РЕШЕНИЕ №45

От 12.03.90 г. г. Салехард

«О производственных работах на открытом воздухе и занятиях в школе в холодное время года на территории Ямало-Ненецкого

Автономного округа»

В целях охраны труда рабочих и служащих, а также предупреждения случаев обморожения, несчастных случаев, связанных с работой при низких температурах на открытом воздухе, исполком окружного Совета народных депутатов РЕШИЛ: 1. Установить на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пре­дельную температуру, ниже которой не могут производиться никакие производственные работы на открытом воздухе: а) на лесозаготовительных работах:

— без ветра — 42° С

— при ветре от 5 до 10 м/с — 38° С

— при ветре от 11 до 16 м/с — 34° С

— при ветре от 17 до 22 м/с — 30° С

— при ветре свыше 20 м/с работы прекращаются при любой минусовой температуре;

Б) при работе на карьерах:

— без ветра — 45° С

— при ветре от 5 до 10 м/с — 40° С

— при ветре от 11 до 16 м/с — 35° С

— при ветре от 17 до 22 м/с — 30° С

— при ветре свыше 22 м/с прекращаются работы при любой минусовой температуре;

В) на строительно-монтажных работах, связанных с работой на высоте (монтажные, верхолазные и т. д.):

— без ветра — 38° С

— при ветре 5-10 м/с — 34° С

— при ветре 11 -15 м/с — 30° С

— при ветре 15-20 м/с — 26° С

— при ветре свыше 20 м/с прекращаются работы при любой минусовой температуре;

Г) на топографо-геодезических работах (инструментальных):

— без ветра — 36° С

— при ветре 5-10 м/с — 31 ° С

— при ветре 10-11 м/с — 29° С

— при ветре свыше 12 м/с прекращаются работы при любой минусовой температуре;

Д) на всех остальных работах:

— без ветра — 42° С

— при ветре 5-10 м/с — 38° С

— при ветре 10-11 м/с — 30° С

— при ветре свыше 22 м/с при любой минусовой температуре прекращаются работы;

2. Обязать руководителей хозяйственных организаций и учреждений при работе на открытом воздухе при температуре 25° С и ниже, при ветре в 5 и более м/с при температуре минус 20° С и ниже, обеспечить обогревание до 10 минут через каждый час работы на открытом воздухе или на самом месте работы, или в непосредственной близости от места работы путем устройства особого помещения или же организации места обогрева другим способом, причем время перерывов для обогревания входит в счет рабочего времени и опла­чивается из расчета ставки повременщиков соответствующего разряда.

3. При работе в закрытых необогреваемых помещениях работы прекраща­ются при температуре — 42° С и ниже. Перерывы для обогревания предо­ставляются в соответствии с пунктом 2 настоящего решения.

4. Администрация имеет право перевода работников на время прекращения работы на открытом воздухе вследствие низких температур на другие работы в теплом помещении, хотя бы эта работа и не соответствует его квалификации.

5. Довести до сведения председателей исполкома городских и районных советов народных депутатов, руководителей учреждений, предприятий и организаций, что там, где прекращение работ влечет за собой обще­ственные бедствия или остановку всего или частично производства, прекращение работ заменяется установлением чередующихся смен рабо­тающих. Порядок чередования смен устанавливается администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, а при разногласии между ними с обкомами соответствующих профсоюзов.

При производстве на открытом воздухе работ, вызванных стихийными бедствиями или аварией (снежного заноса, крушения, повреждения, угро­жающие безопасности движения и т. д.) хозяйственным органам совместно с профсоюзами предоставляется право устанавливать усиленное произ­водство работ с отступлением от настоящего Правила с последующим уведомлением технической инспекции облсовпрофа.

6. Настоящее решение не распространяется на следующие категории работ­ников: паровозные, тепловые и выездные бригады работников, занятых на снегоочистительных работах, работников заводского, коммунального, совхозного и торгового транспорта, плавающий состав водного транспор­та, летный состав гражданской авиации.

7. Оплата простоев, переводов в связи с применением настоящего решения производится согласно существующему законодательству.

8. Установить на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пре­дельно допустимую температуру, ниже которой занятия в школах округа запрещаются (приложение №1).

