ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Вопрос. Согласно МДС 81-35.2004 стр. 17 стоимость материальных ре­сурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобрел.

Как быть, если часть материалов (определенных) закупает заказчик, а другую часть — подрядчик на один и тот же объект?

Должны ли мы относить к возвратным суммам и исключать из финан­сирования материалы, изделия, конструкции и оборудование, закупаемое непосредственно заказчиком?

На какой официально утвержденный источник при этом делают ссылку?

Ответ. Никаких возвратов в актах приемки выполненных работ быть не должно. Все расчеты за поставленные заказчиком материалы оплачиваются подрядчиком отдельным платежным поручением на основании счета, предъ­явленного заказчиком.

Вопрос. При расчетах за выполненные работы в ТЕРах в каких ценах учитывать возврат стоимости материалов заказчика, фактически закупленных заказчиком; сметной стоимости цен 2000 года с индексом; отпускной цены 2000 года с индексом? Ответ. Смотрите ответ на предыдущий вопрос.

Вопрос. Может ли заказчик при составлении сметной документации не включать в смету (сразу под основной строкой расценки) стоимость тех ма­териалов, которые он закупает сам?

Ответ. Ни в коем случае! При таком варианте будет искусственно занижен размер средств на временные здания и сооружения, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, размер средств на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков, размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты и других затрат, размер которых исчисляется по итогу глав 1 -7 сводного сметного расчета по графам 4 и 5 — строительные и монтажные работы, что недопустимо.

Вопрос. Просим дать разъяснение о возможности применения ГЭСН 27­10-002, ГЭСН 27-10-005 для определения стоимости приготовления асфаль­тобетона и черного щебня на стационарных заводах производительностью до 50 т/час (25 т/час, 32 т/час); производительностью более 50 т/час (100т/час, 160 т/час).

Ответ. Нормы 10-001 -10-005 сборника ГЭСН 81 -02-27-2001 «Автомобиль­ные дороги» предусматривают приготовление асфальтобетонных смесей и черного щебня на заводах мощностью до 50 т/час во внутрипристроечных условиях. При составлении смет в текущем уровне цен и расчетов за вы­полненные работы стоимость указанных материалов, произведенных на стационарных заводах, следует учитывать по цене заводов-изготовителей, выбранных на тендерной основе.

Вопрос. Есть ли возможность заставить Заказчика принять компенсацию на материалы обязательно, в бесспорном порядке.

Ответ. Да, если таковое оговорено в договоре подряда на строительство (ремонт).

Вопрос. Сметная документация составлена в базовых ценах 1984г., расче­ты за выполненные строительно-монтажные работы производятся ресурсным методом в текущих ценах. При подписании ежемесячных актов приемки вы­полненных строительно-монтажных работ заказчик не принимает затраты на заготовительно-складские расходы на бетоны, растворы, песок, щебень в раз­мере 2% от стоимости материалов, утверждая, что эти материалы подвозятся непосредственно к месту укладки их в дело и никаких заготовительно-складских расходов подрядная организация по этим материалам якобы не несет.

Ответ. Заказчик не прав. В п.3.3.12 Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений — МДС 81-2.99 приведены размеры заготови — тельно-складских расходов в процентах от стоимости материалов (с учетом затрат на погрузо-разгрузочные расходы, тару, упаковку и реквизит, а также транспортных затрат) в следующих размерах:

По строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2%

По металлическим строительным конструкциям — 0,75% по оборудованию — 1,2%.

Если бы дело обстояло так, как утверждает заказчик, то тогда в упомянутом выше п.3.3.12 МДС 81-2.99 было бы сказано: — по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций, бетона, рас­твора, песка, щебня, гравия) — 2%, и по этим материалам, перечисленным выше, помимо металлоконструкций, бы ли бы приведены отдельные нормы, отличающиеся по своей величине от 2% в большую или меньшую сторону. Но этого нет, следовательно, заказчик не вправе самостоятельно изменять установленные Госстроем России нормативы. Ведь основой сметного норми­рования и ценообразования, как известно, является принцип усреднения и это — благо для сметчиков. Ведь иначе пришлось бы нормы и расценки раз­рабатывать отдельно на кирпичную кладку стен 2-го этажа жилого кирпичного дома, а отдельно — 5-го этажа и т. д., что практически нереально.

