ОСНОВНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЖИЛЫХ ДОМОВ


Глубокие сдвиги в развитии строитель­ства и архитектуры в нашей стране, новые требования в архитектуре, выдвигаемые ин­дустриализацией и типизацией массового строительства, еще острее подняли вопрос решения художественного качества архитек­туры и использования ее национальных особенностей.

Главная задача освоения художествен­ного наследия заключается не в использова­нии сложившихся форм, а в раскрытии творческого метода народных мастеров, ов­ладении этим методом для создания полно­ценной современной архитектуры колхозных сел МССР. .

Колхозники Молдавии уделяют особен­но большое внимание архитектурно-худо­жественному решению жилых домов.

Известно много примеров из практики строительства, когда, колхозники перестраи­вали совсем новые дома только потому, что сосед построил более красивый дом. В каж­дом селе ежегодно идет своего рода сорев­нование между колхозниками за лучшее ху­дожественное решение жилого дома.

Типовые проекты отвергаются большей частью из-за того, что решение вопросов ар­хитектурно-художественной выразитель­ности в них не отвечает эстетическим требо­ваниям сельского населения. Факты свиде­тельствуют о том, что одним из важных вопросов в проблеме решения сельского жи­лого дома является его полноценное архи­тектурно-художественное решение, основан­ное на изучении и творческом применении лучших образцов народного творчества.

Жилые дома колхозников, построенные в последнее время, развивают архитектур­но-художественные приемы старого народ­ного зодчества, наполняя их новым содер­жанием.

Новые методы строительства, новые приемы обработки строительных материа­лов существенно меняют прежнее представ­ление о красоте, о совершенстве художест­венных форм. Поэтому творческая перера­ботка форм и приемов народного зодчества возможна при учете новой строительной техники, новых конструкций, современных строительных материалов. Современные тем­пы строительства и требования экономики не должны снижать эстетических качеств сооружаемых зданий.

Приемы, содействующие усилению архи­тектурно-художественной выразительности жилых домов Молдавии, отличаются боль­шим разнообразием и зависят от климатиче­ских условий конкретных районов, мест­ных строительных материалов и соответст­вующих им конструктивных решений. В на­родном строительстве применяются самые разнообразные средства художественной вы­разительности: резьба по дереву и камню, специальная декоративная обработка стен; особенно широкое распространение получи­ло использование цвета.

Существенным недостатком архитектур­но-художественного решения типовых про­ектов сельских жилых домов является от­сутствие рекомендаций по цветовому реше­нию, так как в условиях индустриализации строительства важным средством архитек­турно-художественного решения жилого до­ма будет цветовое его решение, основанное на изучении лучших образцов народного зодчества.

Такие декоративные приемы, как резьба по дереву и камню, широко применяемые в народном строительстве, по-видимому, сохра­нятся и в будущем при условии выполне­ния резьбы, образцы которой должны быть предельно простыми и выразительными, механизированным или полумеханизирован­ным способом.

Архитектурное решение народного жи­лища различных районов Молдавии харак­теризуется своими специфическими особен­ностями, которые и создают столь разнооб­разную застройку. Однако в этом разнообра­зии всегда имеется один основной принцип решения жилого дома. Так, в северных рай­онах Молдавии основными мотивами реше­ния жилища являются центральная^ неглу­бокая лоджия с защитным верхом из дере­вянных досок, на которые наносится про­резной орнамент, иногда — остекленные и открытые крыльца и просто лоджии с окра­ской их стен в яркие тона. Центральные районы Молдавии характеризуются решени­ем асимметричных веранд, а также устрой­ством каменных галерей в районах камен­ного строительства. В южных районах ос­новным мотивом является разнообразное решение галереек, а также фронтонов дву­скатных крыш, обращенных к улице.

Выделение главного архитектурного эле­мента в общем решении жилого дома обус­ловливается прежде всего природно-клима­тическими условиями, а также сложивши­мися представлениями населения об эстети­ке жилого дома.

Основным принципом архитектурного решения жилища обычно является контра­стное соотношение общего объема здания и его отдельных элементов. Сдержанность и простота решения плоскости стены жилого дома контрастирует с объемным решением га­лерей, крылец, веранд, лоджий. Насыщен­ность пластической орнаментальной резьбой отдельных элементов сооружения контра­стирует с другими, более спокойными, дета­лями. Контрастное соотношение тонов ха­рактерно также для цветового оформления народного жилища — соединение светлого фона стены с темной окраской цоколя, две­рей, элементов резьбы или, наоборот, тем­ного фона стены с белыми наличниками окон, дверей, пилястр и др.