Председатель окрисполкома Секретарь окрисполкома А. Михальчук

Само наличие такого документа подтверждает как возможность целосмен — ных простоев, так и их наличие по погодным условиям (мороз). Также довольно часто в районах Крайнего Севера имеют место целосменные потери рабочего времени вследствие пурги — при плохой видимости выезд за пределы жилого поселка в районах Заполярья не допускается.

Естественно, если затраты, связанные с целосменным простоем людей и техники по погодным условиям, в сводном сметном расчете не учтены, их компенсацию придется осуществлять в счет резерва средств на непред­виденные работы и затраты, другого варианта просто нет. Но, если резерв средств на непредвиденные работы и затраты исчерпан, то источника пок­рытия дополнительных затрат может и не быть. Поэтому, в тех районах, где целосменные простои по погодным условиям встречаются не в единичных случаях, а ежегодно, целесообразно закладывать указанные затраты в главу 9 сводных сметных расчетов как для специфических случаев (см. следующий раздел). Размер затрат можно определять на основе данных за предшеству­ющий период и рассматривать как лимит, из которого могут быть оплачены фактические затраты подрядчика, связанные с целосменными простоями людей и техники по погодным условиям в зимнее время года.

Вопрос. Просим дать разъяснение на п. З ГСНр 81-05-02-2001 г., в котором ясно написано: «Нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в теку­щем уровне цен и являются среднегодовыми. Их следует применять для определения сметной стоимости капитального ремонта и при расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактичес­кого времени года, в течение которого выполняются работы. Для работ, которые по техническим условиям выполняются только при положительной температуре в отапливаемых помещениях, дополнительные затраты по настоящим нормам не начисляются».

В договоре подряда указана твердая договорная цена на основе сметы, в которой указано зимнее удорожание. Заказчик произвел оплату подрядчику по акту выполненных работ с зимним удорожанием на такие работы, как ремонт кровли, ремонт фасадов и т. д. на работы не внутри отапливаемого помещения.

Считаем, что контролирующий специалист не вправе был исключать зимнее удорожание на вышеперечисленные работы. Работая более 30 лет со сметами, мы впервые столкнулись с таким требованием, считаем его не­справедливым и просим дать обстоятельный ответ.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству письмом от 22.07.2005 г. №6-576(112) разъяснило, что в соответствии с п. З технической части раздела 1 «Сметные нормы по видам строительства» сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно — монтажных работ в зимнее время ГСН 81 -05-02-2001 «нормы настоящего раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтаж­ные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство».

В соответствии с п. З (1-й абзац) технической части сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001, «нормы дополнительных затрат опре­деляются в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен и являются среднегодовыми. Их следует применять для определения сметной стоимости капитального ремонта и расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактического времени года, в течение которого выполняются работы».

С учетом изложенного, требование об исключении дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время из сметной документации и актов приемки выполненных работ неправомерны.

Вопрос. Подрядной организацией в акты выполненных работ по ямочному ремонту дорожного покрытия включены дополнительные затраты при про­изводстве работ в зимнее время на основании общего положения сборника ГСН-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время». Норма дополнительных за­трат определена согласно разделу I! табл. 5 п.27 п. п.27.4 в размере 10,78% (11,41*0,9*1,05) как на новое строительство, хотя выполнялись ремонтные работы. Выполнение данных работ осуществлялось в зимний период времени (ноябрь, декабрь) и носило разовый характер. Так как технология производс­тва работ по ремонту дорожного покрытия, позволяет производить работы только при положительной температуре, заказчиком не компенсируются под­рядным организациям затраты по зимнему удорожанию по среднегодовым нормам. Учитывая разовый характер работ и отсутствие нормы на зимний период времени в сборнике ГСНр-2001, заказчик оплатил подрядчику зимнее удорожание по нормативу 10,78%.

