¦зГХ А

Г

Таблица 4.5. Классификация зданий по требованиям к световой среде

Группа| зданий I

Примеры

Требования к световой среде

Определяются в основном идейно — художественными задачами

Функциональные с учетом зрительной адаптации посетителей

Определяются высокими требова­ниями к обеспечению условий зри­тельной работоспособности в соче­тании с эстетическими и гигиеничес­кими требованиями

I

II

III

Определяются в основном психоло­гическими, эстетическими и гигиени­ческими требованиями

1. Здания мемориальной архитектуры

2. Здания парламентов, судов, власти

3. Дворцы культуры, науки и искусства

4. Культовые сооружения

1. Панорамы, диорамы

2. Картинные галереи и музеи

3. Выставочные здания

4. Спортивные залы

1. Здания высших и средних учебных заведений

2. Школы

3. Здания проектных и научно-исследователь — ских институтов

4. Производственные здания и офисы

1. Здания лечебных учреждений, санаториев и домов отдыха

2. Здания детских учреждений

3. Жилые дома

80 Часть II. Архитектурная светология


Рис. 4.7. Разрез и план здания панорамы — На разре­зе схематически показан ха­рактер изменения яркости ?* по ходу движения посе­тителя с целью создания зрительной иллюзии огромно­го пространства, насыщенно­го светом

1 — зона пониженной яркости адаптации ?а на плане в мес­те расположения зрителей

Достигали большой выразительности интерьеров и предопределяли настро­ение и впечатление посетителя (архи­тектурная сверхзадача).

Интересно решено освещение со­бора Св. Петра в Риме, основанное на использовании темновой адаптации. Полусумрак, царящий во входной ча­сти интерьера, подчеркивает яркость алтаря, освещенного светом, идущим от "неба" — от купола. Расположен­ные в нижней части купола окна хо­рошо освещают его пространство и в совокупности с выбранной вытянутой по вертикали формой купола создают впечатление большой глубины и уст­ремленности к небу.

Примеры удачного использования света для создания подобного вида ил­люзий можно найти в русской клас­сической архитектуре (собор в Но­во-Иерусалимском монастыре на Истре, Казанский собор в С.-Петер­бурге).

В основных помещениях зданий II группы свет используется как эффек­тивное средство акцентирования вни­мания на объекте восприятия (карти­не, скульптуре, сценической или спор­тивной мизансцене, панораме и т. д.), т. е. как бы без персонификации его роли в окружающем архитектурном пространстве (рис. 4.7). Для этого применяется неравномерное распреде­ление света в помещении и использу­ется эффект темновой адаптации глаз наблюдателей, располагающихся в зо­не пониженной яркости.

Демонстрационные залы в зависи­мости от экспозиции подразделяются на два вида: в первых преобладают плоскостные экспонаты (картины, го­белены и т. п.), во вторых — объемные (скульптура, оборудование).

При проектировании картинных галерей необходимо предусматривать выполнение следующих требований:

А) обеспечение достаточно интен­сивной освещенности картин, которая характеризуется средним значением КЕО на плоскости картины в преде­лах 1,5—2%;

Б) соблюдение определенного от­ношения среднего КЕО на плоскости картины ек к значению КЕО на вер­тикальной плоскости, проходящей че-

Глава 4. Архитектурное освещение 81


Рис. Прием СиджерОу позволяющий значительно уменьшать высоту помеще­ний и достигать неравномер­ного освещения выставоч­ной зоны и зоны наблюде­ния, способствующею наилуч­шей видимости картин

А, б, в — варианты архитектур­ных решений; Нэ — высота экспоната

4

6)

Рез глаз наблюдателя, ев; численное значение отношения ек/еъ должно быть больше единицы и не превышать 10;

В) соблюдение определенного от­ношения среднего значения КЕО на горизонтальной плоскости в зале еГ на уровне глаз наблюдателя к среднему значению КЕО на поверхности карти­ны ек; численное значение отношения должно быть меньше единицы;

Г) полное устранение инсоляции помещений во избежание разруши­тельного действия на картины прямого солнечного света, особенно его ульт­рафиолетовой составляющей;

Д) искусственное освещение кар­тинных галерей должно дополнять и продолжать естественное освещение как по уровню освещенности, так и по распределению света в помещении, соотношению яркостей (освещенно — стей) и спектральному составу света.

