Т Ш Ш 520 560 600 640 ИМ

Рис. 6.6. Кривые спект­рального отражения крас­ной киновари (1), синего

На рис. 6.6 приведены кривые спектрального отражения некоторых красок; в системе прямоугольных ко­ординат по оси абсцисс откладываются значения длин волн видимого диапа­зона, а по оси ординат — соответст­вующие им спектральные коэффици­енты отражения в процентах.

Эти кривые показывают, что крас­ная киноварь хорошо отражает крас­ные лучи, несколько хуже оранжевые и желтые и практически не отражает все остальные; синий кобальт отра­жает синие, фиолетовые, в меньшей степени голубые и поглощает осталь­ные лучи.

6.2. Систематизация

Цветов.

Колориметрическая система

Мко

Кобальта (2), изумрудной зелени (3), ультралшрина

(4)

В практике и научных иссле­дованиях применяются два способа си­стематизации и количественного вы­ражения цвета. Первый способ — ко­лориметрический, второй — способ цветных эталонов, разрабатываемых в виде атласов цветов. Наука, занима­ющаяся количественным выражением цвета и его измерением, называется колоримет рией.

Попытки систематизировать и выразить все многообразие цветов с помощью разных простран­ственных моделей цветового тела, а также плоских цветовых кругов предпринимались с давних пор. Так, Гете построил цветовой круг, положив в осно­ву три независимых цвета — красный, синий, жел­тый — и три полученных из них смесей: К + Ж — оранжевый, С + К ~ пурпурный, Ж + С — зеленый. Однако систематизация, основанная на научных данных, начинается с XVII в., после того как Нью­тон разложил белый свет на его составляющие — монохроматические излучения. Соответствующие модели цветовых тел имели самые разнообразные формы, например "цветового куба", "цветового ко­нуса", "цветового шара", "цветовой пирамиды" и т. д. (рис. 6.7).

В 1915 г. Манселл1, взяв за основу круг из 10 чистых цветов одинаковой светлоты, равномерно распределил на шкале светлоты девять серых цве­тов. По вертикали откладывались ступени светло­ты, по горизонтали — насыщенности, цветовые то­на изменялись по окружности. Манселл получил очень сложное по форме цветовое тело и предло­жил свой атлас цветов. В настоящее время имеются различные издания атласа, отличающиеся по чис­лу образцов, их размеру и типу поверхности (бле­стящая или матовая). Атлас цветов Манселла в на­стоящее время основной в США, Англии и ряде других стран.

Почти одновременно с Манселлом В. Ост­вальд (Германия) разработал свое цветовое тело и свою систему цветов. Основные цвета (6 цветов Ге­те + 2 промежуточных) Оствальд подразделил на 8 групп по три цвета в каждой, получив всего 24 цвета.

В 1956 г. проф. Е. Б. Рабкин предложил свой вариант цветового тела. Он взял круг из 45 цветов, а для атласа — 12 чистых цветов. Каждая таблица атласа представляет собой равносторонний треу­гольник, опирающийся на ахроматическую ось из смеси белого с черным. Вершина треугольника — чистый цвет. Насыщенность постоянна на горизон­тальных направлениях, параллельных основанию треугольника, светлота — на вертикальных сече­ниях треугольника, перпендикулярных его основа­нию. Достоинством атласа Рабкина является то, что каждое поле атласа имеет цифровое обозначе­ние в международной системе, принятой для рас­чета во всех странах.

Во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева разработан атлас цветов на 1000 образцов, используемый ко­лористами и основанный на смешении в разных пропорциях пигментов с белым и черным. Для всех образцов измерены цветовые характеристики в

1А. Манселл (1858—1918) —американский ученый, создатель системы представления цветов при помощи атласа.



.