В процессе эволюции сельского жилища на территории Молдавии сложилось не­сколько композиционных приемов решения фасадов, которые зависят от природно-кли­матических условий и в некоторой степени от влияния архитектуры соседних народов. Особенно чувствуется влияние архитектуры закарпатских сел в северных районах Мол­давии. Наряду с композиционными реше­ниями жилых домов, бытующих издавна в этих районах, появляются новые приемы архитектурной выразительности сельских жилых домов Закарпатья.

Композиционный прием жилых домов в Закарпатье основан на членении фасада тре­мя горизонтальными полосами: нижняя по­лоса — до уровня окон, средняя — по шири­не окон, и третья полоса — фризовая. Ин­тенсивным ярким цветом выделяется сред­няя полоса. Плоскость фасада строится на симметричной, композиции с размещением трехстворчатых окон.

Трехстворчатые окна с трехчастным де­лением фасада по горизонтали придают сов­ременный вид сельским жилым домам, по­строенным по типу закарпатских жилых до­мов. Наряду с такими типами домов, кото­рые появляются в строительстве последних лет, широко применяются в районах север­ной Молдавии такие композиционные реше­ния, как акцент главного входа в дом при симметричном построении фасада.

Основным средством архитектурной вы­разительности фасада современного жилого дома северной Молдавии является решение главного входа (рис. 49). Главный вход в дом акцентирован пластическими или живо­писными средствами или теми и другими. Наиболее распространенным приемом явля­ется решение входа в виде арки-ниши (рис. 49, I).

Очертания арок имеют разнообразный характер: от арок правильной циркульной формы до простой лучковой. Разнообразие очертаний арок получается путем укладки в саманные стены специальных деревянных закладных деталей и саманных блоков раз­личной формы. Иногда вход решается трой­ными арочными проемами с тонкими колон­нами (рис. 49, II). В данном приеме преобла­дает излишний декоратизм, который заимст­вован из церковного зодчества.

Другой разновидностью решения входа является устройство прямоугольной в пла­не и на фасаде лоджии с остеклением на всю ширину сеней-передней. Таким образом, стену в глубине лоджии заменяет остек­ленная перегородка со своеобразным рисун­ком переплета (рис. 49, III).

Часто вместо входа в глубине лоджии устраивают остекленный тамбур, служащий тепловым шлюзом и в то же время играю­щий значительную роль в архитектурно-ху­дожественном решении фасада жилого дома.

Домов северной Молдавии:

IV — решение с пристроенным открытым крыльцом (с. Ларга, Липканский район).

V — асимметрично встроенная остекленная веранда (с. Бужеровка, Сорокский район).

Рис. 49. Основные композиционные решения жилых / — решение главного входа в лоджии с арочным проемом (с. Реуцел, Бельцкий район).

II — симметричное размещение лоджии (с. Ларга, Липканский район).

III — решение главного входа в стеклянной перего­родке (с. Коржеуцы, Липканский район).

ШШШ 1111111111

[ШШЛЩ

1

Гни II ПНИ 11|

VI — район распространения приведенных компози­ционных приемов.


Рис. 50. Основные композиционные решения жилых домов центральной Молдавии:

I—с. Яловены, II — с. Маловато, III—с. Машкауцы, VI — район распространения приведенных компози — IV — с. Дан у цены, V — с. Требужены, ционных приемов.


Имеет местб в практике строительства прием решения главного входа в лоджии с ажур­ной резьбой по дереву в верхней части вхо­да. Этот чисто декоративный прием также вносит некоторое разнообразие в решение главного входа. Кроме того, зашивка доска­ми верха лоджии имеет и функциональное значение, так как является определенным средством защиты от попадания в лоджию атмосферных осадков. В последние годы ус­траиваются асимметричные лоджии, оформ­ленные арочными проемами, смещенными к — боковой наружной стене (рис. 49, IV). Все эти примеры свидетельствуют о том внимании, которое уделяют колхозники решению глав­ных входов в жилые дома.

Значительное распространение получило в северной Молдавии устройство остеклен­ных веранд (см. рис. 49, V). Для пристроен­ных веранд характерно симметричное их размещение на главном фасаде жилого до­ма. Встроенные веранды, как правило, ре­шаются асимметричными, занимая 2/3 фа­садной плоскости. Асимметричные компози­ции фасадов жилых домов присущи, в ос­новном, новому строительству и обусловле­ны новыми планировочными приемами.

Таким образом, единый принцип по­строения композиционного решения (акцен­тирование главного входа в дом) разнооб­разится самыми различными решениями элементов входа — очертаниями входных арок, открытых и остекленных крылец и веранд, цветовым оформлением.

