№ ? -/?У На * 43 и! 11.02.2005

ЗАО ИБС

344010, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 91/1, 2-ой подъезд

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

119991, ГСП, Москва, ул. Строителей. 9, корл. 2 ¦к.1.-. (095) 930-?7-53, факс: (095) 938-22-02

Администрация г. Красноярска Муниципальное учреждение

«Управление по строительству Красноярского метрополитена»

К» а —

НаМ 225-02 от 26.05.04

660001, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 18 а

Федеральное агентство по строительству и жилищно — коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

Согласно требованиям технологии строительства тоннелей и проекту организации строительства возведение перегонных тоннелей при строительстве линий метрополитена предусматривает возможность беспрепятственного прохода людей в течение всего периода строительства при одновременном движении транспорта в тоннелях.

Пешеходный проход возводится согласно проекту из металлических конструкций с настилкой из досок с целью свободного прохода людей на всём протяжении выработки, устраивается с одной и той же стороны высотой не менее 1,8 м.

Указанный проход является не пешеходным переходным мостиком, сооружаемым в целях выполнения мероприятий по охране труда и техники безопасности и входящим в состав накладных расходов, а технологическим устройством, служащим для доставки людей в рабочие зоны и обратно в течение всего периода строительства. Указанные проходы подлежат разборке в период завершения строительства при устройстве постоянного железнодорожного пути.

Кроме выполнения технологических функций возведение пешеходных проходов, устраиваемых на всём протяжении перегонных тоннелей при строительстве метрополитена, отвечает требованиям «Правил безопасности подземных сооружений» (ПБ 03-428-02).

Исходя из изложенного, перечисленные выше затраты относятся к временным зданиям и сооружениям, сметная документация на строительство которых утверждается заказчиком в установленном порядке, а расчёты за выполненные работу осуществляются исходя их условий заключённого договора подряда.

Начальник Управления строительства

1054ц от 23.12.2004

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

Процентной нормой сметных затрат на строительство временных зданий и сооружений предусмотрены затраты по перебазировке конструкций и деталей временных производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку и их возврат со строительной площадки по завершению строительства в пределах района постоянного базирования строительной организации.

При необходимости перебазирования указанных временных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений за пределы района постоянного базирования организации дополнительные затраты на их перебазировку включаются в главу 9 сводного сметного расчета:

ГУ «Региональный иентр по ценообразованию в строительстве Кемеровской области»

Федеральною Агентство ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУН УЛЫШМУ ХОЗЯЙСТВУ ?РОСТП’ОЙ!

650099, г. Кемерово. Советский пр-т, §0 (пристройка, б этаж)

[|ЧЧ\.'[ I V. ! \;. хII и ; ч| [ 4 V:¦;’! ‘ <11 п^М ч".’ ч ШЧч Ч’,«.}]-!).1

Мш: т. .?гЖ_______

При строительстве вахтовым методом с последующим перебазированием временных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений в район постоянного базирования строительной организации — в составе затрат, связанных с производством строительно-монтажных работ вахтовым методом;

При передислокации строительной организации в целом на новое место — в составе затрат на передислокацию строительной организации.

Начальник Управления строительства ^ Р-А- Максаков

119991. ГСП. Москва, ул Строителей кори 2 «л (095) 930-17-55. факс (095) 935-22-02

/У ^ ГЦ Щ (‘$39

На N9 МВ-375 от 10 12.2004

Управление строительства Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу разъясняет

ОАО корпорация «Трансстрой»

Уд Садовая-Спасская, 21/1, г. Москва, 107017

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ (ГОССТРОЙ)

В сметных нормах затрат на строительство временных зданий и со­оружений (ГСП 81-05-01-2001) учтены амортизационные отчисления (аренд­ная плата) и расходы на текущий ремонт только по мобильным (инвентар­ным) зданиям контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зда­ниям санитарно-бытового обслуживания, учтённых в составе накладных рас­ходов).

Р. А. Максаков

Начальник Управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ (ГОССТРОЙ)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

I 1999!, ГСП, Москва, ул. Строитедгй. 8, нэрл 2 «л : {095) 930-17-55; фаю (095)938-22-02

ФКП «Северо-Западная Дирекция Госстроя России —

Дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений»

Ул, Торжксшская, д. 5 г. Санкт-Петербург, 197342

Нз.05..20.05-^„___________

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

В соответствии с п. 4.84 (последний абзац) Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), расчеты за временные здания и сооружения могут производится по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения, при этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.