Освещение залов картинной гале­реи осуществляется через окна или фонари. При боковом освещении залов целесообразно применять кабинетную планировку здания. Демонстрацион­ные залы при кабинетной планировке обычно имеют размеры 10×10 и 12×12 м. Достоинством этого архитек­турного решения является возмож­ность сосредоточенного обозревания экспозиций, а также экспонирования произведений искусства и техники в интерьерах, архитектура которых со­ответствует времени создания этих произведений.

При верхнем освещении картин­ных галерей целесообразно пользо­ваться приемом Сиджера (рис. 4.8), который позволяет соблюдать изло­женные выше требования и, в част­ности, устранить зеркальные отраже­ния светопроемов на бликующей пло­скости картин, резко ухудшающие их восприятие.

Устранение инсоляции в залах картинной галереи обеспечивается ориентацией светопроемов на север­ную часть неба, а также применени­ем фонарей шедового типа (на север) и экранированием прямых лучей сол­нца различными солнцезащитными средствами (см. гл. 5).

В демонстрационных залах со скульптурами и объемными экспона-

82 Часть //. Архитектурная светология


А)

/

Е

Е

Им

Тами предпочтительно применять вер­хнебоковое, а также верхнее освеще­ние в виде зенитных фонарей, свето­вых шахт и т. п., обеспечивающих ча­стичное проникание прямого солнеч­ного света, который в сочетании с отраженным светом от стен, потолка и пола обеспечивает условия освещен­ности, приближающиеся к природному солнечному освещению. На рис. 4.9 приведены примеры верхнего освеще­ния некоторых современных музеев.

Особую группу общественных зда­ний представляют павильоны на меж-

Рис. 4.91 Приемы верхне­го освещения музеев с объемными экспозициями, расположенными

Представляли павильоны СССР и США на Всемирных выставках в Брюсселе (1959) и в Монреале (1967).

Павильон СССР (архит. А. Т.По­лянский) выделялся лаконичностью и простотой архитектурного решения (рис. 4.10). Сплошь остекленные сте-

А — в центральной зоне по­мещения; б — по обе сторо­ны центрального прохода; / — зона адаптации (Ьа); II — зона экспозиции (?э); кри­вые показывают распреде­ление КЕО в зонах экспози­ции и адаптации, обеспечи­вающее хорошие условия обозревания экспонатов; Ьъ’. ?2*3

Дународных выставках, в которых де­монстрируются достижения различных государств в области культуры, науки и техники. Существенный интерес

Рис. 4.10. Поперечный раз — ет равномерно распределен — рез павильона СССР на ное интенсивное освеще —

Всемирной выставке в ние интерьера

Брюсселе (1958). На. разре­зе нанесена кривая КЕО, которая характеризу*

Глава 4. Архитектурное освещение 83


-0.25

ПЛАН ПОКРЫТИЯ

|

15 10

Рис. 4.11. Павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе (1958)

Из чередующегося зеркального светорассеивающего стекла и попереч­ные зенитные фонари в среднем нефе обеспечивали интенсивное и равномер­ное освещение интерьера. Однако вы­бранная система комбинированного ос­вещения весьма затруднила использо­вание адаптации для оптимального вы­явления основных экспозиций.

НЫ

И

А — поперечный разрез па­вильона с нанесенной на нем кривой КЕО, которая показывает распределение света, подчеркивающего центрическую композицию здания и хорошо выделяю­щего демонстрационную площадку А расположен­ную в центре искусственно­го пруда; б — детали разре­за и плана покрытия па­вильона с расположенными на них источниками искус­ственного освещения — эле­ментами световой архитек­туры здания; 1 — светящий­ся карниз; 2 — лаМпы нака­ливания; 3 — типовая секция; 4 — просвечиваю­щий сотопласт (покрытие); 5 — нейлоновая сетка

Значительно лучше была решена эта задача в павильоне США (ар — хит. Р. Стоун). Круглый в плане па­вильон (рис. 4.11) диаметром 121 м имел комбинированную систему есте­ственного освещения. Сплошь остек­ленная стена из органического стекла, перед которым располагалась металли­ческая отделанная под бронзу решет­ка, дополнялась открытым светопрое — мом диаметром 20 м и просвечиваю­щим легким покрытием. Эта система освещения подчеркивала центриче­скую композицию павильона. Вместе с тем мощный световой поток, прони­кающий через открытый фонарь, хо­рошо выделял центральную часть вод­ного бассейна с расположенной в цен­тре его площадкой для демонстрации мод. Убывающий к периферии вслед-

84 Часть IL Архитектурная светология


Ствие затенения антресолью уровень освещенности создавал иллюзию ог­ромного внутреннего пространства. На антресоли и на уровне пола павильона создавалась неравномерность освеще­ния, которая способствовала лучшему выявлению пластических свойств экс­понатов.