Представитель контролирующей организации считает, что применение норматива по ГСН-2001 при ремонтных работах неправомерно и принимает в расчет норматив среднегодовой в размере 0,756% (0,8*0,9*1,05) ГСНр-2001 табл.2 разд.4 п.4.1

Просим дать разъяснения о правомерности применения нормы дополни­тельных затрат на зимнее удорожание по сборнику ГСН-2001 раздел II табл. 5 п.27 пп.27.4 в размере 10,78% при производстве ремонтно-строительных работ (ямочный ремонт дорог). Также, просим разъяснить, какой норматив зимнего удорожания применяется на ремонтные работы дорожного покрытия в расчетный зимний период с 15 ноября по 25 марта.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 28.07.05 г. №6-597(9) разъяснило, что при выполне­нии ремонтно-строительных работ дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время следует определять по сборнику дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001, в данном случае по п. 4.1 указанного сборника. Нормы Сборника дополнительных затрат при производстве строительно-монтаж­ных работ в зимнее время ГСН 81-05-2001 применяются при строительстве новых объектов, реконструкции зданий и сооружений, а также при ремонтно — строительных работах с применением коэффициента 0,8 при производстве ремонтно-строительных работ на объектах промышленного строительства, к которым городские автодороги не относятся.

Нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время яв­ляются среднегодовыми и при расчетах за выполненные работы применяются независимо от фактического времени года, в течении которого выполняются работы (п. 3 т. ч. НСН 81-05-02-2001, п. 3 т. ч. ГСНр 81-05-02-2001).

Если, применительно ко второму абзацу технической части ГСНр 81­05-02-2001 в Волгоградской области при ремонте городских автодорог за пределами зимнего периода, в сметную документацию дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время не включаются и оплата работ производится без начисления дополнительных затрат при произ­водстве работ в зимнее время по проектной норме, в таких случаях при фактическом выполнении работ в зимний период размер дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время надлежит определять не по среднегодовым нормам, а по нормам на конструкции и виды работ, разрабо­танным для зимнего периода и приведенным в разделе II ГСН 81 -05-02-2001, в данном случае по п. 27.4 раздела II ГСН 81-05-02-2001.

Вопрос. В нашей организации возникли разногласия с заказчиками по строительству объектов, финансируемым за счет средств федерального бюджета, по следующим вопросам:

1. Договором подряда предусмотрен базисно-индексный метод определения стоимости строительно-монтажных работ. При предъявлении подрядчиком расчетов по компенсации за материалы и механизмы заказчик отказы вается начислять на эту компенсацию затраты по зимнему удорожанию. Оплата за строительство временных зданий и сооружений производится по фактическим затратам.

2. Стоимость работ по строительству объекта определяется ресурсным ме­тодом. Заказчик требует определять затраты по зимнему удорожанию по расчету на основании Методических указаний по пересчету сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, утвержденных Госстроем СССР от 17.08.1988 №38-Д, а не по нормам согласно ГСН 81-05-2-2001. Также заказчик требует затра­ты по заготовительно-складским расходам определять по фактическим затратам согласно Методическим указаниям, утвержденных Госстроем СССР от 28.06. 1988 г. №26-Д, а не согласно п. 3.3. 12. МДС 8 1 .2-99. Прошу Вас дать разъяснения по изложенным вопросам.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 28.07.05 г. №6-606(113), разъяснило, что начисление процентной нормы дополнительных затрат при производстве строительно — монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время начисляется от полной стоимости прямых затрат по итогу глав 1-8 сводного сметного рас­чета с учетом полной стоимости материальных ресурсов при составлении локальных смет ресурсным методом либо базисно-индексационным методом с начислением компенсации.

При этом начисление компенсации должно производиться по полному перечню материальных ресурсов с учетом отклонений как в большую, так и в меньшую сторону.

При составлении сметной документации ресурсным методом надлежит руководствоваться методическими документами Госстроя Российской Феде­рации: по заготовительно-складским расходам — Методическими указаниями по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81 -2.99, по дополнительным затратам при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — по сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве стро­ительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81 -05.02-2001.

Вопрос. Наша организация является заказчиком при проведении ремонт­но-строительных работ. Просим дать разъяснения по следующему вопросу.

Дополнительные затраты при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время: оплачиваем работы, которые по техническим условиям вы­полняются только при положительной температуре в отапливаемых помеще­ниях, так как дополнительные затраты по настоящим нормам не начисляются согласно ГСНр 81 -05-02-2001.