Для районов центральной Молдавии наи­более типичным композиционным приемом старого жилища было симметричное реше­ние главного южного фасада, с галереей по всей его длине (рис. 50, I). Галереи, являясь основным архитектурным элементом дома, строились сначала с двумя колонками, за­тем с четырьмя и, наконец, по мере своего развития превратились в наиболее распро­страненный тип — шестиколонные галереи. Устройство их придает народному жилищу этих районов Молдавии своеобразные специ­фические черты. В настоящее время галерея 92 получает дальнейшее развитие, превраща­ясь в асимметричную открытую веранду (рис. 50, III). Так, в новом строительстве ши­роко распространено устройство открытых и остекленных веранд, встроенных в объем жилого дома и пристроенных к нему. Обыч­но встроенные веранды создают асимме­тричную композицию и выходят на глав­ный фасад, членя его в отношении 1:1,5 (рис. 50, IV).

Заслуживают. внимания композицион­ные приемы решения жилых домов в условиях сложного рельефа. С размещением погреба в центральной части под домом на рельефе погреб становится композиционным цент­ром всего дома. Терраса и фронтон над ним придают завершенность всей композиции (рис. 50, И). При постановке здания длин­ной стороной поперек рельефа главный вход размещается в торце здания (рис* 50, V), и в данном случае вход в погреб предусмат­ривается по оси симметрии здания, а лест­ница, ведущая к главному входу в дом, размещается асимметрично.

Дальнейшее развитие жилого дома на рельефе привело к появлению двухэтажного жилого дома галерейного типа. В районах каменного строительства галерея первого этажа обычно выполняется из каменных блоков, галерея второго этажа имеет дере­вянные колонки.

Композиционные приемы решения жи­лых домов южной Молдавии мало отлича­ются от центральной. Основное отличие зак­лючается в решений крыши. В южной Мол­давии преобладает двускатная крыша с де­коративной обработкой фронтов (резьба по дереву) (рис. 51). Пространственное компо­зиционное решение жилых домов южной Молдавии часто обогащается пристройками различных летних помещений (рис. 51, 7, III). Стремление сельских жителей использовать теплый южный климат сказалось и в ком­позиционных решениях жилых домов, имеющих удлиненные пропорции и свобод­ное размещение открытых и закрытых жи­лых пространств (рис. 51, IV). Композиции жилых домов в некоторых гагаузских селах строятся на асимметричном размещении

Рис. 51. Основные композиционные решения жилых домов южной Молдавии:

1 — с. Кирсово, II — с. Кислица-Прут, III — пространения приведенных композиционных прие — с. Саратены, IV — с. Титарешты, V — районы рас — мое.

Рис. 52. Композиционные решения жилых домов с пристроенными летними кухнями

1 — с. Новые Табаны, II — с. Реуцел, 1 — пристроенная летняя кухня, 2 — кухня-столо-

III — с. Ларга. IV — с. Выхватинцы. вая.


Открытой галереи и большом проеме — вхо­де в погреб, размещаемый под домом.

Композиционйые решения жилых домов северной Молдавии существенно отличают­ся от решений центральной и южной Мол­давии. Основное отличие при общности пла­нировочных приемов заключается в отсутст­вии в новом строительстве жилых домов открытых галерей. Новыми композициями в районах северной Молдавии являются асим­метричные решения фасадов с пристроен­ными летними кухнями (рис. 52), создающи­ми своеобразные объемно-пространственные композиции жилых домов.

В архитектурном решении жилых до­мов большую роль играют их отдельные эле­менты — крыша, двери, окна и др. От то­го, как решены эти элементы, гармонично ли увязаны пропорции, цветовое решение от­дельных частей жилого дома, в значитель­ной степени зависит его архитектурно-худо­жественная выразительность.

Чтобы раскрыть основные творческие методы решения сельского жилища народ­ных зодчих, следует прежде всего рассмот­реть решения отдельных элементов жилых домов в практике сельского строительства Молдавии.

КРЫШИ И ИХ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТ­РУКТИВНЫЕ ДЕТАЛИ

Решению . крыши молдавские народные зодчие уделяли особое внимание, ибо она является существенным элементом жилища, влияющим на композицию здания и форми­рующим его силуэт. Вот почему столь мно­го внимания уделялось народными мастера­ми архитектурной обработке элементов крыши.

