• Затраты, связанные с разницей в стоимости транспортирования привозных материалов

Этот вид затрат чаще называют "затраты на дополнительный транспорт привозных материалов". Но такое наименование будет неверно, поскольку при таком варианте в самом наименовании напрашивается тезис, будто эти затраты имеют только плюсовой знак. На самом деле разница в затратах на транспортировку привозных материалов может быть как положительная, так и отрицательная, следовательно и наименование самих затрат должно быть нейтральным — именно таким, какое приведено в Указаниях по применению ЕРЕР-84.

Сначала разберемся в принципах определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций. Как известно вся номенклатура строительных материалов, деталей и конструкций делится на местные и привозные материалы.

В соответствии с п. 1.9 Указаний по применению ЕРЕР-84 к местным материалам относятся:

Кирпич строительный всякий (керамический, силикатный, диатомовый, клинкерный и др.) и черепица;

Камень (керамический, бутовый, булыжный, туфовый, ракушечный, облицовочный и др.); щебень (каменный рядовой, каменный сортовой, кирпичный, ракушечный, туфовый и др.); гравий разный;

Балласт песчаный, гравийный, щебеночный и др.; шлак (котельный, паровозный, гранулированный, и др.); песок (горный, речной, морской, шлаковый, и др.);

Шлакоблоки (шлакобетонные камни, блоки);

Бетонные, железобетонные, пенобетонные, керамзитобетонные, гипсобетонные и тому подобные конструкции и изделия; бетоны и растворы;

Асфальтобетонные смеси для строительных работ; трубы дренажные керамические;

Материалы для дорожных работ (асфальт холодный, бордюр, брусчатка, плиты для тротуаров, смеси асфальтобетонные, дегтебетонные, и др.);

Растительная земля, деревья, семена трав, дерн, камышитовые плиты, вода и другие местные строительные материалы.

Остальные материалы, детали и конструкции относятся к так называемым привозным материалам, и здесь не следует делать упор на слово "привозные", мол привозные материалы — это все, что привозят, а значит справедливо будет и обратное — раз привозят, значит это привозной материал. Это не так. Бетонные и железобетонные конструкции, щебень и ряд других материалов, относящихся к местным, тоже привозят и зачастую издалека, но они всегда относились к местным материалам. Деление материалов на местные и привозные весьма условное и их отличие заключается в том, что все сметные цены на местные строительные материалы, изделия и конструкции разрабатывались на местах, в регионах, а вес сметные цены на привозные материалы разрабатывались централизованно. Соответственно стоимость местных строительных материалов и конструкций определялась с учетом их доставки до объектов (т. е. до тех объектов, которые принимались за основу в качестве базовых при составлении транспортных схем). Стоимость привозных материалов определялась также до объектов, но с условием, что расстояние от приобъектного склада до ближайшей железнодорожной, станции на которую принимались строительные грузы, было не более 30 км и не менее 10 км. Для металлоконструкций расстояние от приобъектного склада до ближайшей железнодорожной станции находилось в пределах от 0 до 10 км. При этом, Госстрой СССР, установив такой порядок, допускал, что часть привозных материалов поставлялась с заводов-изготовителей не непосредственно на стройку, а через базы Госснаба СССР (не следует забывать, что все эти принципиальные решения принимались при переходе на новые сметные цены в 1984 году. Теперь уже и СССР нет и схемы поставок изменились, и территориальных органов Госснаба нет, как и самого Госснаба, но поскольку изложенные выше принципы заложены в основу сметно- нормативной базы как 1984 года, так и 1991 года то и при составлении смет в базовых ценах 1984 либо 1991 года следует руководствоваться этими принципами. А за территориальные органы Госснаба следует принимать оптовые базы снабжения строительными материалами типа "Петростройпоставка" в Санкт-Петербурге.

Таким образом, разница в затратах на транспортировку привозных материалов включается в сводный сметный расчет в случае, когда стройка находится на расстоянии более 30 км или менее 10 км от мест разгрузки. Дополнительные затраты на транспортировку строительных стальных конструкций следует учитывать для строек, расположенных на расстоянии свыше 10 км от ближайшей станции МПС, открытой для грузовых операций. Расстояние перевозки материалов до стройки следует принимать как средневзвешенное расстояние до приобъектных складов стройки, исходя из сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам.

Расчет дополнительных затрат (или их снижения) по перевозке привозных материалов (кроме стальных конструкций) производится на основании данных генподрядной организацию распределении поставок через ближайшую базу (склад) территориального органа Госснаба СССР и ближайшую железнодорожную станцию МПС (базу или склад генподрядной организации на железной дороге).

