В а


Ют бараньи рога, другие похожи на ветку со свисающими плодами. Иногда капители на­поминают головы неведомых животных, птиц, стилизованных листьев или формы конструктивных подбалок. Завершения ко­лонок, как и весь ордер, прошли сложный путь развития, заимствуя свои формы от дерева, причем в камне они получают наи­большее разнообразие. В основном встреча­ются два типа таких завершений;

«1) Капитель, выполненная из одной или нескольких горизонтальных плит квадрат­ной или восьмигранной формы.

2) Капитель более сложная, состоящая из нескольких горизонтальных плит и плос­кого с симметрично обработанными конца­ми кронштейна, который ставится на верх­нюю плиту и воспринимает нагрузку от поперечной балки перекрытия.

Промежуточным типом можно считать завершение из одного кронштейна-подбал — ки. Плоская ступенчатая каменная подбал — ка, безусловно, заимствована из деревян­ной архитектуры. Такие подбалки до сих пор широко применяются по всей Молда­

Вии»

Глухой каменный парапет ограждения приспы декорируется плоскостной резьбой в отличие от скульптурного декора капите­лей. Как правило, расстояние между колон­ками заполняют двумя филенками со стол­биком между ними (рис. 68).

Столбики парапета решаются так же, как пьедесталы колонок, но значительно меньше их по абсолютным размерам. Поч­ти всегда они имеют завершения в виде ка­менного цветка или бутона круглого плода или кувшина. Филенки заделываются в столбики и пьедесталы колонн (рис. 69). Сверху филенки заканчиваются профилиро­ванным поручнем, который создает богатую светотень, а следовательно, и выразитель­ную пластику. А поле филенок заполняет­ся малорельефной резьбой, мотивы резьбы

В» на филенках имеют отвлеченный геометри­ческий характер, но чаще всего изобража­ют растительный мир родной природы, гир­лянды листьев табака, который так часто приходится сушить на галереях, отдельные цветы, «вазоны», розетки. Следует отметить, что все обилие орнаментальных и скульп­турных мотивов, встречающихся в народ­ном зодчестве Молдавии, выполняется тре­мя способами. Первым выполняется плоская выемчатая малорельефная резьба, читаемая на близком расстоянии. Вторым способом — объемно-скульптурная резьба и третьим — плоско-рельефная или барельефная резьба, при которой изображение выступает из плос­кости. Последние два способа применяют­ся, если резьба рассчитана на восприятие с отдаленного расстояния.

В резьбе по камню наблюдаются три ос­новные темы орнаментальных мотивов: рас­тительные, геометрические, изображение животных. Наибольшее применение получи­ли растительные и геометрические мотивы. Художники-резчики творчески перерабаты­вают мотивы народного коврового ткачест­ва в орнамент резьбы по камню. Особенно поражают многообразием орнаментальных мотивов капители колонок и плиты ограж­дения. Резьба по камню продолжает разви­ваться в наши дни и пользуется любовью народа.

Неисчерпаемые запасы ракушечника, легко поддающегося обработке, являются залогом применения резных каменных дета­лей и в будущем жилищном строительстве. В конструктивных элементах открытых и остекленных веранд найдет свое примене­ние резьба по камню как средство повыше­ния архитектурной выразительности жилых

1 А. И. Захаров. Народная архитектура Молдавии. Гос. иад-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. М., 1960, стр. 43.

Домов при полумеханизированном выпол­нении простых геометрических порезок. В современном строительстве резьба по камню значительно сдержаннее и применяется не только в открытых галереях, но и в столбах остекленных веранд, которые полностью за­менили деревянный каркас.