Следовательно, требование о расшифровке выполненных работ и понесенных затратах при строительстве временных зданий и сооружений, при расчетах за временные здания и сооружения по процентной норме возможно только в случаях, когда это предусмотрено в договоре подряда.

Если в договоре подряда указанное требование отсутствует, требования о предоставлении расшифровок неправомерны.

В соответствии с п. 4.12 (первый абзац) МДС 81-35.2004, «в случаях, когда проектными решениями осуществляется разборка конструкций или снос зданий и сооружений, по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объемов выполняемых работ, а показываются отдельной строкой под названием «в том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и, изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использование состояние и доставке к месту складирования».

Из изложенного видно, что в данном пункте Методики говорится о возврате материалов, изделий и конструкций от разборки зданий и сооружений, а не о возврате от суммы временных зданий и сооружений.

В соответствии с п. 3.5 (второй абзац) Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, «возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно- хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования)».

Нормами Сборника ГСН 81-05-01-2001 норматива возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрено, следовательно, размер сумм от реализации материалов, деталей, оборудования, производственно- хозяйственного инвентаря, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, должен определяться расчетом.

А. А.Попов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

ОАО «Промстрой»

Ул. Интернациональная, д. 45 г. Нягань,

Тюменская область, 628187

СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ГОССТРОЙ РОССИИ

Ул, Стреиталей, дом, 8, щрп — 2, Москва, ГСП, 119991

На № .„5 3-М..от-01т2004-—— —

Управление ценообразования и сметного нормирования по поставленному вопросу разъясняет.

В соответствии с действующими методическими и нормативными документами, затраты на строительство временных зданий и сооружений включаются в главу 8 сводных сметных расчетов с начислением процентной нормы на стоимость строительно-монтажных работ по итогу глав 1-7 сводного сметного расчета.

Затраты главы 9 «Прочие работы и затраты», исчисленные по процентной норме (дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ и др.) определяются путем начисления процентной нормы на стоимость строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8.

Исключение стоимости материальных ресурсов из состава строительно- монтажных работ при определении размера упомянутых выше затрат методическими и нормативными документами не предусмотрено.

Начальник Управления

Носенко 930-53-01

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ К ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ (ГОССТРОЙ)

Моема. Строителен. Я, горя 2 тел : (095) 930-Поз, факс (095)938-! 1-02

/у Оч {?2_ л к¦Нл кЛ 10 от 23.03.2005

ОАО «Новая строительная компания» Филиал в г. Тюмени

625000, г. Тюмень, ул. р, Люксембург, 12

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

В соответствии с п. 3.1. Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, размер средств на строительство временных зданий и сооружений может определяться:

— по нормам настоящего сборника;

— по расчету, основанному на данных ПОС.

Одновременное пользование указанных способов не допускается.

В соответствии с п. 4.84 (последний абзац) Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.

С учетом изложенного, требование о пересчете стоимости ранее выполненных работ и затрат по временным зданиям и сооружениям по завершению строительства (реконструкции, ремонта) неправомерны.

Начальник Управления строительства Р. А. Максаков

ФЕДЕРАЛ ЬНОЕА FP ГГСТПО

Гюстроительству и мсилвщно-

Хозяйству (госстрой)

119991. ГСП, Моам. уп Строитсягй, 3, tspn 2

ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ»

191124, г. Санкт Петербург, Сннопекая набереж&ая, д. 74/а

Roi (U9О ) 930-17-15. факс (093) 938-22-02

Лс Ўїl_ у? К" J — ______________

Ftt ^ {S. 07.2065т:———

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

Порядок определения размера средств на строительство временных зданий и сооружений при строительстве объектов и расчетов по временным зданиям и сооружениям приведен в сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, а также в п. п. 4.83 и 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.

Ни одним из перечисленных выше документов не предусмотрена передача заказчиком подрядчику построенных временных зданий и сооружений в аренду с взыманием с подрядчика арендной платы. Указанные временные здания и сооружения передаются подрядчику в пользование на безвозмездной основе.