Но если в основу всего введен принцип усреднения, то и в подходе к нор­мативу заготовительно-складских затрат тоже должен главенствовать этот принцип. Иначе придется считать, какой численности аппарат, занимающий­ся снабжением — контор и отделов снабжения (а заготовительно-складские расходы относятся именно к расходам, связанным со снабжением строек материальными ресурсами), сколько факсов с заявками было передано за период строительства, а это — тоже заготовительно-складские расходы, какие потери были при транспортировке материалов, сколько бетона прилипло на кузове самосвала, сколько песка и щебня просыпалось при транспортировке по железной дороге и автотранспортом, сколько при перегрузке и разгрузке. Сколько контролеров потребуется для того, чтобы определить каждый факт и фактик в течение рабочего дня и так — каждый день.

Нетрудно представить, что затраты по заработной плате на оплату услуг этих контролеров могут превысить саму величину размера заготовительно- складских расходов, не говоря о том, что то, что будет выявлено и подтверж­дено контролерами, должно быть принято и оплачено как заготовительно — складские расходы. И эти фактические затраты не обязательно должны быть меньше нормативных, они могут быть и больше.

А сколько времени может быть потеряно в результате всех таких споров, склок и разборок по ним?!

И не случайно Госстрой России письмом от 06.11.2003 года №10-637(5) разъяснил по этому поводу, что в соответствии с п.2.2.2. Методических ука­заний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81 -1.99, стоимость работ в локальных сметах может определяться в базисном уровне цен 1984 года, а согласно п. 3.3.12 Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевоз­ку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99), размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от стоимости материалов (размер в процентах) приведен в этом же пункте МДС 81-2.99 и указанными документами корректировка нормативов в большую или меньшую сторону не предусмотрена.

Вопрос. При расчетах за выполненные работы по ТЕРам заказчик требует компенсацию материалов в сторону уменьшения. Прав ли он?

Ответ. Заказчик прав. Перевод базисных цен в текущие индексным ме­тодом дает усредненный результат, поскольку любой индекс является усред­ненной величиной. Наличие средней величины допускает наличие крайних величин. И если можно говорить о компенсации (т. е. о поправке, учитывающей отклонение от средней величины) в сторону увеличения, то почему нельзя делать этого же в сторону уменьшения? Можно.

Вопрос. Отсутствует сборник ГЭСН на погрузо-разгрузочные работы и пе­ревозку грузов автомобильным транспортом. Как осмечивать эти работы?

Ответ. В регионах разрабатываются территориальные единичные рас­ценки — ТЕР. При их разработке разрабатываются также сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции, сметные цены на транспортировку грузов и на погрузо-разгрузочные работы. Ими и следует пользоваться.

Вопрос. Просим Вас дать разъяснение по поводу расчета удорожания материалов при работе с нормативной базой в ценах 1991г. и 1984г.

Разногласия с заказчиком строительно-монтажных работ возникли при расчете удорожания стоимости материалов. Заказчик требует, чтобы в ко­личестве затраченных материалов мы выставляли количество материалов в деле, а не по норме расхода.

При этом мы теряем стоимость удорожания, которая возникает от разницы между нормой расхода и количеством материала по Форме №КС-2.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.11.2004 года №6-831(62), при применении уровня цен на материальные ресурсы от цен 1984 г. или 1991г. в текущие цены расчеты производятся по нормативному расходу материалов и изделий.

Вопрос. При производстве ремонтно-строительных работ применяются строительные материалы и конструкции, полученные от разборки и доведен­ные до требуемого технического состояния.

Как при определении текущей стоимости работ от базы 2001 года учесть стоимость данных материалов? Какими актами и как определить их стоимость в текущих ценах?

Ответ. В настоящее время, в соответствии с установленным порядком, все строительные материалы, изделия и конструкции должны быть серти­фицированы. На бывшие в употреблении строительные материалы, изделия и конструкции сертификаты не выдаются, следовательно, при отсутствии сертификатов применение таких материалов недопустимо.

Вопрос. Наша служба капитального строительства выполняет функции заказчика-застройщика в области проектирования, строительства и капи­тального ремонта.

При переходе на новую сметно-нормативную базу 2001 года мы столкну­лись с тем, что, несмотря на значительное увеличение номенклатуры эле­ментной нормативной базы ценообразования, введение территориальных поправочных коэффициентов и ежеквартальное изменение их в условиях продолжающихся инфляционных процессов, рост цен на некоторые позиции материалов опережает рост индекса и не покрывает объективно необходимые затраты подрядчика.