Различные районы Молдавии отличают­ся друг от друга формой, высотой, уклона­ми, решениями архитектурных элементов крыши, что обусловлено не только характе­ром и особенностями применяемого кровель­ного материала, климатическими условия­ми, но также и эстетическими требования­ми, предъявляемыми населением к силуэту своего дома. I

Черепичные крыши в большинстве слу­чаев делали двускатными. Такая форма яв­ляется характерной для южных районов Молдавии и для сел, расположенных в цен­тральных районах по Днестру.

Для всей центральной части Молдавии характерно единство планировочного прие­ма и общность силуэта жилых домов с ка­менными и деревянными галереями, что яв­ляется следствием единого уклона и высо­ты крыши для черепичной, драничной и ас- бофанерной кровли, наиболее широко при­меняемых в строительстве. В этих районах превалирующими в решении крыши явля­ются эстетические представления народа о силуэте жилого дома.

Форме’ крыши, ее пропорциям и силуэту молдавские строители уделяют большое внимание. Несмотря на наличие разнооб­разных кровельных материалов, в одних и тех же районах Молдавии уклон крыши и ее высота приняты одинаковыми. Наиболее характерной является крыша высотой 2,5 — 2,8 м с длиной конька в 1,0—1,5 м, что создает впечатление шатрового перекрытия.

Следует отметить, что в северных рай­онах Молдавии, отличающихся большим ко­личеством осадков, кровля в старом жилище была обычно йз соломы, вследствие чего крыши имели значительный уклон и боль­шую высоту — 3,5 м.

Широкое применение нашла в условиях Молдавии в прошлом и в современном строительстве драничная кровля, имеющая определенные преимущества. Этот легкий кровельный материал является нетеплопро­водным, поэтому во многих районах дранич — ную кровлю предпочитают черепичной.

Наиболее типичная форма крыши для большинства районов северной и централь­ной Молдавии — четырехскатная с незна­чительной длиной конька. Такая форма крыши наиболее полно отвечает эстетиче­ским представлениям молдавского народа о силуэте жилого дома. Сочетание четырех­скатной крыши с галереей создает своеобраз­ный и законченный тип жилого дома цен­тральной Молдавии — один из лучших ар-

Хитектурных образцов народного жилища республики.

В южных районах Молдавии широко распространены двускатные крыши. Час­тично это можно объяснить тем, что там из-за недостатка влаги (малое количество осадков, большая глубина залегания колод­цев, мелкие реки, пересыхающие летом) у домов устраивают специальные резервуары (бассейны) для сбора дождевой воды, осу­ществлять который удобнее с двускатной крыши, чем с четырехскатной, так как для этого нужно меньше желобов и труб. Кро­ме того, двускатная форма крыши была принесена извне переселенцами. Наиболь­шее распространение в современном строи­тельстве получила черепичная кровля, но не красная, а белая цементная. Это объясняет­ся прежде всего отсутствием в республике глин, пригодных для изготовления красной черепицы, а также стремлением колхозни­ков подчинить цветовое решение крыши цветовому решению фасада жилого дома. Но это, конечно, не исключает применения в ряде районов и красной черепицы, особен­но в сочетании с белой цементной или си­ней. Наиболее часто встречается примене­ние двухцветной черепицы. При этом на об­щем нейтральном фоне цементной черепич­ной кровли народные строители выклады­вают или простой геометрический орнамент из черепицы другого цвета, или же инициа­лы хозяина дома, что в известной степени оживляет монотонную поверхность крыши.

Интересно отметить, что при крышах из светло-серой цементной черепицы (или этер­нита) стены дома чаще всего окрашивают в какой-либо тон (обычно синий); при цветных, ярких и особенно орнаментированных кры­шах стены домов в большинстве случаев остаются белыми. Этот прием создает из­вестное цветовое равновесие в архитектуре жилища, что вообще характерно для народ­ной архитектуры. Крыши молдавских жи­лых домов, крытые дранкой, камышом и другими кровельными материалами, отли­чаются пластической обработкой конька.

96 В некоторых случаях пластическая обра­ботка применяется и при черепичной кров­ле. Так, встречаются примеры, когда конь­ковая черепица имеет специальную форму с круглыми шишками или выступами в верхней части этой черепицы, придающими коньку крыши мягкую уступообразную форму, очень хорошо читающуюся на фоне неба. Концы конька часто завершаются скульптурными композициями в виде сти­лизованных цветов, шишек, усложненных пирамид и других элементов.