Существовавший некоторое время прежде, во второй половине 90-х годов порядок, позволявший заказчикам передавать подрядчикам временные здания и сооружения в аренду, с соответствующим взыманием арендной платы, не оправдал себя, поскольку затраты на уплату заказчику арендной платы за аренду временных зданий и сооружений не учтены ни нормами накладных расходов, ни нормами затрат на строительство временных зданий и сооружений, что потребовало включения компенсации затрат, подрядчика по аренде временных зданий и сооружений в главу 9 сводных сметных расчетов, что вызывает необоснованное удорожание строительства. По этой причине порядок передачи заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений в аренду с уплатой арендной платы в действующих нормативных документах не

Предусмотрен, предусмотрена передача заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений в пользование на безвозмездной основе.

С учетом изложенного требования о передаче заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений в аренду с взиманием арендной платы являются неправомерными.

Начальник Управления строительства

УФНС России по Республике Коми

ФЕДЕ 1>Л Л ЬНОЕ АГЕНТСТВО

По строительству и жилищно- коммунальному хозяйству

{ГОССТРОЙ)

Ул. Первомайская, 53, г, Сыктывкар. Республика Коми, ГСП-2,167982

119991. ГСП, Москва, ул Строителей, 8. корт 1 тст (№1930-17.55: факс (095) 93В-12-02

О у С>? № 6 03-17/7268 от 21.06.2005

На №

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленным вопросам сообщает.

В соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр 81-05-01-2001 (п. 1.1 общих положений) временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

В соответствии с приложением 2 к упомянутому ГСНр 81-05-01-2001, к нетитульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе норм накладных расходов, относятся:

1. Приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров.

2. Складские помещения и навесы при объекте строительства.

3. Душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих.

4. Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания.

5. Сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности.

6. Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристикам к малоценным и быстроизнашиваемым предметам (кроме специальных и архитектурно оформленных заборов), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ.

7. Временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах 25 м от периметра зданий или осей сооружений).

8. Расходы, связанные с приспособлениями строящихся и существующих на строительной площадке зданий, вместо строительства указанных выше (нетитульных) временных зданий и сооружений.

В соответствии с приложением 1 к упомянутому ГСНр 81-05-01-2001 к титульным временным зданиям и сооружениям, оплачиваемым по процентным нормам затрат на временные здания и сооружения, относятся:

1. Временное приспособления вновь построенных постоянных зданий и сооружений для работников строительства, восстановление и ремонт их по окончанию использования.

2. Аренда и приспособление существующих помещений с последующей

Ликвидацией обустройства.

3. Временное приспособление существующих постоянных зданий и помещений для производственных нужд, восстановление и ремонт их по окончанию использования.

4. Перемещение конструкций и деталей производственных, складских вспомогательных, жилых и общественных контейнерных, сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад.

5. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания, учтенных в составе накладных расходов).

6. Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и не отапливаемые) и открытые для хранения материалов, изделий, конструкций, поступающих для данной стройки.

7. Временные обустройства (площадки, платформы и т. д.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо- разгрузочных работ.

8. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотнические и др.).

9. Временные камнедробильно-сортировочные установки и установки для приготовления бетона и раствора на строительной площадке.

10. Временные конторы ремонтно-строительных участков, поездов и других подобных организаций.

11. Временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках.

12. Временные гаражи.

13. Временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями.

14. Специальные архитектурно оформленные заборы и ограждения в

Городах.

15. Устройство и содержание временных дорог и проездов на строительной площадке с последующей их разборкой.

16. Устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом и т. д. на строительной площадке от источника до приборов учета.

Из изложенного видно, что те из временных сетей и коммуникаций, которые проложены в пределах рабочей зоны, т. е. территории в пределах 25 м от периметра зданий или осей линейных сооружений, учтены в составе норм накладных расходов и, соответственно, нормами на временные здания и сооружения не учтены и за счет средств на временные здания и сооружения не оплачиваются. Те из временных сетей и коммуникаций, которые проложены за пределами рабочей зоны, но в пределах границ строительной площадки, к нетитульным временным зданиям и сооружениям’ не относятся и, следовательно, они в составе норм накладных расходов не учтены, они учтены нормами на временные здания и сооружения и, соответственно, должны оплачиваться из лимитов средств на временные здания и сооружения. Те из временных сетей и коммуникаций, которые проходят за пределами строительной площадки, не учтены ни нормами накладных расходов, ни нормами на временные здания и сооружения и должны оплачиваться дополнительно сверх процентной нормы на временные здания и сооружения, поскольку, в соответствии с п. 1.6 общих положений Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр 81-05-01 — 2001, сметные нормы учитывают затраты на временные здания и сооружения в пределах строительной площадки, следовательно строительство временных коммуникаций для обеспечения стройки электроэнергией, водой, теплом и т. п. от источника подключения до распределительных устройств на строительной площадке сметными нормами на временные здания и сооружения не учтено и должно учитываться дополнительно.