Стремление выделить главный вход в дом проявилось в сближении средних колонн галереи, как бы акцентирующих вход, по сравнению с более широким шагом средних колонн. При этом колонки у входа иногда были более богато декорированы. Затем по­является примитивное крыльцо в виде неболь­шой площадки. В дальнейшем крыльцо рас­ширяется и устраивается двускатный на­вес с фронтоном, поддерживаемым двумя дополнительными каменными колонками. Расстояния между колонками крылец так же, как и на галерее, ограждаются сплошным парапетом. Появление крылец обогатило пространственную композицию фасадов мол­давских сельских домов.

В северных районах Молдавии получило распространение устройство деревянных крылец с деревянными колонками. В отли­чие от крылец с каменными колонками, со­четающихся с каменной галереей, деревян­ные крыльца строятся бёз галерей и полу­чают самостоятельное звучание. В боль­шинстве случаев деревянное крыльцо пред­ставляет собой небольшой двускатный на­вес с фронтоном над входом в дом, поддер­живаемый легкими деревянными столбика­ми. Такое крыльцо хорошо защищает дверь от непогоды и является местом непродол­жительного отдыха (рис. 70). Фронтон крыльца украшается, как цравило, стили­зованным изображением солнца с лучами, расходящимися от центрального полукруга. Колонки, поддерживающие крышу крыльца, не имеют капителей, а охватываются, как своеобразным венцом, деревянной доской с вырезанным орнаментом (рис. 70. 1, 2). Та­кое решение крыльца характерно больше для старого жилища.

В новых постройках крыльцо решается просто и современно. Стройные спаренные колонки без резной доски поддерживают легкий навес крыльца (рис. 70, 3, 4). Кра­сивые пропорции крылец северной Молда­вии достигаются гармоничным соотношени­ем их отдельных частей. Основной акцент декоративного решения крыльца переносит­ся на решение ограждения крылец. Ограж­дение решается вертикально поставленными досками со сквозной порезкой орнамента различной формы. Во многих новых жилых домах вместо открытых крылец устраивают­ся остекленные, которые являются не толь­ко архитектурным элементом жилого дома* но и дополнительным тепловым шлюзом.

На первый беглый взгляд кажется, что крыльца у всех домов одинаковы. Это про­исходит потому, что крыльца по своим ос­новным габаритам как бы стандартизирова­ны. Они имеют одинаковую ширину и высо­ту и, на первый взгляд, одинаковые детали переплетов. Однако при более внимательном ознакомлении с решениями крылец всегда можно проследить почти неуловимое раз­личие в решении переплетов остекления-и плоскости фронтонов, что и придает жилым домам такое разнообразие и неповторимость.

Вследствие того, что остекленные и от­крытые крыльца мало использовались в функциональном отношении, в практике стро­ительства широкое распространение полу­чили открытые и остекленные веранды. Для решения открытых веранд применяются те же средства архитектурной выразительнос­ти, что и для галерей. Однако остекленные веранды являются новым элементом мол­давского жилища и в их решении недоста­ет опыта гармоничной взаимоувязки их эле­ментов и декора, поэтому здесь часто наблю­дается перенасыщенность декоративными элементами.

Основными элементами остекленной ве­ранды являются остекленные рамы разно­образнейших форм. С внешней стороны на них набивают декоративные накладки иног-

Крылец в районах северной Молдавии:

С. Коржеуцы, 3 — с. Крива, 4 — с« Дрепкауцы, Бричанский район

Рис. 70. Решения открытых 1 — с. Климауцы, 2 —

Рис. 71. Решение остекленных крылец-шлюзов в районах северной Молдавии: I—2 — с. Крива, 3 — с. Дрепкауцы, 4 — с. Котюжаны.

I

Рис. 72. Примеры решения остекленных веранд в районах северной Молдавии. 1 — с. Белявицы, Бричанский район, 2 — с. Крива, Бричанский район.

52

Ж

О

О

О о

О $

О ?

11111111

I I

I

I

I I

Ш

ЩШДЖ1

Шиш

[ШШШШШТШ

I

Рис. 73. Примеры решения остекленных веранд в районах центральной Молдавии: 1 — с. Пушкино, Каларашский район, 2 — с. Бардар, Котовский район.

