Распространение шума в зданиях

Рассмотрим основные пути распрост­ранения шума в зданиях (рис. 7.18). Большинство источников шума созда­ют воздушный шум, который, падая на ограждающие помещения конструк­ции, вызывает их колебания. Послед­ние являются источником шума в со­седних помещениях (рис. 7.18, /). При ударах по междуэтажному пере-

Рис. 7.18. Распространение шума в здании

Крытию (ходьба, танцы и т. д.) пере­дача энергии происходит также за счет колебаний конструкций; такой шум называют ударным (рис. 7.18, 2).

304 Часть Ш. Архитектурная акустика

Пути передачи шума в изолируе­мое помещение могут быть прямыми (7 и 2) и косвенными, т. е. обходными (3 и 4). Такая передача возможна по­тому, что колебания, вызванные воз­душным или ударным шумом, распро­страняются по конструкциям всего зда­ния. Вибрирующие (колеблющиеся) конструкции излучают шум в помеще­ния, расположенные даже на значи­тельном расстоянии от источника; та­кой шум называется структурным. Структурный шум излучают конструк­ции, жестко связанные с каким-либо вибрирующим механизмом, например вентилятором, насосом, лифтовой ле­бедкой (4′).

В современных зданиях снижение массы ограждений, увеличение жест­кости сопряжений в стыках, уменьше­ние их числа и применение материа­лов с малым коэффициентом внутрен­него трения приводят к тому, что структурный шум может распростра­няться на большие расстояния от ис­точника, создавая дискомфортные ус­ловия даже в отдаленных от источника помещениях.

Необходимо также отметить, что воздушный шум легко распространяет­ся через различные каналы, воздухо­воды, щели и неплотности.

Г л а в а 8. ШУМОЗАЩИТА И ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ В ГОРОДАХ И ЗДАНИЯХ

8.1. Источники шума и их характеристики

Защита от шума может осу­ществляться как в источнике возник­новения шума, так и по пути его рас­пространения. Для успешного приня­тия тех или иных мер необходимо знать шумовые характеристики источ­ников.

Источники внешнего шума. Горо­да насыщены многочисленными источ­никами шума, которые могут быть ус­ловно разбиты на две большие группы: отдельные источники и комплексные источники, состоящие из ряда отдель­ных источников.

К отдельным источникам шума от­носятся единичные транспортные сред­ства, электрические трансформаторы, заборные или вытяжные отверстия си­стем вентиляции, установки промыш­ленных или энергетических предпри­ятий и др.

К комплексным источникам шума относятся транспортные потоки на улицах или дорогах, потоки поездов на железной дороге, промышленные

Предприятия с многочисленными ис­точниками шума, спортивные или иг­ровые площадки и др.

С физической точки зрения боль­шая часть отдельных источников шума может быть представлена в виде то­чечных излучателей звуковой энергии. Наиболее универсальной шумовой ха­рактеристикой отдельных источников, создающих постоянный шум, являются октавные уровни звуковой мощности. В то же время в целях борьбы с шу­мом градостроительными методами до­пускается оценивать их суммарным уровнем звуковой мощности, коррек­тированным по частотной характери­стике А. Однако при этом желательно знать и частотный спектр создаваемого ими шума.

В некоторых случаях можно шу­мовую характеристику отдельного ис­точника, создающего постоянный шум, представить в виде уровня звука на определенном расстоянии от него, как это делается для оценки шумовых ха­рактеристик автомобилей или самоле­тов. Сложнее обстоит дело с шумовы­ми характеристиками комплексных ис­точников, которые могут создавать как постоянный, так и непостоянный шум. Если такой источник шума представ­ляет собой протяженный в одном на­правлении излучатель звуковой энер­гии, например однородный и непре­рывный поток автомобилей или же­лезнодорожный состав, то физически его можно представить в виде линей­ного источника шума, а шумовой ха­рактеристикой наиболее целесообразно считать усредненный уровень звука на определенном расстоянии от него.

Если комплексный источник, со­здающий постоянный шум, занимает большую площадь (например, про­мышленное предприятие), то физиче­ски его можно представить в виде по­верхностного источника шума, а шу­мовой характеристикой целесообразно считать или октавный уровень звуко­вой мощности (суммарный уровень

Звуковой мощности, корректированный по частотной характеристике А), от­носящийся к воздействию шума про­мышленного предприятия, или в не­которых случаях распределение уров­ней звука вокруг промышленного предприятия на определенном рассто­янии от него.

Отдельные источники шума, так же как и комплексные, могут созда­вать непостоянный шум. Кроме того, излучение шума может происходить в различное время, и часто шумовой ре­жим окружающей среды определяется сложным суммированием звуковой энергии многих источников шума.

На основе многолетних исследова­ний влияния шума на человека при воздействии какого-либо одного вида источников шума, например автомоби­лей, рельсовых транспортных средств, самолетов или промышленных пред­приятий, разработан ряд методов оценки различных видов шумов, мно­гие из которых широко применяются.

Если бы в шумовом режиме всегда преобладал шум одного вида, путани­ца, связанная с существованием раз­личных методов оценки, была бы не столь серьезной. Основным критерием пригодности той или иной величины для оценки шума является ее доста­точно хорошая корреляция с реакцией людей на воздействие шума. Кроме то­го, величина, применяемая для оценки шума или шумовой характеристики его источника, должна быть достаточ­но просто измеряемой и удобной для использования при проведении расчета и проектировании мероприятий по шу — моглушению.