Если на площадке строительства предусмотрены приобъектные конторы прорабов и мастеров, складские помещения и навесы при объекте строительства либо под них приспосабливаются строящиеся или существующие на стройплощадках здания, — затраты на них относятся к накладным расходам и дополнительно не оплачиваются, а если на площадке строительства предусмотрены временные конторы строительных участков, временные материально-технические склады закрытые (отапливаемые и не отапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования либо под них приспосабливаются строящиеся или существующие здания и сооружения, затраты на них к накладным расходам не относятся и оплачиваются в счет средств на временные здания и сооружения.

Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания, душевые, кубовые, канализационные уборные и помещения для обогрева рабочих, сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности, леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристикам к малоценным и быстроизнашиваемым предметам (к которым заборы и ограждения из сборных железобетонных плит не относятся), во всех случаях относятся к накладным расходам и из средств на временные здания и сооружения не оплачиваются.

Временные дороги, гаражи и стоянки для строительной техники и автотранспорта, производственные мастерские и другие временные здания и сооружения, вошедшие в приведенный выше перечень титульных временных зданий и сооружений, относятся к временным зданиям и сооружениям и оплачиваются в счет процентной нормы на временные здания и сооружения.

К затратам на временные здания и сооружения относятся также амортизационные отчисления, расходы на перемещение, отделку, текущий ремонт мобильных (инвентарных), производственных, складских, жилых и общественных зданий контейнерного сборно-разборного типа, включая вагончики, а также затраты на устройство и разборку фундаментов под них.

Строительство временных перевалочных баз подрядчика к затратам на временные здания и сооружения не относится и включается на основании ПОС в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводных сметных расчетов (п. 1.6 общих положений сборника ГСН 81-05-02-2001). Данный вопрос применительно относить и к ремонтно-строительным работам.

Кроме того в сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений не включены (п. 1.10 общих положений ГСНр 81-05-01-2001) и учитываются непосредственно в объектных сметах в соответствии с проектом организации капитального ремонта (ПОКР) затраты на сооружение временных устройств, необходимых на период выполнения отдельных видов ремонтно — строительных работ только для конкретных объектов:

— рельсовых путей под грузоподъемные краны (подкрановых путей) с устройством основания под них;

— конструкций для защиты зданий и сооружений от повреждений при разборке зданий;

Временных автодорожных объездов (обходов); связанных с капитальным ремонтом зданий и сооружений;

— временных ограждающих конструкций, отделяющих действующие помещения от ремонтируемых, а также ограждающих конструкций для обеспечения ввода в эксплуатацию отдельной части здания;

— сетей и сооружений, необходимость которых вызвана вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;

Перечень указанных затрат может быть дополнен на основании данных проекта организации капитального ремонта (ПОКР).

Размер дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время на объектах жилищно-гражданского и коммунального назначения надлежит определять по сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81­05-02-2001, на остальных объектах — по нормам таблицы 4 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно — монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001 с применением коэффициента 0,8. При этом следует иметь в виду, что нормы ГСНр 81-05-02­2001, и нормы таблицы 4 раздела 1 ГСН 81-05-02-2001 разработаны среднегодовыми и при расчетах за выполненные работы применяются независимо от фактического времени года, в течении которого осуществляется выполнение ремонтных работ. В случае, если договором на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрена оплата дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ, выполняемых только в зимнее время года, размеры коэффициентов, приведенных в сборнике ГСНр 81-05-02­2001 и в таблице 4 раздела сборника ГСН 81-05-02-2001 следует увеличивать на величину:

1 температурная зона — в 4,35 раза

2 температурная зона — в 3,03 раза

3 температурная зона — в 2,5 раза

4 температурная зона — в 2,22 раза

5 температурная зона — в.1,92 раза

6 температурная зона — в 1,67 раза

7 и 8 температурная зоны — в 1,54 раза.

Приведенные величины исчислены путем деления 1 (единицы), т. е. продолжительности годового периода, на размеры удельного веса зимнего периода в году, в разрезе температурных зон, приведенные в таблице 3 раздела 1 сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно — монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001 и в таблице 1 технической части сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001.