Стремление смягчить жесткую линию конька является основным принципом ре­шений завершений крыши. Для этого приме­няют не только специальную коньковую че­репицу, но и различные резные по дереву и металлу завершения. Например, такой деко­ративный элемент на черепичной кровле, как ажурная резная коньковая доска, был в свое время неотъемлемым конструктивным элементом при камышитовой и драничной кровлях. При устройстве крыши из камы­ша конек крыши охватывался рамой из жердей, которая предохраняла крышу от срыва ее ветром. Эта утилитарная конструктивная деталь получила в Молда­вии своеобразное архитектурное выражение. Рама из жердей окрашивается часто в ярко — голубой или ярко-красный цвет и в сочета­нии с охристо-коричневатым цветом камы­ша или соломы создает яркое колоритное решение. Фронтоны завершаются резными элементами из доски со сквозными порезка­ми часто замысловатой и сложной формы (рис. 53). Резьба в завершениях фронтонов всегда выполняется свободно, хотя ее рису­нок строится, как правило, на симметрич­ных композициях. В ней нет той сухости, которая характерна для геометрических ор — наметов. Напротив, стремление народных мастеров создать неповторимые орнаменты, невиданные ранее, приводит подчас к пере­насыщенности узорных мотивов.

Самым простым решением завершения коньковой доски или фронтона является заостренный отрезок вертикально прикреп­ленной узкой доски с определенным прорез­ным орнаментом.

Рис. 53. Примеры решения коньковых досок и завершений фронтонов (резьба по дереву).

1 — с. Реуцел. 2 — с. Фрумоаса, 3 — с. Коржеуца, Завершения фронтонов: 9—10—11 — с. Гура-Галбен; 4 — с. Слободзея, 5 — с. Старые Каракушаны, 6 — 12—13 — с. Гертоп-Маре (рисунки автора с час — с. Новые Табаны, 7 — с. Гояны, 8 — с. Новые Та — тичным использованием материалов б. Управления баны. по делам архитектуры при Совете Министров МССР).

7 3. Монсеекко

В орнаментальных мотивах резьбы за­вершений нашел отражение в стилизован­ном виде растительный мир окружающей природы, предметы домашнего обихода (ча­ще всего гребни для расчесывания шерсти), иногда — резные фигурки животных или птиц. В прошлом применялся также и та­кой прием: устраивали из выступов ветровых досок резные фигуры двух конских голов, повернутых в противоположные стороны (рис. 54). Этот прием характерен для южных сел, расположенных вдоль реки Днестр, и заимствован, по-видимому, из украинской народной архитектуры, где он был приме­нен в далеком прошлом и имел, очевидно, определенное смысловое или символическое значение1. Конек крыши также завершает­ся декоративной доской со сквозной порез­кой, орнамент которой четко вырисовывает­ся на фоне неба. В отличие от резьбы подзо­ров, где наряду со сквозной порезкой, соз­дающей ажурную тень на стене, применя­ется и накладка выпиленного узора на фон доски, резьба коньковых досок выполняет­ся только сквозной пропиловкой орнамента. И это понятно. Бели в резьбе подзора чувст­вуется стремление резчиков достичь макси­мального светотеневого эффекта, то резьбой коньковой доски преследуется цель создать плавный переход от здания к пространству. Неисчерпаемая выдумка народных масте­ров отражена в орнаментальных мотивах коньковых досок. Здесь имеет место и гео­метрический рисунок, и вьющийся орна­мент, и изображение цветов, а иногда встре­чается настолько стилизованный рисунок, что он кажется уже абстрактным. Лег­кий ажурный конек составляет своеобраз­ное завершение молдавского жилого дома. На рис. 53 приведены наиболее характер­ные орнаментальные порезки коньковых до­сок и завершений концов конька. Заверше­ние конька устраивается и при металличе­ской кровле, где вместо деревянной доски ажурный орнамент вырезается из кровель­ного железа.

Большое значение в архитектурном ре­шении жилого дома центральной и южной

Молдавии имеют также фронтоны (щипцы) при двускатных крышах.

Приемы обработки фронтона имеют свои особенности в различных районах и за­висят, главным образом, от характера при­меняемого для фронтона материала. В юж­ных районах Молдавии фронтоны делают­ся из дерева, в центральных — из дерева и котельца.

Основные приемы архитектурно-худо­жественного решения фронтонов—примене­ние резьбы и цвета. Резьба осуществляется в виде сквозной порези досок или вырезания отдельных элементов, которые впоследствии накладываются на гладкий фон фронтона.

Особое значение решению фронтонов при двускатных крышах придается в южных районах Молдавии, где торцевой* фасад, вы­ходящий на улицу, становится главным фасадом. При этом, естественно, решение фронтона становится основным архитектур­ным акцентом в общем решении жилого дома.

