Гарантийный ремонт возникает в случае не качественно выполненных строительно-монтажных работ, или проектно-сметной документации. Исправ­ление допущенного брака, как правило, осуществляется за счет виновного, на условиях, устанавливаемых в договоре подряда.

Вопрос. Просим дать разъяснение по следующему вопросу — если локаль­ная смета составлена в соответствии с Методикой МДС 81-35.2004 г. по образцу №5 и образцу №6 «Локальная ресурсная смета», по какой форме можно составить акт приемки выполненных работ? По форме сметы или все пересчитывать на восьмиграфку акта КС-2, утвержденного Госкомстатом? Источник финансирования объекта внебюджетный.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-комму­нальному хозяйству письмом от 25.02.2005 г. №6-103(146) разъяснило, что в Методике определения стоимости строительной продукции на тер­ритории Российской Федерации — МДС 81-35.2004 и других методических документах Госстроя России приведен порядок определения сметной стоимости на различных стадиях, а также порядок составления сметной документации.

Вопросы оплаты за выполненные строительно-монтажные работы, учета и отчетности по этим работам следует оговаривать в договоре подряда на капитальное строительство между заказчиком и подрядчиком.

Вопрос. Прошу разъяснить методику расчета возврата стоимости мате­риалов поставки Заказчика.

Правомерно ли считать, что возвратная стоимость материалов опреде­ляется в тех же ценах, что и стоимость материалов, включаемых в объем СМР в актах выполненных работ, т. е. производится в сопоставимых ценах с применением индекса на материалы?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 20.04.2005 г. №6-307(63), порядок возврата заказчику его средств при поставке части материалов и конструкций заказчиком, оговаривается в договоре подряда между заказчиком и подрядчиком.

Вопрос. В настоящее время в договоры подряда, заключаемые между организациями, входящими в систему Корпорации «Трансстрой», и службами заказчика, в соответствии со статьей 710 «Гражданского кодекса Российской Федерации» (часть вторая), включается пункт, согласно которому подрядчик сохраняет право на оплату подрядных работ по стоимости, предусмотренной договором подряда в случае, когда его фактические расходы оказались мень­ше учтенных при определении стоимости работ по договору, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на их качество.

Экономия может быть получена, в том числе, в результате проведения подрядчиком по согласованию с заказчиком мероприятий, удешевляющих строительство, таких как:

— усовершенствование проектных решений, ведущее к уменьшению объемов работ;

— применение прогрессивных, в том числе энергосберегающих технологий, позволяющих уменьшить трудозатраты, затраты на эксплуатацию машин и материальные ресурсы;

— внедрение изобретений.

В настоящее время, в связи с отсутствием нормативных документов, рег­ламентирующих порядок определения экономии, полученной в результате проведения перечисленных мероприятий, между заказчиками и подрядчиками возникают разногласия при ее расчете. Особенно сложен расчет в тех случаях, когда договор подряда не определяет твердую договорную цену, и разработка проектно-сметной документации ведется параллельно со строительством.

Корпорация «Трансстрой» считает, что экономия, полученная от внедрения мероприятий, удешевляющих строительство должна оставаться в распоря­жении подрядчика, как это было и ранее. Прошу разъяснения.

Ответ. Госстрой России письмом от 17.04.2000 г. №6-17(147) разъяснил, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений» отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В частности, вопрос сохранения права подрядчика на оплату ему за выпол­ненные работы по договорной цене в случае экономии фактических расходов при условии сохранения или улучшения качества строительства должен быть также решен по соглашению сторон договором подряда или контрактом.

Данное положение нашло свое отражение в «Методических рекомендациях по составлению договора подряда на строительство в Российской Федера­ции», утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России 5 октября 1999 г. (пункт 3.2.7).

Вопрос. При определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы организации транспортного строительства включают в главу 9 сводно­го сметного расчета затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом и затраты, связанные с подвижным (разъездным) характером работ, в соответствии с приложением 9 к Методическим указаниям по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-1.99, введенным в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. №31.

Однако, в последнее время, отдельные заказчики отказываются оплачи­вать указанные затраты, ссылаясь на то, что в утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 ноября 2000г. №116 инструкции «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организа­циями форм федерального государственного статистического наблюдения» затраты по вахтовому методу ведения работ и затраты, связанные с подвиж­ным (разъездным) характером работ, включены в состав ФОТ.

Корпорация «Трансстрой» считает это неправомерным, так как в локаль­ных сметах учтена только заработная плата, являющаяся составной частью ФОТ, а другая составная часть, в виде затрат по вахтовому методу ведения работ и затрат, связанных с подвижным (разъездным) характером работ, учтена в главе 9.