При выполнении ремонтно-строительных работ по отдельным видам

Работ и конструктивных элементов

81-05-02-2001 следует пользоваться нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, приведенных в разделе 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» с применением коэффициента 0,8.

При этом следует иметь в виду, что нормы раздела 2 сборника ГСН 81-05­02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» в своем составе не учитывают затрат на отопление зданий и сооружений в зимнее время года, в то время как нормы раздела 1 указанного сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы по видам строительства» и нормы сборника дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001 в своем составе учитывают эти затраты, следовательно, при применении норм раздела 2 сборниках ГСН 81-05-02-2001 необходимо дополнительно учитывать затраты на отопление здания при выполнении ремонтно-строительных работ и наоборот, при применении норм раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 либо норм сборника ГСНр 81-05-02-2001, учитывающих в своем составе затраты на отопление зданий при производстве работ по ремонту и реконструкции в существующих зданиях, в случае, если затраты на отопление зданий несет заказчик, следует либо исключить затраты на отопление, учтенные нормами раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 и нормами сборника ГСНр 81-05-02-2001, либо подрядчик должен компенсировать заказчику его затраты на отопление по выставленным заказчиком счетам, что должно быть оговорено в договоре подряда на выполнение работ по ремонту или реконструкции существующих зданий. В случае, если подрядчик выполняет работы по ремонту или реконструкции не во всем здании, а только в части его, — в отдельном крыле, на одном или нескольких этажах, в отдельных помещениях и т. д. оплата за отопление производится подрядчиком пропорционально объемам помещений, где подрядчик производит ремонт или реконструкцию и объема здания в целом.

Следует также иметь в виду, что в отличие от норм раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 и норм сборника ГСНр 81-05-02-2001, которые являются среднегодовыми, нормы раздела 2 ГСН 81-05-02-2001 среднегодовыми не являются, они разработаны только для зимнего периода и при необходимости приведения их к среднегодовым следует пользоваться данным удельного веса зимнего периода в году (в среднем), приведенными в разрезе температурных зон в таблице 3 технической части раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 и в таблице 1 технической части сборника ГСНр 81-05-02-2001.

Во всех случаях затраты подрядчика, связанные с отоплением существующих зданий при выполнении работ по ремонту и реконструкции в зимнее время года, относятся к дополнительным затратам при производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время

Федеральное Агентство по строительству к жилищно — коммунальному хозяйству

(росстрой)

ОАО «Инженерный центр ЕЭС» — Филиал «Институт Ленгидропроект»

11999), ГСП, Мпсьы, уя. Строителей, 8, юро, 2 теп.: (0$5) 930-!7-55; факс (095) 935-22-02

ЛЛ ОУ. 0$ № ё-

19-117-155 от 22.07.2005

На №

Пр-т Испытателей, д. 22, г. Санкт-Петербург, 197227

О временных зданиях и сооружениях

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) размер средств на строительство временных зданий и сооружений может определяться:

По нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строи­тельство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), в которых учтены затраты на пусконаладочные работы, выполняемые при вводе в экс­плуатацию отдельных видов временных зданий и сооружений — электро­станций, трансформаторных подстанций, котельных, насосных, компрес­сорных станций и т. п. (т. е. зданий и сооружений, при вводе которых необ­ходимо выполнение пусконаладочных работ);

По расчету, основанному на данных ПОС, с учетом затрат на выпол­нение пусконаладочных работ.

Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в главу 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета стоимости строительства объекта.

Начальник Управления строительства Р-А. Максаков

(19951. ГСП, Могеш, ул. Строителей, корп. 2 тел(09 5) 930-17-5 5; фикс (095) 938-22-01

04-05/299-с

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

ГПР «Ияжстрой» 119027, г. Москва, ул. Аэрофлотская, 1/7, пом.

ФЕДЕРАЛ Ь НОЕ АГ ЁНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ (ГОССТРОЙ)

В соответствии с п. 4.84 (последний абзац) Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81-35.2004, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.

Исходя из изложенного, заказчик может изменить порядок расчетов за временные здания и сооружения, перейдя на расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения только в случае, если таковое было оговорено в договоре подряда и на их строительство имеется проектно-сметная документация, согласованная заказчиком и подрядчиком.