Прошу дать разъяснение о порядке возмещения затрат в связи с удоро­жанием материалов при расчетах за выполненные работы с использованием базисно-индексного метода к новой сметно-нормативной базе ценообразо­вания в строительстве.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12.08.2004 года №6-150, перевод базо­вых цен в текущие индексным методом обеспечивается применением индексов увеличения стоимости, разработанных на основе принципа усреднения.

Применение усредненной величины предполагает наличие крайних ве­личин.

С учетом изложенного в случае превышения стоимости отдельных мате­риалов допускается компенсация подрядчику дополнительных затрат. При этом расчет компенсации должен производиться не только по представлен­ному подрядной организацией перечню, а по полному перечню материалов, применявшихся за отчетный период и отклонения по стоимости материалов должны учитываться как в большую, так и в меньшую сторону, с подведением общего итога по результатам начисления компенсации построчно.

Вопрос. Мы производим монтаж металлоконструкций ферм под кровель­ное покрытие. При этом фермы и все металлоконструкции монтировались на месте из единичных элементов непосредственно в проектное положение. Естественно, при расчете удорожания стоимости материалов мы указыва­ем первичные материалы, т. е. труба, стальной лист и электроды. Заказчик отказывается рассматривать эти расчеты, мотивируя тем, что в стоимости металлоконструкций ферм все удорожания учтены.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 23.11.2004 года №6-831(62) разъяснило, что неправильно применена терминология при постановке вопроса. Речь долж­на идти не о монтаже деталей ферм на стройплощадке, а об изготовлении конструкций, в данном случае металлоконструкций ферм, непосредственно на стройплощадке. При изготовлении металлоконструкций ферм непосредс­твенно на строительной площадке следует согласовать с заказчиком кальку­ляцию стоимости изготовления этих ферм на стройплощадке с учетом всех фактических затрат — обрезков и отходов, внутрипостроечных перевозок и связанных с этим погрузоразгрузочных работ, в отдельных случаях затрат по перебазировке крана, необходимого для изготовления ферм и т. д.

Согласованная стоимость изготовления ферм в актах приемки по форме №КС-2 будет учитываться как стоимость металлоконструкций.

Работы по монтажу стальных ферм из отдельных элементов элементны­ми сметными нормами не предусмотрены. При необходимости выполнения таких работ следует разработать и согласовать с заказчиком (инвестором) индивидуальные элементные сметные нормы и расценки.

Вопрос. Просим дать разъяснение по вопросу правомерности примене­ния реестра предельно-допустимых цен стоимости основных материальных ресурсов, применяемых при производстве.

Ответ. Существующими методическими документами Госстроя России в области сметного нормирования и ценообразования понятие «предельно — допустимые цены стоимости материальных ресурсов» не предусмотрено. При необходимости такие вопросы решаются на местах и оговариваются в договоре порядка.

Вопрос. Просим дать разъяснение по вопросу правомерности применения предельной процентной наценки Генподрядной организацией к стоимости строительных материалов, передаваемых для производства СМР своим субподрядным организациям, занятым реализацией госконтрактных обяза­тельств Генподрядчика.

Ответ. Письмом Федерального агентства по строительству и жилищно — коммунальному хозяйству от 25.02.2005 года №6-100 разъяснено:

В соответствии с п.3.3.1. Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99, «сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов: отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита); наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций; — таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);

Стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы); заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию». Из изложенного следует, что включение наценок (надбавок) снабженческо — сбытовых организаций, в числе которых могут быть и генподрядные органи­зации, при определении сметных цен на материалы, изделия и конструкции, правомерно.

Решение вопроса о размере наценок (надбавок) при разработке территориаль­ных единичных расценок для региона принимается Межведомственной комисси­ей, действующей в каждом регионе при переходе на новую сметно-нормативную базу, при составлении сметной документации ресурсным методом на какую-либо конкретную стройку, решение вопроса о размере наценок (надбавок) принимают заказчик и подрядчик при заключении договора на строительство.

Вопрос. Учитываются ли транспортные расходы при закупке импортных материалов при составлении смет на поставку материалов.

Ответ. В соответствии с п.3.3.1 Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и со­оружений МДС 81-2.99 «Сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов:

— отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита); наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций; таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);

— стоимость транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как пра­вило, стоимость погрузочно-разгрузочных работ учитывается непосред­ственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);

Заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию». Из изложенного видно, что транспортные расходы являются частью сметной стоимости материальных ресурсов, а фраза «таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы)» говорит о том, что изложенное в п.3.3.1 Ме­тодических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99 распространяется на порядок определения сметной стоимости как отечественных, так и им­портных материалов.

