ШРИФТ


Шрифт — это графическая форма опреде­ленной системы письма. Человек встречается со шрифтом везде. Прежде всего это печатная продукция: газеты, журналы, книги.

В другом виде шрифт предстает в вывесках магазинов, кафе, в светящихся объемных рек­ламах. Шрифт может быть элементом архи­тектурного сооружения. Надпись, выполнен­ная в камне, бетоне, металле может являться частью общей архитектурной композиции и вместе с другими деталями составлять единый архитектурный замысел. Но во всех случаях шрифт прежде всего несет информацию. Смысловая и выразительная функция в шриф­те неразделимы, но различным образом соот­носятся между собой.

Шрифты подразделяются на несколько групп в зависимости от их графических призна­ков (отношение величины горизонтальных и вертикальных штрихов, наличие или отсутст­вие засечек, характер засечек и т. п.); более тонкие характерные признаки шрифтов одной группы подразделяют их на гарнитуры, каждая из которых имеет свое название (академичес­кая, школьная, журнальная, гарнитура Кудря — шова и т. д.), существует также различное на­писание шрифтов одной гарнитуры (курсив или наклонное, жирное, полужирное и т. п.). Ху­дожник выбирает гарнитуру, которая, по его мнению, наиболее подходит для выражения его замыслов. Различия в выразительности шриф­та заставляют художника задуматься при выбо­ре, модификации или создании новых форм.

Выдающийся советский художник С. Б.Те — лингатер писал: «Образ, образность — это область человеческого мышления, возникшая в процессе познания объективного мира, в ре­зультате творческого использования челове­ком различных средств для передачи своей мысли другому человеку. Достижение образ­ности шрифта обеспечивает органическую связь рисунка букв с содержанием текста, а значит, наиболее полную и точную передачу смысла написанного».

В полиграфии, как и в архитектуре, большое внимание уделяется такому средству компози­ции, как ритм.

ЗАДАНИЕ 11. Шрифтовая композиция в виде слова.

Цель: Ознакомиться с различными шрифтовыми гарнитурами. Овладеть различными макетными приемами выполнения шрифтовой композиции. задачи: Освоить возможности, технику и осо­бенности перевода графического изображения шрифта в макетную форму. требования: Выполнить шрифт в объемной ма­кетной форме по предложенному образцу (ил. 48).

Выполнить в макете любое слово, выбрав оп­ределенную шрифтовую гарнитуру, выявить эмоционально-информационное значение это­го слова (ил. 50—52).

Методические указания: Предлагаемый для ознакомления образец выполняется на основе узкого архитектурного шрифта (ил. 49). Этот шрифт прост в написании, штрихи букв имеют одинаковую толщину. Пропорции и размеры букв максимально приближены к прямоуголь­нику, это облегчает их написание.

В творческом задании шрифт выполняется в макете уже известным способом, созданием объемной формы из плоскости листа бумаги. Желательно выбрать для исполнения архитек­турный термин или слово, связанное с искус­ством. Шрифт и способ его выполнения выби­рается наиболее соответствующий образному значению этого слова.

Выразительность достигается продуманным чередованием пятен букв и межбуквенных про­белов, взаиморасположением букв, геометричес­кой и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом — всем линейно — пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста.

Для того чтобы получить объемный макет­ный вариант буквы, надо внести некоторые из­менения в ее написание. Необходимо придать определенную величину графическим линей­ным элементам буквы.

На макетах (ил. 50—52) буква выносится вперед от основной плоскости, создавая вы­ступающий объемный элемент. В одном при­мере буквы помещены на выступающую вер­тикальную плоскость, а горизонтально распо­ложены конструктивные фиксирующие связи. В другом примере используются характерные особенности этого шрифта (его сильно вытя­нутые пропорции), сгиб бумаги проходит по самой букве, деля ее на вертикальную и гори­зонтальную плоскости.

Иллюстрация 48

Иллюстрация 52

ЗАДАНИЕ 12. цель, задачи и требования смотри задание 11.

Методические указания: Выбор объемного решения шрифта во многом зависит от ин­дивидуальных особенностей каждой шриф­товой гарнитуры. Образец, который пред­ложен для ознакомления к этому зданию, показан на ил. 53. Вырезая по контуру и от­гибая части буквы от плоскости листа, по­лучаем объемный шрифт, в котором буквы читаются за счет появления пространства вдоль контура и разной освещенности самой буквы, повернутой под углом к основной плоскости листа. На ил. 54 приведены об­разцы букв на основе антиквы и гротеска. Но в творческих работах этот прием ис­пользуется и для других шрифтовых групп (ил. 55—57).

Возможны варианты выполнения объемно­го шрифта не только из плоскости целого ли­ста бумаги но и другими способами, например, выклеивание букв из полосок бумаги.

Ю], 20 ]44„в4 И \б\ 23 |

112

?—? с—?

С__________________ ? с____________ ?

. 23 |3|

|3[ 9 Ы 9 1 9 Ы 9 Ы 20 ,

‘ Л /

94

Иллюстрация 57

¦ ЗАДАНИЕ 13. Шрифтовая композиция. цель и задачи смотри задание 11.

Требования: Выполнить макеты букв «Л» и «Б» по образцам методом выклеивания из полосок бумаги (ил. 58). Выполнить любым изученным способом шрифтовую композицию из первоначальных букв своих фамилии, имени и отчества (ил. 59—61).

Методические указания: Буква прописывает­ся из полосок бумаги, приклеенных к осно­ванию на торец. Можно наклеивать полос­ки по контуру буквы, повторяя ее очерта­ния, можно располагать параллельными рядами в пределах контуров, а можно за­клеить все поле ребрами из бумаги, оставив пустое пространство в пределах контура буквы (выворотка). Если изгибать полоску бумаги под разными углами, то таким об­разом можно достичь объемности и пере­дать чередование узких и широких элемен­тов самой буквы.

Для шрифтовой композиции из началь­ных букв Ф. И. О. должна быть подобра­на определенная гарнитура и выбран спо­соб выполнения, который подчеркивает и выявляет стилевые особенности этого шрифта. На творческих работах видно, как шрифтовые композиции передают ин­дивидуальность характера каждого автора.

-М44

TOC \o "1-3" \h \z 22 I________ 44

.36———————————— 1 14 |8|б|————- 36.

100

30 „ 16 ь 28 ,,______________________ 44______ 28 ?16 ,,

1*————— f——— \————— 1———————— 1——————- ^

\



.