Р. А. Максаков

Начальник Управления строительства

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ГОССТРОЙ РОССИИ

Российский Союз Не фте газост р о и те л е й ул. Нсвочеремушкина, д. 65, Г. Москва, 11 741 8

Ул. Стаоитамй, док 8, корл 2. Москва, ГСП. 1 ?999!

Си оч З-ооЧ № Ю гча.

СВ-45 от 17.02.04 г. на №____

Об установлении нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время при строительстве компрессорных станций.

Управление ценообразования по поставленному вопросу разъясняет.

В тех случаях, когда компрессорные станции строятся, как самостоятельный отдельный объект и по ним составляется отдельный сводный сметный расчет, размер дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время надлежит определять по п. 1.1. табл. 4 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — ГСН 81-05-02-2001.

Вопрос определения норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время при строительстве компрессорных станций в составе газопроводов, требует отдельного изучения.

До принятия окончательного решения по данному вопросу размер дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время надлежит определять по п. п. 6.1 и 6.2 табл. 4 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — ГСН 81-05-02-2001.

В, А. Степанов

| ?9951 Г’. I! I у С.’тр’л пелсП, ^ шрп 2

Ге.1. (»5)5" IТШ. 1045)9iS.22.OJ

126 от 27.01.2005

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленным вопросам сообщает.

При составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком размер средств на дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время следует определять по нормам раздела 1 ГСН 81-05-02-2001 по видам строительства, которые, в соответствии с п. 3 технической части указанного раздела, являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.

ООО «Стройтрансгаз-М» 117638, г. Москва, ул. Криворожская, 17А

ФЕДЕ РА Л 1.110Ё АГ ШТЙГНО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ и жндшпно-

Комйй|оьному катЛсгёу (Гос строги

Нормы главы I раздела II ГСН 81-05-02-2001 в соответствии с п. 2 общих положений применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями независимо от ведомственной принадлежности. Указанные нормы главы I раздела II на конструкции и виды работ не являются среднегодовыми и предназначены только для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы в зимнее время. При выполнении части работ в летний период времени надлежит руководствоваться п. 4 технической части главы I раздела II.

Р. А.Максаков

Нормы главы I раздела II не учитывают затраты на отопление строящихся зданий в период их строительства для производства внутри зданий строительных и монтажных работ, которые согласно техническим условиям и правилам производства работ необходимо выполнять при положительной температуре. Указанные затраты следует определять в порядке, изложенном в главе 2 раздела II ГСН 81-05-02-2001 «Нормы на временное отопление».

Начальник Управления строительства

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

Элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы и на ремонтно-строительные работы разработаны из условия производства работ в летний период. Дополнительные затраты, связанные с выполнением работ в зимний период учитываются нормами затрат при производстве строительно-монтажных и ремонтно- строительных работ в зимнее время — на основании сборника ГСН 81-05­02-2001 или ГСНр 81-05-02-2001 соответственно.

Нормативы, приведенные в «Сборнике сметных норм

Дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время» (ГСНр 81-05-02-2001) распространяется на все виды ремонтно-строительных работ, включая капитальный ремонт.

Начальник Управления строительства р. А. Максаков

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

119991, ГСП. Москва, ул Строителе^ 8, кори 7 гея} (095) 930-] 7-55, факс (095) 938-22-02

08.07.2004 № А11-3462/06 На № А 4-16 от 16.06.2004

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

В соответствии с п. 1 технической части раздела 1 «Сметные нормы по видам строительства» Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02­2001), дополнительные затраты при производстве строительных работ в зимнее время по отдельным видам строительства следует определить по нормам табл. 4 данного сборника, установленным в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства.

В соответствии с п. 3 указанной технической части нормы раздела 1 является среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно — монтажные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.

ЗАО «Л У К ой л-Не фте газ стр ой »

Порядок разработки указанных норм предусматривает их исчисление от полного (с учетом всей сметной стоимости материальных ресурсов, включая погрузоразгрузочные расходы, транспортные затраты, затраты на тару, упаковку и реквизит, заготовительно-складские расходы и т. д.) объема прямых затрат с начислением накладных расходов, сметной прибыли и затрат на строительство временных зданий и сооружений. При другом методическом подходе (исключение полностью или частично стоимости материальных ресурсов, транспортных расходов и т. д.) проценты нормы дополнительных затрат на производство строительно-монтажных работ в зимнее время были бы установлены в иных (больших) значениях.

В соответствии с п. 2.2. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и не корректируется в сторону их уменьшения.