Глава 8. Шумозащита и звукоизоляция в городах и зданиях 305

Для унификации методов измере­ний и оценки шума в городской среде разработан международный стандарт ISO 1996/1 "Акустика. Описание и из­мерение шума окружающей среды. Часть I. Основные величины и мето­дики". Этим стандартом установлено, что в качестве исходной величины для описания шумовых режимов в окру-

Жающей среде следует использовать эквивалентный уровень звука, выра­жаемый в дБА. Таким образом, наи­более целесообразно шумовые харак­теристики как отдельных, так и ком­плексных источников шума, если они

Л/ г

Создают непостоянный шум, представ­лять в виде эквивалентных уровней звука на определенном расстоянии от них либо в виде эквивалентных кор­ректированных по частотной характе­ристике А уровней звуковой мощно­сти.

Важное условие для правильной оценки шумовой характеристики — выбор отрезка времени, за который оп­ределяются эквивалентные уровни звука источников шума. Если работа отдельного или комплексного источни­ка шума имеет циклический характер, то целесообразно определение его шу­мовой характеристики за полный цикл работы, в течение которого происходит изменение уровней создаваемого им шума. Если работа отдельного или комплексного источника шума не име — ет циклического характера, то наибо­лее целесообразно его шумовые харак­теристики относить к дневному и ноч­ному периодам суток. При этом для источников, создающих непостоянный шум, часто бывает необходимо опре­делять дополнительную шумовую ха­рактеристику — максимальный уро­вень звука, создаваемый источниками шума на определенном расстоянии от них.

Наиболее сложен и недостаточно изучен воп­рос прогнозирования шумовых характеристик комплексных источников шума. Решению этого вопроса уделяется большое внимание как в нашей стране, так и за рубежом. Рассмотрим применяе­мые в настоящее время методы определения шумо­вых характеристик некоторых из этих источников. Характерной особенностью шума, создаваемого транспортным потоком, являются резкие колеба­ния его уровня, обусловленные неоднородностью потока транспортных средств и изменением режи­ма их движения (трогание с места, разгон, движе­ние, торможение). Уровни звуки в процессе до­рожного движения изменяются столь быстро и зна­чительно, что для их измерения и оценки необхо­димо применение метода статистического анализа.

100 90 80

70 ВО

50 *0

Г-200

—150

20

100

Ы, ед/ч

Дб

»р. км/ч

А ЭКВ>

Средств автомобильного транспорта

30

20

ГО

Рис. 8.1. Номограмма для определения шумовой ха­рактеристики потоков

Однако статистические характеристики шума — уровни звука, превышаемые за определенный про­цент времени, — трудно сопоставить с реакцией населения и использовать при проведении расчета и проектировании средств защиты от шума. Поэто­му в качестве шумовой характеристики транспор­тных потоков в большинстве стран установлен эк­вивалентный уровень звука на определенном ба­зисном расстоянии от транспортного потока. Так, в нашей стране это расстояние в соответствии с ГОСТ 20444—85 принято равным 7,5 м от оси пер­вой полосы движения транспортных средств.

15000

Тоо 13000 тоо

И ООО

Юооо

76 7« 72 70 69 66 54 62

60 58 56

-500

-т — зоо

30

Метод натурных измерений шумовой харак­теристики обычно применяется для установления ее зависимости от интенсивности, скорости движе —

Таблица 8.1. Поправка к ?дэкв в зависимости от проезжей части улицы или дороги

Влияющий фактор

Число полос движения проезжей части улицы или дороги в обоих направлениях: 2 4 6 8

Тип покрытия проез­жей части улицы или дороги:

0

+3

От средней ча — движения N. наиболее шум-

Асфальтобетонное цементо бетонное

Ния и состава транспортных потоков, а также для оценки фактического шумового режима магист­ральных улиц и дорог. При решении задач прогно­зирования необходимо определение шумовых ха­рактеристик транспортных потоков расчетным пу­тем.

Поправка к ?дэкз> дБ А

+2 + 1 О

-0,5

Шумовой характеристикой потоков средств автомобильного транспорта яв­ляется эквивалентный уровень звука Ьа экв, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения, который может быть определен по номограмме рис. 8.1 в зависимости совой интенсивности авт/ч, в течение 8 ч ного периода дневного времени суток, доли числа средств грузового и обще­ственного транспорта в суммарном числе средств транспорта в потоке и средней скорости движения по-

Таблица 8,3. Уровни звука Ь Дэкв в зависимости от категории улиц или дорог

Категории

Число полос

Шумовая

Улиц и дорог

Движения

Характе­

Проезжей

Ристика

Части в

Средств ав­

Обоих на­

То МО б иль­

Правлениях

Ного транс­порта

Д&Якв’

Магистральные до­

Роги:

8

83

Скоростные

6

82

Непрерывного

8

80

Движения

6

79

Регулируе­

6

76

Мого движе­

4

75

Ния

2

72

Саморегули­

4

74

Руемого дви­

2

72

Жения

Магистральные

Улицы:

Непрерывного

8

80

Движения

6

79

Регулируемого

6

78

Движения

4

76

2

73

Саморегулируе­

4

76

Мого движе­

2

73

Ния

Дороги промыш­

2

74

Ленных и ком —

М у нал ьно-склад­ских районов

Тока Ур, км/ч, с учетом поправок, при­веденных в табл. 8.1 и 8.2.



Детские игровые деревянные площадки mydvorik.ru.. http://siso.com.ua/ вертикальные радиаторы..