Вопрос. В связи с отсутствием сборников территориальных единичных расценок и ежемесячного информационно-аналитического сборника смет­ных цен на основные строительные ресурсы для Курганской области, при составлении сметной документации на строительство и ремонт автомобиль­ных дорог сметная стоимость в текущих ценах определяется следующим образом:

Стоимость материальных ресурсов и затрат на эксплуатацию строитель­ных машин по рекомендации заказчика принимаются по «Федеральным сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве» (части 1-5) и по «Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (без заработной платы машинистов) в базисном (2000г) уровне цен. В текущий уровень цен эти ресурсы переводится путем применения соответствующих территориальных коэффициентов и индексов перевода в текущие цены, уста­новленных в протоколах заседания МВК по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области. Размер ставок оплаты труда основных рабочих и механизаторов принят в соответствии с положениями «Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству на 2002-2004 годы» в текущем уровне цен.

При этом, по основным дорожно-строительным материалам (щебень, ас­фальтобетонная смесь, черный щебень, битум) Заказчик производит расчет сметной стоимости материальных ресурсов (ф. №10) на основании ведомости источников получения и способов транспортировки дорожно-строительных материалов по каждому конкретному объекту в текущих ценах, т. е. по факти­ческой стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов согласно МДС 81-2.99.

Получается, что стоимость основных строительных материалов рассчиты­вается по калькуляции стоимости материалов и включается в сметы в текущем уровне цен по фактическим затратам, а стоимость остальных материалов и затрат на эксплуатацию дорожно-строительных машин индексируется от базовых (2000 год) цен.

Просим разъяснить является ли такой метод определения сметной стои­мости строительства в текущих ценах ресурсно-индексным согласно п.3.29 МДС 81-35-2004 «Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в стро­ительстве», или допускается ли составление сметной документации выше­описанным способом, так как по данному вопросу возникли разногласия с контролирующими органами.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 25.02.2005 года №6-110(2) разъяснило, что согласно Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81-35.2004 сметная документация должна со­ставляться в едином уровне цен, базовом или текущем.

При отсутствии данных о стоимости тех или иных материалов в базовом уровне цен, допускается определение стоимости этих материалов в теку­щем уровне цен, с переводом в базовый уровень с использованием индекса дефлятора.

Вопрос. Прошу разъяснить методику расчета разницы между стоимостью материалов, изделий и конструкций по фактическим ценам и их стоимостью по средним ценам. учтенным индексами на текущий месяц к базисным ценам 1984 г. Правомерен ли приведенный ниже порядок расчета?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительс­тву и ЖКХ от 20.04.2005 года №6-307(63), при расчете компенсации следует сопоставлять сметные цены на материалы, изделия и конструкции, по нормам расходов, установленных соответствующими таблицами ЭСН. Кроме того, фактическая стоимость материалов включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), который в сметной документации и актах приемки выпол­ненных работ начисляется по итогу, следовательно, фактическая стоимость материалов должна быть принята без учета НДС.

Размер компенсации надлежит определять не выборочно, а по полному перечню материалов, изделий и конструкций, с учетом как плюсовых, так и минусовых отклонений и подведением общего итога.

Вопрос. При расчетах за выполненные работы, стоимость которых опре­делялась ресурсным методом в текущих ценах, заказчик при определении стоимости металлоконструкций, размер заготовительно-складских расходов определял не от стоимости металлоконструкций в целом, а от стоимости основного металлопроката, используемого для изготовления этих металло­конструкций, изготовляемых подрядной организацией в построечных условиях и доставляемых от сборочной площадки непосредственно к месту монтажа. Заказчик мотивирует это тем, что подрядчик приобретал не металлоконструк­ции, а металлопрокат, следовательно и начисление заготовительно-складских расходов следует осуществлять не на стоимость металлоконструкций, а на стоимость металлопроката. Прав ли заказчик в своих таких действиях?

Ответ. Заказчик не прав. Изготовляя строительные металлоконструкции в построечных условиях, подрядчик должен составить калькуляцию стои­мости их изготовления с учетом затрат на приобретение металлопроката, его доставки к месту сборки с учетом погрузочно-разгрузочных расходов при необходимости, затрат по изготовлению металлоконструкций с учетом отходов и потерь, а также с учетом расхода вспомогательных материалов — электродов, болтов, краски, кислорода и пропан-бутана и т. д., а также с учетом затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, за­действованных при изготовлении металлоконструкций, а также трудозатрат рабочей силы. При необходимости подвозки изготовленных металлоконс­трукций в зону их монтажа, затраты, связанные с погрузкой и подвозкой, также учитываются в стоимости металлоконструкций. На полученный таким образом итог начисляются заготовительно-складские расходы в размере 2% от итога.