Прошу разъяснения.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя от 17.07.2001 г. №10-420(148), утвержденная постановлением Госкомстата от 24.11.00 №116 «Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при запол­нении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения» применяется при проведении федерального государственного статистического наблюдения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 №1289 «об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комп­лексу» на Госстрой России возложена разработка принципов определения сметной стоимости строительства. Иным министерствам и ведомствам Рос­сийской Федерации, а также субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено.

Применение нормативных документов Госстроя России обязательно для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

В случае отказа от использования нормативных документов Госстроя России спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Вопрос. В процессе сдачи объектов перед заказчиком возникают воп­росы компенсации эксплуатационных затрат в период между окончанием работы рабочих комиссий и выходом постановлений по утверждению актов госкомиссий.

Общая продолжительность периода с момента подписания акта рабочей комиссии до утверждения акта госкомиссии в соответствии с предусмотрен­ными процедурами по оформлению документов составляет 45 дней.

В накладных расходах подрядных организаций учтены расходы по подго­товке объекта к сдачи в соответствии с МДС 81-34.2004 ст. З п.12.

После подписания акта рабочей комиссии и принятия объекта у подряд­чика, согласно СНиП 01.04-87, заказчик готовит документы для проведения госкомиссии. Подрядчик отказывается принимать эксплутационные затра­ты (отопление здания, освещение, сторожевая охрана, очистка от снега, расходы на дежурных слесарей, электриков и т. д.) после подписания акта рабочей комиссии.

Резерв заказчика на непосредственные затраты, как правило, израсхо­дован в процессе строительства и его недостаточно для покрытия вышепе­речисленных затрат.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-комму­нальному хозяйству письмом от 28.07.2005г. №6-604(20) разъяснило, что Методическими и нормативными документами в области сметного нормирования и ценообразования в строительстве затраты на ввод объ­екта в эксплуатацию отдельной строкой в сводном сметном расчете не предусмотрены.

Фактом, подтверждающим сдачу объекта в эксплуатацию, является акт государственной комиссии, подписанный и утвержденный в установленном порядке. До подписания акта государственной комиссии заказчик вправе не производить окончательные расчеты с подрядной организацией.

В случае, если после подписания акта рабочей комиссии, подрядчик снимает охрану с объекта либо дежурных слесарей и электриков, объект государственной комиссией принят не будет и заказчик будет вправе не про­изводить окончательной оплаты, если иное не оговорено в договоре подряда на строительство.

Вопрос. В нашей практике имеются случаи заключения государственных контрактов, по которым заказчики при окончательной оплате за построенный объект производят удержание 5-10% от стоимости объекта на период гаран­тийного срока (до 3 лет).

Каким образом можно учесть потери подрядчика.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительс­тву и ЖКХ от 28.07.2005 г. №6-608(149), вопрос отсрочки оплаты заказчиком подрядчику за выполненные работы и, соответственно, потери, связанные с отсрочкой оплаты, при которой подрядные организации вынуждены брать банковский кредит под повышенный процент, должен оговариваться в осо­бых условиях к договору подряда в порядке, изложенном в письме Госстроя России от 04.12.98 г. №12-20(6).

Вопрос. Наша организация в своей деятельности сталкивается с такими требованиями отдельных государственных заказчиков, включен­ными в состав конкурсной документации и в проект государственных контрактов, как предварительное согласование с ним привлекаемых субподрядчиков. В отдельных проектах государственных контрактов заказчики предлагают наложить штрафные санкции на подрядчика в случае заключения договоров субподряда без предварительного со­гласования с ними.

Насколько правомерно поступает заказчик в этих случаях, если подрядчик, подавая заявку на участие в конкурсе, учитывает в ней предложения конкрет­ных субподрядчиков? Как соотносится это требование со ст. 748 Гражданского кодекса РФ, где говорится о невмешательстве заказчика в оперативно-хо­зяйственную деятельность подрядчика? Ведь субподрядчик, согласованный заказчиком, при заключении договора может предложить более высокую цену, чем учтенная подрядчиком в конкурсной заявке.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.07.2005 г. №6-608(149), требование заказчика о согласовании с ним кандидатур тех или иных суб­подрядных организаций представляется правомерным. В мировой практике заключения контрактов (договоров) на строительство такие условия также имеют место.

В случае, если подрядчик опасается, что предложенный заказчиком субподряд­чик увеличит стоимость своих работ по сравнению с другими исполнителями, подрядчик вправе оговорить этот вопрос в договоре подряда с заказчиком с вариантами условий — либо заказчик соглашается на увеличение стоимости строительства в целом на величину увеличения стоимости субподрядных работ, либо заказчик отказывается от кандидатуры предлагаемого им суб­подрядчика, поручая генподрядчику подобрать другую кандидатуру.



.