Затраты на отопление объекта несет Генподрядчик, согласно Государс­твенному контракту объект для производства капитального ремонта передан Генподрядчику по акту.

Убедительно просим разъяснить правильность применения данных затрат.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительс­тву и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.07.05 г. №6-605(104), размер дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время на объектах жилищно-гражданского и коммунального назначе­ния надлежит определять по сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81 -05­02-2001, на остальных объектах — по нормам таблицы 4 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтаж­ных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001 с применением коэффициента 0,8. При этом следует иметь в виду, что нормы ГСНр 81-05-02-2001 , и нормы таблицы 4 раздела 1 ГСН 81-05-02-2001 разработаны среднегодовыми и при расчетах за выполненные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется выполнение ремонтных работ. В случае, если договором на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрена оплата дополнительных затрат при производстве ремонтно — строительных работ, выполняемых только в зимнее время года, размеры коэффициентов, приведенных в сборнике ГСНр 81-05-02-2001 и в таблице 4 раздела сборника ГСН 81-05-02-2001 следует увеличивать на величину:

1 температурная зона — в 4,35 раза;

2 температурная зона — в 3,03 раза;

3 температурная зона — в 2,5 раза;

4 температурная зона — в 2,22 раза;

5 температурная зона — в 1,92 раза;

6 температурная зона — в 1,67 раза;

7 и 8 температурная зоны — в 1,54 раза.

Приведенные величины исчислены путем деления 1 (единицы), т. е. продолжи­тельности годового периода, на размеры удельного веса зимнего периода в году, в разрезе температурных зон, приведенные в таблице 3 раздела 1 «Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81 -05-02-2001 и в таблице 1 технической части сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81 -05-02-2001.

При выполнении ремонтно-строительных работ по отдельным видам работ и конструктивных элементов, отсутствующих в сборнике ГЭСНр 81 -05-02-2001 следует пользоваться нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, приведенных в разделе 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» с применением коэффициента 0,8.

При этом следует иметь в виду, что нормы раздела 2 сборника ГСН 81-05­02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» в своем составе не учитывают затрат на отопление зданий и сооружений в зимнее время года, в то время как нормы раздела 1 указанного сборника ГСН 81 -05-02-2001 «Сметные нормы по видам строительства» и нормы сборника дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02­2001 в своем составе учитывают эти затраты, следовательно, при применении норм раздела 2 сборниках ГСН 81-05-02-2001 необходимо дополнительно учи­тывать затраты на отопление здания при выполнении ремонтно-строительных работ и наоборот, при применении норм раздела 1 сборника ГСН 81 -05-02-2001 либо норм сборника ГСНр 81 -05-02-2001, учитывающих в своем составе затра­ты на отопление зданий при производстве работ по ремонту и реконструкции в существующих зданиях, в случае, если затраты на отопление зданий несет заказчик, следует либо исключить затраты на отопление, учтенные нормами раздела 1 сборника ГСН 81 -05-02-2001 и нормами сборника ГСНр 81 -05-02-2001, либо подрядчик должен компенсировать заказчику его затраты на отопление по выставленным заказчиком счетам, что должно быть оговорено в договоре подряда на выполнение работ по ремонту или реконструкции существующих зданий. В случае если подрядчик выполняет работы по ремонту или реконс­трукции не во всем здании, а только в части его, — в отдельном крыле, на одном или нескольких этажах, в отдельных помещениях и т. д. оплата за отопление производится подрядчиком пропорционально объемам помещений, где подряд­чик производит ремонт или реконструкцию и объема здания в целом.

Следует также иметь в виду, что в отличие от норм раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 и норм сборника ГСНр 81-05-02-2001, которые являются среднегодовыми, нормы раздела 2 ГСН 81-05-02-2001 среднегодовыми не являются, они разработаны только для зимнего периода и при необходимости приведения их к среднегодовым следует пользоваться данным удельного веса зимнего периода в году (в среднем), приведенными в разрезе температурных зон в таблице 3 технической части раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 и в таблице 1 технической части сборника ГСНр 81-05-02-2001.

Во всех случаях затраты подрядчика, связанные с отоплением существу­ющих зданий при выполнении работ по ремонту и реконструкции в зимнее время года, относятся к дополнительным затратам при производстве строи­тельно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время.

