Три оригинальных стиля СССР

Россия подарила мировой архитектуре три оригинальных архитектурных стиля. Конструктивизм, быстро сменившийся на сталинский классицизм и, наконец, наименее изученный и наименее любимый, но от этого не менее интересный советский модернизм. Третий архитектурный стиль выведен критиками в отдельное направление совсем недавно, от этого плохо изучен, и еще хуже то, что он стремительно утрачивается в своем оригинальном состоянии. А за отсутствием какой–то толковой системологии архитектурных шедевров советского модернизма строения и ансамбли, выполненные в этом стиле, очень сложно сохранять для потомков.
600x392 px
Дом советов г.Калининград. Арх.Лев Мисожникова
Я не зря упомянул слово “ансамбли”: одной из особенностей советского модернизма была именно работа архитекторов не с объектами, а со средой; пожалуй, впервые в истории советской архитектуры здание рассматривалось как часть комплекса, единого с окружающими его территориями и микрорайоном, в котором оно находится. Кстати, проблема сохранившихся шедевров советского модернизма во многом обусловлена тем, что территория, которая находится вокруг зданий, была позднее застроена совсем не так, как это изначально было распланировано архитекторами.

680x350 px
Крыша библиотеки ИНИОН г.Москва. Арх. Я.Белопольский. (видны плафоны бестеневого освещения читального зала)
Еще в начале две тысячи десятых годов термина «советский модернизм» не существовало. Было множество зданий и архитектурных объектов, большинство из которых были построены в хрущевскую и брежневскую эпоху, а строительство части из них закончили уже при Ельцине. Здания ветшали, раздражали пешеходов и никого как культурно–исторический феномен не интересовали. Фактически термином «советский модернизм» обозначать было нечего, такого культурного феномена как такового не существовало. Существуют целые города, практически полностью застроенные жилыми и общественными зданиями хрущевско–брежневского периода. Несколько поколений россиян выросло в архитектурном окружении советского модернизма, повлиявшего на их мировоззрение и мироощущение, тем не менее, до сих пор серьезного обсуждения этого культурного и архитектурного феномена толком не ведется. Лишь в последние несколько лет появилось собственно определение «советский модернизм» и запущена научная и просветительская работа для систематизации и популяризации архитектурного направления, немного рассказать о котором я попробую здесь.
500x375 px
Санаторий «Дружба» г.Ялта. Арх.И.Василевский
Как ни странно, одним из первых людей, обративших внимание на данный архитектурно–культурный феномен, оказался французский фотограф. В начале двухтысячных годов Фредерик Шубен объездил территорию бывшего СССР и отснял удивительные архитектурные объекты, которые во множестве раскиданы по городам и весям бывших республик. Но даже тогда, после издания его довольно интересного фотоальбома, термина «советский модернизм» еще не существовало и стиль относили исключительно к Брутализму. Другая занятная работа, косвенно посвященная архитектурному стилю, который еще не имел собственного названия, — это серия фотографий нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса, которую он функционально назвал «Споменики«. Это серия снимков, на которых запечатлены памятники словенским партизанам Второй мировой войны.

Как мы видим, стиль, о котором мы тут говорим, является одним из новейших открытий и еще будет изучен. Забавно, что вот прямо здесь, в этом посте, мы фактически наблюдаем за процессом рождения нового направления истории архитектуры, о котором к настоящему моменту вышло всего несколько книг, из них, на мой взгляд, отдельного упоминания заслуживают великолепная и системная работа московского издательства Tatlin — Советский модернизм: 1955–1985 и их же исследование работ армянских архитекторов Ахитектура советского модернизма.

500x396 px
Jan Kempenaers. Spomenik.
Корни советского модернизма лежат в работах Ле Корбюзье, который, заимствовав многие особенности советского конструктивизма, к пятидесятым годам переработал его в свой собственный, неповторимый архитектурный стиль, узнаваемый с первого взгляда. Они прослеживаются в работах Оскара Нимейера, одного из очень немногих архитекторов, которым удалось реализовать высшую цель профессии — комплексно спланировать и построить целый город. Некоторые свои находки советские модернисты заимствовали у гениального финского архитектора Алвара Аалто, в частности, идею бестеневого освещения общественных пространств. В свою очередь, нельзя не отметить, что и указанные архитекторы во многом заимствовали свои идеи у российских мастеров, таких как Шухов, Мельников или даже Гинзбург.

Pages: 1 2 3



.