При отсутствии данных в расчет следует принимать 70% общей массы поставок через ближайшую железнодорожную станцию МПС и 30 % — через ближайшую базу (склад) территориального органа Госснаба СССР. Поставка металлоконструкций во всех случаях принимается на ближайшую железнодорожную станцию МПС, открытую для грузовых операций.

Расчет дополнительных затрат (или их снижение) по перевозке привозных материалов автомобильным транспортом на стройки следует выполнять с использованием показателей таблицы 1 Приложения 5 Указании по применению ЕРЕР-84 (приводится ниже) и следующих показателей, исчисленных на 1000т в % к сметной стоимости строительно-монтажных работ:

-снижение затрат при перевозке привозных материалов, изделий и конструкций (кроме стальных конструкций) на расстояние до 10 км — 0,04%

-увеличение затрат при перевозке строительных стальных конструкций на расстояние:

21-25 км — 0,11% 26-ЗОкм — 0,15%

] 1-15 км — 0,04% 16-20км — 0,07%

Массу привозных материалов, изделий и конструкций, приходящуюся на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ следует принимать согласно данным таблицы 2 Приложения 5 Указаний по применению ЕРЕР-84.

Массу строительных стальных конструкций на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ следует принимать по данным проекта, а при их отсутствии

— по данным приведенным в таблице 2. В случае, когда принимаются данные проекта, общая масса привозных материалов должна быть уменьшена или увеличена на разницу между показателями проекта и данными таблицы 2.

Для линейных сооружений, возводимых по отдельным проектам (магистральные трубопроводы, железнодорожные линии, автомобильные дороги, линии электропередачи, отдельные магистральные каналы и др.), массу привозных материалов, изделий и конструкций следует принимать по проектным данным.

Размер дополнительных затрат по доставке привозных материалов, изделий и конструкций от базы до склада стройки на расстояния свыше 30 км (для строительных стальных конструкций — свыше 10 км) при смешанных перевозках различными видами транспорта, а также для строек в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вошедших в территориальные районы (подрайоны), указанные в приложении 2 Указаний по применению единичных расценок на строительные конструкции и работы (ЕРЕР-84), следует определять по расчету на 1 т груза, принимая массу привозных материалов, изделий и конструкций по данным таблицы 2, а условия доставки материалов

— по проекту. При этом затраты по доставке материалов от склада стройки до приобъектных складов учитывать не следует.

С переходом на индексный метод определения стоимости строительства многие стали считать, что при таком методе определения стоимости строительства и расчетов за выполненные работы применение поправок к каталогу единичных расценок на строительные конструкции и работы, учитывающие условия обеспечения строек привозными материалами, осуществлять не следует, поскольку при индексации соответственно индексируются и цены на материалы и конструкции и, следовательно, индексы все учитывают. Думается, что это не совсем так. Индексы удорожания учитывают лишь изменения текущих цен на ресурсы — заработную плату, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, стоимость строительных материалов и конструкций. В числе прочего учитывается и изменение цен на транспорт. Но ведь дополнительные затраты, связанные с разницей в стоимости привозных материалов, никак не связаны с ценами на материалы и транспорт. Они учитывают отклонения в расстояниях автоперевозок от принятых в ЕРЕР, а уж это индексами никак не учитывается. Поэтому при составлении сметной документации в базовых ценах с последующей индексацией, в тех случаях, когда имело место применение поправок к каталогам единичных расценок, с переходом на индексационный метод определения стоимости строительства и расчетов за выполненные работы следует, как и прежде продолжать применение этих поправок.

При этом следует иметь в виду, что при применении поправок на разницу в затратах на транспортировку привозных материалов, учитывающих условия обеспечения строек привозными материалами результаты могут быть как плюсовыми, так и минусовыми.

На указанные затраты начисляются накладные расходы и плановые накопления. Затраты, связанные с разницей в стоимости привозных материалов включаются в графы 4 и 8 главы 9 сводных сметных расчетов и смет.

При составлении сметной документации ресурсным методом в текущих ценах, указанные затраты включать в главу 9 сводных сметных расчетов и смет не следует, поскольку при ресурсном методе учитываются не только реальные цены на материалы, изделия и конструкции, но и реальные транспортные затраты, связанные с применением поправок к каталогам единичных расценок на строительные конструкции и работы, учитывающих условия обеспечения строек местными материалами.



Косметолог дерматоонколог www.novoderm.com.ua/holovna/dermatoonkolohiya.html.. Отк киев: проведение технического осмотра отк tehosmotr.in.ua..