К группе II общественных соору­жений относятся спортивные залы, в которых высокая освещенность спор­тивной арены должна сочетаться с по­ниженной яркостью (освещенностью) в зоне расположения зрителей. Нерав­номерность освещения с минимумом в зоне зрителей и максимумом на арене не должна быть более 0,3. Дополни­тельно к этому естественное освеще­ние спортивных залов должно отвечать следующим требованиям:

Интенсивное освещение арены дол­жно осуществляться через фонари или световые шахты, сосредоточенные в центральной части покрытия, надежно защищающего спортсменов и зрителей от ослепленности прямыми лучами солнца;

Боковое освещение трибун целесо­образно осуществлять через окна, рас­положенные под углом не менее 15° к линии фиксированного наблюдения, проведенной от глаз зрителей, сидя­щих в последних рядах амфитеатра (рис. 4.12);

Искусственное освещение спортив­ного зала должно по возможности про­должать естественное освещение по характеру распределения света и по соотношению яркостей (освещенно- стей) на спортивной площадке (арене) и в зоне расположения зрителей, а также по спектральному составу света.

Световая среда в основных поме­щениях III группы должна удовлетво­рять комплексу функциональных и ги­гиенических требований, имеющих ко­нечной целью создание комфортных условий зрительной работы. Последняя характеризуется большим зрительным напряжением в течение рабочего дня

Вследствие разнообразия и специфики выполняемых учебных и производст­венных заданий.

Особенно важны требования к све­товой среде помещений учебных заве­дений с постоянной зрительной рабо­той: аудиторий, классов, мастерских, лабораторий, кабинетов и т. п. В этих помещениях наряду с нормой освещен­ности необходимо соблюдать требова­ния качества освещения, которые в значительной мере предопределяют восприятие пространства (эстетические характеристики) и психологический климат помещения. К важнейшим критериям качества световой среды в учебных помещениях относятся следу­ющие:

А) соотношения между яркостями основных поверхностей интерьера; при этом целесообразно исходить из соот­ношений яркостей, наблюдаемых в природе;

Б) неравномерность освещения по­мещения и насыщенность интерьера светом; насыщенность определяется в основном значением цилиндрической освещенности, выбираемой по СНиП;

В) направленность света, которая в помещениях для чтения, письма, ри­сования, лепки и т. п. должна быть слева; опыт показывает, что при рас­положении окон и фонарей надо от­давать предпочтение верхнебоковому направлению светового потока под уг­лом 30° к горизонту и более;

Г) зрительный дискомфорт, возни­кающий при попадании в поле зрения учащихся поверхностей с чрезмерно высокой яркостью: от прямых и отра­женных лучей солнца, от неба, а так­же от осветительных приборов. Кри­терием его оценки служит показатель дискомфорта (см. п. 4.3); численное значение этого показателя составляет (по данным Института строительной физики) при искусственном освещении 40, при естественном освещении 24— 30, при применении средств солнцеза — щиты (жалюзи и др.) — 20.

Рис. 4Л2- Примеры рацио казываег распределение

Мольного естественного ос — КЕО)

Вещения спортивных за — />// — рабочая поверхность лов (штриховая линия по —

При проектировании световой сре­ды в классах и аудиториях необходимо стремиться к обеспечению постоянства условий зрительной работы в течение всего учебного процесса. Это достига­ется применением приема совмещен­ного освещения, которое открыло но­вые возможности в создании прогрес­сивных объемно-планировочных реше­ний учебных зданий. Некоторые из применяемых проектных решении аудиторий и классов приводятся на

Рис. 4.13.

Глава 4. Архитектурное освещение 85



Купить бытовую технику недорого в одессе diskont.com.ua..