Приемы решения фронтонов в этих рай­онах весьма разнообразны по резьбе и при­менению цвета. Особенно вычурная резьба фронтонов и их завершение наблюдаются в гагаузских селах. В мотивах резных деталей фронтонов, в резьбе завершений щипцов чув­ствуется влияние восточного искусства с его замысловатой орнаментикой. Здесь своеобра­зно изогнутые орнаменты вдруг образуют по­добие турецкой каравеллы или причудливо изогнутых змей, драконов и др. (рис. 55). Вос­точные влияния прослеживаются и в решении накладных деталей на слуховые окна (рис. 55, 7; 56, 3, 4; 57, 3, 4). Более сдержанные реше­ния завершений фронтонов наблюдаются в молдавских селах. В разных элементах, рас­положенных от завершения щипца по склону, преобладают мотивы резьбы животного ми­ра. Любопытны примеры резьбы таких эле­ментов в селах южной Молдавии. Здесь с

1 В. П. Самойловы ч. Народна творчють в архитектур! смльского житла. Держ. видав, литера з будивництва i арх^ектури У PCP. Киев, 1961.

Рис^ 55. Примеры решения завершений деревянных фронтонов в районах южной Молдавии: 1—2 — с. Чокур-Менжир, 3— с. Колибаш,4 — с. Чок — использованием материалов б. Управления по де — Майдан, 5—6 — с. Ферапонтьевка, 7 — слуховое ок — лал* строительства и архитектуры при Совете Ми — но в селе Чок-Майдан (рисунки автора с частичным нистров МССР).

Рис. 56 Примеры решения деревянных фронтонов в южных районах республики:

3 — с. Слободзея-Маре.

4 — с. Ферапонтъевка.

1—2 с. Гура-Галбен. Решение слуховых окон:

Рис. 57. Примеры решения деревянных фронтонов в южных районах МССР:

I — с. Гура-Галбен, 2 — с. Цинцарены, 3—4 — слуховые окна в Котовском районе.


Чисто народной непосредственностью переда­ются изображения львов, тигров, змей, голу­бей, хорошо читающихся на фоне неба (рис. 55, 1, 2, 3).

Плоскость деревянного фронтона укра­шается в народном жилище самыми разно­образными резными деталями при симмет­ричной композиции общего решения плос­кости фронтона. По оси фронтона обычно располагаются одно слуховое окно или два спаренных, которые и являются центром композиционного решения фронтонов. Слу­ховые окна украшаются накладными рез­ными элементами в виде стилизованных цветов, птиц (рис. 56, 1, 2). Любопытны накладные детали в виде розеток, напоми­нающих упрощенные примитивные гербы с инициалами владельцев дома. Причем эти розетки-гербы совершенно интуитивно раз­мещены на плоскости фронтона с большим чувством гармоничной взаимосвязи между элементами и пониманием законов компо­зиционного построения. По оси фронтона обычно располагается наиболее крупная ро­зетка с инициалами главы семьи, а по обе стороны от нее размещены розетки, меньше по размеру, с изображением стилизованных цветов (рис. 57, 1). Иногда в украшении фронтона применяются однотипные резные элементы, но в различном размещении их на плоскости фасада.

При двускатных крышах со стороны фронтона над стеной устраивают козырек, ко­торый в соединении со свесами крыши обес­печивает защиту стен от атмосферных осад­ков, а в южных районах—защиту окон от пе­регрева. Козырек опирается на кронштейны, имеющие контурную порезку, что является примером конструктивного решения с одно­временным учетом эстетических задач.

В южных селах, расположенных по р. Днестру, широко применяется устройство крылец у входа на чердак. Этот функцио­нально необходимый элемент приобретает в народном жилище также и эстетическое зву­чание. Навес над крыльцом поддерживают 102 две колонки. В элементах такого крыльца

Также широко применяются резьба и цвет. В тех случаях, когда устраиваются камен­ные фронтоны, они украшаются резьбой в камне. Особенно это было распространено в 1953—1954 гг. в районе строительства Ду — боссарской ГЭС (рис. 58).