В случае, если при расчетах за выполненные работы стоимость метал­локонструкций методом постатейного калькулирования не определялась, а принималась по сборнику базовых сметных цен на металлоконструкции, за­готовительные расходы также не должны исключаться из сметной стоимости металлоконструкций.

Вопрос. При расчетах за выполненные работы, стоимость которых опреде­лялась ресурсным методом в текущих ценах, заказчиком в составе сметной цены инертных материалов, товарных бетонов и растворов не учитываются заготовительно-складские расходы. Заказчик мотивирует это тем, что под­рядчик не несет фактических затрат по заготовительно-складским расходам при доставке и укладке в дело перечисленных выше строительных матери­алов. Подрядная организация с этим не согласна. Просим дать разъяснение по поставленному вопросу.

Ответ. Госстрой России письмом от 06.11.2003 года №10-637(5) разъяс­нил, что согласно п.3.3.12 методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от стоимости материалов.

Указанным документом корректировка нормативов в большую или мень­шую сторону не предусмотрена.

Вопрос. Наша организация работает по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Как подготовительные, часто возникают работы по разборке асфальтобетонных покрытий, в результате чего получается асфаль­тобетонный лом, который загрязнен (примеси грунта, бетона, кирпича и пр.) и не принимается заводами для переработки.

В сборнике (раздел 44 — Автомобильные дороги) общегородских расценок для г. Москвы 1984г., расценкой 44-М 310 предусмотрена возвратная стои­мость асфальтобетонного лома по цене 4,23 за 1 куб. м.

Прошу Вас дать разъяснение по применению к данной позиции индекса пересчета в текущие цены возвратной стоимости лома, или, что будет пра­вильно, отменить возвратную стоимость вообще, т. к. лом по сути своей есть мусор, и вывозится с объекта на свалку.

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству письмом от 31.03.2005 года №6-227 сообщило, что в возвратные суммы включаются материальные ресурсы пригодные для повторного приме­нения. Стоимость таких материалов в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации.

В соответствии с положениями Методики определения стоимости стро­ительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35, 2004), принятой и введенной в действие постановлением Госстроя России от 05.02.2005 №15/1, в случае невозможности использования или реализации ма­териалов от разборки, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

Вопрос. При расчетах за выполненные работы, стоимость которых опре­делялась ресурсным методом в текущих ценах, заказчиком не учитывается расход металлопроката и труб, идущих на изготовление металлоконструкций и узлов трубопроводов. Вес металлопроката принимается только равным весу металлоконструкций и узлов трубопровода. Просим дать разъяснение, прав ли заказчик.

Ответ. Заказчик не прав. В соответствии с разъяснением Госстроя России, изложенным в письме от 06.11.2003 года №10-637(5), определение стоимости металлических конструкций и узлов трубопроводов при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы производится в установленном порядке на основе заводской цены изделий, транспортных затрат, стоимости погрузо-разгрузочных работ, затрат на тару, упаковку и реквизит, заготови — тельно-складских расходов и т. д. В случае изготовления металлоконструкций и узлов трубопроводов непосредственно на строительной площадке в построечных условиях, стоимость их изготовления надлежит определять на основе кальку­лирования затрат по заработной плате, затрат на эксплуатацию строительной техники, задействованной на работах по их изготовлению, включая затраты на контроль за качеством сварных швов, расходов материальных ресурсов, в том числе металлопроката, труб, отводов и т. д. с учетом фактического количества отходов, имеющего место при изготовлении металлоконструкций и труб в по­строечных условиях. При отсутствии данных о фактических размерах затрат ре­сурсов на изготовление металлоконструкций и узлов трубопроводов допускается применение норм сборника №38 ГЭСНм-2001 на изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз.

ПРИЛОЖЕНИЯ ТОМ 1

Федеральное агентство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству

П 9991, ГСП, Маской ул. Строителей, 8. корп. 2 ТИП,: (095) 930-17-55; факс: (Ш) 933-12-01

МУП «УКС»

Муниципального образования «город Оренбург»

Ул. Постникова, 19 г. Оренбург, 460000



http://интимтойс.рф/categories/falloprotezy-2 купить фалоимитатор: с вибрацией купить..