С учетом изложенного, действия заказчика по корректировке дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время являются необоснованными.

В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), разногласия по вопросам применения сметных нормативов подлежат рассмотрению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ (ГОССТРОЙ)

119991, ГСП. Москва, ул. Строителей, 8, корп. 2 ты.: (095 ) 9.КМ7-55; факс (093) 833-22-02

ОАО КОРПОРАЦИЯ «ТРАНСТРОИ»

Ул. Садовая-Спасская, 21/1 107217, г. Москва.

-» "Л/Ш-П <МтлАж

На N8

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сообщает.

Дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время при строительстве новых, расширении, реконструкции или техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений, определяются на основании Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001).

Р. А. Максаков

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

В соответствии с п. 3 технической части раздела 1 «Сметные нормы по видам строительства» сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001 «нормы настоящего раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство».

В соответствии с п. 3 (1-й абзац) технической части сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001, «нормы дополнительных затрат определяются в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен и являются среднегодовыми. Их следует применять для определения сметной стоимости капитального ремонта и расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактического времени года, в течении которого выполняются работы».

Р. А. Максаков

С учетом изложенного, требования об исключении дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время из сметной

Документации и актов приемки выполненных работ неправомерны.

Начальник Управления строительства

?e. Q-y. PS № ё — &>6 щЩ43 от 28.06.2005

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленным вопросам сообщает.

Начисление процентной нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее? время начисляется от полной стоимости прямых затрат по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета с учетом полной стоимости материальных ресурсов при составлении локальных смет ресурсным методом либо базисно-индексационным методом с начислением компенсации.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕЦТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Я ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНОМУ хозяйству (ГОССТРОЙ)

119991, ГСП, Москва, уя Строителей, 8. гара. 2 тел. (095) 93в.!?—55; факс <095} 938-22-02

Г. Москва, ул. Болотникова, 4 в, 117556

При этом начисление компенсации должно производиться по полному перечню материальных ресурсов с учетом отклонений как в большую, так и в меньшую сторону.

При составлении сметной документации ресурсным методом надлежит руководствоваться методическими документами Госстроя Российской Федерации: по заготовительно-складским расходам — Методическими указаниями по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99, по дополнительным затратам при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — по сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05.02-2001.

Начальник Управления строительства

ЦНИИЭУС

117943, г. Москва, пр. Вернадского, 29 Г-ну Зеликову Л. В.

ГОСУДАРСТВЕННЫ Л КОМИТЕТ РОССИвСКОП ФЕДЕРАЦИИ по СТРОИТЕЛЬСТВУ 31 живнпщо — КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ГОССТРОЙ РОССИИ

117987, ГСГТ-1, Мота, ул, Сгроигией, 8, хорп. 2

19.12. СО N?>10-533

На№ 83 от 05.12.2000

О разных вопросах сметного иен ообраэован ня л строительстве

Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе направляет запрос ЗАО «ИниК» от 05.12.2000 №83 для подготовки разъяснения по поставленному вопросу.

В разъяснении следует чётко указать, относится ли обустройство нефтяного месторождения для пробной эксплуатации к «Строительству нефтегазопродукто — проводов», или к «Предприятиям нефтяной и газовой промышленности». Копию ответа заявителю прошу направить в адрес Управления.

В, А. Степанов

Начальник Управления

ЦНИИЭУС Госстроя России разъясняет:

В соответствии с разъяснением Минстроя России, данным в письме от 16 декабря 1996 года № 12-422, при использовании сметно-нормативной базы 1984 голй действуют все нормативные и директивные документы )ою нериида. регламентирующие ее применение.

Так в соответствии с делением территории СССР по температурным зонам (НДЗ — 84 приложение 1) Торавейское месторождение относится к V температурной зоне! е продолжительностью расчетного зимнего периода с 20.Х по 5^. Э1И данный определены на основе многолетних климатических и геофизических пмблюдепнП Гидрометеорологической службы СССР (СНиП П-А.6-72 гл.6 часть II раздел А). Чтим и определяется величина коэффициента к норме таблицы 4 для рассматриваемо! и района.