Вопрос. Прошу разъяснить правомерность применения нормы дополни­тельных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время по объекту «Мероприятия по стабилизации русла реки Туманная», принятой на стадии «Проект» в размере 1,8% согласно ГЭСН 81-05-02-2001 п. 14.3 «Берегоукрепление и сооружение набережных».

Проектом предусмотрено устройство берегоукрепительных работ на протяжении 9,45 км, стоимость работ 180978 тыс. руб. Протяженность дамб обвалования составляет 858135 куб. м, стоимость работ 151402 тыс. руб. По верху дамб обвалования предусмотрено устройство эксплуатационных до­рог. Общая протяженность эксплуатационных дорог с учетом реконструкции существующих 25, 84 км, стоимость работ 14451 тыс. руб.

Прошу рассмотреть возможность применения наряду с нормой зимнего удорожания по п.14.3 «Берегоукрепительные работы» дополнительно нормы на работы по устройству дамб и дорог по п. п.3.2 «Земляное полотно» для строительства дорог.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 03.03.2005 г. №АП-702/06 сообщило, что нормативы поз. 14.3 таблицы 4 раздела 1 «Сметные нормы по видам строительства» Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строитель­но-монтажных работ в зимнее время ГСН 81 -05-02-2001 учитывают дополни­тельные затраты при производстве работ в зимнее время непосредственно по берегоукреплению и сооружений набережных. Работы по устройству дамб отвалования нормы поз.14.3 не учитывают.

Принимая во внимание изложенное выше и значительный объем грунта, укладываемого в дамбы отвалования — около 900 тыс. куб. м по объекту «Мероприятия по стабилизации русла реки Туманная», агентство считает возможным по упомянутому объекту определение среднегодовой нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в средневзвешенном размере пропорционально сметной стоимости работ:

По устройству дамб отвалования — по поз. 3.2 ГЭСН 81-05-02-2001; по устройству дорожного покрытия — по поз. 3.9 ГСН 81 -05-02-2001; по устройству непосредственно берегоукрепления и сооружений набережных — по поз. 14.3 ГСН 81-05-02-2001 Суммирование отдельных норм не допускается.

Вопрос. По поручению заказчика — ЗАО «Варандейнефтегаз», ЗАО «ИНиК» проводит работу по проверке сметной документации на обуст­ройство Торавейского нефтяного месторождения для пробной эксплуатации, разработанной в ценах 1984 года, в составе которого предусмотрены затраты по обустройству 6 одиночных скважин и двух кустовых скважин, соответс­твенно на 6 и 5 скважин, выкидные линии от них к нефтесборному коллектору и непосредственно нефтесборный коллектор из двух ниток трубопровода, а также водовод технологической воды в одну нитку и ряд вспомогательных сооружений. (ЛЭП, зимники, вертолетные площадки и др.).

При выполнении работ по проверке сметной документации у нас появились следующие вопросы:

Проектной организацией в главе 9 сводного сметного расчета предусмот­рены затраты по удорожанию работ в зимнее время в размере 5,4×1,2×1,08 = 7% от общего объема строительно-монтажных работ по главам 1 -8, где:

5,4 — размер затрат по удорожанию работ в зимнее время, приведенный для 5-й температурной зоны НДЗ-84, к которой относится район строительс­тва для объектов предприятий и газовой промышленности (НДЗ-84, Раздел 1, табл. 4.1., подраздел 1 п.1, стр.6).

1,2 — коэффициент, к нормам табл. 4 НДЗ-84, учитывающий превышение зимнего периода по отношению к нормативному, приведенный в приложении 1 к НДЗ-84, п. 8а для Северных районов Архангельской области, в том числе и Ненецкого округа, где расположено Торавейское месторождение.

1,08 — коэффициент к нормам табл. 4 НДЗ-84, приведенный в письме Гос­строя СССР от 09.09.85 г., приведенный в письме Госстроя СССР от 09.09.85 г. №ИГ-4399-4(п.2), учитывающий количество ветреных дней в году не более 30% при силе ветра более 10 м/сек.