Да очень сложного рисунка, расписывают цветом отдельные детали веранды. Иногда среди усложненного декоративного решения остекленных веранд встречаются образцы очень тонкого применения декоративных накладок, которые способствуют вырази­тельности веранд (рис. 72, 73). В том слу­чае, если остекленная веранда устраивает­ся полностью из дерева, нижняя часть ве­ранды оформляется резными накладными элементами, создающими определенный рит­мический рисунок. Если же остекленная ве­ранда устраивается с применением камен­ных элементов, нижняя часть веранды украшается резьбой по камню с применени­ем цвета (рис. 74).

В жилых домах, построенных из самана, нижняя часть веранды также выполняется из самана. Она оштукатуривается так же, как и жилой дом, но в отличие от решения цокольной части дома цокольная часть ве­ранды решается с применением лепных эле­ментов в виде роз, отдельных цветков, це­лых букетов или же с изображением оленей, рыб и других животных. Такое насыщенное применение декоративных элементов под­черкивает важное значение веранды в жиз­ни сельского населения республики.

Кроме объемно-пространственных элемен­тов (галерея, крыльцо, веранда), имеющих решающее значение в архитектуре жилого дома, большое значение придается и таким плоскостным элементам, как оконные и дверные проемы. Расположение дверных и оконных проемов на фасадах, их величина, пропорции, приемы обработки оказывают существенное влияние на внешний облик жилого дома.

В различных районах Молдавии обработка оконных и дверных проемов происходит по- разному. Размещение дверей и окон в на­родном жилище имеет твердо установленную традицию, в основу которой положен прин­цип удобной и рациональной взаимосвязи между жилыми и вспомогательными поме­щениями. Этот принцип характерен и для современного строительства. В современ­ных жилых домах, как правило, устраива­ются два входа. Один парадный, другой хо­зяйственный. Парадная дверь в отличие от старого народного жилища, в котором устраивалась одностворчатая дверь, обычно делается двустворчатой. Устройство дву­створчатых дверей встречается даже в Фом случае, если размер дверного проема недос­таточен для их установки и для входа в дом необходимо открывать обе дверные створки, что явно нецелесообразно, но согласуется с традиционными эстетическими требования­ми. Наиболее часто встречающиеся размеры двустворчатых дверей — 1,0; 1,1; 1,2 X X 1,9—2,0 м.

В решении дверей для районов северной, центральной и южной Молдавии наблюда­ются существенные различия. В централь­ной и южной Молдавии, где основным ар­хитектурным элементом является галерея или открытая веранда, решению дверного полотна как второстепенному элементу уде­ляется меньше внимания. Характерным ре­шением дверей в этих районах является раз­бивка на филенки с остеклением верхних филенок. Филенчатые двери иногда украша­ют росписью в виде традиционного «вазона» или резными розетками, которые часто окрашиваются в яркие, контрастные тона (рис. 75).

В современном жилищном строительстве северной Молдавии, чтобы подчеркнуть па­радность входа, остекленная дверь устанав­ливается в остекленную перегородку, чем достигается значительная архитектурная выразительность жилого дома. Часто при устройстве главного входа в лоджии дверь окрашивается белой масляной краской, а стены лоджии ярко-синей или оранжевой, что делает основной вход в сочетании с яр­кой окраской стен лоджии более парадным.

Значительную роль в архитектуре народ­ного жилища играет размещение оконных проемов на фасадах домов, их размеры, форма и пропорции, рисунок оконных пе­реплетов (см. рис. 76), художественная об­работка оконных проемов.

Наиболее простой метод обработки окон­ного проема — это обшивка его деревянным

.

?С?-‘

Рис. 74. Примеры декоративно-художественного решения нижней части остекленных веранд (Дондюшанский район).