Излюбленным приемом декоративного оформления каменных фронтонов является пропиловка ромбовидных орнаментальных вставок, окрашенных в различные цвета. Иногда на фронтонах выпиливают в камне целые композиции, где указывают инициалы владельца дома и год постройки. Виноград­ные гроздья в различных композициях — излюбленный мотив в прикладном декоратив­ном искусстве молдавского народа (рис. 59). Кроме того, в каменной резьбе фронтонов широко применяются мотивы геометриче­ских орнаментов, изображаются ветки с фруктами, вазоны цветов, стилизованные рыбы (рис. 60). На фронтонах широко применяется выемчатая и барельефная резь­ба, при которой изображения выступают на 2—3 см. Как в молдавских погребках, так и на фронтонах для барельефной резьбы из плоскости стены фронтона выпускают спе­циальные камни. При применении барельеф­ной резьбы контуры орнамента срезаются перпендикулярно плоскости фронтона. Это дает четкий рисунок, хорошо читаемый на расстоянии. Если же в резьбе фронтонов при­менено два типа резьбы — и рельефная и плоскостная, то орнамент рельефа выполня­ется со скошенными гранями к плоскости фронтона, чем достигается цельность орна­ментальной композиции фронтона. Архитек­турная выразительность фронтонов из камня подчеркивается применением цвета. Им вы­деляются разные детали и отдельные ком­позиции. Но в случаях, когда орнаменталь­ная композиция фронтона занимает боль­шую плоскость фронтона, т. е. имеет доста­точно активное звучание, цвет не приме­няется. Резьба и плоскость фронтона остают­ся в естественном материале.

Простые приемы оформления фронтонов, способствуя повышению архитектурно-худо-

Щшщшшшшшш

_ I Ш Н \

Рис. 59. Примеры декоративного решения каменных фронтонов и их элементов в Ново-Аненском районе.

Рис. 60. Декоративное оформление фронтонов (резьба по камню):

2 — композиция фронтона в с. Ципово с изобра — 2 — композиция фронтона в с. Гояны с приме — жением рыб и вазона; нением мотива виноградных лоз.

Жественного качества жилища, имеют важ­ное значение и для современной архитекту­ры, Орнаментальные мотивы каменных фронтонов народного жилища, использован­ные в типовых проектах сельских жилых домов, придадут домам определенную жи­вописность и национальный колорит.

Рассматривая решение крыши в народ­ном жилище, необходимо остановиться еще на одном элементе, играющем иногда су­щественную роль в общем решении не толь­ко крыши, но и всего дома. Речь идет о ды­мовой трубе.

Удачно найденные пропорции и форма за­вершения трубы, применение декоративных элементов, а иногда и яркая окраска прида­ют этому сугубо функциональному элементу те свойства, которые способствуют закон­ченности архитектурного решения жилища.

Приемы решения труб чрезвычайно раз­нообразны и зависят преимущественно оч материала, из которого они выполняются. По мере того, как народные строители овла­девали новыми строительными материала­ми, в частности камнем-ракушечником, дымоходы и трубы стали делать из этого материала. Их пожароустойчивость, логич­ность конструктивного решения, вырази­тельность, красота и легкость транспорти­ровки способствовали тому, что каменные трубы распространились по всей территории Молдавии.

Необычайно своеобразны завершения ка­менных труб в молдавском народном зод­честве. Они являются скульптурными украшениями не только крыши, но и всего до­ма. Сначала появились очень простые пок­рытия дымоходов с отверстиями во всех че­тырех сторонах с целью предохранить ды­моход от дождя и снега. Но вскоре заверше­ния труб приобрели и художественное зна­чение. Резьба по камню отдельных компо­зиций этих завершений достигает особой тонкости и ажурности в отличие от более крупной резьбы элементов галереи9 погре­бов, столбов ворот.

Как и во всех каменных элементах» скульптурные завершения труб поражают бесконечным разнообразием, самобытнос­тью и художественным мастерством (рис. 61). А. И. Захаров, рассматривая и класси­фицируя обилие мотивов и архитектурных форм завершений труб, сводит их к несколь­ким группам.

«Первая группа—трубы с завершениями, представляющими центральную компози­цию в виде пятиглавия (рис. 61, 1, 3, 4, 6, 8). Таких труб очень много, они наиболее богаты по количеству декоративных резных деталей и насыщены мелкой резьбой. Обыч­но на верхней плите, которая закрывает ды­мовое отверстие, возвышаются пять фигур­ных деталей: четыре по углам и одна пос­редине. Средняя деталь по характеру почти такая же, как угловые, но возвышается над ними благодаря специальной подставке. Та­кие трубы рассчитаны на круговой обзор. Гладкая поверхность ствола сменяется крупными формами полочек и дымовых от­верстий, завершается труба более мелкими ажурными деталями, как бы растворяясь в воздухе. Вследствие этого дробные пятигла­вые завершения не имеют четкого силуэта.

