ПЛАКАТ


Творческая деятельность архитектора многогранна; в своей практике ему прихо­дится решать разные задачи, в том числе связанные с изобразительным творчеством, дизайном, иллюстрацией и искусством пла­ката. Плакат один из наиболее действенных видов агитации и пропаганды. Основное на­значение плаката — информационно-эмоци­ональное воздействие на зрителя.

По тематике плакаты можно условно разделить на несколько категорий: полити­ческий, рекламный, учебный, культурно- просветительский, по технике безопаснос­ти, художественный и т. д. Каждая катего­рия имеет свои ярко выраженные специфи­ческие черты, например, политический пла­кат отражает актуальные политические со­бытия. По форме это может быть плакат- призыв, плакат-протест, торжественно-пра — здничный и т. д.

Основными требованиями к плакатам яв­ляются следующие: оригинальность решения идеи; исключающая двусмысленность в ее прочтении, лаконичность выражения; чет­кость восприятия смысла шрифтового текс­та; неожиданность и новизна в трактовке те­мы; выразительность композиции. Необхо­димо, чтобы у зрителя они вызывали не пас­сивное созерцание, а живой интерес, будили воображение, рождали цепь ассоциаций.

¦ ЗАДАНИЕ 20. Плакат.

Цель: Освоить грамоту выполнения плаката в макетной форме.

Задачи: Используя знания по основам архи­тектурной композиции, рисунку и архитек­турной графике, пластическими средствами найти композиционное решение, соответст­вующее идейно-художественному замыслу. Обратить особое внимание на роль шрифта в композиции плаката. Использовать цвет, как средство усиления эмоционального воз­действия.

Требования: Выполнить плакат на одну из предложенных тем в виде макета рельефа на вертикальной плоскости. Плакат выполня­ется на листе бумаги, натянутом на подрам­ник, размером 55×75 см.

В композиции используются поверхности

Любых очертаний со свободным их положе­нием относительно плоскости основания, различные геометрические фигуры с плас­тическими и структурными членениями — главное обеспечить композиционное един­ство замысла.

В композицию должен быть включен текст, согласованный с педагогом и выпол­ненный в любой объемной макетной форме. Выбранная шрифтовая гарнитура должна соответствовать стилевому единству замыс­ла и выявлять эмоциональное и информа­ционное содержание плаката, (ил. 79—86).

Методические указания: Ясность идеи плаката должна быть максимально выражена лако­ничными пластическими средствами.

Композиция должна быть уравновешен­ной и законченной. При работе над макетом применяются навыки и знания, полученные ранее при выполнении заданий: «Пластика поверхности», «Метр и ритм», «Памятник архитектуры», «Шрифт», «Рельеф». Следует так же учитывать, что в отличие от картины содержание плаката зритель должен понять мгновенно, возможно в движении.

Плакат выполняется в условной манере, нежелательно точное копирование элементов природы, архитектуры и быта. Можно ис­пользовать бумагу различных фактур и цвета (но не более пяти цветов). порядок выполнения:

— Разработать несколько пробных гра­фических эскизов с цветом и светотенью (размер 11×15 см.).

— Перевести графическое изображение в рабочий «черновой» макет (размер 22×30 см.), на котором можно продолжить про­цесс поиска композиции.

— Выполнить выкройки отдельных час­тей макета в масштабе подачи.

— «Чистовой» макет является оконча­тельным вариантом, на котором осуществ­ляется детальная проработка авторского за­мысла.

Предлагаемые темы плакатов: «Архи­тектура — это наше наследие», «Архитек­тура без границ», «Природа и архитекту­ра», «Ритм-метр в архитектуре», «Архи­тектура вокруг нас», «Архитектура — ка­менная летопись истории», «Город — единство непохожих». Это задание дает возможность наиболее полно выявить творческий потенциал буду­щего студента, неординарность его мышле­ния, образность выражения замысла плака­та пластическим языком макета. Впервые в этом задании применяется цвет.

Цвет является одним из сильнейших средств для решения композиционных и эс­тетических задач. Цветом можно обогатить композиционное решение, сделать его более выразительным, четко выделить центр ком­позиции, а можно и разрушить композицию, поэтому при работе с цветом необходимо учитывать некоторые его свойства.

Физические свойства цвета вызывают ощу­щение неодинаковой удаленности предмета от зрителя. Светлые тона оптически облегчают предмет, темные наоборот. Цвет оказывает влияние на общее психическое состояние че­ловека, может вызывать различное настрое­ние, может успокаивать, будоражить, пони­жать внимание, например, красный цвет дей­ствует возбуждающе, а зеленый успокаиваю­ще. Эти факторы надо учитывать при распре­делении цветовых пятен в композиции для до­стижения зрительного равновесия всех ее час­тей. При выполнении плаката необходимо найти определенную гармонию нюансных или контрастных цветовых сочетаний, правильно расставить цветовые акценты. Цветовое реше­ние можно считать удачным в том случае, ког­да оно помогает эмоциональному выражению раскрытия образа; цвет фона, шрифта и дру­гих элементов композиции способствует, как выявлению целостности замысла, так и четко­му восприятию отдельных его частей.

Это задание является завершающим в кур­се Основ архитектурной композиции, и при его выполнении суммируются все знания и навыки, полученные в процессе обучения.

ШИТЕИТУРА

Иллюстрация 81

Архитектура

Без границ

Иллюстрация 83



.