Рис. 75. Примеры решения дверных полотен в практике строительства:

1 — дверное полотно в с. Магдачешты, 3—4 — с. Пушкино, 5 — с. Дрепкауцы.

2 — резные декоративные накладки дверных полотен,


Наличником с последующей окраской его различным цветом. Такая простая обработка окон наблюдается в домах с галерейками, т. е. в южных и центральных районах. В тех случаях, когда фасадная плоскость не защи­щена галереей, применяется устройство раз­витого цементного профилированного налич­ника с карнизом.

В районах северной Молдавии, наряду с главным входом в дом, оконный проем так­же является активным элементом архитек­турно-художественной выразительности жи­лого дома. Поэтому и его решению уделяет­ся большое внимание. Оконный проем в до­мах этих районов обрамляют профилирован­ными наличниками из глины или гипса, часто в соединении с рельефным орнамен­том, выполненным из этого же материала. Рельефный орнамент располагают по пери­метру окон, но чаще под окном. Особенно широко распространены подоконные орна­ментальные вставки, придающие жилым до­мам особую нарядность, в Единецком и Дон — дюшанском районах (рис. 77). Наиболее ши­роко встречается украшение жилого дома белыми орнаментальными подоконными вставками, выполненными в технике сграфито на черном фоне. Мотивы орнаментальных вставок безграничны. Здесь можно увидеть и абстрактный орнамент и мотивы расти­тельного мира, но чаще всего это изображе­ния Отдельных цветов различной формы, ко­торые выделяются еще и цветом.

Решение оконных проемов всецело зави­сит от композиционного решения жилого дома. Если композиция дома строится на та­ком активном элементе, как галерея, веран­да,— оконным проемам придается меньшее значение. Оно всецело подчиняется решению стены и является общим фоном для галереи, поэтому в жилых домах центральной и север­ной Молдавии наблюдается существенное различие в величине оконных проемов и ре­шении переплетов.

Для центральной и южной Молдавии, где существенным климатическим фактором является перегрев помещений в летнее вре­мя, оконные проемы принимаются умень­шенных размеров: 0,85—0,9 X 1,2.

Наиболее характерные оконные перепле­ты центральной и северной Молдавии приве­дены на рис. 76.

Для северной Молдавии (районы, распо­ложенные выше среднеиюльской изотермы + 21° и не подверженные особому перегре­ву) характерны оконные проемы с пропор­циями, близкими к квадрату. Распространен­ные размеры проемов—1,2 X 1,2; 1,3 X 1,3; 1,2X1,35; 1,3X1,25; 1,40 X 1,20 м. Окон­ные рамы изготовляются, как правило, трех­створчатыми. Такие окна обеспечивают хо­рошую освещенность и проветривание поме­щений и придают жилому дому современ­ный вид. Характерным для северных рай­онов, где влажность повышена, является так­же устройство открывающихся фрамуг, что значительно улучшает проветривание поме­щений. Открывание верхней фрамуги нару­жу осуществляется вращением вокруг го­ризонтальной оси, что препятствует попада­нию дождя внутрь помещения.

В решении оконных переплетов наблюда­ется стремление народных строителей к их разнообразию посредством накладки де­коративных планок различных рисунков (рис. 77)

Окно как один из основных архитектур­ных элементов малоэтажного жилого дома требует внимания и в типовом проектиро­вании. Для всей Молдавии рекомендуются трехстворчатые переплеты, так как предо­хранить жилище от перегрева в районах цен­тральной и южной Молдавии можно путем устройства жалюзийных решеток, козырь­ков, веранд, а не уменьшением световых проемов.

Одним из важных вопросов в проблеме строительства сельских жилых домов явля­ется их архитектурно-художественное реше­ние, в котором должны быть творчески при­менены архитектурно-художественные прие­мы народного жилища конкретных рай­онов. Это относится и к композиционным ре-

/

Л

ВЭ

Т

I

^ I I ;>



.