Однако, ЗАО «ИНиК» считает применение упомянутого выше коэффи­циента 1,2 правильным только при строительстве в городах и освоенных районах, расположенных на Крайнем Севере, где строительство ведется круглогодично. В нашем же случае, когда строительство летом не ведется (что предусмотрено в проекте), получается, что все 100% годового времени работ приходятся на зимний период, следовательно, разделив 100 : 52, мы получим коэффициент 1,92 (где 100 — это в нашем случае 100% годового периода ра­бот, а 52% — удельный вес зимнего периода по отношению к календарному году). Этот коэффициент по нашему мнению и будет правильным в качестве коэффициента, учитывающего превышение фактического зимнего периода по отношению к нормативному зимнему периоду.

Просим дать разъяснение по нашим вопросам.

Ответ. Госстрой России письмом от 19.12.2000 г. №10-533(114) поручил институту ЦНИИЭУС дать ответ по указанному запросу.

Следует отметить, что разъяснения тех или иных организаций, в том числе организаций-разработчиков сметных нормативов, выданные сами по себе, не имеют статуса официального документа, но если разъяснение той или иной организации дается по поручению Госстроя России либо в настоящее время, Министерства регионального развития Российской Федерации, либо Феде­рального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, либо какого другого уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области строительства (если вопросы строительства будут переда­ны этому органу), то такое разъяснение «по поручению» приравнивается к разъяснению официального государственного органа исполнительной власти в области строительства и имеет статус официального документа.

По поручению Госстроя России институт ЦНИИЭУС письмом от 26.01.2001 г. №15-008(115) разъяснил, что в соответствии с разъяснением Минстроя России, данным в письме от 16 декабря 1996 года №12-422, при использовании смет — но-нормативной базы 1984 года действуют все нормативные и директивные документы того периода, регламентирующие ее применение.

Так в соответствии с делением территории СССР по температурным зонам (НДЗ-84 приложение 1) Торавейское месторождение относится к V температурной зоне с продолжительностью расчетного зимнего периода с 20.Х по 5^. Эти данные определены на основе многолетних климатических и геофизических наблюдений Гидрометеорологической службы СССР (СНиП Н-А.6-72 гл.6 часть II раздел А). Этим и определяется величина коэффициента к норме таблицы 4 для рассматриваемого района.

Кроме того, в соответствии с Указаниями по применению единичных расценок на строительные конструкции и работы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС-84) СНиП ^-5-82 приложение 2, к району Крайнего Севера в Ненецком автономном округе Архангельской области относится часть его, находящаяся севернее Полярного круга. Чем и следует руководствоваться при применении норм пункта 5 таблицы 4 раздела I НДЗ-84 «Строительство нефтегазопродук — топроводов» при круглогодичных расчетах за выполненные работы.

При строительстве объектов разного характера, необходимо применять нормы с учетом удельного веса этих объектов в общей сметной стоимости.

«В случае, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, могут разрабатываться индивидуальные сметные нормы» (МДС 81-1.99).

Если строительство ведется в зимний период, что подтверждается проек­том организации строительства, следует применять нормы II раздела.

В ряде случаев, при условии предоставления материалов, подтверждающих производство работ только в зимнее время, допускается применение норм раздела I с переводом их в среднезимние с учетом данных таблицы 3 разде­ла I. То есть, для V температурной зоны норму таблицы 4 раздела I следует разделить на 0,52. При этом необходимо исключить применение поправочных коэффициентов приложения 1 НДЗ-84.

Это очень важный момент. И не только для объектов, сметная стоимость которых определена в ценах 1984 г., но и для объектов и строек, сметная сто­имость которых определена в базовых ценах 2001 г. и для объектов, сметная стоимость которых определена ресурсным методом в текущих ценах — ведь суть-то едина. На многих объектах и стройках, возводимых в районах Крайнего Севера в тундре, в соответствии с экологическими требованиями работы в летний период и вообще в теплое время года до наступления холодов не ве­дутся, чтобы не погубить растительный покров. Это предусмотрено проектом и подлежит обязательному выполнению. Но в таких случаях получается, что коэффициент перехода к среднегодовому режиму работы вводить не следует. А этого никогда никто не делает.

Ниже приводится пример пересчета размера дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в условии веде­ния работ только в зимний период для V температурной зоны.



.