Кроме того, в соответствии с Указаниями по применению единичных расценок на строительные конструкции и работы для районов Крайнего Севера и оиельпы. ч местностей, приравненных к ним ^РКС-Н4) СНиП ГУ-5-Х2 приложение 2. к рииин\ Крайнего Севера в Ненецком автономном округе Архангельской области отноеищя часть его, находящаяся севернее Полярного круга. Чем и следует руководи воватьия при применении норм пункта 5 таблицы 4 раздела I НДЗ-84 «Строительство нефтегазопродуктопроводов» при круглогодичных расчетах за выполненные работы.

При строительстве объектов разного характера, необходимо применять нормы с учетом удельного веса этих объектов в общей сметной стоимости.

«В случае. коглаг отсутствуют необходимые сметные нормативы stonfr разрабатываться индивидуальные сметные нормы» (МДС 81-1.99).

Если строительство ведется только в зимний период, что подтверждает^ проектом организации строительства, следует применять нормы II раздела.

В ряде случаев, при условии предоставления материалов, подтверждающих производство работ только в зимнее время, допускается применение норм раздела 1 с переводом их в среднезимние с учетом данных таблицы 3 раздела I. То есть. ;ыи V температурной зоны норму таблицы 4 раздела I следует разделить ма 0.52 При >геШ иеипмынми исключив применение

Директор ЛЯУ?- Зыикои

НоириночшЛззаВДцциотои приложения I НД}-

Л«^«тршшГ1

Федеральное агеитство по строительству и жилищно — коммунальному хозяйству (госстрой)

119991. ГСП. Москва, ул Строителей, 3, коря. 2 тел.: (095) 930-17-55, факе(095) 938-22-02

?/Ж

ГП «Алтайстройзаказчик» ул. Молодежная, 26 953015, г. Барнаул

Нр №____ 9Ш7пт?1 01 ?0П5

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.

Нормативы тех или иных затрат, имеющих место при строительстве объектов — (нормативы накладных расходов, сметной прибыли и т. д.) — разработаны из условия нормального ведения работ, при которых подрядчик, заключив договор подряда, приступает к строительству объекта и ведет его без перерыва до завершения строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию. Дополнительные затраты, связанные с перерывами в строительстве объекта впоследствии отсутствия финансирования — перебазировка строительной техники, передислокация рабочей силы, дополнительные мероприятия по технике безопасности и консервации объекта при необходимости таковой, дополнительные затраты по охране объекта в период перерыва в ведении строительно — монтажных работ, затраты по поиску другой работы в целях недопущения простоя рабочих (реклама, объявления и т. д.) — сметными нормативами не учитываются и должны оплачиваться отдельно.

Затраты по охране объектов собственными силами (без привлечения специализированной охраны) учтены нормами накладных расходов при условии бесперебойной работы на объекте строительства. Затраты по охране объектов с привлечением специализированных охранных фирм нормами накладных расходов не учтены. В ряде регионов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл. и др.) местными администрациями выпущены документы, разрешающие включение в главу 9 сводных сметных расчетов дополнительных затрат, связанных с охраной объектов специализированными охранными фирмами. Указанные документы имеют силу при строительстве объектов, финансируемых из регионального и местного бюджетов. При строительстве объектов, финансируемых из федерального бюджета для включения указанных затрат необходимо получение согласования уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области строительства.

Начальник Управления строительства

Федеральное агентство по строительству и жилищно — коммунальному хозяйству

I! №!. ГСП, Москва, ул. Строителей, !, карп. 2 тгл.: (М5) 9Э0-Г?-55; факс: (0?5) т-21-02

21.05.2004 и АЛ-2765/06

_ Л8 ___________ ,

V, 156/2/1/980 от 09.04.2004

Заместителю начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации

В. Я. Чеснокову

Уважаемый Владимир Яковлевич!

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу разъясняет.

В соответствии с п.4.85 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», принятой и введенной в действие с 09.03.25004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1, в «главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета на строительство рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием приложения №8 к настоящей Методике.

Для специфических условий строительства в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат».

Условия оплаты за подсоединение потребителей природного газа к газораспределительным сетям Московской области являются специфическими условиями, оговоренными вторым абзацем п.4.85 упомянутой Методики.

Заместитель руководителя-"-"-*^^ —— — А/А. Попов

Государственный комитет

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО строительной. архитектурной и жилншноо политике

ГОССТРОЙ РОССИИ

ОАО Корпорация «Транс строй»

107217, г. Москва’, Садовая-Спасская, 21/1

И*И’, ГСП-!. Моек и, уд Crpcn. ti. itft, 5. корп 3



.