Вторую группу составляют трубы также симметричной композиции, но без ярко вы­раженного пятиглавия (рис. 61, 2, 10, 11), в центре — более высокая часть, по углам — отличные от нее по форме и величине дета­ли. Эти угловые детали — самые разные по форме и виду. Особенно часто встречаются трубы со своеобразными угловыми акроте — риями в виде волют или раковин. Заверше­ния труб этой группы, особенно труб с по­вышенной средней частью, имеют более чет­кий силуэт по сравнению с завершениями первой группы.

Третью группу составляют трубы, не рассчитанные на круговой обзор, они имеют как бы два главных и два второстепенных боковых фасада. Их завершения не устрем­ляются вверх, как это наблюдалось в пер­вых двух группах, а наоборот, широко распла­стываются в стороны по главному фасаду (рис. 61, 5, 9). Они беднее по количеству резных деталей, но решены более крупно и имеют определенный четкий силуэт в виде

Фантастических птиц, конских голов и т. д.»1.

Большим разнообразием отличаются не только скульптурные завершения труб, но и форма отверстий для дыма. Это и кресто­образные, и квадратные, и трапециевидные отверстия. В большинстве случаев каменные трубы выкладываются из отдельных блоков.

«Нижняя часть трубы делается из четы­рех трапециевидных каменных плит высо­той до 1 м и толщиной 6—7 см. Из плит со срезанными фасками составляют усеченную пирамиду размером 1×1 м по нижнему ос­нованию и 40×40 см по верхнему. На верх­ний срез кладется плоская плита толщиной 14 см; с выполненным отверстием. Затем ста­вятся вертикально один-два пустотелых бло­ка, собственно тело самой трубы, общей вы­сотой по 1,5 м, которые завершаются фигур­ным оголовком, изготовленным из одного камня»2.

Иногда вся труба выкладывается из от­дельных мелких плит толщиной 7—8 см и только завершение с украшениями выли­вается из целого блока. Кладка трубы, как кладка галерей, ведется насухо, и только иногда замазывают глиной большие щели. При очень сложных и тонких завершениях их детали вытачивают отдельно и соединя­ют шипом. Богатейшие традиции истинно народного искусства в оформлении камен­ных труб продолжают развиваться и в сов­ременном строительстве сельских жилых до­мов, особенно в районе Дубоссарской ГЭС. Криковские карьеры выпускают доступные по цене типовые каменные трубы для сель­ского строительства, выполненные местны­ми мастерами-камнерезами. Централизован­ная заготовка труб, их полная пожароустой- чивость позволяют рекомендовать их для применения в современном строительстве.

Завершается архитектурное решение крыши оформлением ее свеса, который устраивается для защиты стен одноэтажного дома от атмосферных осадков и одновремен­но является украшением жилого дома. Наи­более распространенным и простым приемом 106 устройства свеса кровли является выпуск

За пределы стены концов балок перекрытия. Для устройства больших свесов в южных районах Молдавии в нижней части кровли делают более пологий уклон с переломом кровли. К торцам балок прибивают резную доску, подзор, которая своим узорным обрам­лением подчеркивает линию свеса кровли.

В народном творчестве создано множест­во орнаментальных мотивов резьбы по де­реву. Простейшей порезкой являлась про — пиловка доски с образованием геометриче­ского орнамента зубцов. В дальнейшем резь­ба развивалась по пути усложнения рисун­ка. Характерной для Молдавии является сквозная порезка доски свеса кровли. Такая резьба при ярком солнце создает на белой стене ажурную кружевную тень (рис. 62). Эффект, получаемый от этого архитектурно­го приема, обусловил массовое его приме­нение в старом и новом строительстве. При­чем в новом строительстве большее распрос­транение получила резьба подзоров кровли в районах центральной и южной Молдавии, характеризующихся большим количеством солнечных дней. Это подтверждается тем фактом, что подзоры на северной стене жи­лого дома не имеют резьбы.

В новом строительстве резьба по дереву в элементах жилого дома значительно со­кращена, за исключением подзоров, где со­хранен основной принцип ее применения для создания ажурной кружевной тени на ос­вещенной стене. Иногда ажурный свес доски с резьбой выполняется из обрезков досок и крепится по частям к верхней обвязке. Часто резной свес карниза усложняется тем, что на основную доску свеса накладывается еще од­на резная доска, бросающая тень на нижнюю, для получения насыщенного светотенью и резным орнаментом свеса кровли (рис. 63).

Так как подзор кровли имеет не только архитектурно-художественное, но и кон­структивное значение — предохраняет кон-

1 А. И. Захаров. Народная архитектура Молдавии. Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. М., 1960, стр. 46, 47.

2 Там же, стр. 52.

&

Ш

Оо

О



восстановление стартера.